скачать рефераты

МЕНЮ


Роль семьи в подготовке детей к школе

Роль семьи в подготовке детей к школе

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«РОЛЬ СЕМЬИ

В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ

К ШКОЛЕ»

ВЫПОЛНИЛА:

СТУДЕНТКА ФАКУЛЬТЕТА РГФ

3 КУРСА 310 ГР.

ГОРЕЛКИНА НАТАЛИЯ

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

ДОЦЕНТ,

КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

ШЕБУНЯЕВ А.Г.

ТАМБОВ, 2000

ПЛАН:

Введение.

1. Содержание воспитания дошкольника в семье:

1.1. Нравственное воспитание дошкольника как основа его будущей трудовой

и учебной деятельности.

1.2. Развитие чувства собственного достоинства и чувства коллективизма у

дошкольников как фактора подготовки к жизни и деятельности в школьном

коллективе.

2. Роль режима будущего школьника.

3. Развивающие игры и формирование интеллектуального развития.

4. Советы родителям.

5. Заключение. Психологическая готовность к школе.

6. Список используемой литературы

7. Приложения.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье

является наиболее актуальной: придя в школу, первоклассник должен иметь

навыки чтения, письма и счета. Но это не имеет, на мой взгляд,

первостепенной значимости. Самое главное для любого человека, и для ребенка

в частности, умение общаться, приспосабливаться, слушать, слышать и

понимать.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученной в ходе

изысканий информации, определить роль и место важнейшего института

воспитания – семьи – в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту

готовность.

В соответствии с целью данной работы, определяются ее основные

задачи:

1. Познавательная: изучить возможности семьи в формировании

готовности к школьному обучению; влияние семьи на

сформированность этой готовности.

2. Разработать рекомендации родителям, способствующие

максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке

к обучению.

3. Изучения опыта конкретных семей в решении поставленной

проблемы.

В данной работе использованы следующие методы:

. анализ научно-педагогической и методической литературы;

. педагогический эксперимент (наблюдения, беседы с

родителями и детьми).

Подготовка детей к школе является одним из наиболее важных вопросов

педагогики. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет

его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка,

приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей

являются родители.

Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое

связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная

семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей

внутренней уединенной жизнью.

Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как

дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает

язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним,

разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку. Таким

образом, они смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах

воспитания, но и в обучении.

И, наконец, родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал

недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

1. Содержание воспитания дошкольника в семье: нравственное

воспитание дошкольника как основа его будущей трудовой и учебной

деятельности

1. Нравственное воспитание дошкольников в семье.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у

дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности,

организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего

воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в

нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в

школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит

к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней

опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей,

неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка

волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать.

Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии

родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении

затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют

проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы

социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких

качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность,

организованность, родители не придают большого значения.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая

роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных

эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость

проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой

атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в

любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми,

которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их

забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно

восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от

того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство

эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это

делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира,

его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства

собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя,

и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного

достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки

других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или

несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е.

самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые

оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша

является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с

доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только

на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия

это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в

своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает

чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и

отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и

его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о

добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность

активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять

повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в

преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения

заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении

первоклассника, становится причиной его неуспеваемости,

недисциплинированности.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно

приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет

свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений

взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает,

что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим,

так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней

помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает,

что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего

дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение

навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь

другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного

результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками

самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-

волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-

дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье,

по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их

выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и

ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим

членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В

семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало

распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды,

участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные

семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их

нравственно-волевое развитие.

Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом

месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит

самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды

труда занимают незначительное место.

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания,

родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять

данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит

вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых

взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.

2. Развитие чувства собственного достоинства и чувства

коллективизма у дошкольников как фактора подготовки к

жизни и деятельности в школьном коллективе.

Численность детей в детских садах резко сократилась. Для многих

родителей плата за детский сад недоступна. Мамы и папы вынуждены

воспитывать ребенка в домашних условиях, зачастую лишая его при этом

необходимого ему общения со сверстниками. Некоторые обеспеченные родители,

не удовлетворенные качеством услуг массовых дошкольных учреждений, имеют

возможность прибегнуть к помощи «домашних воспитателей», частных дошкольных

учреждений, воспитанники которых с детских лет начинают чувствовать

собственное превосходство над другими, не имеющее ничего общего с чувством

собственного достоинства или развитием индивидуальности.

Мы сплошь и рядом читаем и слышим, как развить индивидуальность

ребенка, а вот публикаций о том, как в столь противоречивой обстановке

научить его жить среди людей, почти нет. Многие издания почти полностью

вывели из употребления термины, обозначающие нравственные ценности, ставшие

во всем мире общепризнанными и получившими статус общечеловеческих. Так

произошло и с термином «коллективизм». В новой модели воспитания нет места

формированию коллективизма. А жаль. Я уверена, что сегодня практически

каждый человек, которому за двадцать, может подтвердить, что в

коллективизме есть что-то ценное, необходимое каждому. Это что-то и есть

сущность коллективизма: я могу самовыразиться, реализовать себя, если

чувствую признание со стороны своего окружения.

Анализируя поступки ребят в детском саду, в домашней обстановке,

можно заметить, что одни из них стремятся к удовлетворению в первую очередь

своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями

окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. В данном случае принято

говорить о направленности ребенка на себя. Другие дети свои поступки,

действия соотносят (в разной степени) с интересами, желаниями окружающих

людей – сверстников, взрослых и т.д. В таком случае можно говорить о первых

проявлениях коллективистической направленности.

Один и тот же ребенок в разном окружении может проявлять разную

степень коллективистической направленности. Это в какой-то степени

объясняет неодинаковое поведение детей дома и в детском саду. Многим

знакома ситуация, когда «на людях» ребенок вежлив, исполнителен, с радостью

выполняет поручения воспитателя, значимые для всей группы, а дома грубит,

не прислушивается к советам, просьбам взрослых, требует исполнения всех

своих желаний. Как объяснить такое поведение? В детском саду ребенок

почувствовал значимость общества сверстников для него: его интересы

удовлетворяются только тогда, когда он сам считается с интересами группы. А

дома малыш привык к тому, что свою значимость для членов семьи ему не надо

«завоевывать», не нужно самоутверждаться, потому что все и так подчинено

удовлетворению его потребностей и интересов, все и так уверены в его

уникальности и непревзойденности. В результате постепенно формируется

направленность на себя, которую трудно преодолеть с годами.

Но все же преодолеть ее можно. И это является главной задачей для тех

родителей, которые не хотят видеть своих детей в будущем эгоистами. На пути

формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит

сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка

направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения

собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком

своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого

всеми (на третьем).

И еще, на мой взгляд, каждый ребенок должен пройти «школу детского

сада». По многим причинам, и главная из них – именно в детском саду ребенок

учится жить среди людей.

1. Роль режима будущего школьника.

Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей.

Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться

его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников:

твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку,

воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.

Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были

целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая

порождает лень.

Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок

включается в систематический учебный труд, у него появляются новые

обязанности и заботы, ему приходиться подолгу находиться без движения.

Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к

обучению в школе.

Для детей правильно организованный режим – условие не только

сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы.

Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха,

различных видов деятельности в течение суток.

Развивающие игры и формирование

интеллектуального развития

«Без игры нет и не может

быть полноценного умственного

развития. Игра – это огромное

светлое окно, через которое в

духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий. Игра

– это искра, зажигающая

огонек пытливости и

любознательности.»

В.А. Сухомлинский

Игра – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой

формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события,

полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми.

В воспитании у детей нравственно-волевых качеств большую помощь могут

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.