скачать рефераты

МЕНЮ


Роль самооценки в самовоспитании старших школьников

Роль самооценки в самовоспитании старших школьников

Московский Педагогический

Государственный Университет

им. В.И.Ленина

биолого-химический факультет

Реферат

на тему: «Роль самооценки в самовоспитании старших школьников»

Научный руководитель:

кандидат психолгических наук,

доцент, член-корреспондент АПСН

Спичак Светлана Феодосьевна.

Москва 1998г.

1

Возрастная психология - это одна из наиболее развитых отраслей

современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией,

раскрывающей природу и закономерности психологической жизни человека.

Возрастная психология изучает особенности психологического развития

человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная

динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических

процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Основные

характеристики отраслей возрастной психологии: детская психология,

психология младшего школьника, психология подростка, психология юности,

психология взрослого человека.

Я выбрал для изучения психологию юности. В это период завершается

подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей,

мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение

гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих

социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с

окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой

социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной

деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между

интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

В результате психологических исследований установлено, что

индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в

первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В

различные периоды жизни человека соотношение между социальным и

биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на

психологическое развитие человека усиливается.

Разновременная последовательность биологического и социального

созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в

юношеском возрасте.

В юношестве выделяют две фазы: одна на границе с детством ( ранняя

юность ), другая - на границе со зрелостью ( старший юношеский возраст ),

которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для

первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути

( накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором

профессии , приобретение тех или иных качеств личности и т.д. ). Для второй

- участие в производительном труде и использование приобретённых

профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему

совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности.

2

Теперь обратимся к психологам непосредственно занимающимся проблемами

психологии, и в частности проблемами юношеской психологии и роли оценки и

самооценки, самопознания в самовоспитании старших школьников.

Вот что пишет Н.Ф.Добрынин: «Можно считать, что возрастные особенности

выражаются прежде всего в анатомо-физиологических чертах, свойственных

данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастом изменяется

отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей

действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности.

Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения

человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к

самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека

с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует.

Человек не только входит в данные общественные отношения, но и сам

составляет часть этих отношений.

Веским характерным, особенно для подростка и юноши, является в этом

возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и

поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и

замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли. Именно это и

было побудительной причиной для того, чтобы при изучении юношеского

возраста поставить в след за изучением анатомо-физиологических изменений

вопрос об представлении о себе в этом возрасте.

Юношескому возрасту присущи своеобразные черты. Прежде всего надо

отметить некоторые особенности роста и физического развития в этом

возрасте. Заметное преобладание увеличения роста над приростом веса уже к

концу подросткового возраста постепенно уменьшается.

У юноши при нормальных условиях жизни уже нет диспропорции отдельных

частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности

движений. Мышцы его растут и при достаточном их упражнении позволяют

успешно выполнять физические и не очень сложные упражнения. Постепенно

исчезают беспокойства и те трудности, которые типичны для первого периода

полового созревания. Последний перестаёт быть тем новым и неожиданным, во

многом пугающим и смущающим. Новые впечатления, беспокойства подростка, уже

не являются непонятными и необычными, к ним юноша привык, они беспокоят но

меньше, хотя, понятно, острота их полностью не исчезает. Трата энергии,

вызванная предыдущем возрастом в связи с этим, а также в связи с тем, что

прирост веса становится больше относительно прироста роста, значительно

уменьшается, внутренние силы всё больше увеличиваются.»

Исходя из сказанного, я делаю вывод, что для юношеского периода

физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в

предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на

второй план. На первый план выходят внутренние качества.

Об этом же писал и И.С.Кон. Он говорил о том, что на первой место

ставятся умственные способности, знания, умение, навыки. Человек понимает,

что внешность можно улучшить с помощью косметики,.. прически, занятий

спортом, скрыть недостатки. Но при этот в человеке остается его внутреннее

содержание. Юноша начинает ценить не только внешность, но и внутреннее

содержание. И его ровесники больше внимания обращают уже не на внешность, а

на личные качества человека. В этом возрасте человек начинает оценивать

других по пословице: «По одёжке встречают, по уму провожают».

3

Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего

школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших

школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более

критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и

сверстника.

Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным,

нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки

старшеклассников морально-волевых качеств своих сверстников. Оказалось, что

старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества

предпочитают волевым. Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают

предпочтение моральным качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это

создаёт благоприятную почву для формирования моральных установок, чувств

старшеклассников.

Обнаружили и половые различия в оценке личностных качеств.

Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей

преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена

менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс количество

таких оценок увеличивается.

В том же исследовании учащимся 8-х - 10-х классов предлагалось оценить

в баллах рад проявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств.

Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем

десятиклассники, это объясняется тем, что десятиклассники предъявляют более

высокие требования к морально-волевым качествам. Учителя оценивают те же

самые качества восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на

0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о взрастающей в процессе формирования

старшего школьника самокритичности. Для личности старшего школьника, как

показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, что говорит о

высоком уровне самосознания.

В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они

охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши

называют у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди

положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в

дружбе’, ‘не подвожу друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план

выступают те качества, которые важны для установки контактов со

сверстниками, или те, которые этому мешают ( вспыльчивость, грубость,

эгоизм и т.д.)

Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих

умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся

учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте

положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы

верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно

указывают на какие-то другие свои достижения.

И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем

вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты.

По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками,

склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё положение в

коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.»

Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка

неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха,

апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут

вообще не проявляться.

Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от

меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как

на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой.

Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат

отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

4

Исходя из этого я обращаюсь к И.С.Кону. Он по моему мнени. Наиболее

доступно и правильно смог описать и рассказать о развитии самосознания и

образа «Я» у юношества.

«Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не

только с половым созреванием как считала биогенетическая школа в

психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и

тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это

происходит теперь, то прежде всего потому, что физическое созревание

является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления,

возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят

другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка,

изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую

очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?»

В этот период происходит переход от внешнего управления к

самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об

объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация

субъекта о самом себе, то есть самосознание.

Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего

мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее

событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на

других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно,

расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство

или ощущение внутренней пустоты. Которую чем-то необходимо заполнить.

Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется

избирательность общения, потребность в уединении.

«Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневнике

восьмиклассница, - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверное была центром

общества, а теперь - нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не

обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не

влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, я думала: зачем жить?

Но сейчас я очень хочу жить...» У этой девочки и в школе и дома всё

благополучно, и сама она социально очень активна. Чувство одиночества, о

котором она пишет, - нормальное явление, следствие рождения внутренней

жизни. О иногда подобное переживание может быть острым и драматичным.

Становление личности включает в себя также становление относительно

устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе.

Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я» или «я - концепция») -

сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию

своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?»

подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу

и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё

могу сделать в жизни?»

Далее свою мысль я хочу продолжить словами Н.Ф.Добрынина: «Юноша

хорошо понимает, что всякое вмешательство в жизнь возможно только в

условиях общества, в условиях коллективной деятельности, отсюда потребность

в общении связывается у него с жизнь коллектива. Именно коллектив даёт ему

возможность проявить не только сои способности, но даёт ему и уверенность

в возможности тех изменений, которые кажутся ему нужными. Дружный коллектив

всё больше воспринимается им как та сила, с помощью которой можно всего

добиться.

Вместе с тем коллектив требует постоянной работы над самим собой,

познание самого себя, своих способностей и своих возможностей и овладение

этими возможностями, овладение самим собой, своей волей, своими чувствами и

стремлениями. Самопознание всё больше связывается с возможностями такого

овладения самим собой. И юноша всё большее значение придаёт развитию своей

воли. Он задумывается над особенностями своего характера, так как

возможностей его проявления у него значительно больше, а умение оценивать

собственные силы и умение понимать, как нужно развивать эти силы становится

более осознанными. Он начинает понимать, как нужно формировать свой

характер и развивать свои способности.

Вместе с тем он всё больше и больше начинает разбираться в

достоинствах и недостатках других людей, в особенности своих товарищей, в

тесном общении с которыми формируется его личность, с которыми он делится

своими мнениями, желаниями, в спорах с которыми ищет и добивается истины.

Критика и самокритика являются типичными для этого возраста. Они должны

быть направлены в нужную сторону и не переходит в мелкие распри и обиды.»

Исходя из слов И.С.Кона и Н.Ф.Добрынина и моих личных соображений

можно подвести итог о психологическом состоянии личности юноши. К этому

периоду у него уже достаточно определенны и стойки особенности характера,

способностей, темперамента. Физически формирование уже почти закончилось,

но при всём этом появляется «ценнейшее приобретение - открытие своего

внутреннего мира». Происходит переход от внешнего управления к

самоуправлению. Как уже было сказано, для управления необходима информация,

которую юноша начинает искать в своём внутреннем мире. Размышляя он

начинает понимать, что у каждого человека должна быть своя цель в жизни.

Для того, чтобы её добиться, нужно улучшить себя, развивать в себе хорошие

положительные качества. Чёткая дифференцированная самооценка предполагает

сравнительно чёткое осознание и выделение тех областей, в которых могут

быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может

претендовать на высокие результаты, чёткое выделение своих сильных и слабых

сторон. Старший школьный возраст - это возраст интенсивного формирования

мировоззрения. У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас

знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их

систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к

теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие

принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом

предшествующего психологического развития, и прежде всего развитием

понятийного мышления.

5

Высокий уровень развития самосознания старшего школьника, в свою

очередь, приводит к самовоспитанию.

Как показывают исследования, уже младшие школьники могут

охарактеризовать свой поступок, но они не в состоянии установить связи

между своими поступками и особенностями своей личности. Они объясняют своё

поведение лишь внешними обстоятельствами. На вопрос: «Почему ты постоянно

нарушаешь дисциплину на уроке?», они могут ответить так : «Петя мне рожки

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.