скачать рефераты

МЕНЮ


Школа и Интернет

Школа и Интернет

Московский Педагогический Государственный Университет

Реферат по педагогике.

Школа и интернет.

Студентки биолого-химического

факультета

III курса 1 группы

Уразовой Екатерины.

Преподаватель:

Гончаров М.А.

Москва 2000

Содержание.

1.Введение. 3

2.Возможности Интернета. 5

2.1.Получение информации. 6

2.2.Электронная почта. 6

2.3.Группы новостей. 7

2.4.Дискуссионные группы. 7

3.Использование Интернета сегодня. 8

3.1.Программы Правительства Москвы. 9

3.2.Зарубежное финансирование. 9

3.3.Дискуссионные группы. 9

3.4Соросовская программа. 10

3.5.Информационное пространство школы. 11

4.За и против. 12

4.1.Стоимость подключения. 12

4.2.Вред здоровью. 13

4.3.Ограничение доступа к информации. 13

5. Интернет и учителя. 14

6. Заключение. 17

Список литературы. 18

Приложение. 19

"Уже стоят за дверью те, кто тебя вынесет".

Писание.

1.Введение.

В настоящее время жизнь летит с такой скоростью, что успеть за ней

практически невозможно. Мир развивается и соответственно ему стремительно

развивается средства массовой информации. Поток информации обрушивается

лавиной, способной задавить любого взрослого человека, а ребенка тем более.

Еще десять лет назад в нашей стране мало кто знал такое явление, как

Интернет и уж тем более никто не мог представить, зачем он нужен рядовому

человеку. Но времена изменились – пришла эпоха Интернета. Всемирная сеть

занимает всё более крепкие позиции в современном мире.

В связи этим тема «Интернет и образование» мне кажется насущной и

довольно острой. Накопилось огромное количество вопросов, требующих

незамедлительных решений. Проблема использования сети в школе очень

объемна, и поэтому я не претендую на полноту изложения, но наметить

основные вопросы и тенденции постараюсь.

Теоретически, школа должна быть наиболее прогрессивным местом. Ведь

именно здесь воспитывается будущее поколение, именно учителя должны вести

за собой детей, подавая им пример. К сожалению, в реальности всё не так.

Еще более ста лет назад, изучив реальную работу школ России, Германии,

Швейцарии и Франции, Лев Толстой заявил: «Образовательное влияние

современной школы совершенно незначительно. Везде, где люди сметливы и

образованны, они черпают это не из школы, а из жизни, из семейного уклада,

в кафе и театрах, на пристанях и в музеях, в мастерских и книжных лавках.

Образование идет мимо школы, а школа со своими начетническими

псевдонаучными курсами идет мимо жизни. Народ получает свое образование не

благодаря школе, а вопреки ей». А ведь Лев Николаевич еще не знал про

Интернет!

Конечно, мера несоответствия и напряжения, выраженная в словосочетании

«Интернет и школа», - огромна. Интернет – децентрализован, динамичен,

экономичен, разгосударствлен; он одновременно индивидуалистичен и

коммуникативен. Школьное образование – централизованно и иерархично,

консервативно и статично, практически лишено экономического измерения; оно

почти неизбывно огосударствлено и несет в себе сильнейший компонент

патернализма. Практически все на 180 градусов наоборот. То есть по своим

системным, глубинным качественным характеристикам господствующая модель

школьного образования не соответствует Интернету. Традиционное школьное

образование, успешно держащее оборону «на рубежах Коменского», находится

сегодня в серьезнейшем противоречии с тенденциями становления

информационного и коммуникационного общества.

Казалось бы, эта пропасть уже непреодолима. Но время работает на ее

преодоление и, что существенно, работает невероятно быстро. В 1984 году, то

есть всего 15 лет назад, в мире насчитывалось 1000 подключенных к Интернету

компьютеров. И тогда это была цифра! В 1987 году их стало 10 000, в 1989-м

– 100 000. Еще через 10 лет, к нашим дням, эта цифра увеличилась примерно

еще в 1000 раз, дойдя до порядка в 100 000 000. Нам, людям, привыкшим к

неимоверной недвижности и инертности образовательной системы, просто

невозможно на деле вообразить такие трансформации. И в этом же лежит

надежда. Вполне обоснованная надежда на преодоление. И на неизбежность

Новой Образовательной Парадигмы.

2.Возможности Интернета.

Школа приобрела компьютер. Или даже компьютеры... И вот вожделенная

техника распакована и выжидательно смотрит на вас, загадочно поблескивая

монитором... И тут выясняется, что когда компьютер был только розовой

мечтой, прекрасной именно своей недостижимостью, казалось, что без него –

как без рук... Но вот он есть, и что же теперь с ним делать? Многие

спотыкаются именно на этом – не могут решить, для чего же все-таки им нужен

компьютер. Но вскоре первый страх проходит и уступает место восхищению

множеством способов применения умной машины в школьном быту. С помощью

компьютера можно обучать школьников информатике или иностранным языкам.

Директор может отдать компьютер секретарше вместо пишущей машинки. А можно

не отдавать и пользоваться им самому: играть в свободное время в «Тетрис» и

«Звездные войны», шлепать двумя пальцами ЦУ для подчиненных... Можно

смотреться в него как в зеркало. Можно дождаться, когда он запылится, и

использовать его вместо школьной доски. Можно... Но лучше использовать

компьютер для расширения возможностей получения необходимой информации.

Распространение сетей, и Интернета в частности, дает огромные

возможности. Но какие именно мало кто представляет.

Интернет, или всемирная сеть, это колоссальный источник информации,

возможность общаться, обмениваться опытом, совместно с другими школами

решать общие проблемы. Но, на мой взгляд, главное в нем - информация.

Первый вопрос, встающий перед желающими присоединиться к армии

пользователей ресурсов Интернета: как к нему подключиться? Особенно это

касается работников образования, которое не располагают значительными

денежными средствами. Самый дешевый или, лучше сказать, наименее дорогой

способ получить доступ к сети Интернет: индивидуальный пользователь, при

помощи модема и стандартной телефонной линии, связывается с главным

компьютером, который имеет прямой выход в Интернет. Способ относительно

недорогой, но имеет свои недостатки, связанные с тем, что ваша работа и

возможности зависят от поставщика данной услуги. Второй способ, чуть дороже

предыдущего, - воспользоваться услугами коммерческого онлайнового

провайдера, например «GlasNet», «Россия он лайн», «Демос» «Элвис-Телеком» и

т. п. Для большинства пользователей услуги этих служб обходятся

сравнительно недорого - около 20$ в месяц. Этот способ тоже имеет свои

ограничения. Следующий, более сложный способ подключения предусматривает

использование Serial Line Protocol (SLIP) или Point-to-Point Protocol

(PPP), которые обеспечивают полное соединение с Интернетом при помощи

модема через обычные телефонные линии. По сравнению со способами,

описанными выше, такой вид связи позволяет компьютеру пользователя

действовать в сети в качестве главного компьютера. И, наконец, последний

вариант подразумевает прямую, высокоскоростную связь компьютера

пользователя с Интернетом через Local Area Network (LAN). Этот способ

обходится дороже всего, но он наиболее эффективен.

2.1.Получение информации.

Итак, первый шаг сделан – Интернет есть. А дальше? Для начала можно

посмотреть на опыт других стран. Ведь во всем развитом мире подключение

школ к сети является задачей государственного масштаба. Высказывают

предположение, что в ближайшем будущем образовательные учреждения Америки

превратятся в одну из самых больших групп пользователей сети.

Что привлекает преподавателей, управленцев, студентов и школьников

среди возможностей Интернета? Специальные исследования дают несколько

ответов на этот вопрос:

V на серверах Интернета можно отыскать информацию и документы,

которые трудно найти где-либо еще;

V сеть дает возможность доступа к крупным библиотекам и их

каталогам;

V используя Интернет, можно переписать компьютерные программы,

необходимые для работы;

V можно получить доступ к разнообразным видео- и

аудиоматериалам и т. п.

2.2.Электронная почта.

Второй по важности, после получения информации, функцией Интернета

является электронная почта, или e-mail. Возможностями электронной почты

широко пользуется и большинство учителей и школьников. Этот тип связи

позволяет пользователям посылать файлы и отвечать на электронные сообщения.

Электронная почта дает возможность работникам образования из отдаленных

районов страны не зависеть от расстояний и сравнительно быстро получать

необходимую информацию. Школьники Америки часто пользуются возможностями

электронной почты, чтобы заводить друзей по переписке и даже изучать

иностранные языки. Используя электронную почту и видеоконференции, в 1993

году примерно пятая часть всех восьмиклассников Америки и Англии приняла

участие в специальном проекте (Global Schoolhouse Project) по исследованию

окружающей среды. Похожий проект (Kidsnet), организованный Национальным

географическим обществом США, позволил школьникам из четырех городов страны

обменяться собранной информацией об их любимых видах спорта и других

увлечениях посредством электронной почты.

Как еще используется электронная почта в школах США? Вариантов ее

применения - множество. Например, американские школьники пишут письма

членам правительства, включая президента и вице-президента (хотя для нашей

страны это звучит довольно нелепо). А учащиеся старших классов могут

отвечать на письма младших школьников, адресованные «Дорогому Санта-Клаусу»

(можно Дед Морозу).

2.3.Группы новостей.

По электронной почте можно подписаться и получать последние новости по

какой-либо тематике. Группы новостей представляют собой открытый обмен

информацией, и каждый пользователь может прочитать или поместить свое

сообщение на электронной доске объявлений. Среди них можно найти рубрики,

интересные работникам образования, - посвященные преподаванию математики,

естественных наук и т. д., домашнему обучению, различным ступеням

образования. Единственный недостаток в новостях то, что они всегда на

английском языке, а большая часть преподавательского состава, как это не

прискорбно, не владеет им.

2.4.Дискуссионные группы.

Еще одна функция Интернета, привлекающая людей, работающих в

образовании, - возможность принять участие в дискуссионных группах

(конференциях), которые представляют собой отдельные почтовые листы,

посвященные темам, интерес к которым объединяет пользователей, живущих в

разных странах мира. Чтобы присоединиться к дискуссионной группе,

пользователь должен послать короткое электронное сообщение по специальному

адресу для подписчиков. Материалы дискуссионных групп могут стать для

участников источником актуальных сведений об образовательных проблемах,

новейших образовательных технологиях, новостях из мира образования. С их

помощью можно вести диалог с коллегами всего мира. Пользователи, не

являющиеся участниками конференции, могут просто следить за обменом

информацией на страницах дискуссионных групп. Вот адреса некоторых из них,

посвященных образовательной тематике:

V KIDSPHERE - по начальному образованию (kidsphere-

request@vms.cis.pitt.edu);

V EDTECH - по среднему образованию (LISTSERV@MSU.EDU);

V EDNET - для всех работников образования

(LISTPROC@LISTS.UMASS.EDU);

V KIDLINK - для школьников 10-15 лет

(LISTSERVE@VM1.NODAK.EDU).

3.Использование Интернета сегодня.

Но все приведенные данные из зарубежья, а что происходит в нашей

стране? Как и где сейчас используются возможности Интернета?

Сложился некий "джентльменский набор" возможного использования Интернета

в работе с детьми и собственно в работе школы как организации. Его можно

изложить в следующих 10 пунктах:

1. Использование электронной почты.

2. Поиск в сети нужной информации.

3. Создание собственных школьных веб-страниц.

4. Рассылка и/или съем централизованно подготовленных значимых,

общеинтересных материалов (нормативных документов, информации о семинарах и

конференциях и т.п.).

5. Обмен тематически организованным опытом и идеями (например, для учителей

физики, истории или для директоров школ и т.д.).

6. Образовательные FAQ (ответы на типичные вопросы).

7. Взаимоконсультирование по софту и т.п. (например, для учителей

информатики).

8. Организация конференций по сети.

9. Получение ("скачивание") небольших обучающих программ по разным

предметам.

10. Совместные проекты школьников (и учителей) разных школ, в том числе

разных стран, по разным темам.

Казалось бы, большой объем возможной работы! Но ...

Директор школы №1060, рассказывает, что хотя большинство директоров

московских и иногородних школ интереснейшие и талантливые люди, насчет

Интернета большого интереса и энтузиазма не проявляют. Многие, конечно,

имеют подключение на работе, многим учитель информатики распечатывает

электронную почту. Не более того.

К счастью, все не так плачевно, как кажется на первый взгляд.

Правительство и администрация школ предпринимает иногда некоторые действия.

3.1.Программы Правительства Москвы.

Так, Правительство Москвы с 1998 года проводит программы поэтапного

подключения школ города к Интернету. По всей стране создаются «Интернет-

кафе», где желающие за некоторую сумму могут выйти в Интернет или связаться

с коллегами и друзьями по электронной почте. В библиотеках и университетах

регионов открываются «точки доступа к Интернету», посещаемость которых

увеличивается с каждым днем. Например, до 70 пользователей – студентов и

учащихся старших классов в день – только в Библиотеке иностранной

литературы; до 25–30 студентов педагогических вузов – в Педагогической

библиотеке им. Ушинского и др., в университетах эта цифра во много раз

выше! В этих «точках» проводятся курсы обучения или экспресс-обучение

посетителей.

3.2.Зарубежное финансирование.

Различные фонды, в основном зарубежные, финансируют инициативы,

связанные в развитием образовательных Интернет-технологий в регионах. В

последние два года – это проекты, в основном направленные на развитие

русскоязычных ресурсов Интернета. Благодаря грантам, полученным от Фонда

ИОО, были созданы центры Интернета в государственных университетах более

чем 30 городов России. Они способствуют дотированному подключению к

Интернету местных учреждений культуры, образования и здравоохранения.

3.3.Дискуссионные группы.

Или, например, что касается дискуссионных групп то аналитический центр

«EDU@EMISSIA» Академии информатизации образования (С.-Петербургское

отделение), Институт естествознания, Российский Государственный

педагогический университет им. А. И. Герцена, Экологический клуб

«Интеграл», Институт образования взрослых Российской Академии образования

провели в октябре-ноябре 1997 года научно-методическую телеконференцию

«Информационные технологии в обучении биологии, экологии и медицине»

(ИНФОБИО-97). Конференция рассчитана на преподавателей, научных сотрудников

и методистов образовательных и научных учреждений различного типа, учителей

общеобразовательных школ, студентов, интересующихся проблемами внедрения

новых информационных технологий. Цель конференции - создание в России

единого информационного пространства в обучении дисциплинам биологического

цикла. В ходе конференции предполагалось обсудить следующие проблемы: опыт

компьютерного обучения, разработка методик применения новых информационных

технологий; создание педагогических программных средств в области биологии

и подобных дисциплин; соотношение информационных технологий и традиционных

методик в учебном процессе; компьютерное обучение в области медико-

биологических дисциплин и курс информатики школы и вуза; подготовка

учителей и учащихся к использованию информационных технологий.

Участники телеконференции ИНФОБИО-97 пришли к выводу, что данная форма

обмена опытом в области компьютеризации преподавания биологии и близких ей

предметов естественно - научного цикла заслуживает дальнейшего развития.

3.4Соросовская программа.

Внедрению телекоммуникаций в образование России деньгами помогает Фонд

Джорджа Сороса. Наряду с этим все государственные вузы связаны

магистральной телекоммуникационной системой, которая называется сеть науки

и образования РБНЕТ. Это совместный проект Минобразования, Миннауки,

Минсвязи, Российского фонда фундаментальных исследований и Российской

академии наук. 33 соросовских центра Интернета в вузах используют в РБНЕТ.

Фонд "Открытое общество" поставил оборудование, а Российское правительство

финансировало телекоммуникационную связь и продолжает ее дальнейшую оплату.

Так что весь проект ведется на паритетных основаниях. Количество участников

сети постоянно увеличивается. Ведь, помимо вузов, в нее входят

академические институты РАН, библиотеки, государственные научные центры

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.