скачать рефераты

МЕНЮ


Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ

Своевременная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь

дошкольникам с нарушениями в развитии, консультативно-методическая

поддержка их родителей, социальная адаптация ребенка и формирование у него

предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе образования,

здравоохранения и социальной защиты. В системе образования педагогическая

помощь этим детям реализуется в разных организационных формах.

Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных

учреждениях и в учреждениях «Начальная школа - детский сад» трех видов:

1. компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными

отклонениями в развитии;

2. комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально

развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;

3. общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с

нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной

поддержке ребенка с отклонениями в развитии.

Дошкольники с отклонениями в развитии, воспитывающиеся в домашних

условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при

учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, при дошкольных

отделениях (группах) специальных (коррекционных) образовательных

учреждений.

Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии

осуществляется также:

1. в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-

педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных

воспитательных групп для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и

консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-

педагогической реабилитации и коррекции и др.;

2. в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для

детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей

дошкольного возраста;

3. в учреждениях дополнительного образования: центры дополнительного

образования детей, детские оздоровительные центры различного профиля и др.

Комплектование ДОУ (групп) компенсирующего вида и учреждений «Начальная

школа - детский сад» компенсирующего вида, групп кратковременного

пребывания для детей с отклонениями в развитии, дошкольных отделений

(групп) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется

постоянно действующими психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК).

Вопросы перевода ребенка в то или иное учреждение (группу), его направления

в ДОУ общеразвивающего вида или учреждение «Начальная школа - детский сад»

также находятся в компетенции ПМПК.

Дошкольники с отклонениями в развитии направляются в образовательные

учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-

социальной помощи, ПМПК и другими организациями системы образования,

здравоохранения и социальной защиты по согласованию с родителями (законными

представителями ребенка).

Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа комплектуются

органами здравоохранения.

В учреждения дополнительного образования дошкольники с отклонениями в

развитии принимаются по желанию родителей и по рекомендации специалистов.

Воспитание и обучение дошкольников с отклонениями в развитии в дошкольных

учреждениях (группах) компенсирующего вида, в учреждениях «Начальная школа

- детский сад» компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах)

специальных (коррекционных) учреждений, в группах кратковременного

пребывания осуществляются в соответствии со специальным учебным планом и

программами, в том числе и лицензированными авторскими. В данных

учреждениях создается предметно развивающая среда, отвечающая особенностям

развития дошкольников с теми или иными отклонениями в развитии. Воспитание

и обучение детей осуществляется специально подготовленными учителями-

дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами

по физическому воспитанию.

Таким образом, ребенок с отклонением в развитии может обучаться как в

условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так

и в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися

детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии

возможна при соблюдении следующих условий:

1. осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в

развитии и формирование компенсаторных механизмов;

2. обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку,

воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения;

3. наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели

интегрированного воспитания.

Интеграция не противопоставляется системе специального образования, а

выступает как одна из форм внутри системы. Интеграция — модель специальной

педагогики; интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с

отклонением в развитии остается под ее патронатом: он либо воспитывается в

специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида, либо

обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с

нормально развивающимися детьми. Можно считать, что интеграция сближает две

образовательные системы — общую и специальную, делая проницаемыми границы

межу ними.

В учреждениях комбинированного вида с учетом уровня развития и

индивидуальных особенностей развития детей интеграции должна осуществляться

в различных ее формах:

1. комбинированная интеграция. Дети с уровнем психофизической и речевого

развития, соответствующим или близким возрастав! норме, самостоятельно себя

обслуживающие, по 1 — 2 человек; воспитываются в массовых группах, получают

систематически коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-

психолога;

2. частичная интеграция. Дети (1 — 2 человека), еще не способные наравне со

здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь

часть дня (например, его вторую половину) в группе нормально развивающихся

сверстников;

3. временная интеграция, при которой воспитанники специальной группы вне

зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков

самообслуживания объединяются ее здоровыми детьми не реже 1 — 2 раз в месяц

для проведения различных мероприятий воспитательного характера (эта модель

интеграции может и должна реализовываться в образовательных учреждениях

компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных

(коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов).

Реализация всех этих форм предполагает обязательное руководство процессом

интеграции со стороны учителя-дефектолога и педагога-психолога, которые

помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в

развитии в коллективе здоровых сверстников.

Полная интеграция может быть эффективна для детей с отклонениями в

развитии, которые по уровню психофизического и речевого развития

соответствуют возрастной норме (или близки к ней), самостоятельно себя

обслуживают и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками

обучению. Такие дети по 1 — 2 человека включаются в обычные группы

общеразвивающего детского сада учреждения «Начальная школа - детский сад»,

при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту

обучения, либо в группах кратковременного пребывания дошкольного учреждения

(группы) компенсирующего вида или дошкольного отделения (группы)

специальной (коррекционной) школы, школы-интерната, либо в

специализированных центрах, либо в поликлиниках по месту жительства.

Осуществление разных форм интеграции детей с отклонениями в развитии в

коллектив обычных сверстников должно способствовать социализации

дошкольников с особыми нуждами, а для нормально развивающихся детей должно

создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет

собой единое сообщество людей.

Целенаправленная работа по интеграции детей с отклонениями в развитии

является обязательным компонентом деятельности ДОУ как общеразвивающего и

комбинированного, так и компенсирующего вида. Если перед специальными

дошкольными учреждениями (группами, отделениями) стоит задача осуществления

коррекционного воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в

развитии, то перед общеразвивающими ДОУ и учреждениями «Начальная школа -

детский сад», в которые интегрированы отдельные дети с отклонениями в

развитии, оказываются принципиально иные задачи:

1. педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика, направленные на

выявление дошкольников с подозрением на отклонение в развитии;

работа с родителями таких детей с целью убеждения их в необходимости

комплексного медико-психолого-педагогического обследования ребенка;

2. постановка вопроса об обязательном обеспечении ребенка с отклонением в

развитии индивидуальными коррекционно-разви-вающими занятиями с учителем-

дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами (в условиях

учреждения или вне его). Занятия строятся с учетом особенностей развития

ребенка с тем или иным отклонением в развитии;

3. обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка с

отклонением в развитии с учетом особенностей конкретных нарушений, в

соответствии с рекомендациями специалистов: врача, учителя-дефектолога,

педагога-психолога;

4. обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и

специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с

отклонением в развитии;

5. работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения

единого подхода к его воспитанию и обучению, соблюдения рекомендаций

специалистов, оказания помощи дошкольнику в овладении программными

требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся детей;

6. целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с отклонениями в

развитии, за его продвижением — с целью своевременного решения вопроса об

изменениях в процессе его воспитания и обучения. Речь может идти а) о

желательности перевода дошкольника в специальное учреждение (группу); б) об

интенсификации коррекционно-развивающих занятий со специалистом, оказании в

ходе этих занятий помощи ребенку в овладении программными требованиями,

рассчитанными на нормально развивающихся до-школьников, о совершенствовании

материально-технической базы интегрированного воспитания; в) об оказании

помощи воспитателям в организации обучения ребенка с отклонениями в

развитии в среде нормально развивающихся детей.

Создание специальных условий осуществляется в целях решения комплекса

коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных задач в процессе

динамического психолого-педагогического обучения и воспитания ребенка. При

этом соблюдаются следующие условия:

1. содержание воспитания и обучения направлено на амплификацию (обогащение)

развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;

2. задачи и содержание коррекционной работы с детьми учитывают структуру,

степень и характер нарушений в развитии;

содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в разные периоды

детства различны;

3. материально-технические и медико-социальные условия, предметно

развивающая среда соответствуют образовательным и коррекционным задачам;

4. профессиональная подготовка специалистов направлена на охрану и

укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие,

коррекцию имеющихся у него отклонений. Кроме того, она должна постоянно

совершенствоваться и соответствовать достижениям передовой науки и

практики.

Список использованной литературы

1.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика М., 2002 г.

2. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом М., 1996

г.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.