скачать рефераты

МЕНЮ


Семейные отношения и формирование личности ребенка

Семейные отношения и формирование личности ребенка

Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный

технический университет - УПИ

Факультет экономики и управления

Кафедра анализа систем и принятия решений

Специальность “Прикладная информатика в экономике”

РЕФЕРАТ

По курсу психологии

на тему

“Семейные отношения и формирование личности ребенка”

Студент Озорнин П.Н. (группа И-254)

Преподаватель Ермолаева С.Г.

Екатеринбург

2002

Содержание

Введение…………………………………………………..3

Глава 1. Роль семьи в развитии личности.

Цели воспитания. Задачи семьи…………………….5

Глава 2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера

детей

2.1 Классификация типов семейных

отношений……………………………………8

2.2 Классификация стилей воспитания…….10

2.3 Влияние типа воспитания на поведение

ребенка, формирование его личностных

особенностей………………………………..11

Глава 3. Ошибки семейного воспитания

3.1 Воспитание и потребность в

эмоциональном контакте………………….15

3.2 Воспитание и потребность смысла

жизни…………………………………....…….15

3.3 Воспитание и потребность

достижения……………………………..……16

3.4 Воспитание как реализация определенной

системы…………………………………….…17

3.5 Воспитание как формирование

определенных качеств…………………..…17

Глава 4. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в

семье……………………………20

Заключение……………………………………………….23

Библиография……………………………………………25

Введение

Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого

существования, так как имеет прямую прямую и непосредственную связь с

эволюцией человечества. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути

человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека.

Поэтому от правильной постановки этого вопроса зависит многое, зависит

судьба как отдельного человека, так и всего человечества. Вопросу этому,

ввиду его несомненной значительности, всегда уделялось и уделяется

значительно внимания со стороны человечества всех ступеней развития : от

малокультурных дикарей, которые тоже вкладывают в это дело тоже нечто

доступное их пониманию, до более совершенных культурных народов, среди

которых этот вопрос поставлен с большей или меньшей широтой и полнотой.

Всякий народ и всякое государство всегда озабочены тем, чтобы в лице своих

детей подготовить себе на жизненном поприще заместителей, которые могли бы

продолжать дела, начатые их отцами.

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его

непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой

личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по

воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и

взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в

семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и

формирование его будущего характера. Уже по преобладающим структурам

семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом

судить и об обществе, и государстве в целом. Семья является тем волшебным

зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и

общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный

уровень данного народа и народности.

Множество писателей, философов и мыслителей обращались в своих

произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и

животрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и очень

многое. Замечательный русский писатель Л.Н. Толстой говорил о том, что

семья является целым государством в миниатюре и , в свою очередь, будущее

каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты

зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников.

Конфуций говорил о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых

отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу,

взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие

всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в своей

общественной жизни. С глубокой мудростью этих взглядов невозможно не

согласиться.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в

течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания

обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части

своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из

институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются

основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем

наполовину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив,

играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что

никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки,

дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не

заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт

не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько

может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как

сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму

отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Решение данного вопроса

и будет являться целью данной работы.

Для решения указанного вопроса необходимо точно определить внутрисемейные

социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение, сказать

о традиционных ошибках семейного воспитания, их последствиях и способов

борьбы с ними (ошибками). Указанные действия составят задачи данной работы.

Глава 1

Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи

Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать

для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка...

Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это

счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На

созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это

утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие

родители.

Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную

литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно,

педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний

мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее отношение к

детям как основы установления гармоничных отношений не только с ними, но и

с другими окружающими нас людьми; необходима готовность самопожертвования,

выручки, помощи как основа великодушия и щедрости; необходимы мужество и

стойкость для преодоления сложных ситуаций с чистым умом и добрым сердцем.

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются,

всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку

нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени

знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть

не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их

дальнейшую жизнь?

А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных

тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в

поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию

за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в

поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются

авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто

подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают

беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного

влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровье детей.

По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших

родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не

содействуют успешному родительству.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей

играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к

родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту

жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, -

это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика

чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом

тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А

нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность

маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям

беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни

любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по

мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию

поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического

мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия

человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Отсутствие

родительской любви к своему чаду, бессердечие и эгоизм, в свою очередь,

может стать источником вражды, ненависти, презрения и тяжелой судьбы как

родителей, так и, возможно, их ребенка. Именно поэтому искренняя,

безусловная любовь родителей к ребенку, любовь, вырастающая во

всеобъемлющую, искреннюю любовь и приятие и к другим детям, к детям других

родителей, и к миру, к людям в целом, является залогом благополучия и

детей, и их родителей.

И тем не менее подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности

в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи,

когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в

психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с

самыми близкими людьми. Психологами доказано, что за трагедией

подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие

своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию - это

требование любви. Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только

любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по

уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок

ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим

ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали

в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом.

Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное

формирование психического мира человека, только на основе любви можно

воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям

любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это

приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически

отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как

раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный

дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской

привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся,

не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того,

воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и

детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с

количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не

всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в

которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой

самой главной воспитательной цели.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это

универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может

быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого

ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с

родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую

любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем,

что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть

самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать

за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего

человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого

контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности

ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями

психологического контакта между детьми и родителями в семье.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с

младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между

детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и

взрослого друг с другом.

Глава 2

Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей

2.1 Классификация типов семейных отношений

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда

осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание

целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее

целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что

можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4

наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных

взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:

диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами

семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного

достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему

ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в

которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные

решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия

приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении

зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением

ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами:

лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью.

Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются

сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство

собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений

ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой

еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство,

систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему

относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая

своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от

каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об

активном формировании личности отходит на второй план. В центре

воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение

потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути,

блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с

реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более

неприспособленными к жизни в коллективе.

По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает

наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым

казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной

родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий

авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако

результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность,

инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их

касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании

возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от

детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом

предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.