скачать рефераты

МЕНЮ


Развитие речи

Развитие речи

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

психологический факультет

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕМА: Влияние общения на развитие речи ребенка

в возрасте от 0 до 3 лет

Исполнитель: студент 4-го курса психологического факультета

Вершинина Наталья Анатольевна

Научный руководитель: д.п.н., профессор Крысько В.Г.

_________________

виза декана

Москва - 1997

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

(1. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 5

Развитие потребности в общении 6

(2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

8

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Довербальное развитие общения) 8

ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ 12

ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ 20

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ 26

Факторы, влияющие на развитие речи (рекомендации ) 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

ВВЕДЕНИЕ

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития

ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми

общественно-исторического опыта человечества.

Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются

дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши

прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца,

радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в

себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок

развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно

пользоваться.

В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило

общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские

передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми.

Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют

факторы коммуникативного характера. Первая - межиндивидуальная - функция

речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении

речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по

требованию взрослого партнера. Прежде всего это подтверждается практикой

воспитания детей.

Существуют печальные примеры, которые показывают, к чему приводит,

если много и с любовью не говорить с ребенком. Родившись глухим, ребенок

становится немым, если его дефект не сразу обнаружен. В ответ на свои

капризы, плач или крик он не слышит ответа и перестает вообще реагировать.

Но если чаще нежно брать такого ребенка на руки, улыбаясь и нежно

поглаживая, можно спасти его от полной духовной изоляции.

Известный исторический пример: император Фридрих 2 в начале 18-го века

захотел изучить праязык человечества и поставил опыт, в основе которого

лежала такая идея: если воспитывать ребенка, но при этом не разговаривать с

ним, то он сам по себе заговорит на этом праязыке. Результат этого

эксперимента плачевен - все младенцы умерли. Этот пример также подтверждает

то, что общение и любовь необходимы ребенку с самого рождения.

Решение данной проблемы определяет предмет и направление исследования,

а также цель, задачу и гипотезу работы.

Предметом исследования являются дети в возрасте от 4 месяцев до 3 лет.

Цель работы - исследовать развитие речи ребенка и определить, насколько

важное значение имеет общение с ребенком для ее формирования.

Данная цель требовала решения следующих задач:

. определение этапов развития речи как средства общения ребенка в возрасте

от 0 до 3 лет;

. выявление влияния степени общения взрослого с ребенком на ход развития

речи.

Для решения поставленных задач было проведено исследование развития

детей в возрасте: 4 месяца; 1 год 3 месяца; 3 года. Само исследование

проводилось в качестве наблюдения за поведением детей и их реакцией на

общение со взрослыми. Также в работе описаны два эксперимента:

1. по изучению понимания речи ребенка в возрасте от 1 года;

2. по определению активного словарного запаса детей в возрасте от 3 лет

по методике “Расскажи по картинке”.

Проводимое исследование было направлено на проверку гипотезы:

интенсивное общение взрослого с ребенком приводит к более раннему развитию

речи и повышает коммуникативные характеристики ребенка.

(1. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью

как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько

этапов.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не

умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия,

обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На

втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее

появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и

произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий

этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок

овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для

общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Aнализ поведения детей раннего возраста показывает - ничто в их жизни и

поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие

взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными

высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой

(«Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!»), заставляет ребенка

овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед

ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять

обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого

общения особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора как

решающего условия появления и развития у детей речи.

Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее

межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный

период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но по всей

видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из

этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный

фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства.

“Любая деятельность характеризуется определенной структурой. Ее

элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы,

цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности,

продукт или результат деятельности и средства ее осуществления (действия и

операции)”.*

Исходя из этого, предметом общения как деятельности является другой

человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом

деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера,

которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они

становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя.

Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих

качествах и свойствах) также входит в продукт общения.

Развитие потребности в общении

Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим

жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт

деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и

самопознанию.

“Первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка - это

потребность в другом человеке”.**

___________________________

* Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.-Н.,1975. С.78

** Эльконин Д.Б. Детская психология.-М..,1960. С.105

В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от

характера совместной деятельности ребенка ее взрослым. На каждом этапе

развития потребность в общении конституируется как потребность в таком

участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком

основных, типичных для его возраста задач.

Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со

взрослым:

1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное

условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.

2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание

потребности в общении появляется у ребенка после овладения им

произвольным хватанием.

3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне

познавательной деятельности детей, направленной на установление

чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети

стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым,

выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира.

Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает

такое сотрудничество.

4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта

потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих

взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их

отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это

позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.

В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым:

ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и

внеситуативно-личностное.

(2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Довербальное развитие общения)

Этап охватывает 1-й год жизни детей срок небольшой по сравнению с

продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное

значение в генезисе вербальной функции ребенка.

Ситуативно-личностное общение

На протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы

общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативно-

личностное общение с близкими взрослыми.

Оно характеризуется следующими чертами:

общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их

остальные отношения с миром;

содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном

внимании взрослых; ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;

основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев

категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений и поз.

Ситуативно-деловое общение

В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на

уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-

деловое общение. Оно отличается такими особенностями:

8) общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих

новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей;

9) содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом

стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с

окружающими

взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в

доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;

10) ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети,

побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут

теперь контактов со взрослым;

11) основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит

категория изобразительных (предметно-действенных) движений и поз

предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве

коммуникативных сигналов.

Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между

детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от ребенка

владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что

младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные

воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по

отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что у младенцев рано

появляется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с

фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр мира на этапе

ситуативно-личностного общения и весьма важную его часть на этапе

ситуативно-делового общения.

Первый звук, который издает ребенок, - это его первый крик при рождении.

Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.

Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых выражается

состояние ребенка, начиная от восторга (вскрики, визг) и до напряженного

сосредоточения (гукание).

Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с упражнений

в произношении отдельных звуков. Ребенок произносит задненебные и гласные

звуки “АИЫ”, “ОИУ”. Здесь итог доброй традиции “огукать” с детьми.

Вокализации детей 1-го года жизни являются предречевыми, хотя иногда

некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Так, младенец может

лепетать «дя-дя», но этот звукокомплекс не отличается фиксированным

звучанием. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с

предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий. Однако

часто вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми.

Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина, Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, М. Ю.

Кистяковская и другие авторы обязательно включают предречевые вокализации в

состав “комплекса оживления”, который является видом социального поведения

ребенка. С помощью вокализации дети по своей инициативе привлекают внимание

взрослого, с помощью звуков стараются удержать взрослого возле себя,

посредством их сообщают взрослому об испытываемом удовольствии или о

состоянии дискомфорта.

Таким образом, на 1-м году жизни дети активно слушают словесные

воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров и в

случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые

вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до

100 слов.

Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать звукам, которые

слышит.

Можно выдвинуть предположение о том, что еще в довербальный период у

ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих взрослых.

Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков речи среди

других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской восприятия

первых.

Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого вызывают мощную

ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько секунд бурной

радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к младенцу,

вызывает у него “комплекс оживления” (радостное поведение, выражающееся

улыбкой, сосредоточенным и светлым взором, возбужденным движением, и

звуками) максимальной силы и продолжительности. Это воздействие по

эффективности равно ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание

ребенка.

Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии ответное

поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у детей

разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В поведении

ребенка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется

ориентировочное начало.

Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых

раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей.

К концу 1-го года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых

звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный. Во втором

полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым. В

ходе этого взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах

коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание со взрослыми.

Таким средством общения становится речь, вначале пассивная (понимание), а

затем активная (инициативные высказывания самого ребенка).

ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ

Второй этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении

ребенка с окружающими людьми довербальной и вербальной. Несмотря на такое

промежуточное положение, он растянут во времени и охватывает обычно более

полугода от конца 1-го года до второй половины 2-го года. В случае

замедленного речевого развития второй этап может растянуться на год

полтора.

Основное содержание второго этапа составляют два события: возникает

понимание речи окружающих взрослых и появляются первые вербализации -

период лепета, или послоговой речи. Он продолжается приблизительно до

конца первого года жизни.

“Ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать

определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что

сказав “ам-ам” можно получить есть, а сказав “ма-ма”, можно позвать маму”*

Оба события тесно связаны между собой, и не только во времени, но и по

существу. Они представляют собой двуединый способ решения одной

коммуникативной задачи. Задачу ставит перед ребенком взрослый он требует от

детей выполнить действие по словесной инструкции и предусматривает в

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.