скачать рефераты

МЕНЮ


Социальная работа с детьми инвалидами

Социальная работа с детьми инвалидами

1.1.Дети-инвалиды как объект социальной работы.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень

заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных

социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских

проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая

эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту

проблеме придает то, что до 1917 года система оказания

помощи этой категории детей не сложилась, а позднее,

вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком

осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано

от общества. Сейчас многие специалисты работают над

разрешением комплекса проблем детей со специфическими

нуждами. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить

их особенности и специфику работы с ними, необходимо,

прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия

«инвалид», «инвалидность».

> Согласно Декларации о правах инвалидов ( ООН , 1975 )

«инвалид» означает любое лицо, которое не может

самостоятельно обеспечить полностью или частично

потребности нормальной личной и / или социальной жизни

в силу недостатка , будь то врожденного или

приобретенного, его или ее физических или

умственных возможностей [ 26, 211] .

В законодательстве бывшего СССР существовало несколько

иное понятие «инвалида» / «инвалидности» , которое было связано

с потерей трудоспособности . При такой постановке

вопроса дети до 16 лет не могли быть признаны

инвали- дами .Таким образом , возникла необходимость в появлении

термина «ребенок-инвалид» . К этой категории относятся

дети , имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности,

приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения

роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию,

передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению,

общению, трудовой деятельности в будущем» [2 , 6 ].

А «инвалидность» в детском возрасте можно определить ,

как «состояние стойкой социальной дезадаптации , обусловленное

хроническими заболеванниями или паталогическими состояниями ,

резко ограничевающими возможность включения ребенка в

адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы

, в связи с чем возникает необходимость в постоянном

дополнительном уходе за ним , помощи или надзоре» [ 27 ,

282 ].

Однако , хотелось бы заметить, что за рубежом и в

нашей стране идет процесс перехода к более гуманной

и гибкой терминологии . Так , например, в английском языке

термин «инвалид» вышел из употребления и считается

дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом

и потребностями , вместо него по отношению к детям

используется «дети с неспособностями» . Избегают так же

употреблять следующие наименования: слепой , глухой , заика , -

заменяя их такими словосочетаниями как «человек с

ослаблен ными слухом , зрением , речевым развитием» . Всемирная

Организация Здравоохранения не рекомендует так же

использовать термины «идиотия» , «имбецильность», «умственная

неполноценность» . Немецкие дефектологи в обозначении детей-

инвалидов используют словосочетания «дети с нарушениями»,

«дети с образовательными трудностями» . В белорусской

дефектологии так же делаются попытки дать более

адекватные определения некоторых дефектологических терминов

с учетом современных требований.

Определение инвалидности детям до 16 лет в

Республике Беларусь производит Медико-реабилитационная

экспертная комиссия в соответствии с разделом 3

«Определение инвалидности детям» Инструкции по определению

инвалидности (1993 год). В соответствии с законодательством с

1.08.1999 г. в зависимости от степени нарушения функций

(с учетом их влияния на возможности социальной

адаптации ребенка ) у ребенка-инвалида определяется степень

нарушения здоровья. Их четыре (степени):

1 степень утраты здоровья определяется при легком

и умеренном нарушении функций, которые, согласно Инструкции,

являются показателем к установлению инвалидности у

ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости

определения у лиц старше 18 лет;

2 степень утраты здоровья устанавливается при

наличии выраженных нарушений функций органов и

систем , которые , несмотря на проведенное лечение,

ограничивают возможности социальной адаптации ребенка

(соответствует 3 группе инвалидности у взрослых );

3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе

инвалидности у взрослого;

4 степень утраты здоровья определяется при резко

выраженных нарушениях функций органов и систем,

приводящих к социальной дезадаптации ребенка при

условии необратимого характера поражения и неэффективности

лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе

инвалидности у взрослого) [ 3 , 1 ].

Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида

соответствует перечень заболеваний, среди которых можно

выделить следующие основные группы:

1.Нервно-психические заболевания. На 1.01.1997 г. в

Республике Белорусь в структуре детской инвалидности

занимали второе место ( 32,8 % ) , а до 1991 года были

на первом месте . Среди детей с данными болезнями

82,9% составляют дети с умственной отсталостью .

Наиболее распространенные заболевания этой группы

детские церебральные параличи, опухоли нервной системы,

эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная

отсталость (олигофрения или слабоумие различного генеза,

соответствующие стадии идиотии или имбецильности ), болезнь

Дауна, аутизм .

Все эти болезни объеденены в одну группу, однако,

следует умственную и психическую неполноценность, на этом

настаивает Международная лига обществ содействия умственно

отсталым и другие организации, занимающиеся изучением этой

категории людей и /или оказанием им помощи .

Термин «умственная неполноценность» включает в себя

два значимых компонента, которые «должны рассматриваться

в соответствии с биологическим возрастом и

соответствующим культурным фоном: интеллектуальная отсталость,

находящаяся ниже среднего уровня и присутствующая с

раннего возроста; значительное ослабление способности

приспособиться к социальным требованиям общества» [ 30 ].

У детей-инвалидов этой категории очень часто

наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической

деятельности: памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоциональной

сферы . Однако, после специальных упражнений и занятий они

могут достигнуть неплохих результатов. Круг проблем таких детей

требует, в основном, вмешательства специалистов в области педагогики и

абилитации (соответственно педагогов и социальных работников)

в тесном контакте с семьей.

Термин «психическая неполноценность» употребляется для

обозначения многочисленных сдвигов, которые оказывают влияние

на эмоциональные функции и поведение . Оно харктеризуется

неуравновешиваемостью эмоций различных видов и степеней

сложности, нарушенным (а не отсутствующим ) пониманием и

коммуникацией , а так же скорее ошибочно направленной, а

не только несоответствующей приспособляемостью . Чаще всего

такие заболевания возникают внезапно и принимают форму

острого сдвига, являясь иногда результатом биохимических

изменений или употребления наркотиков, переживания тяжолого

или длительного стресса, психологических конфликтов, а так

же в результате других причин .

В детстве чаще возникают сдвиги в области

эмоций или поведения . Симптомам болезней могут

предшествовать воспитательные , социальные или личные

трудности .

Душевные болезни могут принимать форму острых, хро-

нических или протекающих толчками заболеваний, в

зависимости от нее и от специфики проявления болезни

назначается лечение . При этом обязательно вмешательство

специалистов из области медицины и психиатрии .

Однако, бывает сочетание умственной отсталости с пси-

хической недостаточностью и другими осложнениями. Это

создает определенные сложности при диагностике заболеваний

и работе с такими детьми и требует от

специалистов хорошей подготовленности, обученности. Осложнения

могут появиться при рождении или позже . Можно выделить

следующие причины их появления: плохой уход за детьми

с умственной отсталостью, восприимчивость такого ребенка

к нагрузкам , стрессам , невниманию со стороны лиц , к

которым они особенно привязаны и т.п.

2. Заболевания внутренних органов. В настоящее время

они занимают лидирующее положение в струтуре детской

инвалидности, что вызвано переходом заболеваний в

хроническую форму с тяжелыми функциональными нарушениями .

Часто это связано с поздней выявляемостью нарушений и

недостаточными мерами реабилитации .

В эту группу заболеваний входят различные

заболевания , паталогические состояния и пороки развития

органов дыхания ( в том числе и хронический туберкулез

легких ) , почек и органов мочевыделения , желудочно-

кишечного тракта , печени и желчевыводящих путей (циррозы

печени , хронический агрессивный гепатит , непрерывно-рецидивирующий

язвенный процесс и т.п. ) , сердечно-сосудистой системы

(в том числе пороки сердца и крупных сосудов) ,

системы кроветворения ( лейкозы , болезнь Верьегофа ,

лимфогранулематоз и т.п. ) , опорно-двигательного аппарата

(полиартриты и т.п. ) .

Часто в силу своих заболеваний такие дети не

могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать

общения с ними и включения их в свои игры .

Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью

осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и

невозможностью ее полноценной реализации . Социальная

депривация углубляется за счет длительного пребывания

ребенка в специальных стационарах, санаториях , где ограничен

социальный опыт и общение осуществляется между такими

же детьми . Следствием этого является задержка развития

социальных и коммуникативных навыков, формируются

недостаточно адекватное представление об окружающем мире у

больного ребенка [ 26 , 151 ] .

3. Поражение и заболевания глаз , сопровождающиеся стойким

снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящем

глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях. На

1.01.1997г. дети с заболеваниями этой группы в

Республике Беларусь составляли 20% от общего числа детей-

инвалидов .

Психическое развитие детей с дефектами зрения в

значительной степени зависит от времени возникновения

патологии и от времени начала специальной коррекционной

работы, а это ( психического развития ) дефекты могут быть

компенсированы за счет раннего и широкого использования

функций сохранных анализаторов.

Мастюкова Е .М . и Московина А .Г . характеризуют

такого ребенка как боязливого, малоконтактного . Поэтому они

предлагают обогащать чувственный и практический опыт

этих детей, постепенно включая его в круг здоровых

сверстников. В работе с данной категорией детей

рекомендуется так же использовать их особую

чувствительность к музыке .

4. Онкологические заболевания, к которым относятся

злокачественные опухоли 2 и 3 стадии опухолевого

процесса после комбинированного или комплексного лечения,

включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению

злокачественные новообразования глаза , печени и других

органов.

В последнее время число онкологически больных детей

увеличивается довольно быстро. Для этого существуют

различные причины: в нашей республике, например, это

связывают с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС;

в других странах, напрмер в Королевстве Норвегии , ведущим

фактором, по мнению руководителя Радиологического госпиталя

профессора Ольснеса С ., является «генетическое накопление

дефектов , вызванных многократным перекрестным скрещиванием

наследственного материала ...»[ 10 , 82 ].

При онкологическом заболевании кризисные ситуации могут

возобновляться или прерываться более или менее

длительными периодами стабилизации , во время которой

производится реабилитация больного . Особенности методов

лечения в сочетании с возростными и межличностными

особенностями ребенка ведут к возникновению изменений

сначала в физическом, а затем и в психическом его

состоянии . Так , в результате исследований, проведенных в

детском саду №270 г. Минска , было выяснено, что более

половины (56 %) родителей отмечают ухудшение характера

своих детей в результате болезни, у 62% родителей

появились трудности во взаимоотношениях с детьми . У

такого ребенка отмечается отгороженность и замкнутость ( 25% )

, а так же раздражительность , агрессия и другие проявления

невротического характера ( 56% ) . У таких детей

практически нет друзей , кроме таких же больных ребят ,

как и они . Таким образом , они как бы отгорожены от

внешнего мира , что вызывает задержку в развитии

социальных навыков , социальную дезадаптацию [ 8 ].

Хотелось бы отметить, что часто злокачественные опухоли

приводят к летальному исходу . Это так же вызывает

определенные трудности в общении и оказании помощи

таким детям . До некоторых пор считалось, что дети, особенно

маленькие, не чувствуют приближение смерти, однако, это не

так. Исаев Д .Н ., который занимался изучением этой проблемы

, подробно описывает чувства и переживания детей в

раннем возрасте и отмечает, что очень большое влияние

на отношение ребенка к смерти оказывают его близкие ,

окружение . Безусловно , важна в этот период и помощь

специалиста, с которым больной мог бы поделиться своими

переживаниями и страхами .

5. Поражения и заболевания органа слуха . По степени

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.