скачать рефераты

МЕНЮ


Шпаргалка по методике естествознания

Шпаргалка по методике естествознания

билет 1

МПЕ- как учебн предмет , имеет цель донести до уч-ся из раздела наук

–естест-я , в общих чертах она имеет цель орп-ть осн. м\ы и способы

передачи нач. ЗН., раскрыть м\ы передачи этих ЗН.

Такие общ. м\ы выявляют осн связи м\у шк. предметом ЕС-я и наукой ЕС-я .

МПЕ р6ализует задачи к-е ставит п\д ней Пед-а дид-а. и опирается на

закономерности выяв-е П.

ПР-т исследования –образов-я обл.окр. мира.

Обьект-учебный процесс

Методологическая основа-диалектический материализми и философская теоория

познания. МПЕ должна основывваться на законах диалектики иследовательно

относиться к пр-у об-я и к Л-и ученика, как постоянно изм-ся и разв-ся.

Содержание-

1. Опр-е обр-х и восп-х значений Е. необ-о четко представлять

значение место данного предмета в щк. и связь его с др.

предметами и науками.

2. Из-е основ м\в преподавания Е.

3. Знакомоство с осн. принципами подбора учебн. мат-ла.

4. Опр-е наиболее целесообразной группировки учебного материала.

его межпредметной связи и последовательности из-я.

5. Знакомство с оссн формами орг-ии уч про-са.

6. Знакомство с мат-ой базой учебн пособия и оборудоваания

кабинета.

Межпредметные связи

философия-методология ,пед-ка-осн ф\ы и м\ы., психология, естесв-нааучн.

дисциплины, медицина.

Содержание и особенности курса окр.мир

Вбазисном плане на 1,2 кл. выделено 1 час в нед, 3,4- 2 часа.-нед.

Вед. цель курса-разв-ие личностных качеств мл. шк-а., что с одной стороны

признано ведущими методистами , а с др. стороны служит насущной need наш

вр.

В сод-е ЕС-я входит : ЕС-е и Обществоведение.

Задачи МПЕ

1. Исследует , опр-т цели об-я в соотв. с соц-м заказом общ-а, с

учетом сод-я перед-ой инф-ии и возрастных псих-х особенностей уч-

ся. Выдвинутые цели об-я опр-т его задачи , чтотакже явл.

Предметом иссл-я МПЕ.

2. МПЕ орп-т сод-е учебн. Процесса, сис. и стр-ру его изложения.

Источником его сод=я явл. Естеств. Науки.

3. Сод- е начального Ест-я явл. Важн ср-ом разв-я и восп-я

детей.(экологически культурным человеком( ответственно-

деятельностный) формируем коллектив.)

МПЕ как наука

1. Имеет особый объект исс-я –учебн воспит про-с , ознакомление мл

шк-в с природой.\

2. имеет свое место и связи с др науками.

3. имеет методологич основы

4. имеет м-ы иссл-я общепед. И специф.

5. им открытые спец- е закономерности

6. обл. сис понятий и терминов

7. им опр материальную базу

Методы иссл-я МПЕ.

1. Импирич: эксперемент, наблюдение, анкетирование, лаб и естеств.

Эксп-т., м\ы обработки данных

2. теоритич, сравнение, классификация, протиаопостановление,

систематизация, обобщение.

3. м\ы матем статистики, Шкалирование, опр-е ср-х велечин.,

региструрующие

Билет 2

История МПЕ

После того как Петр ! преобразил матер. Мир гос-а, Ломоносов преобразил

умственную жизнь России.

В 1782 г начало 4-х годичной реформы школы. Естествознание как учебный

предмет впервые был введен в русскую общеобразовательную школу 1786 При

проведении реформы школьного образованшгтгра-вительством был опубликован

устав народных училищ. Открываемые училища были разделены на малые и

главные. Курс естественных предметов был включен только в программу главных

училищ и состоял из географии, физики и естественной истории. Естественная

история преподавалась в IV классе. В малых училищах, где обучение

продолжалось два года, ученики обучались только грамоте, счету и Закону

Божьему.

Первым и единственным русским методистом того време-ни,-автором первого

учебника по естествознанию был академик Василий Федорович Зуев,натуралист и

путешественник.Автор первого в мире учебника по Е.

Книга В.Ф.Зуева называлась «Начертания естественной истории» и состояла из

двух частей и трех" 6тдёлов:Г«Йс-копаемое царство», «Прозябаемое царство» и

«Животное царство». Первая часть была посвящена описанию земель, камней,

солей, горючих веществ, металлов, окаменелостей. Изучение неживой природы

начиналось с описания почвы, песка, глины. Второй отдел был посвящен

изучению жизни и строения растений, а третий отдел содержал зоологический

материал. Учебник Зуева был одновременно и первой программой по

естествознанию в школе, и первым методическим пособием для учителя. Здесь

автор предлагал использовать предметную наглядность, а в случае

невозможности показа натурального объекта использовать рисунок. Большое

внимание он уделял изучению местной природы и полезных для человека

ископаемых, растений и животных. Руководство В.Ф.Зуева четверть века

служило единственным и основным учебником естествознания.

Его достижения

1. Это одновременно и первая программа и учебник и первое

методическое пособие для учителя.

2. настойчиво проводил идею связи науки с практикой(mostly учились

дети крестьян)

3. в основе ег методики лежал принцип краеведения( начинать с

предметов знакомым детям)

4. пр-п наглядности

5. м\д объяснительног чтения(читаем учебник, а потом обсуждаем)

6. при объяснении материала связь строения с функцией

По уставу в 1804 Е. преподается во 2-м классе(гос-о хотело лучше, но

война….)

1809 Терлиев «начальное основание ботанической Ф»(переплетено божественное

происхождение и ботаника)

Мартынов «Триботаника» (нап. Три классификации, (2000 видов растений,

сплошная сис-а)

1828 Е. отменено т.к. ничего не развивало

1852 восстановление , вызвано разв-ем наук о природе, в этот перод созд

теория Дарвина, открытия в обл. медецины, .

Врач Ястребцев доказывал дети 4-7 лет обл. конкретным мышлением и вынуждены

заниматься абстракт науками, а надо из-ть природу

1852 во 2-м Кл. вводиться Е. , здесь также повлияли взгляды Ушинского. ОН

ставит науку о природе на первое место.

Его достижения

1. Наглядность

2. дает рекомендации к наблюдению: «надо смотреть на пр-т замечая

особенности, видеть пр-т со всех сторон и видеть во всех отн=х в

к-е он поставлен»

3. бол роль сравнения

4. исп-ть пр-ы краеведения

5. уделять вн-е раб с текстом

Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А. Я Герд.[Он

считал, что естествознание должно давать ученикам правильное миропонимание,

сформировать у них определенное мировоззрение, в соответствии с современным

состоянием науки.) B_1877r. он опубликовал \план построения школьного курса

естествознания., По этому плану во II и III классах предлагалось изучать

неорганичсский мир природы. Сюда входили такие понятия, как свойства горных

пород, почвы, минералов, происхождение различных горных иород, вулканы и

землетрясения, использование руд и извлечение из ник металлов. Таким

образом, в начальной школе с трехлетним образованием предполагалось ввести

естествознание в виде связанной серии предметных уроков в течение двух лет.

Герд считал, что отдельным естественным наукам в начальной школе нет

места, \необходим комплексный подход к изучению природы, в виде

одного~неразделенного предмета об окружающем мире./Таким образом, признавав

предметное преподавание в средней школе, для начальной школы Герд считал

предпочтительным естеетвениоисторичеекий подход. Его книга «Земля, воздух,

вода» и методическое рукояодатво к ней «ПРедметные уроки» на протяжении

многих лет являлись основными пособиями преподавателя при изучении курса

неживой природы. В своих методических сочинениях Герд высказал ряд идей.

1. Активная самодеятельность ребенка на практических занятиях и экскурсиях.

2. Связь школы с живо» природой.

5. Исследовательский подход к изучению природы.

4. Комплексный подход к изучению природы в начальных классах.

5. Формирование эволюционного мировоззрения учащихся.

Многие идеи Герда получили широкое применение в школьной практике много лет

спустя, лишь в наше время.

Герд считал

. необходимым введение Е. со 2кл, что в 1-м , д\ы науч писать ,

читать.

. Пр-т д-н б. интегрированным(впервые ввел это понятие)

. Орп-л стр-у Е.(нежив природа>растения>жив прирлда)

. Необходимым из-ть сначала пр-ты, тела , а потом явл-я

. Опр-л цели преподавания Е.:

1. форм науч мировоззрение

2. разв. Живой впечатлительности, патриотичности , любовь к

природе.

3. форм. Позноват интереса

. наблюдение важн м\м . Дал рекомендации к Набл. .форме орг-ии. «Н

д.б. полным, не огр доним признаком, не отрывочным, н-о

руководить Н.»

. разработал полную методику Н.

. считал необ-м проведение опытов и экс-тов, беседа.

Герд официально основоположник МПЕ.

Билет №3

Е. как учебн пр-т в шк.

Зуев говорил «Нет почти ч\а , к\у познания вещей естественных не было бы

нужно»

Вахтеров «Что же касается нач. обр-я, то нет другого пр-а ,к-й мог бы более

заинтересовать уч-ся , как Е.»

Ушинский «Считаю эти пр-ты самыми удобными , чтобы приучить детск. Ум к

логичности»

Райков «Ч-К незнающий основ Е. подобен слепцу к-й не может разобраться в

окружающем и бродитощупью»

Е. приобр-т нов аспекты: социокультурные и экологические, но сохраняет

истор аспект

У уч-ся при ознакомлении с природой накапливаются зн. , перв понятия,

представления о действующей природе, , форм. Практич, навыков, и У.

Цель об-я – общее и специфич развитие Л. Шк-а.

Принципы отбора сод-я

1. Опр-я соц заказом общ-ва

2. Уровнем развитияи соц значимости базовой науки.

3. Фундаментальными иссл-ми МПЕ.

ПР-ы интеграции

Пед-и целесоб-е объ-е и трансформация сведений из разн. Наук(Зуев, Гер

Пр-п научности Сод-е и стр-а нач Е. д\ы отвечать совр. Уровню разв-я наук

оприроде. Даже самое мин-е сод-е учеб мат-а д\о соотв необходимым и

достаточным, для того чтобы в ней нашли отражение целостное сод-е и стр-ры

к\л теории. Это целостность в нач Е закл-я в Тео «разв-е природы идет

отпростых форм к сложным=>отбирается такая группа естественноведческих

понятий , законов, закономерностей,к\я составила бы основу восприятия

данной теории.

Сод-е д\о б направлено не только на форм-е зн., но ина коррекцию ,

уточненение, уже имеющихся.

Дидактич .пр-ы

Теор основой его проявления служит разработанные дидактикой теория о

целесообразн отн-ми сознания и Дея-ти о необходимости деят-го подхода в об-

ии.

Сод-ие Е. отбирается с учетом преимущества его усвояемости в ходепрактич

Дея-ти : набл., распознание признаков, , эксп-тов, моделирования.(чтобы

предоставить уч-ся получать зн. На практике, но и использования их на

практике)

Пр-п краеведения

Пр-п экологич направленности.

Основные положения экологич. Обр-я мл шк-в

1. нео-о дать зн. , приводщие к пониманию нек-х фунд-х основ

экологии

2. прак меры по восстановлению нарушений в природе равновесия

(собирать в лесу мусор)

3. даем зн. О правилах поведения в природе

пр-п генерализации зн.

Реализация его требует решения проблемы преемственности м\у начальным и

последуещем этапе об-я (закладываем основу наук, представление)

Пр-п. Сод-ие нач обр-я д\о отвечать общественным целям восп-я и разв-я

подраст поколения.

Сод-ие и пр-ы отбора

время можно выделить два основных направления.

Первое направление включает в себя формирование знаний о природе и

окружающем мире. Естествознание - это интегрированный курс, в основу

которого положено диалектическое единство системы «природа - человек -

общество». Особенности и свойства каждого компонента этой системы

рассматриваются различными науками, такими, как география, геология,

биология, химия, физика, почвоведение, экология. Интеграция элементов

каждой науки созает условия для формирования у учащихся общих представлений

о природе, о взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов. Поэтому для

формирования знаний по первому направлению необходимо:

- обобщить имеющиеся у учащихся сведения, полученные до школы;

- сформировать основные природоведческие понятия и представления о живой и

неживой природе, о природных объектах (воде, воздухе, горных породах,

почве; живых организмах) и их свойствах;

- сформировать первоначальные географические представления о карте и

глобусе, познакомить с простейшими способами ориентирования на местности;

- дать элементарные сведения о планете Земля и Солнечной системе;

- познакомить с особенностями строения тела человека и сформировать на этой

базе некоторые навыки личной гигиены и основ безопасной жизнедеятельности.

В основу программ по природоведению положен также принцип краеведения -

изучение природы родного края. Это позволяет формировать понятия на основе

непосредственного изучения предметов и явлений, способствует развитию

наблюдательности, умения получать знания не только из учебников, но и из

окружающей среды.

Второе направление связано с экологическим образованием и природоохранным

воспитанием учащихся. Охрана природы - стержень всего курса естествознания,

вне зависимости от того, по какой программе идет изучение предмета.

Основное внимание должно быть направлено на создание условий для

непосредственного участия детей в природоохранных мероприятиях, для

понимания необходимости и важности такой работы. Учащиеся:

- получают представление о взаимосвязи и зависимости живых организмов и

неживой природой;

- знакомятся с основными природоохранными мероприятиями, которые

способствуют формированию навыков правильного поведения в природе.

У детей формируется гуманное отношение к окружающей среде, воспитывается

чувство ответственности за ее сохранение, вырабатываются определенные нормы

поведения в природе. Все это способствует формированию экологической

культуры личности.

Кроме того, изучение естествознания помогает раскрыть роль науки и научных

знаний для развития общества и сохранения окружающей природы. При изучении

курса в начальной школе учащиеся получают следующие знания:

- о Земле как планете, ее положении в Солнечной системе, о движении Земли и

связанных с этим изменениях в природе;

- о сферах Земли, их свойствах и взаимосвязях;

- о телах и веществах, их основных свойствах;

- о явлениях природы;

- о живых обитателях планеты, их связи с неживой природой и зависимости от

нее, о явлениях в живой природе;

- о человеке как обитателе планеты, его общности с другими живыми

обитателями, особенностями его организма;

- об экологических связях в природе и противоречиях между природой и

обществом;

- о хозяйственной деятельности человека и рациональном природопользовании,

о его ответственности за жизнь на планете и сохранение ее богатств.

При отборе учебного материала учитываются научность и доступность понятий.

В этой связи основные знания даются на уровне представлений и элементарных

понятий. К таким понятиям относятся знания о телах и веществах, о свойствах

и значении воды и воздуха, о минералах, горных породах и полезных

ископаемых, о многообразии живой природы; представления о процессах и

явлениях в природе. Эти первоначальные, пропедевтические понятия служат

основой для формирования научных знаний в средней школе при

дифференцированном изучении основ наук естественного цикла.

На каждом этапе обучения первоначальные представления углубляются,

насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которь!е, в свою

очередь, превращаются в знания. Таким образом, естественнонаучные знания

формируются по схеме «представления - понятия - знания». Такая

последовательность обеспечивает преемственность знании и углубление их

содержания. Изучая предмет, учащиеся обобщают свои наблюдения и полученные

ранее представления, на основе усвоенных знаний у них формируются новые

представления и понятия. Последовательное и систематическое наполнение

содержания позволяет закреплять иг совершенствовать знания учащихся.

Курс естествознания имеет тесные перспективные межпредметные связи с

предметами естественного блока. Меж-редметные связи обеспечивают

взаимосвязь учебных предметов и научность при формировании понятий. Многие

понятия, о воде, воздухе, горных породах^ почве, которые начинают

формироваться в этом курсе, можно считать межпредметными. Знания о

свойствах этих, веществ в дальнейшем используются при изучении биологии,

географии, физики и химии. Таким образом, межпредметиые понятия

обеспечивают преемственность знаний по всем естественно

Билет№4

Образовательная обл «Окружающий мир» и ее компоненты

Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе

глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в

последние годы переживает значительное обновление. Это связано прежде всего

с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости

данной сферы образования, ее особого вклада в становление основ

современного, экологически ориентированного мировоззрения школьников.

Одновременно происходит движение в сторону интеграции естественнонаучных и

обществоведческих знаний с целью формирования у детей более обобщенного,

целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека.

Начальная школа закладывает основы естественнонаучной грамотности ребенка.

Элементы знаний о живой и неживой природе, явлениях природы включены в

интегрированный курс и образуют блок «Природа». Этот блок включает в себя

элементарные представления и понятия из физики, химии, биологии, географии

и экологии.

Отличительной особенностью естественнонаучного образования в начальной

школе на современном этапе является вариативность программ. Своеобразие

каждой программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее

приемлемый дам него вариант учебного курса. В зависимости от ирофиля школы,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.