скачать рефераты

МЕНЮ


Формы управления сельского хозяйства и продовольствия за рубежом

Формы управления сельского хозяйства и продовольствия за рубежом

Бачикина Е.И. Формы управления сельского хозяйства и продовольствия за рубежом

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ

ОТРАСЛЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ

СТРАН.

Сельское -хозяйство -важнейшая отрасль материального производства. Однако в силу своих специфических особенностей, цикличности производства оно в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее ему в полной мере и на равных условиях участвовать в межотраслевой конкуренции. Поэтому необходим комплекс мер, обеспечивающих осуществлении стратегии аграрных и земельных преобразований и создание для эффективного функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей таких условий, которые по меньшей мере были бы равны условиям у партнеров по АПК.(АПК 1998-№7)

Нынешняя эффективная частнохозяйственная система зарубежного фермерства складывалась многие десятилетия. Крупное производство обладает несомненным преимуществом перед мелким. Это один из основных законов экономики. Именно крупные хозяйства способны эффективно использовать современные технологии. Они экономичны. Фактическая потребность крупных хозяйств( ферм ) в ресурсах в расчете на единицу площади в два раза меньше, чем мелких. Уже более столетия во всем мире идет непрерывный процесс укрупнения хозяйств за счет вытеснения и разорения мелких и средних. За рубежом идет концентрация сельскохозяйственного производства. Практика таких стран, как США, ФРГ, Канада и других, свидетельствует о том, что на крупных предприятиях по сравнению с мелкими в 1,5 -2 раза выше производительность труда значительно ниже себестоимость продукции. Именно крупные фермерские хозяйства и объединения являются основными поставщиками товарной сельскохозяйственной продукции.

Так, по данным американской статистики, в 1995 г. 33,5% всех хозяйств страны составляли мелкие фермеры, каждая из которых в среднем имела объем продаж 5 тыс. долларов в год ; произвели они лишь 3,1 % всего объема продукции. Крупные фермы с объемом продаж свыше 500 тыс. долларов в год составляли 1,5 % общего числа фермерских хозяйств, но на их долю приходилось около 33% всего объема производства сельскохозяйственной продукции ; в этих хозяйствах получен прибыли 22,5 млрд .долларов.

Качественно иная система хозяйствования переходного типа, уже отличная от плановой командно-административной системы, хотя еще не рыночная ,не приемлет классических экономических доктрин Запада ,но тем не менее нам полезно обращаться к опыту зарубежных стран. Опыт государственной поддержки аграрного сектора экономики в высокоразвитых странах свидетельствует о том, что, несмотря на различные в них уровни экономического развития, там сельскому хозяйству оказывается крупная государственная финансовая помощь в различных формах , конечная цель которой - максимально полное обеспечения населения продовольствием по умеренным ценам при нормальной доходности производства. Фермеры, арендаторы, коллективные хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы многими экономическими нитями связаны с государственными учреждениями. Эти связи постоянно совершенствуются, улучшаются. Никто никогда не принимает таких решений, которые бы в одночасье поставили крестьянина на грань разорения. Разумеется, это не относиться к тем хозяйствам которые имеют низкую эффективность труда.

Работники АПК с благополучно развивающимся сельским хозяйством заинтересованы постоянно совершенствовать трудовые операции, снижать стоимость производимой ими продукции.

Итак, государственное вмешательство оказывает стимулирующее воздействие на развитие производительных сил в сельском хозяйстве. Как это реализуется на практике?

Прежде всего посредством целенаправленных ассигнований на модернизацию сельскохозяйственной техники, применение современных научных достижений, на нужды экологии в аграрной сфере. Всевозможные субсидии и дотации аграрному сектору в развитых странах составляют от 40% до 80% себестоимости сельскохозяйственной продукции.

О размерах и характере оказываемой финансовой помощи с/х свидетельствуют следующие примеры. В Германии на каждый фермерский двор приходится в среднем по 35 тыс. марок в год. Кроме того, по линии государственных органов проводится разносторонняя деятельность, направленная на повышение эффективности работы сельскохозяйственных учреждений. Так, функционирующие контрольные аудиторские союзы не реже одного раза в год проверяют финансовую и хозяйственную деятельность сельских кооперативов. По итогам таких проверок даются консультации, советы по устранению имеющихся недостатков, рекомендации по улучшению работы кооперативов.

В США из федерального бюджета только на 1993/94 год было выделено на нужды аграрного сектора 63 млрд. долларов. Из них прямые субсидии фермерам составили 20 млрд. Следует также учитывать, что научно -исследовательская работа по вопросам сельского хозяйства проводится за счет ассигнований правительства. Оно же берет на себя заботу об информации каждого фермера по поводу научных новшеств, которые целесообразно реализовать на практике.

Применение научных рекомендаций дает фермеру право на получение льготных кредитов. В целом бюджетные ассигнования превышают в 6 раз фермерские капиталовложения и составляют 40% всей валовой продукции ферм.

Аналогичная картина в проведении твердой политики по государственному стимулированию аграрного сектора наблюдается в других развитых странах. В Канаде, например, дотации из бюджета на молоко составляют свыше 90%. Страны Западной Европы выделяют аграрному сектору средства в зависимости от природно-климатических условий с/х- ого производства. Чем сложнее и суровее климат в стране, тем большая часть из ВВП используется на аграрные нужды. Об этом убедительно свидетельствуют следующие данные. Во Франции эти субсидии составляют 7,1% ВВП отрасли ; в Германии - 13,7 % ; в Ирландии - 14,8 % ; в Австрии - 13,7 % ; в Дании - 17,7% ; в Великобритании - 27,2 % ; в Норвегии - 32,5 %.

Чтобы лучше представить размеры государственного субсидирования с/х в ряде зарубежных стран, назовем данные о величине этих ассигнований в доле прибыли фермеров и производственных кооперативов. Так, в США доля государственных субсидий в прибыли составляет 30%, странах ЕС - 49%, Швеции - 59% Финляндии - 71%, Японии -75%.

Страны Западной Европы, входящие в ЕС, разработали и внедряют единую сельскохозяйственную политику, на основе которой осуществляется обеспечение фиксированных закупочных цен и субсидирование экспорта продукции аграрного сектора.

Государственные ассигнования на нужды аграрного сектора - это не только поддержка работников с/х, но и мера по снижению социальной напряженности в обществе. При этом во многих странах государство постоянно контролирует уровень цен, не допускает произвола в рыночном формировании цен. Во Франции, например, если на сельскохозяйственном рынке произошло снижение цен ниже гарантированного уровня, то товаропроизводители за счет государства выплачиваются компенсации не только по производству продукции, но и ее хранению и переработке. Словом, крестьянам гарантируется твердая доля получения созданной их трудом стоимости в товарной продукции.

Природно-климатические условия производства сельхозпродукции, как уже говорилось, имеют значительные отличия. Россия по большинству имеющихся угодий не относится к числу устойчиво и благоприятного земледелия. По данным ЦРУ, в США природно-климатический потенциал с/х превосходит российский в 2,5 р. В странах с лучшими условиями с/х производства, разумеется, продукция аграрного производства дешевле. Если за базу сравнения взять стоимость продовольственных товаров США, то цены на аналогичные товары в странах ЕС в 1,6 - 1,7, в Японии в 3 раза выше американских показателей. Большие затраты приходится делать скандинавским странам на производство единицы сельскохозяйственной продукции Финляндия поэтому закупает тонну пшеницы у отечественных товаропроизводителей по ценам в четыре раза больше, чем это делает у себя дома правительство США. Для защиты местного производства продовольствия широко используются высокие закупочные цены, таможенные пошлины,. практикуемые ограничения для ввоза из зарубежных стран продовольствия.

Сельскохозяйственные корпорации, фермеры, производственные кооперативы наиболее развитых стран получают значительные финансовые инъекции за счет экспорта своей продукции в другие страны, где с/х разрушено или находится на низком уровне развития.

Отмечая большую и систематическую помощь со стороны государственных органов власти аграрному сектору в наиболее развитых странах, следует подчеркнуть огромную роль кооперативных объединений, положительно влияющих на с/х производство. Крестьянство Англии, Голландии, Германии, США, Франции, Японии и других развитых стран повседневно сотрудничает с кооперативами. Через них работники с/х реализуют свою продукцию , хранят в кооперативных банках накопления. В кооперативах крестьяне берут в кредит нужные им финансовые ресурсы, осуществляют страховые операции. Фактически все, кто занимается сельскохозяйственным трудом сотрудничают с кооперативами, через них решают многие хозяйственные и социальные проблемы.

Итак, зарубежный опыт работы аграрного сектора свидетельствует о постоянной заботе государственной власти о создании экономических и материально - технических условий по производству требуемого для населения страны объема сельскохозяйственной продукции.(Диалог 1996-№3)

АГРАРНАЯ ПОЛТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.

Более подробно можно познакомиться с формами управления в аграрной политике некоторых стран.

ФРАНЦИЯ

Управление продовольственным комплексом во Франции осуществляют Министерство сельского и лесного хозяйства, его региональные и департаментские управления. Сельскохозяйственные палаты, а также ряд смешанных, полугосударственных и профессиональных организаций. Таким образом создана единая система органов по ориентации с/х производства и управления рынками с/х- ой продукции, компетенция которой выходит за рамки сельскохозяйственного сектора, так как охватывает и проблемы и продовольственной экономики. Специализированные органы выполняют консультативные, информационные, координационные функции.
Органом координации межотраслевых связей в продовольственном комплексе Франции является Высший совет по ориентации и координации развития сельского хозяйства и пищевой промышленности. В Совет входят представители министерства Финансов, промышленности, сельского и лесного хозяйства, сферы переработки и реализации агропродовольственной продукции. Он разрабатывает меры по совершенствованию организации и управления продуктовыми подкомплексами, согласовывает действия участников производства и реализации продукции и представителей государственных органов власти в вопросах определения аграрной и продовольственной политики, сфер вложения финансовых средств, внедрения научно - технических достижений, развития внешнеэкономической деятельности.

В компетенцию Высшего совета входят межотраслевые организации по зерну, скоту, молочному хозяйству, сахару, масличным и другим продуктам, через которые регулируется внутренний рынок с/х- ой продукции, выплачиваются субсидии на ее хранение, переработку и экспорт, производится закупка с/х продуктов по гарантированным ценам, Существуют два типа межотраслевых организаций: государственные или полугосударственные, осуществляющие меры административного регулирования производства и сбыта соответствующих продуктов; ассоциации частных предпринимателей компаний, призванные активно содействовать государственным межотраслевым учреждениям, а также давать правительственным органам рекомендации относительно соответствующих отраслей АПК.

Основные функции Министерства сельского и лесного хозяйства(МСЛХ) сводятся к координации финансовых, административных и технических мер в области продовольственного комплексного и лесного хозяйства. МСЛХ изучает проблемы модернизации сельского хозяйства, тарифной политики, воздействия на рынок сельскохозяйственной продукции, поощрения экспорта продукции. Оно выполняет задачи по контролю качества продовольствия, защите растений и охране животных, международной кооперации в области продовольственного хозяйства.

Структура МСЛХ во Франции отражает выполняемые им функции. В его состав входят 9 подразделений ( Главные управления, управления и службы), которые укомплектованы узкоспециализированными структурными единицами для решения поставленных задач.

На местном уровне управление продовольственным комплексом осуществляют 22 региональных и 100 департаментских управлений. Региональные и департаментские управления находятся в непосредственном контакте с перерабатывающей промышленностью, фермерами и другими категориями сельского населения.

Характерной чертой французской системы управления сельскохозяйственном является то, что в ней значительное место принадлежит различным профессиональным сельскохозяйственным органам. Из них две реальные силы оказывают заметное влияние на формирование аграрной политики - система Сельскохозяйственных палат и сеть профессиональных союзов. Они осуществляют определенные нормативные полномочия: кодифицируют местные сельскохозяйственные традиции, распространяют нормы по сбыту сельхозпродукции. Бюджет Сельскохозяйственных палат формируется за счет налога с земельных собственников, субсидий, обязательств потребителей и займов.

Существенное влияние на аграрную политику государства оказывает развитая сеть профессиональных союзов Наиболее крупной и влиятельной является Национальная федерация профсоюзов с/х -ых производителей.(АПК 1996 -№2)

ФИНЛЯНДИЯ.

Главная цель сельскохозяйственного производства в Финляндии - самообеспечение страны основными продовольственными товарами - достигнута, хотя иногда при неблагоприятных погодных условиях некоторые сельскохозяйственные продукты импортируются. Доля с/х в ВНП составляет 3%. В отрасли трудится 190 тыс. человек, или 8% общего числа занятых в народном хозяйстве.

Сельское хозяйство Финляндии базируется на семейных фермах, то есть на частной собственности, трудовом вкладе семьи и значении фермы как источника средств к существованию. Занятость фермерских семей в с/х- ом производстве составляет 94% их трудовых затрат. В основном семьи сами обслуживают свое хозяйство.

Значительная доля ферм - скотоводческого направления или смешанные, в которых разведение скота сочетается с выращиванием растениеводческих культур. Из 2,2 млн. га пахотных земель только 15% занято под продовольственные культуры. До 1/3 пашни используется на выращивание кормовых культур и половина - на производство фуражного зерна. 65% общего дохода приходится на скотоводство,. 23% - на земледелие, остальное - доход от аренды, сельскохозяйственные субсидии и различные компенсации, выплачиваемые для того, чтобы сбалансировать производство продукции.

Аграрную политику в Финляндии формирует Министерство сельского и лесного хозяйства при активном участии профессиональных и кооперативных объединений производителей. На региональном уровне в системе управления сельским хозяйством Финляндии интересы фермеров защищают профессиональные формирования производителей.

Около 90% фермеров являются членами сельскохозяйственных профессиональных организаций - обществ производителей. Общества производителей охраняют местные интересы землевладельцев, они имеются в каждой коммуне. Общества финансируются из членских взносов, частично из дохода от реальных инвестиций. От правительства они денег не получают..

Общегосударственными профессиональными организациями крестьян являются Центральные союзы предпринимателей с/х -ого производства ( финский и шведский) . Оба союза работают в тесном сотрудничестве. Важная задача Центральных союзов - ведение переговоров и разработка соглашений с правительством по вопросам объема с/х -ой продукции, цен на продовольствие и другим, касающимся доходов фермеров. Центральные союзы проводят большую работу по распространению информации для фермеров, официальных лиц, представителей экономики, профсоюзов и населения.

Решающая роль в выработке и осуществлении аграрной политики принадлежит сельскохозяйственным кооперативам. Все субсидии и суммы на поддержку с/х выплачиваются через сельскохозяйственные кооперативы.

Кооперативы - наиболее действенная структура в аграрной сфере Финляндии, обеспечивающая фермерам необходимые условия производства и гарантирующая сбыт продукции, внедрение достижений НТП. Объединяя практически всех фермеров, кооперативы играют ведущую роль в экономических связях аграрного сектора с другими отраслями народного хозяйства. Это касается как сбыт с/х -ой продукции и ее переработки, так и производственного снабжения, кредитования и обслуживания фермерских хозяйств.

Велико значение кооперативов в интеграции с/х и сферы переработки. Практически все мясоперерабатывающие предприятия и молочные заводы являются кооперативной собственностью, Свыше 75% мяса и продуктов его переработки и 92% молока и молочных продуктов поступают от кооперативов.

Вторым по объему направлением кооперативной деятельности являются производственное снабжение фермерских хозяйств. В Финляндии кооперативы поставляют до 50% удобрений, 65% кормов, 40% техники и топлива.

В целом успех деятельности сельскохозяйственных кооперативов объясняются тем, что они представляют собой удачную форму координации крупного производства в условиях развития агропромышленной интеграции и мелкого фермерского хозяйства, основанного на частной земельной собственности.

Таким образом, благодаря участию трех властных структур (государственной, профессиональной и производственной ) в формировании аграрной политики Финляндии образуется стройная система управления сельским хозяйством.

Министерство сельского и лесного хозяйства ( государственный уровень ) формирует основные направления хозяйственной деятельности в отрасли. Детальная переработка практических вопросов и проблем аграрного производства осуществляется в ходе переговоров и соглашений правительства с представителями обществ производителей (профессиональный уровень) и сельскохозяйственных кооперативов (производственный уровень). Такое сотрудничество позволяет выработать оптимальные условия для эффективной деятельности фермеров и ограничить административное вмешательство государства в сельскохозяйственное производство.

Еще в 1955 году переговоры Союза фермеров Германии с правительством привели к принятию закона о сельском хозяйстве в Германии.(АПК 1996-№7)

ГЕРМАНИЯ.

Еще в 1955 году переговоры Союза фермеров Германии с правительством привели к принятию закона о сельском хозяйстве Германии. Закон о сельском хозяйстве Германии можно расценивать как основной закон по сельскому хозяйству. В нем отражены действующие основы национального координирования аграрной политики, а также описаны конкретные политические средства ее осуществления. Таким образом, заложенные в закон положения должны были стать исходной точкой для всех мероприятий по содействию аграрному сектору на национальном уровне. Поскольку закон фиксировал в основном довольно общие положения, Союз фермеров Германии попытался закрепить в нем т ряд конкретных мер помощи. Это долгосрочные гарантии высоких закупочных цен на сельскохозяйственные продукты и институциализация аграрной политики, которая должна была положить конец постоянным политическим столкновениям по вопросам сельского хозяйства.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.