скачать рефераты

МЕНЮ


Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

Введение

Актуальность постановки проблемы

Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, напрямую

затронули и образование, которое переживает сегодня, по оценкам ученых и

учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис,

выражающийся не столько в материально-финансовом оскудении, уже поставившим

его на грань физического выживания, сколько в неопределенности целей и

содержания самого образования.

В этой ситуации возникла и все более осознается необходимость решения

стратегических задач развития образования, о чем свидетельствует появление

ряда работ ( Е.П. Белозерцев [23], Б.С. Гершунский [35], В.Н. Гончаров,

В.Н. Филиппов [34], В.А. Дмитриенко, Н.А. Люрья [41], Э.Д. Днепров [42],

О.В. Долженко [40], Г.Б. Корнетов [58, 59], В.Б. Миронов [74], Ф.Т.

Михайлов [75], А.Г. Пашков [83], Н.С. Розов [84], А.И. Субетто [98], В.Ю.

Троицкий [99], В.Д. Штерн [104], П.Г. Щедровицкий [105] и др.)

Общественные преобразования, осуществляемые в настоящее время,

сопровождаются рождением кардинально нового типа социокультурного

наследования, при котором обеспечивается обладание изменения над

сохранением, созданием нового над копирование старого. Между тем, речь

должна идти не о революционной ломке, но об отрицании отрицания, о

прогнозировании будущего на основе анализа событий и явлений прошлого.

Сказанное в полной мере относится к реформированию российской школы в

контексте европейского образования.

С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема

которого сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции

становления и развития российской школы как феномена европейской

педагогической культуры.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – историческое развитие европейского образования.

Предмет исследования – генезис российской школы в контексте

европейского образования.

Задачи исследования:

- проанализировать основные этапы исторического развития

западноевропейского и российского образования;

- охарактеризовать особенности культурно-исторического развития России и

организации школьного образования;

- представить генезис российской школы как явления европейского

образования;

- выявить ведущие тенденции развития российской школы как феномена

европейской культуры.

Исходные методологические позиции исследования определяет

диалектический метод познания, благодаря которому раскрытие сущности

педагогических явлений осуществлялось на основе конкретного исторического

анализа, с учетом того, что образование обуславливается материальной жизнью

общества, уровнем социокультурного и историко-культурного уровня развития.

Основными методологическими и теоретическими ориентирами исследования

служили культурологический принцип, позволяющий рассматривать образование и

педагогическое сознание как составляющую часть мировой культуры,

аксиологический подход к изучению педагогической реальности (В.И. Додонов

[37], Н.Д. Никандров [77], З.И. Равкин [86]); концепция целостного мирового

педагогического процесса (В.П. Борисенков [25], Б.Л. Вульфсон [27], В.М.

Кларин [57], З.А. Малькова [70], В.Л. Пилиповский [80], А.И. Пискунов [81],

К.И. Салимова [90]), цивилизованный подход к всемирному историко-

педагогическому процессу (Г.Б. Корнетов [58,59]); положения, разработанные

В.В. Краевским [60], И.Л. Лернер [68], М.Н. Скаткиным [89] о сущности

образования; философия воспитания и теория воспитательных систем (В.С.

Библер [24], С.И. Гессен [30], Э.В. Ильенков [49,50], И.С. Кон [52], Б.Т.

Лихачев [62], Л.И. Новикова [76], А.К. Рычков [85] и др.)

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов

исследования: теоретический, сравнительно-исторический, ретроспективный и

прогностический анализ источников, систематизация и классификация.

Источники исследования: труды отечественных психологов и педагогов;

документальные и литературные материалы; издания периодической

педагогической печати; учебные планы, программы, учебники, учебные и

методические пособия.

Исследование выполнялось в два этапа.

1. 1997-1998 гг. – анализ историографии и оценка современного состояния

проблемы, изучение степени ее разработанности в историко-педагогических

исследованиях.

2. 1998-1999 гг. – теоретическое осмысление и обобщение полученного

материала, систематизация и обобщение основных идей и результатов,

литературное оформление дипломной работы.

Научная новизна и теоретическое значение исследования

Полученная в нем совокупность объективных результатов может быть

квалифицирована как решение крупной научной проблемы формирования

российского образования как феномена европейской педагогической культуры

- реализован конструктивно-генетический подход к изучению развития

российской школы в контексте европейского образования;

- охарактеризованы социокультурные условия развития идеологии,

содержания и технологии образования;

- осуществлен анализ тенденций современного состояния российской школы,

намечены пути преодоления кризисных явлений в ее развитии.

Практическая значимость исследования

Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут изменить

педагогическое сознание, сформулировать новые профессиональные

педагогические установки у руководителей разного уровня.

Достоверность полученных научных результатов

Обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций

исследования, применением системы методов, адекватных его задачам и

логике, репрезентативностью источников базы, разнообразием документальных и

литературных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

- по своему происхождению и историческому развитию российская школа

является достоянием европейского образования. Как и западноевропейские

государства, Россия унаследовала основы образования и педагогической

культуры от христианского греко-римского мира. Это родство еще в

большей мере стало обнаруживаться в Новое время, когда

западноевропейские государства стали отказываться от развития

универсальной классической системы образования и переходить к созданию

национальных школ;

- российская школа имеет ряд своих особых специфических черт, делающих

ее неповторимым, самобытным феноменом европейской педагогической

культуры. Прежде всего, это особое видение человека не как

изолированного индивида, а как существа, включенного в сеть сложнейших

отношений (с Богом, семьей, государством, народом, миром) и мыслимого

только в этих отношениях. Отсюда развитие духовных начал человека,

реализующиеся в целом комплексе духовно-нравственных качеств: любовь,

добролюбие и добродеяние, человеколюбие и духовность, сострадание и

совестливость, стойкость духа и терпимость, целомудрие жизни и мысли,

поступка и чувства, собранность, взаимопонимание и взаимопомощь. Эта

особенность, сформированная еще на заре принятия христианства,

усиленная духовной деятельностью Сергея Радонежского, не исчезла при

создании новой школы в XVIII веке;

- следуя принципу народности, сформированному К.И. Ушинским, и продолжая

лучшие традиции российского образования, советская школа выдвигала на

первый план духовно-нравственное формирование личности. Эта система

ценностей интегрировалась в образование, во многом определяя его дух и

высокое качество. В традиционной русской школе были представлены

предметы трех главных циклов – народного, научного и православного.

Важное отличие российской школы от западноевропейской состояло в том,

что последняя развивалась преимущественно в русле латинской культуры и

латинского языка, отсюда отстраненность европейской школы и

образования от народной жизни, тогда как русское образование,

построенное на старославянском языке, было близко народной культуре.

При этом содержание образования, даже в начальной школе отличалось

фундаментальностью, позволяющей достигать достаточно высокого уровня

интеллектуального развития ученика. Это, в свою очередь, требует

отношения к учебе как к серьезному труду, «делу жизни», что

реализуется в соответствующих технологиях, рассчитанных, в первую

очередь, на серьезный умственный труд. Отличительной чертой российской

школы является отечески-материнский, родительский характер отношений

между учителями и учениками, что требует от учителя высочайшей

ответственности и работы над своим профессиональным и нравственным

совершенствованием. Особенностью русской школы было активное участие в

ряде случаев государства в ее развитии и управлении. Отличительная

черта современной школы - ее единство и многообразие, отсутствие

тупиковых ветвей. Все это создает образ российской школы как духовно-

нравственного, интеллектуального и трудового учебно-воспитательного

учреждения.

Глава 1. Основные этапы становления западноевропейского и российского

образования

Важнейшими ориентирами-принципами данного исследования является то,

что

во-первых, это будет практико-ориентированное исследование.

Осмысление истории с целью понимания современности и будущего известно с

древних времен, во всяком случае, оно фиксировано со времен писаной

истории. И в этом смысле одинаково мыслили Конфуций и Платон, Экклезиаст и

Аристотель, поскольку в прошлом они хотели найти ответ на вопросы

современности.

Поскольку наше время это время размышлений о судьбе России, то

поэтому любое осмысление истории, помимо воли, имеет отношение и к России.

И поэтому, осмысливая историю, нельзя не решать, – что есть наше

образование, воспитание? Что внесло оно в педагогическую культуру?

Во-вторых, в исследовании мы будем стремиться к беспристрастному

анализу развития образования.

В-третьих, осмысление образования, как в целом, так и в его отдельных

формах, происходит в рамках современных временно-пространственных

представлений, которые исходят из линейного развития истории.

В-четвертых, стремление избежать как плоского эволюционизма, видящего

ценность каждой ступени развития воспитания и педагогического сознания в

том, что каждая предшествующая ступень есть предварительная ступень и

подготовка к последующей (из общинного воспитания выросло государственное,

педагогика Греции родила педагогику Рима, а педагогика Возрождения –

педагогику Просвещения и т.д.), так и прямо противоположного принципа,

отрицающего какую-либо преемственность между разными формами образования и

педагогического сознания.

В исследовании необходимо увидеть самобытное значение каждого этапа и

вместе с тем выявить конкретные механизмы связи между разными формами

воспитания и педагогического сознания. Поэтому основным методологическим

принципом нашего исследования должен стать принцип конкретного осмысления и

понимания каждой формы воспитания и педагогического сознания.

Чтобы приступить к анализу европейского образования надо выделить

основные этапы его развития.

В историческом развитии западноевропейского образования можно выделить

ряд крупных этапов.

Первый этап — становление системы средневекового образования с конца V

века н. э. Благодаря трудам Боэция, Кассиодора, Бенедикта и др. сложилась

система средневекового образования, включая его идеологию, содержание,

формы, методы и организацию. С этого времени образование стало делом

церкви.

Содержание средневекового образования составляла уходящая своими

корнями в латинскую культуру система семи свободных искусств: грамматика,

риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. И хотя

реальное содержание этих предметов постоянно менялось (особенно квадриума),

но их структура оставалась неизменной вплоть до эпохи Возрождения.

Второй этап – «каролингское возрождение», вторая половина VIII – вторая

половина IX вв. В это время, благодаря деятельности Карла Великого и

Алкуина был дан новый импульс развитию образования: усовершенствовано его

содержание и организация; открыты элементарные школы при сельских церквях и

школы, дающие более высокое образование при крупных церквях и монастырях;

организованы высшие школы в Турском монастыре и при резиденции Карла.

«Система» образования, созданная в этот период, просуществовала века, а

начальная школа — до конца XVIII в.

Третий этап начинается с XII в., когда в Европе складывается светская

система образования, имеющая определенную — особенно университеты —

автономию и существовавшая наряду с церковными школами. В этот период

значительно увеличивается объем содержания образования, особенно

университетского. В него включается много новых предметов и произведений,

прежде всего античных и арабских авторов. В это же время создаются новые

формы обучения: лекция, экзамен. Прогресс образования и его содержания, в

первую очередь, был вызван быстрым ростом городов, потребностью и массовым

стремлением европейцев учиться. В то же время в Европе, особенно начиная с

XII — XIII в., в ее университетах идет создание своей образовательной

культуры: философии, логики, которые становятся важнейшими предметами в

университетах.

Четвертый этап, имеющий исключительное значение не только в истории

европейского образования, но и всего человечества, начинается в эпоху

Возрождения, которая выработала новую идеологию и философию образования,

утвердила понимание его ведущей роли в жизни общества и человека, создала

его систему с классическим содержанием и оригинальными формами (классно-

урочная, экскурсионная и т.д.) и методами (обучение в игре, творческие

задания, живое изучение языков и т.д.) обучения, направленного на развитие

активности ребенка, его творческих способностей и самостоятельности.

Пятый, принципиально новый этап в развитии европейского образования

приурочен к XVII в. В этот период произошло формирование общественного и

педагогического движения, получившего название Просвещения, которое вызвало

к жизни философию и идеологию нового образования. Важнейшей для эпохи

Просвещения стала идея решающей роли образования и просвещения в судьбах

мира и каждой отдельной страны, каждого сословия и каждого человека. Отсюда

настойчивая борьба за массовую школу, которая, правда, только во второй

половине XX в. привела к созданию фактически единой системы образования —

от дошкольного до высшего профессионального образования. Было сформировано

принципиально новое (по сравнению со средневековьем и Возрождением)

содержание образования. Осуществлен постепенный переход от

древнеклассического к национальному содержанию образования во всех его

звеньях.

Совершенствование форм и методов обучения было направлено на

максимальное развитие творческих способностей каждого ребенка. С конца XIX

в. началась интенсивная разработка и модернизация организационных форм и

технологий обучения и воспитания, ориентированных на творческое развитие

личности. Вместе с тем, начиная с Нового времени, нарастающий кризис семьи

приводит к тяжелейшим деформациям в духовно-нравственном воспитании и

развитии семьи. В динамике западноевропейского педагогического сознания

можно выделить следующие характеристики.

Педагогическое сознание до эпохи Возрождения было представлено

народной, нормативной и теоретической педагогикой, оно было тесно связано с

христианской культурой (поучениями, проповедями и т.д.) и теологией,

представленной трудами Альберта Великого, Фомы Аквинского и других

средневековых мыслителей. Вершиной этого сознания стали педагогические

произведения Я.А. Коменского, рожденные на рубеже позднего Возрождения и

Нового времени.

Педагогическое сознание эпохи Возрождения наиболее яркое выражение

нашло в гуманистической педагогике. Ее идеи развиваются, начиная с А.

Данте, Ф. Петрарки, К. Салютати и кончая М. Монтенем и Ф. Бэконом. В рамках

гуманистического движения педагогика фактически выделилась в

самостоятельную науку — труды П.П. Верджерио, Э. Роттердамского, ХЛ. Вивиса

и др. Гуманистической педагогике принадлежат, идеи ведущей роли воспитания

в развитии человека, формирования его как всесторонне (гармонично)

развитого свободного индивида, организации образования построения его

содержания в соответствии с возрастом ребенка и др.

Педагогическое сознание Просвещения, представленное сотнями имен

выдающихся философов, литераторов, государственных и общественных

деятелей, выработало особую, антропологическую, форму теоретического

понимания воспитания. 0но провозгласило идею громадной роли просвещения,

воспитания, образования в исправлении общества и человека, "человеческого

рода", что нашло выражение в многочисленных моделях воспитания и

образования, реальных и фантастических проектах «педагогических общин» и

"педагогических провинций», в кардинальном обновлении содержания и

технологий образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.