скачать рефераты

МЕНЮ


Роль воображения в игровой деятельности дошкольников

Роль воображения в игровой деятельности дошкольников

Министерство образования Российской Федерации

Волгоградский социально-педагогический колледж

Кафедра педагогики и психологии

«Роль воображения в игровой деятельности дошкольников».

Выпускная квалификационная работа

Исполнитель: Сихварт Светлана Владимировна

студентка группы 5 «Ж»

Научный руководитель: Передельская Светлана

Александровна

Рецензент:_________________________________

Дата допуска к защите:______________________

Волгоград 2002г.

Оглавление

1. Введение 3

12. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований

роли воображения в игровой деятельности дошкольников. 5

§1. Теоретическое представление о воображении,

его видах и функциях 5

§2. Психологические особенности воображения

детей дошкольного возраста 22

§23. Проявление воображения

в игровой деятельности дошкольников 26

§3. Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста

Вывод по 1 главе 31

23. Глава 2. Опыт экспериментального исследования

роли воображения в дошкольном возрасте. 33

§1. Организация и методики изучения особенностей воображения

в дошкольном возрасте .33

§2. Результаты изучения особенностей воображения

в дошкольном возрасте и их анализ. 37

§3. Психолого-педагогические рекомендации

по развитию воображения у детей .45

4. Вывод по 2 главе 49

5. Заключение 51

36. Библиография 52

47. Приложение 53

Введение

Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на Луну,

отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого

друга.

Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих

учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило

воображения». Именно благодаря воображению, в науке совершены великие

революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы

элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.

Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует

педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное

обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К

первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых

происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть

готовым к предвосхищению возможных изменений.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также

на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочинять»,

«воображать», сочетая реальное с воображением. [2]

Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались

исследователи: Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А.

В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л., Вернер.

В современной психологии существует представление о воображении, как

о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств

путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения,

грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное

воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое. В творческое

входят мечта и фантазия.

Установлено, что воображение развивается в дошкольном детстве.

Эффективнее всего в игровой деятельности.

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих

функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик

диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм.

Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и

использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности

дошкольников. Поэтому темой нашей работы является «Роль воображения в

деятельности дошкольников».

Наше исследование посвящено роли воображения в игровой деятельности

дошкольников 6-7 лет.

Цель исследования: определение роли, которую выполняет воображение в

игре дошкольника.

Объектом исследования является игровая деятельность дошкольников.

Предмет исследования: проявление воображения в игровой деятельности

дошкольника.

Гипотеза: Развитие воображения и развитие игровой деятельности –

взаимозависимые процессы, поэтому по уровню развития воображения, можно

предполагать уровень развития игровой деятельности и соответствующим

образом строить развивающую и коррекционную работу с ребенком.

С целью проверки данной гипотезы выдвинем следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, посвященной

данной теме.

2. Раскрыть сущность понятия воображение.

3. Описать особенности воображения в дошкольном возрасте.

4. Подобрать методики для диагностики особенностей воображения в

дошкольном возрасте.

5. Провести исследование воображения в игровой деятельности

дошкольников.

6. Проанализировать полученные в исследовании данные.

7. Составить рекомендации по развитию воображения в игровой

деятельности дошкольника.

12. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований

роли воображения

в игровой деятельности дошкольников.

1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях.

В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство –

воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек

узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих

реально, то в воображении отражается и то, что было, но свидетелем чего

человек не мог быть, и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам,

и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение и, то,

что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии

человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве: он

может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи,

события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного

пространства в другое.

Воображение – это психический процесс создания образов предметов,

ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в

новое сочетание.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы

начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить

впечатления и удержать их в памяти.

Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его

впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Воображение

возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты

труда можно было, только «забежав вперед» тех дел, которые совершались в

данный момент. Точил ли первобытный человек камень для наконечника стрелы

или топора, ломал ли палку для лука, готовил ли яму для поимки зверя – во

всех этих делах присутствовал образ, мысленная картина того, что получится,

произойдет в недалеком будущем в результате усилий, целенаправленных

действий.

С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствовалось и

воображение: оно рисовало картины более далекого будущего, дальние

результаты. Первобытный человек был слаб, в единоборстве с природой.

Природа подавляла его: он не мог объяснить происходящее вокруг. Так

родилось представление о существовании сил, стоящих над человеком,

появилась религия.

Современный же человек многое может объяснить. Он не верит в

сверхъестественные силы, а знает законы природы, и не только знает, но и

использует их в создании средств существования, в удовлетворении духовных

потребностей. И тем не менее воображение продолжает играть в его жизни

огромную роль. Нет границ познанию, работе мысли, беспредельны и фантазия,

воображение, которое порой идет впереди мышления, пролагая ему путь. [14]

Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть

только у человека. Только у человека, который как субъект общественной

практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В

процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той

деятельности человека, посредством которой он реально изменяет

действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен

кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования

действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в

практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы. [18]

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то,

что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от

данного может выразиться, во-первых, в том, человек, исходя из знаний и

опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в

действительности сам он никогда не видел.

Воображение может предвосхищая будущее, создать образ, картину того,

что вообще не было. Так М. В. Водопьянов или И. Д. Папанин могли в своем

воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на нем

тогда, когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно,

осуществимая ли.[1]

Воображение может совершить и такой отлет от действительности,

который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от

действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту

действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей

мере оно, преобразуя действительность, отклоняя от нее, при этом все же

учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Таким образом,

и в этой, форме, отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики,

воображение не порывает связь с действительностью.

В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от

действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.

Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно

выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается

затем определенная способность, по мере того как воображение формируется в

какой-нибудь конкретной творческой деятельности.

Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под

влиянием, чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования

приводят тогда к искажению, а иногда к более глубокому познанию

действительности.[18]

Воображение под влиянием чувств иногда по своему капризу произвольно

порождает желанный образ, но оно же может и ярче выявить подлинный образ

человека. Когда мы любим человека, мы обычно видим его иначе, в ином,

созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он представляется

другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением под

воздействием чувства образ существенно расходится с действительным обликом

человека. Подчиняясь нашему чувству, воображение в таком случае может

уготовить нам немало горьких разочарований. История не одной любви

протекает в борьбе между тем воображаемым образом человека, который

порожден чувством, и реальным образом этого человека. Но бывает и иначе:

образ, складывающийся при равнодушном – а может быть, и бездушном отношении

к человеку на основании обыденных впечатлений, в мелких житейских

отношениях, может закрыть подлинный облик человека мелкими и

несущественными штрихами, а большое подлинное чувство может оказаться

мощным проявителем не только самых прекрасных, наиболее человеческих черт в

человеке, но притом именно тех, которые составляют его подлинную

сущность.[7]

Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем

наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ

Э. В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения,

принадлежит к числе не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных

способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни

шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже

перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии,

никогда не запустило бы в космос ракеты».

Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни

поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто

человеком… Воображение – это способность вызывать образы. Человек начисто

лишенный этой способности, был бы тупицей».

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но

в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение

преобразует действительность и создает на этой основе новые образы.

Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно

преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия

и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической

деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется

их построение?

Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-

синтетическую деятельность человеческого мозга.

Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или

явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся

комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых

реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном,

измененном виде и содержании.

Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно

неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на

нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом

окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал,

отражение того, что станет реальностью в будущем.[4]

Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний, из

временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий

мозга.

Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы

невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не

представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без

воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в

искусстве. [18]

Функции воображения.

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть

«безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека

не поступает новая информация, когда он не решает ни каких проблем. Именно

в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по

своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить

воображение.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах

и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения

связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция

воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи

своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворить многие

потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная

функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья

функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции

познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия,

внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов

человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он

получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана

действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец,

пятая функция – это планирование и программирование деятельности,

составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

[14]

Виды воображения.

В психологии выделяют следующие виды воображения:

Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под

воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения,

галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».

Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна

люди пришли лишь в конце XIX – начале ХХ в. Обрывки воспоминаний прошлого

причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно,

вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В

полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов

говорил, что сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений».

Когда человек спит, его сознание как бы отступает на задний план, так как

прекращают работать участки головного мозга, которые ведают сознанием,

контролируют наши впечатления и представления. Сон – это разлитое

торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое

торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происходит

неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.