скачать рефераты

МЕНЮ


Тестовые задания

Тестовые задания

План

Введение

1. Виды контроля знаний и умений учащихся.

1. Цели контроля знаний и умений учащихся.

2. Функции контроля знаний и умений учащихся.

3. Формы контроля знаний и умений учащихся.

4. Место контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения биологии

5. Отметки и оценки на контрольных этапах.

2. Контрольные мероприятия при изучении темы «Тип Простейшие».

2.1 Содержание знаний и умений учащихся по теме «Простейшие».

2.2 Цели изучения темы «Простейшие».

2.3 Циклы усвоения знаний. Календарный план.

2.4 Контроль знаний и умений учащихся в конце каждого цикла усвоения

знаний.

2.5 Итоговый контроль по теме «Тип Простейшие».

3. Тестирование

3.1 Тестирование как метод педагогического контроля.

3.2 Формирование оценочной шкалы тестового контроля.

3.3 Требования, предъявляемые к преподавателю при составлении тестовых

заданий.

3.4 Достоинства и недостатки тестирования.

3.5 Нетрадиционные тесты и диктанты, применяемые на уроках биологии.

3.6 Нетрадиционные методы активизации урока.

4. Организация самостоятельной работы учащихся для успешной подготовки к

различным видам контроля.

5. Заключение

6. Литература

Мало знать, надо и

применять.

Мало хотеть, надо и делать.

Гёте.

Проблема активизации урока, форм опроса и контроля заинтересовала меня

ещё во время институтской практики. Работу по данной проблеме я начал,

придя в школу, уже первые годы работы показали, что существующие формы и

методы контроля не дают желаемых результатов, не делают учащихся субъектами

данного процесса. Школьники малоактивны и воспринимают контроль как

проверку, необходимую учителю, но ни как не деятельность, необходимую им

самим. В связи с этим я решил изучить уже существующие формы и методы

контроля, усовершенствовать их.

- Методы обучения в их традиционных вариантах иногда

подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом

процессе:

оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую,

воспитательную и др.

Процесс контроля – это одна из наиболее трудоёмких и ответственных

операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как

для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны, его правильная

постановка способствует улучшению качества обучения учащихся.

В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов

контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и

выпускной.

Систему контроля образуют экзамены и зачёты, устный опрос, контрольные

работы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчёты по летним заданиям.

Такие методы контролирования успеваемости учащихся в настоящее время

используют большинство учителей. Выбор форм контроля зависит от цели,

содержания, методов, времени и места.

Известные методы диагностирования успеваемости учащихся имеет

определённые недостатки. Рассмотрим некоторые из них.

1) Могут возникать трудности, связанные с особенностями

преподавательской работы:

- довольно часто проявляются несовпадения требований разных

преподавателей, отличия в их уровне строгости при оценке одного и того

же ответа;

- при организации текущих проверок знаний большого числа учащихся, когда

оценивание проводится, главным образом, лишь по формальным критериям,

наблюдается загруженность учителя рутиной мало творческой работой,

связанной с большим объёмом информации, которую требуется подготовить,

обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток

времени;

- возможная не беспристрастность учителя (по психологическим и иным

причинам) к оценке ответов некоторых учащихся.

- иногда оценки, выставляемые учащимся оказываются недостоверными из-за

опасения учителя, что они будут использованы для оценивания работы

самого учителя.

2) Трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки

знаний. Такие, как отсутствие чётко сформулированных стандартов знаний и

конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной

оценки (часто учитель мучается вопросом: «Какую оценку поставить –

«неуд.» или всё же можно оценить как «удовлетворительно»?»)

3) Трудности связанные с учащимися: использование «шпаргалок,

списывание, взаимопомощь» на уроке, что искажает достоверность оценки

знаний учащихся и мешает учителю объективно взглянуть на качество своей

педагогической работы.

4) Отсутствие объективных критериев оценки и эффективных механизмов

сравнения результатов обучения по данной дисциплине в разных школах, что

особенно актуально для выработки верной стратегии обучения учащихся.

Принятая, преимущественно, методика приёма экзаменов по 3-4 вопросам в

билете не позволяет оценить полноту освоения материала и провоцирует

списывание.

Исходя из вышесказанного, детально изучив данный вопрос, я

разработал свою систему контроля, и, таким образом, постарался найти

решения существующих проблем. В данной работе я опирался на труды ученых-

методистов, учителей-новаторов таких как Ю. К. Бабанский, В. Ф. Шаталов,

И. М. Суслов, Е. В. Ильин, Ш. А. Амонашвили, У. Древс. Изучая труды этих

поистине талантливых людей, я понял, что совершенствование

контроля знаний, умений и навыков следует осуществлять на фоне

оптимального психологического контакта в системе «учитель-ученик», в

направлении активизации познавательной деятельности учащихся на данном

этапе обучения.

Решения были найдены разные, а следовательно, результаты и

эффективность контроля также получились различными.

Меня заинтересовали вопросы: какими критериями руководствуются

учителя, планируя контрольные этапы, на какие задания надо опираться,

чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?

Ответ на эти вопросы, а также разработка контрольных мероприятий по теме

«Тип Простейшие» и составляют цель моей работы.

Для достижения этой цели я поставил перед собой следующие задачи:

1) выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся;

2) выяснить, какие формы контроля сложились в практике учителей биологии и

какие рекомендации по проведению контроля дают учителя и методисты-

ученые;

3) выяснить, каково место контроля при изучении биологии; в данной теме,

как с наибольшей эффективностью сделать учеников заинтересованными

участниками;

4) выяснить, какие формы контроля знаний и умений учащихся целесообразно

использовать при изучении темы «Тип Простейшие»;

5) подготовить материалы для организации всех контрольных мероприятий по

темам курса биологии;

6) детально изучить такие формы контроля как тест и диктант,

усовершенствовать тестовый контроль по биологии;

7) составить рекомендации для учащихся в форме хронокарт с целью

рационального использования времени для подготовки к контролю дома.

1. Виды контроля умений учащихся.

1. Цели контроля знаний и умений учащихся

o учитель должен знать чему научил,

учащийся чему научился.

Е. Н. Ильин.

Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса,

от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В

методической литературе принято считать, что контроль является так

называемой "обратной связью" между учителем и учеником, тем этапом учебного

процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения

предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений

учащихся:

-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений

учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении

контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе

обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения - это

приобретение знаний и умений учащайся, следовательно, все происходящее на

урокам включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям

самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен

восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на

котором ученик может ориентироваться насчет имеющихся у него знаний,

убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.

Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться,

что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.

Эта цель контроля, по-моему является основной.

Может показаться, что изменение целей контроля знаний и умений учащихся

- чисто теоретический вопрос и ничего не меняет на практике. Однако это не

так. Если учитель будет относиться к контролю как к деятельности, важной

для учащихся, сама форма проведения его, обсуждения результатов, проверки

может быть иной. Так, например, проверка результатов и проставление отметок

может производиться самими учащимися. При такой форме проверки они ощущают

значимость контроля, выясняют свои ошибки, при проставлении отметок

развиваются самокритичность и ответственность. Такой вид работы никогда бы

не появился, однако, если бы учитель рассматривал цели контроля знаний и

умений учащихся только как диагностирование и учет знаний.

С другой стороны представляется непонятным, как учитель может

корректировать знания и умения учащихся, т.е. пополнять пробелы в знаниях

учащихся, на контрольном этапе. Контрольные мероприятия могут служить лишь

для диагностики наличия знаний и умений, но не для их корректировки.

Контрольный этап имеет свои, совершенно определенные задачи, и не стоит

пытаться вкладывать в его рамки задачи следующего этапа работы. Только

после того, как выяснены недочеты в знаниях и умениях учащихся на

контрольном этапе, можно говорить о последующей корректировке, если она

необходима.

Согласно замечаниям, приведенным выше, я предлагаю сформулировать

следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

-подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые

биологические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;

-получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся

биологические знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла

знаний); научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по

развитию изучения темы (цикла знаний).

При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно,

что он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения и

выявление его пробелов, если они имеются, как учителем, так и, что не менее

важно, самими учениками.

1.2. Функции контроля знаний и умении учащихся.

Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей

затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия,

достигать должного эффекта

Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки:

контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

Контролирующая: функция считается одной из основных функций контроля. Ее

сущность состоят в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся,

предусмотренных программой, на данном этапе обучения.

Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том,

что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и

систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых

учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют

биологические, физиологические, экологические явления, способствуют

развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя

по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей

обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных

мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на

преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся - выявить и

исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют

дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.

Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка

ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только

проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить

причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства

ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает

организовать наилучшим образом свое время.

Функции контрольного этапа, по моему мнению, должны отвечать

стимулированным задачам контроля. Определив задачу как только лишь

диагностирование знаний и умений учащихся, полученных ими в течение

изучения данной темы (цикла знаний), я полагаю, что функциями контроля

должны быть контролирующая и ориентирующая. Сюда можно добавить еще и

воспитывающую функцию, т.к. любой вид деятельности влияет тем или иным

образом на наш характер, а контроль, действительно, приучает нас к лучшей

организации своей деятельности, к дисциплине и ответственности.

Что касается обучающей функции контроля, то здесь я приведу те же

замечания, что и при рассмотрении корректирования званий как одной из целей

контрольного этапа. Цель контроля состоит в диагностировании знаний и

умений учащихся, и не следует пытаться ее расширить. Если учащиеся осознают

свою цель на данном уроке как выяснение соответствия их знаний и умений

предъявляемым требованиям, то и деятельность их будет направлена на

достижение поставленной цели. Вряд ли они будут совершенствовать или

систематизировать полученные знания. Я не отрицаю всей важности этапа

систематизации знаний, полученных при изучении данной темы, а также

исправления недочетов в этих знаниях, но эта деятельность имеет место на

других этапах обучения и не должна считаться частью контрольного этапа.

Подводя итог всему сказанному, я предлагаю выделить контролирующую,

ориентировочную и воспитывающую функции как функции контроля знаний и

умений учащихся.

- Активизация учебной деятельности

достигается различными формами контроля

и их правильным сочетанием.

Ю. К. Бабанский.

1.3. Формы контроля знаний и умений учащихся.

Формы контроля знаний и умений учащихся - многочисленные, разнообразные

виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм

контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести

собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный

стандарт биологического образования обозначил обязательные требования к

форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках биологии. Проверка

соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится

с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта

биологического образования.... Система измерителей должна быть

содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям

стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при

проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности

проверяющего).

Система измерителей может быть представлена в форме традиционных

письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа

или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и

того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной

значимости всех требований стандарта.

К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания,

на основе которых делается вывод о достижении или не достижении учащимся

требований государственного стандарта… В практике проверки достижений

учащимися обязательного уровня подготовки по биологии используется

следующий критерий: если ученик правильно выполнил две трети заданий

проверочной работы, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, то можно

сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта.

Система измерителей должна быть инвариантна по отношению к различным типам

школ, учебным планам, программе и учебникам.

Система образцов заданий должна быть открытой, что позволяет учителям,

ученикам и их родителям, а также любому заинтересованному лицу составить

более детальное представление об обязательных требованиях стандарта,

обеспечить учащимся более комфортную обстановку при проведении контроля,

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.