скачать рефераты

МЕНЮ


Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам

Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам

Министерство образования Российской Федерации

Иркутский педагогический колледж № 2

Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение

подростков к спиртным напиткам

(Дипломная работа)

Выполнила: Зюзина Н. С.

студентка 4 курса 5 группы,

специальность 0314

"Социальная педагогика"

Научный руководитель:

Деревцова

Е. Н.

Иркутск 2002

СОДЕРЖАНИЕ

|ВВЕДЕНИЕ | |

|Глава 1. Теоретические подходы, рассматривающие проблемы | |

|влияния семьи алкоголиков на социализацию подростков | |

|1.1. Семья – главный социальный институт | |

|1.2. Влияние семьи алкоголиков на социализацию подростка | |

|1.3. Факторы риска, обусловливающие положительное отношение | |

|подростков к алкоголю | |

|1.4. Социально-педагогическая деятельность с семьей | |

|алкоголиков | |

|Глава 2. Алкоголизм семьи как фактор риска, обусловливающий | |

|положительное отношение подростков к спиртным напиткам | |

|2.1. Отношение подростков к алкоголю | |

|2.2. Подростки, воспитывающиеся в семье алкоголиков | |

|2.3. Факторы риска в семье алкоголиков, обусловливающие | |

|положительное отношение подростков к спиртным напиткам | |

|РЕКОМЕНДАЦИИ | |

|ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |

|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |

|ПРИЛОЖЕНИЕ | |

Введение

Семья – древнейшее устройство на земле, и она занимает важное место в

человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были

залогом стабильности и благополучия в обществе. Именно в семье человеческая

индивидуальность присоединяется к общественной культуре, в ней человек

усваивает нормы, правила, ценности человеческого поведения. Однако

современные семьи переживают кризис, существуя в мире жестокого обращения

с детьми, насилия в браке, алкоголизма и других проблем.

На сегодняшний день в России отмечается рост числа семей

алкоголиков. Такие семьи – острая социально-педагогическая проблема, так

как они не выполняют основную общественную функцию – воспитательную. По

результатам различных исследований (Л.С. Алексеевой, М. М. Плоткина, А.С.

Спиваковской, В. И. Ширинского и ряда других) было выявлено отрицательное

влияние алкогольной семьи на нравственное и психическое развитие подростка.

Деятельность социального педагога заключается в том, чтобы помочь семье

находящейся в кризисе.

Цель исследования: выявить обусловленность отношения подростка к

спиртным напиткам от факторов риска, существующих в неблагополучной семье

алкоголиков.

Объект: отношение подростков к спиртным напиткам.

Предмет: отношение подростков к спиртным напиткам из семьи-

алкоголиков.

Гипотеза: одним из факторов риска, обуславливающим положительное

отношение подростков к спиртным напиткам является семья алкоголиков, в

которой:

- родители не запрещают (поощряют) потребление спиртных напитков,

- периодическое употребление алкоголя родителями,

- в семье приняты алкогольные традиции,

- подростки вместе с родителями посещают компании, где употребляют спиртные

напитки и др.

Задачи:

1. Раскрыть теоретические основы, влияния семьи-алкоголиков на

социализацию подростка.

2. Изучить отношение подростков к спиртным напиткам.

3. Выявить семьи-алкоголиков и факторы риска в них, обуславливающие

положительное отношение подростков к спиртным напиткам.

4. Разработать рекомендации, направленные на антиалкогольное

воспитание молодежи, включающие в себя коррекционно-

профилактические мероприятия.

Во введении дипломной работы включены актуальность проблемы и

понятийный аппарат исследования.

В теоретической части исследования рассмотрены вопросы влияния семьи

алкоголиков на социализацию подростков.

Во второй главе изучены факторы риска в семье алкоголиков

обуславливающие положительное отношение подростка к спиртным напиткам.

В выпускной квалификационной работы представлены рекомендации

предлагаемые социальным педагогом родителям по антиалкогольному воспитанию

подростков.

Глава 1. Теоретические подходы, рассматриваемые проблемы влияния семьи

алкоголиков на социализацию подростков

1.1. Семья – главный социальный институт

Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за

всю историю своего существования. Т. А. Куликова рассматривает семью как

малую социально-психологическую группу, члены которой связаны брачными или

родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной

ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена

потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Исследователь считает, что семья – это специфический социальный институт, в

котором определяются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из

них в отдельности [ ]. Семья – это «дом», объединяющий людей, где

закладывается основа человеческих отношений, осуществляется первая

социализация личности [ ]. Семья, по признанию ученых, – одна из

величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего

существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без

семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано

общество, государство; в прочной, надежной семье нуждается каждый человек

независимо от возраста. В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку

межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений.

По мнению В. И. Курбатовой, «семья – это малая группа, основанная на браке

или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью

и моральной ответственностью» [ ]. Ф. Адлер определил семью как

общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего

большого человеческого общества [ ].

Для одних семья – оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие

взаимных забот, радости; для других – своего рода поле брани, где все ее

члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом,

невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство

живущих на земле связывает прежде всего с семьей: счастливым себя считает

тот, кто счастлив в своем доме [ ].

Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет

на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все

социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность

от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых

традиционных и устойчивых социальных институтов [ ].

В понятие «семья» изначально входили представления о питании

(кормлении, утолении голода) и воспитании (обучении). В ее основе лежат

функции защиты и удовлетворения витальных потребностей своих членов. Семья

является первичной защитной средой индивида [ ]. Семья – это и

результат и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья –

важнейший источник социального и экономического развития общества. Она

производит главное общественное богатство – человека [ ].

Основное значение семьи – удовлетворение общественных, групповых и

индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья

удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и воспроизводства

населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого

своего члена, а также общественные (групповые) потребности [ ].

Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во

многом зависит дальнейшая судьба человека [ ]. Семью характеризует

несколько факторов.

Первое, что характеризует как фактор воспитания – это ее

воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и

деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста

развивается как существо социальное, для которого среда является не только

условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой и

прежде всего со средой социальной, микросредой, усвоение им «созданной

человечеством культурой» (А. Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его

психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для

ребенка первой культурной пищей, многогранна, она включает в себя предметно-

пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное

окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду

воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное

питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения,

аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и

образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят

методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций:

прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам и т.д. [Стефан, с. 58].

Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она

воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка.

Особенность воспитательной деятельности семьи – в ее

непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность этой

малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные

«мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств,

качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное

место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования,

запреты, наказания и поощрения. И тем не менее в каждый момент жизни

вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего

характера. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются процессы ухода,

присмотра, обучения, воспитания. Домашнее воспитание сугубо индивидуально,

конкретно, персонализированно; благодаря этому оно благоприятно для

инициирования активности ребенка. Активность самого ребенка, реализуясь в

той или иной деятельности – основа формирования социально-психологических

новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие

свойства и качества развиваются лишь в процессе взаимодействия ребенка со

средой, в процессе его собственной активной деятельности.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно. В семье ребенок

бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не

всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт,

приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму

наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается

собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или

иных явлений, объектов. Отношения ребенка к окружающим предметам, нормам

поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно,

благодаря его общению со всеми членами семьи. Семья предоставляет ребенку

разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться,

приобретая свой собственный социальный опыт. Можно с полным правом говорить

о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры

складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ

жизни.

С другой стороны, семья представляет собой достаточно замкнутую

общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на

общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные

временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от

поколения к поколению. Наблюдается и заимствование новых способов

воздействия, которые взрослые члены семьи видят в окружающей жизни, о

которых узнают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогических

возможностей семья руководит становлением личности ребенка, заботясь о его

здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии.

Это тоже характеризует семью как фактор воспитания.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является

организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок,

в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями,

которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром

организуют родители и другие члены семьи. По мере овладения ребенком теми

или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности,

но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная

поддержка, одобрение, оценка, иногда – подсказка, дополнительная информация

о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации и т.д. Следует

помнить, что мера усилий ребенка должна соответствовать мере его

возможностей.

Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда

бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и

способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут

в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и

средств к существованию, аморальное поведение и др.)

Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими

воспитательными возможностями, или, говоря языком науки, – воспитательным

потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и

целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего

воспитания.

Понятие «воспитательный (иногда говорят – педагогический) потенциал

семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет

однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик,

отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые

определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей

степени обеспечить успешное развитие ребенка [ ].

А. С. Макаренко в «Книге для родителей» развил мысль о том, что

воспитание ребенка в семье – это не только личное дело родителей, но

процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети

– это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом.

Семья представляет собой систему социального функционирования

человека. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и

физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных,

условия для социализации подростков и, что важнее всего, объединяет своих

членов чувством любви, общности и радости жизни […..].

Таким образом, будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет ряд

функций (от лат. functis – действие), важна для общества, необходима для

жизни каждого человека […..].

Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями,

детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют

микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное

самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается остальной

мир и свое место в нем […..].

Характеризуя современную семью как целостное образование, следует

выделить ее основные особенности.

Преобладание городских семей. Число семей в городах выше, чем в селе.

Город в определенной степени снижает, во-первых, значимость родственных

связей; родственники чаще встречаются только на юбилеях, свадьбах,

похоронах. Во-вторых, в городе ослабевает социальный контроль за поведением

молодежи со стороны родственников, что влечет за собой более легкомысленное

отношение к добрачным связям, бракам с малознакомыми людьми, спешности и

массовости разводов и т.д. В-третьих, наблюдается усиление материнского

влияния на детей и снижение отцовского («скрытая безотцовщина»), что в

конечном счете свидетельствует о снижении воспитательных функций семьи.

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного

коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность

семьи. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества,

семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому

на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными:

появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержанием ранее

возникшие […..]. Между функциями, по мнению исследователей, существует

тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость; поэтому какие-либо

нарушения в одной из них сказывается и на выполнении другой […..].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.