скачать рефераты

МЕНЮ


Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Выполнила: студентка 5-го курса ОЗО

ГАВРИЛОВА

Наталья Николаевна

_______________

(подпись)

Научный руководитель: канд. филолог.

наук, доцент

ШВАРКО Лилия

Ивановна

_______________

(подпись)

Дипломная работа защищена

« »

_______________ 2002

Оценка:

______________

Председатель ГАК

_______________

(подпись)

__________________________________

(Ф.И.О.)

БАРНАУЛ - 2002

Содержание

Введение ………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы развития речи старших

дошкольников ………………………………………………...8

1. Особенности развития речи старших дошкольников ……..8

2. Влияние малых форм фольклора на развитие

речи старшего дошкольного возраста ……………………20

1.2.1Особенности понимания малых форм фольклора

старшими дошкольниками ………………………………26

Глава 2. Содержание и методика развития речи детей с

использованием малых форм фольклора …………………29

1. Методика использования малых форм фольклора в

речевом развитии ребенка …………………………………29

2. Анализ опытно-экспериментальной работы по

развитию речи детей с использованием малых

форм фольклора ……………………………………………51

Заключение …………………………………………………….58

Библиография ….………………………………………………61

Приложения

Введение

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа,

возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что

характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно

подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное

звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком

является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому

процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном

образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина

заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит

и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного

возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую

значимость.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни

ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил,

принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой

системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век,

из семьи в семью.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык,

прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е.

Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время

из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и

процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше

времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого,

произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки)

практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях

пяти - шести лет.

К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов,

забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще

актуальнее.

В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину:

при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко

выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и

языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию

пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях

по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах обучение сводится к

подготовке к школе, к усвоению грамоты, кое-где уже обучают чтению. Занятия

по развитию речи отводятся на второй план.

Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики

развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм

фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально

организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного

образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы

педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными

субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении

дополнительных знаний).

Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного

возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и

др.

Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых

форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева,

Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я.

Мацкевич, И.В. Черная, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова,

М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В.

Казюк и др.

В настоящее время появилось достаточно большое количество различных

парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-

образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу "Наследие"

под редакцией М.Ю. Новицкой, "Оберег" Е.Г. Борониной, "Приобщение детей к

истокам русской народной культуры" О.Л. Князевой и много других.

Остро чувствуя недостатки действующей государственной "Программы

воспитания и обучения детей дошкольного возраста" (1989 г), особенно

отсутствие раздела "Нравственное воспитание", ведущие педагоги-дошкольники

города Барнаула также предприняли попытки восполнить этот пробел своими

творческими работами (детские сады №167, №249, №217, №84 и другие). Очень

жаль, что все их наработки остаются достоянием их собственных коллективов.

Ведь тем, кто только начинает работу в этом направлении, очень важно

опираться на опыт своих единомышленников.

Но и в этих программах также не существует разработанного конкретного

содержания методики речевого развития средствами малых форм фольклора, нет

определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному

направлению. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены

искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора,

не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

И так, возникает противоречие между потенциальными возможностями

малых форм фольклора в речевом развитии старших дошкольников и

недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками

развития речи детей средствами малых форм фольклора.

Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной

методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых

форм фольклора. Решение данной проблемы составляет цель исследования:

выявить оптимальные условия развития речи детей старшего дошкольного

возраста средствами малых форм фольклора.

Объект исследования – процесс речевого развития старших дошкольников

в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования – процесс речевого развития детей старшего

дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость

постановки и решения следующих задач:

1. Проанализировать психолого-педагогические основы развития

речи детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить основные методы, формы использования малых форм

фольклора в процессе речевого развития детей и разработать

методику их комплексного применения.

3. Проследить динамику изменения уровня речевого развития в

процессе экспериментальной работы.

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что

уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается,

если:

- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными

руководителями процесса речевого развития;

- будет организовано специальное обучение родной речи с

использованием малых форм фольклора не только на специальных

занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для

обучения и развития речи.

Методологическую основу исследования составили теории развития

детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И.

Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические

исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский

и др.)

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике

использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической

литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, эксперимент,

наблюдения, анкеты для родителей, количественный и качественный анализ

полученных данных.

Структура дипломной работы отражает логику, содержание и результат

исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,

библиографии и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект,

предмет, задачи исследования, методологическая основа и используемые

методы.

В первой главе "Теоретические основы развития речи старших

дошкольников" рассмотрено состояние исследуемой проблемы психолого-

педагогической науке, проанализировано особенности развития речи старших

дошкольников и влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего

дошкольного возраста.

Во второй главе "Содержание и методика развитие речи детей с

использованием малых форм фольклора" рассмотрено состояние исследуемой

проблемы на практике и раскрыта сущность ее реализации.

В "Заключении" подведены общие итоги исследования, сформулированы

выводы по проделанной работе.

В "Приложении" представлены диагностический материал, конспекты

занятий, сценарии развлечений, дидактические игры и наглядный материал.

Глава 1. Теоретические основы развития речи старших дошкольников

1. Особенности развития речи старших дошкольников

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их

деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях:

совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми,

вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов,

орудием мышления.

К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания

ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение,

что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера, у старших дошкольников, когда

они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая

конструкция: ребенок сначала вводит местоимение ("она", "он"), а затем, как

бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение

существительным: "она (девочка) пошла", "она (корова) забодала", "он (волк)

напал", "он (шар) покатился" и т.д.[8, c.152] Это существенный этап в

речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается

пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания

рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более

подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи,

выражающиеся во "внутреннем монологе", при котором происходит как бы

разговор с самим собой.

З.М. Истомина считает, что ситуативность речи у старших дошкольников

заметно снижается. Это выражается, с одной стороны, в уменьшении количества

указательных частиц и наречий места, заменявших другие части речи, с другой

стороны, в уменьшении роли изобразительных жестов при рассказывании.

Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм

речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Но опора на наглядный

образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы

связности и увеличивает моменты экспрессивности.

По данным А.М. Леушиной, по мере расширения круга общения и по мере

роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Это

свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических форм родного

языка. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание

раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для

слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации. Контекстной

речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На

занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное

содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых

речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых.

Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые

шаги. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со

временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то

ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера

общения.

Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника

является овладение языком как средством общения. По данным Д.Б. Эльконина,

общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер.[56, с.195]

Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования

связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом

предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ,

сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает

потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство

игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит

уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе

собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться

объяснительная речь.

А.М. Леушина считает, что развитие связной речи играет ведущую роль в

процессе речевого развития дошкольников. В ходе развития ребенка

перестраиваются формы связной речи. Переход к контекстной речи стоит в

тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно

высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими

или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение

оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их.

На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко

составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему.

Однако дети все еще чаще нуждаются в предшествующем образце воспитателя.

Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым

предметам или явлениям у них развито недостаточно.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает

высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный

вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются

критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою

речь.

По данным Д.Б. Эльконина рост словаря, как и усвоение грамматического

строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания.

Индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере

психического развития:

- в исследованиях В. Штерна дети пяти лет имеют запас слов – 2200, а

дети шести лет – 2500-3000 слов.

- в исследованиях Смита дети пяти лет имеют число слов 2072, прирост

слов – 202, дети пяти-шести лет – 2289 с приростом слов в 217, дети

шести лет – 2589 с приростом слов в 273.

Словарный состав представляет лишь строительный материал, который

только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка

может служить целям общения и познания действительности.

На основании тщательно проведенного изучения формирования

грамматического строя русского языка А.Н. Гвоздев характеризует дошкольный

период (от трех до семи лет) как период усвоения морфологической системы

русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений.

В этот период происходит разграничение ранее смешавшихся однозначных

морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то

же время в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы.

После трех лет происходит интенсивное овладение сложными

предложениями, соединенными союзами. Из общего числа усваиваемых до семи

лет союзов 61% усваивается в период после трех лет. В этот период

усваиваются следующие союзы и союзные слова: что, коли, куда, сколько,

который, как, чтобы, в чем, хотя, ведь, все-таки, или, оттого что, зачем,

почему, отчего. Усвоение этих союзов, обозначающих самые разнообразные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.