скачать рефераты

МЕНЮ


Социальный работник - новая профессия в России

Социальный работник - новая профессия в России

СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК - НОВАЯ ПРОФЕССИЯ В РОССИИ

В результате перемен, происходящих в России, резко обострились остальные

проблемы, и это потребовало введения новой специальности социальная работа

и новой профессии - "социальный педагог “.

Что это за профессия – «социальный педагог», и кто он, такой

человек, носитель этой профессии?

Социальная работа ориентирована ,прежде всего на человека, и поэтому

возможна только на партнерском уровне. Клиент доверяет социальному

педагогу свои личные проблемы, тем самым пуская его в свою интимную сферу .

Работа с Клиентом возможна лишь тогда, когда между им и социальным

педагогом возникают к сохраняются доверительные отношения . Тем сам клиент

имеет право требовать сохранения тайны.

Не менee важной является посредническая деятельность социального

педагога. Быть посредником - значит объяснять интересы и взгляды одной

стороны другой стороне: клиентам, семьям, чиновникам, представителям других

профессий, часто находясь "между двух огней", выслушивая обвинения в

предвзятости с разных сторон. Это привело к созданию специфического стиля

мышления и особого "языка" социальных педагогов , способного отразить

взгляды разных сторон в отношениях между ними. Как правило, к посреднику

обращаются за помощью лишь после того, как в течение длительного времени

человек находился в трудной ситуации и не мог ее разрешить. Посредническая

деятельность социальных педагогов часто принимает форму координации усилий

представителей разных профессий для комплексного решения проблем отдельного

человека или определенной семьи.

Социальные педагоги призваны решать самые равные задачи, они могут работать

в больницах, местах заключения , домах для престарелых, детских домах,

школах; оказывать помощь

инвалидам, матерям-одиночкам, отстающим в школе детям, людям, у которых

произошло обострение душевного заболевания, бывшим преступникам.

Как профессиональная группа социальные педагоги могут участвовать в

решении вопросов на государственном уровне, предлагая рекомендации по

ключевым вопросам законодательства и его исполнения, при необходимости

оказывая давление на общественное, мнение и правительство.

Социальные педагоги могут группироваться по "территориальному" признаку,

создавая группы по 6-10 человек, где каждая группа несет ответственность

за свой микрорайон, располагаться такие группы могут в сельских советах в

отделах индивидуальных услуг населению. Или по «отраслевому» признаку и

делятся на больничные, псиатрические, детские и т.п. группы, работающие в

больницах, психиатрических клиниках и т. д. По мнению российских

специалистов, сочетание "территориальных" и "отраслевых" групп социальных

педагогов является оптимальным для решения задач социальной педагогики.

Профессиональной социальной работой могут заниматься., только специалисты.

Квалификацию и специализацию они получают в высших учебных заведениях. В

англо-саксонских странах в такие учебные заведения принимаются люди уже

имеющие диплом бакалавра - первое университетское звание (чаще всего

специализировавшиеся в области социологии, психологии и организации

социального обеспечения). Среди них много людей, которые уже имеют

профессию, но решили освоить другую в качестве основной или же как

дополнительную к своей первой профессии. Проводится жесткий отбор

абитуриентов,учитывающий их личностные качества. Пристальное внимание

общества к социальной педагогике входит в число факторов, заставляющих

социальных педагогов постоянно работать над повышением своей квалификации,

часто обсуждать этические проблемы своей профессии, а также систематически

изучать результаты своего труда.

Итак, Россия находится на пути к созданию профессии социальных

педагогов, профессиональная подготовка, которых официально начата с 1990

года. В связи с этим целесообразно рассмотреть должностные обязанности,

которые должен выполнять специалист по социальной работе

согласно Дополнению к постановлению Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г.

(это Квалификационный справочник должностей руководителей)

Так что же это за должностные обязанности? Возьмём только некоторые

положения из этого Дополнения к постановлению.. Специалист по социальной

педагогике, согласно этому Дополнению:

«выявляет на предприятии (в объединении, организации, учреждении), в

курируемом микрорайоне (округе) семьи и 'отдельных лиц, нуждающихся в

социально- медицинской помощи, охране нравственного ,физического,

психического здоровья, и осуществляет их патронаж».

Проводит среди населения работу по пропаганде здорового образа жизни,

планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических норм, мер

противопожарной защиты, предупреждению бытового и дорожно-транспортного

травматизма, правонарушений».

Безусловно, диагностика социума необходима, особенно, если учесть, что

социальная работа должна иметь большую профилактическую направленность,

исходя из того. что "болезнь легче предупредить, чем лечить". Но

должностные обязанности пишутся для каждого отдельного работника, в то

время, как диагностика социума под силу только лаборатории, подразделению.

Вот как пишут об этом российские специалисты: «Диагностика социума носит

комплексный характер, т.е. включает социологические, психологические,

педагогические, медицинские, экологические и другие аспекты». Да,

социальный педагог должен уметь выявить социальную проблему, установить

причины, ее порождающие, а затем и содействовать в ее разрешении. Но совсем

неприглядной кажется должностная обязанность социального педагога

«выявлять… на предприятии в микрорайоне … семьи и отдельных лиц ,

нуждающихся… в охране нравственного, физического и психического

здоровья...». В настоящее время, кажется всё население России нуждается в

такой охране. -

Не менее интересно то, что должен знать социальный педагог, согласно

этому Дополнению. А социальный педагог «должен знать: постановления,

распоряжения, приказы вышестоящих органов, нормативные и другие руководящие

материалы по социальной защите населения; психологию, социологию, специфику

работы в различной социальной среде…» и много ещё норм, прав, основ,

включая «нормы и правила дорожного движения, охраны труда, техники

безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты...».

Должен ли социальный педагог знать правила дорожного движения? Наверное,

должен. Наверняка, должен, чтобы под машину не попасть. А вот охрану труда,

технику безопасности? Трудно сказать. Хочется повторить еще раз то, что

Россия находится на пути к созданию новой профессии – профессии социальных

педагогов. Этот период является решающим для формирования профессионального

самосознания социальных педагогов. Думается, что сейчас просто необходимо

пересмотреть должностные обязанности социальных педагогов, и подготовить

их должны специалисты в области остальной работы с учетом уже имеющегося

отечественного и зарубежного опыта.

Кажущаяся простота обозначенной проблемы обманчива. Несомненно, можно

ответить, что эта, связь есть или «можно проследить связь» и т.д. Но суть

заключается в том, что связь далеко не проста и неоднозначна». Это наводит

на сравнение или на различие между профессионалом или непрофессионалом, для

примера, в ткацком деле. Для второго черный цвет имеет 2 оттенка -

сероватый и синеватый, для профессионала - 21 оттенок.

Если попытаться очертить круг обязанностей «лидера» (социального

работника) в процессе проведения коллективного обсуждения какой-либо

проблемы, та в число основных войдут следующие:

- каждый член группы должен чувствовать себя уверенно ;

- надо разумно сочетать личные интересы члена группы и общие интересы

всей группы;

-доминирование лидера и зависимость членов группы должны быть

сведены до минимума. Лучший лидер - это тот, кто работает в соответствии с

интересами группы и готовит других занять его место;

- интеллектуальное и эмоциональное единство внутри группы должно быть

важным и возможным для всех членов группы они должны говорить о ней «наша»

группа;

- должно постоянно поддерживаться эффективное общение членов групп

друг с другом;

- надо максимально использовать все доступные источники;

- группа не должна быть "парализована" формальностями, традициями,

статуса.

Однако, эти требования, как показывает анализ отечественного

зарубежного опыта в каждом конкретном случае воплощаются со множеством

вариаций. Многое зависит от от размера группы, постоянна она или временна,

умения её членов пользоваться методами дискуссии и т.д. Замечено, что люди

лучше работают в группе демократического типа по контрасту с авторитарной

или неуправляемой. Демократическая группа - это группа, в которой большая

часть работы ведется всеми членами. Лидер чувствует, корректирует

эмоциональные потребности членов группы и вносит вклад в развитие каждого,

не мешая прогрессу всей группы. Деятельность группы планируется, но всё

очень подвижно. Результаты работы группы этого типа высоки, неординарны, в

ней присутствует творчество. Чувство принадлежности к группе определяется

постоянным употреблением местоимения «мы» и высокой моральной атмосферы.

Авторитарная группа – это группа, члены которой находятся под строгим

контролем лидера, ставящего свои эмоциональные потребности выше

потребностей членов группы. Некоторые члены такой группы пытаются не

выполнять работу. Они часто будут стараться избежать напряжения, вместо

того, чтобы конструктивно работать в группе. Программа такой группы

фиксирована, редко появляются яркие идеи, члены группы конфликтны и лишены

воображения.

Практика показывает хорошие результаты, когда в дискуссии участвует

много лидеров. сосредоточить внимание на актуальных проблема группы.

Специфика социальной работы заключается в том , что при решений стоящих

перед ней проблем она органически вплетается во все формы и виды

общественных отношений и деятельности людей, прямо и косвенно затрагивает

все стороны общества. Выявление этих проблем, их решение осуществляется,

прежде всего, через установление и поддержание контактов с представителями

государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами

(клиентами), нуждающимися в помощи, защите, поджерке, что требует, в свою

очередь, высокого развитая у социальных работников интерсоциальных

способностей (социально-перцептивных, интерактивных, коммуникативных) для

еффективного выполнения своих профессиональных функций.

Таким образом, профессию социального педагога можно назвать

«коммуникативной» профессией, поскольку общение тесно вплетено в контекст

практической деятельности. Это профессия, успех которой в значительной мере

зависит от его коммуникативной компетентности - компетентности в

межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, меж личностном

восприятии. Кроме того, интенсификация социальных связей, расширение поля

общения, связанные с этим психологические нагрузки, создают напряженность в

процеcce общения. Высокий же уровень коммуникативной компетентности делает

социального педагога более подготовленным и защищенным в условиях

интенсивного межличностного общения.

Под коммуникативной компетентностью понимается, во - первых,

совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное

протекание коммуникативного процесса, ориентированность в различных

ситуациях общения; во-вторых, систему внутренних ресурсов, необходимых для

построения продуктивного и коммуникативного взаимодействия, основанную на

чувственном опыте, понимании себя и других.

Таким образом вселяются две группы подготовки к профессиональному

общению: вооружение знаниями о социально-психологических особенностях

общения, обучение вербальным невербальным техникам, и вторая группа

проблем - развитие сензитивных способностей, предполагающих развитие

эмпатии, идентификации, рефлексии.

Для продуктивного общения социальному педагогу необходима

сформированность соответствующих коммуникативных и социальных установок на

общение. Под коммуникативными установками, подразумевается всего,

готовность вступить в контакт, ориентация на диалогическое общение,

именно диалогическое, основанное на субъектно-субъектном принципе.

«Объектность» во взаимоотношениях между людьми, обедненными реальными

человеческими связями, уникальностью личностного содержания каждого,

негативным образом сказалась на характере психического становления и

социального функционирования личности, во многом предопределила те

острейшие проблемы (социальные , экономические, экологичес-

кие и др.), перед которыми стоит сегодня наше общество. Диалогическое же

общение адекватно субъектно-субъектному характеру самой человечески природы

и наиболее приближено к пониманию реальных жизненных и психологических

явлений, а потому наиболее соответствует организаций продуктивных контактов

в социономичеких профессиях. Необходима сформированность социальных

установок, предполагающих принятие своего клиента таким, каким он есть;

проявление к нему интереса и уважения; установка на то, что в центре

внимания должны быть потребности клиента;

Это объективное понимание его; уважение его права на принятие

собственного решения; терпимость к недостаткам клиента; готовность взять на

себя ответственность на принятое решение.

Чтобы будущий специалист смог успешно реализовать эти установки, ему

необходимо владеть вербальными и невербальными коммуникативными техниками -

совокупностью средств и приёмов, используемых в процессе общения для

достижения желаемых объектов, овладение которыми, в конечном итоге,

характеризует его коммуникативные способности.

Основа коммуникативной компетентности - социальный интеллект -

устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов и аффективного

реагирования, способность понимать самого себя, других людей, их

взаимоотношения и прогнозировать межличностные события.

Формированию социального интеллекта способствует, прежде всего, наличие

с сензитивности, особой, имеющей эмоциональную природу, чувствительности к

психическим состояниям и проявлениям других людей. В связи с этим можно

обозначить вторую группу проблем, решение которых обеспечит готовность

социальных работников к эффективному коммуникативному взаимодействию.

Среди них: развитие наблюдательной сензитивности способности наблюдать

другого человека и одновременно запоминать, как он выглядите, что говорит;

теоретической сензитивности - способности выбирать применять теории для

более точного предсказания и объяснения чувств, мыслей и действий других

блядей; номотетической сензитивности - способности понимать типичного

представителя той или иной группы; идеографической сензитивности -

способности понимать своеобразие каждого человека.

Проблема развития сензитивности решается в ходе специальных тренингов

(сензитивных), способствующих более яркому проявлению эмпатии -

способности вчувствования, принятия другого, эмоционального резонанса на

его переживания (условия снятия тревожности, «зашитных механизмов»

клиента);

помогающих осознанию идентификации - отождествлению, уподоблению себя

другому, освоению приёма построения внутреннего состояния клиента на

основе попытки поставить себя на его место. Здесь следует заметить, что в

идентификации, в отличие от эмпатии, выражающейся в стремлении

эмоционально откликнуться на проблемы клиента, рациональное осмысление его

проблем.

Сензитивный тренинг позволяет понять один из механизмов процесса

познания другого – рефлексию, следовательно, поможет будущим социальным

педагогам осознать то, как он воспринимается партнером по общению» как

"потенциальный клиент" понимает его.

В очерченный круг проблем входит проблема овладения знаниями о

возможных, трудностях коммуникативного и психологического характера в

процессе общения их причинах и путях преодоления, освоения соответствующих

умений и навыков.

Говоря о подготовке коммуникативной компетентности социальных педагогов

к профессиональному общению посредством специальных научных методов,

целесообразно предусмотреть в учебных программах соответствующие формы

обучения. Одна из форм повышения общей коммуникативной компетентности,

упорядочения культуры психической деятельности - активное социальное

обучение, осуществляемое в условиях групповой учебно-тренировочной

деятельности. Учебно-тренировочная группа (УТГ) - одна из организаонно-

дидактических форм, деятельность которой направлена на формирование общей и

профессиональной компетентности, где социализирующей средой выступает

целостная культура профессии.

УТГ - наиболее оптимальная форма подготовки специалистов к

профессиональному межличностному общению, решающая, в частности, задачи

коррекции и формирования социально-психологических умений и навыков,

овладения приёмами декодирования психологических сообщений окружающих,

осознания своей социальной роли.

Знания и умения, приобретённые через участие в УТГ, оказываются более

устойчивыми по сравнению с результатами концептуализированных форм

обучения, поскольку совершенст- вовать и формировать коммуникативную

компетентность невозможно одними «понятиями». Она не есть результат

рационалистических операций, так как сознание определяется не мышлением а

бытиём, то есть реальным жизненным опытом, приобретаемым в межличностной

среде. Это не реорганизация чисто умственной деятельности, а изменение

способности действовать.

Коммуникативная компетентность- это, прежде всего, опыт общения, поэтому

формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого

взаимодействия, объективируется только в различных видах вербального н

невербального поведения, в ходе специальной подготовки социальных

педагогов, следовательно, должна совершенствоваться в динамике обучающей и

развивающей межличностной среды.

Методика изучения коммуникативных организаторских склонностей.

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.