скачать рефераты

МЕНЮ


Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной активности младшего школьника

Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной активности младшего школьника

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПЕДОГОГИКИ И ПСИХОЛОГОИИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Дипломная работа

Учреждения дополнительного образования как составная часть системы

развития познавательной активности младшего школьника.

Москва, 2001

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Познавательная активность младшего школьника как

педагогический феномен

§1. Сущность понятия «познавательная активность»…………………….7

§ 2. Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной

активности младшего школьника………………………14

Выводы по 1 главе………………………………………………………….18

Глава 2. Учреждение дополнительного образования как субъект современного

образования

§ 1. О становлении и развитии системы

дополнительного образования…………………………………………….20

§ 2. Образовательная среда и дополнительное образование…………….25

§ 3. Функции дополнительного образования……………………………..40

Выводы по 2 главе………………………………………………………….57

Глава 3. Экспериментальное исследование

познавательных процессов младшего школьника

§ 1. Организация и методика исследования………………………………59

§ 2. Интерпретация результатов

экспериментального исследования………………………………………..64

Выводы по 3 главе………………………………………………………….98

Заключение…………………………………………………………………99

Литература………………………………………………………………...102

Приложение

Введение

Актуальность исследования. Развитие системы образования на современном

этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в

жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня

общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям

развивающейся личности. Одна из основных задач учреждений дополнительного

образования – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные

способности. Этим в значительной степени определяются характеристики

образовательного процесса в данных учреждениях, отличающегося от базового

иным способом педагогического руководства: обучающемуся предоставляется

право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения

образовательной программы; организуется творческое сотрудничество детей и

взрослых.

Закон об образовании РФ подтверждает: «Дополнительные

образовательные программы и дополнительные образовательные услуги

реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных

потребностей граждан, общества, государства».1

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех

этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность

является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие

нереализованные возможности в познании окружающего мира.

Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как

источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных

свойств личности и активности ребенка.

Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством

учения характеризует школьника, который является субъектом учения.

Субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как

познавательная активность.

Проблема развития познавательной активности рассматривалась в

различных трудах педагогов и психологов.

Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли

познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.

Современные отечественные исследователи изучали особенности

познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников.

Это Маркова А. К., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие

другие.

Таким образом, актуальность темы развития познавательной активности

определяется противоречием между насущной необходимостью развития

познавательной активности младших школьников и недостаточным использованием

возможности совершенствования данного процесса. Важность и актуальность

рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность в практике

учреждений дополнительного образования определили выбор нами темы

исследования: «Учреждения дополнительного образования как составная часть

систем развития познавательной активности младшего школьника».

Проблемой дополнительного образования в нашей стране занимались:

Асмолов А. Г., Бруднов А. К., Калиш И. В., Панов В. И. и многие другие.

Перед дипломной работой была поставлена цель: Изучить возможность

системы дополнительного образования детей по развитию познавательной

активности младшего школьника.

Исходя из этого, определим объект нашего исследования: процесс

обучения младшего школьника.

Предмет исследования - условия способствующие развитию познавательной

активности младшего школьника.

Сформулируем гипотезу нашего исследования: включенность младшего

школьника в систему дополнительного образования стимулирует развитие

познавательной активности, является средствам ее развития и средой

оптимизирующей развитие такой активности.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить

следующие задачи:

1. Обнаружить основные характеристики познавательной

активности младшего школьника.

2. Выявить особенные присущие дополнительному образованию способы и

формы стимулирования развития познавательной активности младшего

школьника.

3. Изучить развитие познавательной активности младших школьников

включенных в систему дополнительного образования и не включенных

в систему дополнительного образования.

4. Разработать коррекционную программу для развития познавательных

процессов на базе учреждения дополнительного образования.

5. Экспериментально проверить воздействие занятий в учреждении

дополнительного образования на развитие познавательной

активности младшего школьника.

6. По истечению времени проведения эксперимента в учреждении

дополнительного образования, исследовать уровень познавательной

активности школьников контрольной группы.

7. Сопоставить показатели различных этапов исследования. Сделать

выводы.

Назовем методы исследования:

. Анализ литературы по данной проблеме;

. Диагностика развития познавательных процессов младших школьников;

. Формирующий эксперимент;

. Лонгитюдное психологическое исследование участников эксперимента и

контрольной группы.

Нами избрана следующая логика хода исследования:

1. Определить понятие «познавательная активность».

2. Раскрыть значение учреждений дополнительного образования как составной

части системы современного образования.

3. Выявить возможности учреждений дополнительного образования для развития

познавательной активности младшего школьника.

Глава 1. Познавательная активность младшего школьника как

педагогический феномен.

§1. Сущность понятия « познавательная активность».

Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и

профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных

социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов.

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и

формируется у школьников в учебной деятельности.

Проблема развития познавательной активности младших школьников, как

показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних

времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс

обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную

активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как

принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении».1 Средства

реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от

содержания понятия «познавательная активность». В содержании понятия

«познавательная активность», как показывает проведенное исследование, можно

выделить несколько направлений.

Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное

стремление школьников к познанию.

Общеизвестно, что человеку свойственно стремление к познанию. Это

стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни.

Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие учащегося. Д. Локк в

работе «Мысли о воспитании» утверждает идею единства физического и

духовного развития известным тезисом «Здоровый дух в здоровом теле». При

сильном теле, считает автор, легко продвигаться вперед по выбранному пути.1

Проводя идею единства физического и духовного развития, авторы находят

важные педагогические средства развития познавательной активности. Так,

например, для поддержания интереса к занятиям, следует их прекращать до

момента полного утомления, когда у ребенка сохраняется ожидание от первого

занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство – регулирование

учебной нагрузки и ее дозирование в зависимости от утомляемости учащихся.

Итак, естественное стремление к познанию развивается в учебном

процессе при его регулировании со стороны педагога и организации учебной

деятельности школьника так, чтобы в нее вовлекались разные стороны его

психической деятельности, подобно другим сферам его жизни, например, в

беседах, играх, занятиях в семье или при встречах с товарищами.

Достаточно популярна и другая точка зрения: познавательная активность

понимается как характеристика деятельности младшего школьника: ее

интенсивность и напряженность. Множество работ отечественных педагогов

посвящено проблеме активизации учебного процесса. Например, П. Н. Груздев и

Ш. Н. Ганелин2, Р. Г. Ламберг3, они исследовали проблему активизации

мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему

самостоятельной деятельности

учащихся и делают вывод, что самостоятельность является высшим уровнем

активности.

Вот что пишет Т. И. Шамова: « Мы не сводим познавательную активность к

простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а

рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в

отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к

эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное

время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-

познавательных целей»1.

Познавательная активность отражает определенный интерес младших

школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю

целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы

действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.

Есть еще одна группа ученых, которая понимает познавательную

активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина2 определяет

«познавательную активность» как качество личности, которое включает

стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс

познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их

мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура

личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную

характеристику, а воля представляет форму.

Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на

личностном уровне, как свидетельствует анализ

литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной

деятельности и к способам формирования познавательных интересов. Э.А.

Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение:

«проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому,

стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач,

постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения»1.

Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников

раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся начальных

классов и определяют изменения содержания образования, формирование

обобщенных способов учебной деятельности, приемов логического мышления.

Исследования, отраженные в педагогической литературе, внесли огромный

вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся

оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации.

Поиск эффективных путей повышения качества усвоения учебного материала

характерен и для педагогической практики.

Повышение результативности обучения школьников не снимает проблемы

такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее

становление в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие

личности. В силу этого, необходимо, на наш взгляд, целенаправленная

педагогическая деятельность по формированию познавательной активности

школьников.

Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности

свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни

отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность

результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более

широкое понятие, чем деятельность.

Проблема активности изучается в самых различных аспектах:

биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и т. д.

Так, биологи рассматривают приспособление организма к окружающей среде,

реакцию на внешние раздражения, которая является формой проявления

активности. Биологическая активность присуща и человеку как наследственное

свойство, которое обеспечивает приспособление к среде. Однако если

животное, взаимодействуя со средой, только пользуется внешней природой и

производит в ней изменения просто в силу своего присутствия, «то человек,

как производитель средства труда, приспосабливает природу к своим

потребностям, заставляет ее служить своим целям, господствует над ней»1.

Итак, мы обратили внимание на то, что общим для всех исследований

является наличие в процессе формирования познавательной активности

нескольких факторов. В их числе – внутренний фактор, т. е. субъективная

характеристика познавательного действия. Носителем познавательной

активности выступает целостный субъект познания – человек.

Некоторые ученые определяют процесс познавательной активности младших

школьников как целенаправленную деятельность, ориентированную на

становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.2

Понятие «развитие» общепризнанно в педагогике и психологии. Д. Б. Эльконин

отмечает: «развитие характеризуется, прежде всего, качественными

изменениями

психических функций, возникновением в ней определенных новообразований.

Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных

процессов, что приводит к возникновения отдельных структур, когда одни из

них отстают, другие забегают вперед»1. Основой развития познавательной

активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-

познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие

познавательной активности осуществляется путем накопления положительного

учебно-познавательног опыта.

Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности

субъекта определяют такие уровни активности:

. Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт

деятельности накапливается через опыт другого;

. Поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку

здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо

понять задачу и отыскать средства ее выполнения;

. Творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама

задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые,

нешаблонные, оригинальные.2

Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант,

когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с

логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения

личности в окружающей среде.

Таким образом, на основании проведенного анализа, мы для себя

определяем познавательную активность, как меняющееся свойство

личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости

познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит

проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям

и непосредственно в самой познавательной деятельности.

§2. Влияние некоторых психических процессов на развитие

познавательной активности младшего школьника.

Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном

возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного

развития. Специальные исследования, однако, показывают, что при

преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот

нередко протекает стихийно.1 У многих детей младшего школьного возраста

отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.