скачать рефераты

МЕНЮ


Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ

Своевременная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь

дошкольникам с нарушениями в развитии, консультативно-методическая

поддержка их родителей, социальная адаптация ребенка и формирование у него

предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе образования,

здравохранения и социальной защиты.

В системе образования педагогическая помощь этим детям реализуется в

разных организационных формах.

Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных

учреждениях и в учреждениях «Начальная школа - детский сад» трех видов:

компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными

отклонениями в развитии;

комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально

развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;

общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с

нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной

поддержке ребенка с отклонениями в развитии.

Дошкольники с отклонениями в развитии, воспитывающиеся в домашних

условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при

учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, при дошкольных

отделениях (группах) специальных (коррекционных) образовательных

учреждений.

Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии

осуществляется также:

в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-

педагогической и медико-социальной помощи в. условиях разновозрастных

воспитательных групп для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и

консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-

педагогической реабилитации и коррекции и др.;

в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей,

нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного

возраста;

в учреждениях дополнительного образования: центры дополнительного

образования детей, детские оздоровительные центры различного профиля и др.

Комплектование ДОУ (групп) компенсирующего вида и учреждений «Начальная

школа - детский сад» компенсирующего вида, групп кратковременного

пребывания для детей с отклонениями в развитии, дошкольных отделений

(групп) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется

постоянно действующими психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК).

Вопросы перевода ребенка в то или иное учреждение (группу), его направления

в ДОУ общеразвивающего вида или учреждение «Начальная школа - детский сад»

также находятся в компетенции ПМПК.

Дошкольники с отклонениями в развитии направляются в образовательные

учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-

социальной помощи, ПМПК и другими организациями системы образования,

здравоохранения и социальной защиты по согласованию с родителями (законными

представителями ребенка).

Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа комплектуются

органами здравоохранения.

В учреждения дополнительного образования дошкольники с отклонениями в

развитии принимаются по желанию родителей и по рекомендации специалистов.

Воспитание и обучение дошкольников с отклонениями в развитии в дошкольных

учреждениях (группах) компенсирующего вида, в учреждениях «Начальная школа

- детский сад» компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах)

специальных (коррекционных) учреждений, в группах кратковременного

пребывания осуществляются в соответствии со специальным учебным планом и

программами, в том числе и лицензированными авторскими. В данных

учреждениях создается предметно развивающая среда, отвечающая особенностям

развития дошкольников с теми или иными отклонениями в развитии. Воспитание

и обучение детей осуществляется специально подготовленными учителями-

дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами

по физическому воспитанию.

Таким образом, ребенок с отклонением в развитии может обучаться как в

условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так

и в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися

детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии

возможна при соблюдении следующих условий:

осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в

развитии и формирование компенсаторных механизмов;

обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку,

воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения;

наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели

интегрированного воспитания.

Интеграция не противопоставляется системе специального образования, а

выступает как одна из форм внутри системы. Интеграция — модель специальной

педагогики; интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с

отклонением в развитии остается под ее патронатом: он либо воспитывается в

специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида, либо

обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с

нормально развивающимися детьми. Можно считать, что интеграция сближает две

образовательные системы — общую и специальную, делая проницаемыми границы

между ними.

В учреждениях комбинированного вида с учетом уровня развития и

индивидуальных особенностей развития детей интеграция должна осуществляться

в различных ее формах:

комбинированная интеграция. Дети с уровнем психофизического и речевого

развития, соответствующим или близким возрастной норме, самостоятельно себя

обслуживающие, по 1—2 человека воспитываются в массовых группах, получают

систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-

психолога;

частичная интеграция. Дети (1—2 человека), еще не способные наравне со

здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь

часть дня (например, его вторую половину) в группе нормально развивающихся

сверстников;

временная интеграция, при которой воспитанники специальной группы вне

зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков

самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не реже 1—2 раз в месяц

для проведения различных мероприятий воспитательного характера (эта модель

интеграции может и должна реализовываться в образовательных учреждениях

компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных

(коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов).

Реализация всех этих форм предполагает обязательное руководство процессом

интеграции со стороны учителя-дефектолога и педагога-психолога, которые

помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в

развитии в коллективе здоровых сверстников.

Полная интеграция может быть эффективна для детей с отклонениями в

развитии, которые по уровню психофизического и речевого развития

соответствуют возрастной норме (или близки к ней), самостоятельно себя

обслуживают и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками

обучению. Такие дети по 1—2 человека включаются в обычные группы

общеразвивающего детского сада учреждения «Начальная школа - детский сад»,

при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту

обучения, либо в группах кратковременного пребывания дошкольного учреждения

(группы) компенсирующего вида или дошкольного отделения (группы)

специальной (коррекционной) школы, школы-интерната, либо в

специализированных центрах, либо в поликлиниках по месту жительства.

Осуществление разных форм интеграции детей с отклонениями в развитии в

коллектив обычных сверстников должно способствовать социализации

дошкольников с особыми нуждами, а для нормально развивающихся детей должно

создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет

собой единое сообщество людей.

Целенаправленная работа по интеграции детей с отклонениями в развитии

является обязательным компонентом деятельности ДОУ как общеразвивающего и

комбинированного, так и компенсирующего вида. Если перед специальными

дошкольными учреждениями (группами, отделениями) стоит задача осуществления

коррекционного воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в

развитии, то перед общеразвивающими ДОУ и учреждениями «Начальная школа-

детский сад», в которые интегрированы отдельные дети с отклонениями в

развитии, оказываются принципиально иные задачи:

педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика, направленные на

выявление дошкольников с подозрением на отклонение в развитии;

работа с родителями таких детей с целью убеждения их в необходимости

комплексного медико-психолого-педагогического обследования ребенка;

постановка вопроса об обязательном обеспечении ребенка с отклонением в

развитии индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями с учителем-

дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами (в условиях

учреждения или вне его). Занятия строятся с учетом особенностей развития

ребенка с тем или иным отклонением в развитии;

обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка с

отклонением в развитии с учетом особенностей конкретных нарушений, в

соответствии с рекомендациями специалистов: врача, учителя-дефектолога,

педагога-психолога;

обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и

специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с

отклонением в развитии;

работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения

единого подхода к его воспитанию и обучению, соблюдения рекомендаций

специалистов, оказания помощи дошкольнику в овладении программными

требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся детей;

целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с отклонениями в

развитии, за его продвижением — с целью своевременного решения вопроса об

изменениях в процессе его воспитания и обучения. Речь может идти а) о

желательности перевода дошкольника в специальное учреждение (группу); б) об

интенсификации коррекционно-развивающих занятий со специалистом, оказании в

ходе этих занятий помощи ребенку в овладении программными требованиями,

рассчитанными на нормально развивающихся дошкольников, о совершенствовании

материально-технической базы интегрированного воспитания; в) об оказании

помощи воспитателям в организации обучения ребенка с отклонениями в

развитии в среде нормально развивающихся детей.

Создание специальных условий осуществляется в целях решения комплекса

коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных задач в процессе

динамического психолого-педагогического обучения и воспитания ребенка. При

этом соблюдаются следующие условия:

содержание воспитания и обучения направлено на амплификацию (обогащение)

развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;

задачи и содержание коррекционной работы с детьми учитывают структуру,

степень и характер нарушений в развитии;

содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в разные периоды

детства различны;

материально-технические и медико-социальные условия, предметно

развивающая среда соответствуют образовательным и коррекционным задачам;

профессиональная подготовка специалистов направлена на охрану и

укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие,

коррекцию имеющихся у него отклонений. Кроме того, она должна постоянно

совершенствоваться и соответствовать достижениям передовой науки и

практики.

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ

И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ

ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)

Практическая реализация специального дошкольного воспитания связана с

семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов

вариативности и системности.

Вариативность предполагает организацию различных форм помощи родителям,

воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных

условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны

получать в большей степени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего

(коррекционного) типа.

Модель семейно-общественного воспитания может рассматриваться как наиболее

прогрессивная, отвечающая запросам современной жизни, рационально

сочетающая семейное воспитание с широким участием общественных организаций,

таких, как университеты для родителей, материнские школы, курсы для молодых

матерей и т. д. при образовательных дошкольных учреждениях общеразвивающего

и компенсирующего типа, а также при психолого-медико-педагогических

консультациях (ПМПК).

Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и родителям

основывается на принципе единства требований к процессу воспитания и

обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в

индивидуальной коррекционной программе развития.

Принцип системности воспитания ребенка требует учета сложного характера

психического развития в онтогенезе, на что впервые было указано Л. С.

Выготским. Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает

направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в

психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на

результатах диагностического обследования, итогом которого становится

представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношений

между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных

целей коррекции должны стать как структура нарушения (система причинно-

следственных связей, обусловливающих феноменологию дефекта), так и

результаты анализа социальной ситуации развития ребенка.

Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями

интеллекта важными явились результаты исследований А. В.Запорожца, который

показал, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам и каждый

возрастной период значим для формирования личности ребенка. В каждом

возрасте формируются не только такие качества и свойства психики детей,

которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко

всему окружающему миру, но и те, которые представляют собой «заделы» на

будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к

концу данного возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию об

амплификации детского развития, в ходе которой предусматривается создание

определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности

ребенка, характерных для каждого возрастного периода.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что системный подход требует, в

первую очередь, изучения ребенка как целостной системы в его взаимодействии

с более широкими социальными системами — семьей, непосредственным

окружением, а затем и дошкольным учреждением.

На основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе

психолого-медико-педагогического обследования, специалисты дают общую

оценку уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень

выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений,

оценивают сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с

появлением выявленных отклонений, определяют пути коррекционного

воздействия в целях устранения или ослабления остроты проблемы.

Следовательно, изучение ребенка является важнейшей задачей, составляющей

практическую основу для разработки стратегии коррекционного воздействия. В

программу коррекционного воздействия должны входить два важных

взаимосвязанных процесса: во-первых, организация различных форм помощи

родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.

Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции

в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-

педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий

развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер

нарушений и степень их выраженности.

Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь

умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их

родителей, социальная адаптация и формирование предпосылок к учебной

деятельности осуществляются в системе Министерства образования на базе

следующих учреждений:

специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников

с отклонениями в развитии: дошкольные отделения (группы) специальных

(коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей;

дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с

нарушением интеллекта (умственно отсталых);

группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при

специализированных дошкольных учреждениях коррекционнного типа.

Одна из наиболее новых форм помощи детям — группы кратковременного

пребывания.

При поступлении ребенка в такую группу проводится его первичное

обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный

уровень развития, потенциальные возможности, индивидуальные особенности и

готовность к сотрудничеству со взрослыми. Выясняется исходный уровень

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.