скачать рефераты

МЕНЮ


Природоресурсное право

Природоресурсное право

9

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра экономического права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Природоресурсное право»

студентки III курса дистанционного обучения

Специальность «Менеджмент»

Вариант II

Проверил

преподаватель

МИНСК

2006

СОДЕРЖАНИЕ

Задание 1……………………………………………………………………………….3

Задание 2……………………………………………………………………………….4

Задание 3……………………………………………………………………………….6

Список литературы……………………………………………………………………8

1. Функции управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Прежде всего в рамках управления (а затем - с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные правом окружающей среды, и его эффективность.

Вопрос о субъектах управления в данной сфере тесно связан с вопросом о видах управления. Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление. Хотя муниципальные органы не являются в соответствии с Конституцией РБ государственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, в силу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный вид управления в рассматриваемой сфере.

Так как в соответствии с экологическим законодательством задачи по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются названными субъектами разные, соответственно и содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, - тоже разное. Оно складывается из ряда функций управления. Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:

§ создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

§ подзаконное нормотворчество;

§ координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

§ распоряжение (управление) природными ресурсами;

§ планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;

§ экологическое нормирование;

§ экологическая экспертиза;

§ экологическое лицензирование;

§ экологическая сертификация;

§ экологический аудит;

§ наблюдение за состоянием окружающей среды;

§ учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействии;

§ контроль за использованием и охраной объектов природы;

§ разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

Очевидно, что не все субъекты управления осуществляют перечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного управления. Для наиболее полного осуществления функций соответствующие субъекты управленческой деятельности наделяются или должны наделяться адекватными правами и обязанностями по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования в соответствии с требованиями законодательства.

2. Задача № 1.

Член общества охотников Богданович, находясь на территории заповедника с ружьем и другим охотничьим снаряжением, неожиданно столкнулся с волком. Выстрелом в упор охотник застрелил зверя, но был задержан охраной заповедника. При задержании Богданович заявил, что он стрелял в порядке самозащиты, кроме того, согласно правилам охоты, истребление волков - одна из обязанностей охотников, которая не ограничивается никакими правилами и условиями.

Дайте определение понятию и укажите состав особо охраняемых природных территорий. Охарактеризуйте виды ответственности за нарушение законодательства об особо охраняемых территориях. К каким видам ответственности следует привлечь Богдановича?

Особо охраняемые природные территории - участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий определяются в зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, установленного режима охраны и использования, а также уровня государственного управления их функционированием.

Устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

§ заповедник;

§ национальный парк;

§ заказник;

§ памятник природы.

Заповедники и национальные парки являются особо охраняемыми природными территориями республиканского значения.

Заказники памятники природы могут быть особо охраняемыми природными территориями республиканского или местного значения.

Ответственность за нарушение законодательства об особоохраняемых природных территориях и объектах.

Лица, виновные в нецелевом использовании особо охраняемых

природных территорий и объектов, в том числе:

§ самовольном изменении границ, отводе земель особо охраняемых территорий и объектов;

§ осуществлении в пределах особо охраняемых природных территорий

и объектов, их защитных зон запрещенной хозяйственной деятельности;

§ нарушении порядка пользования животным и растительным миром и

нарушении правил их охраны;

§ нарушении требований разрешений на использование этих

территорий и объектов;

§ порче, повреждении и уничтожении природных комплексов,

зарезервированных для включения в состав особо охраняемых природных территорий и объектов, - несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Заповедники и национальные парки должны предъявлять юридическим

и физическим лицам иски о возмещении ущерба, причиненного нарушением

установленного режима.

По условию задания, охотник находился на территории заповедника с ружьем и другим охотничьим снаряжением. Согласно установленному режиму заповедников, запрещено находиться на территории заповедников с ружьем, или другим оружием. С оружием на территории заповедников могут находиться только работники заповедников. За нахождение на территории заповедника с оружием Богдановича следует привлечь к административной ответственности в виде штрафа, а также лишение прав на охоту, и лишение права на оружие.

3. Задача № 2.

Гражданин Лебедев на земельном участке, переданном ему в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства, выкопал пруд. В процессе ведения сельскохозяйственных работ Лебедев не выполнял правила хранения минеральных удобрений, в результате чего водоем подвергся загрязнению. Гражданин Лебедев был привлечен к административной ответственности за загрязнение вод, однако свою вину отрицал, мотивируя свои действия тем, что водоем находится в его собственности.

Имеют ли право частные собственники земель строить пруды на своих участках? Правомерно ли привлечение к ответственности Лебедева?

В соответствии со статьей 64, пункта 6 Кодекса Республики Беларусь о земле, землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков имеют право в установленном порядке проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы.

За несоблюдение правил хранения минеральных удобрений на граждан налагается административное взыскание, предусмотренное Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Также за загрязнение водного объекта путем поступления в него загрязняющих веществ (бытовых, производственных отходов, сточных вод), нарушающих состав и свойства воды, в том числе вследствие эксплуатации неисправных очистных сооружений, нарушений правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и других препаратов. Привлечение к ответственности гражданина Лебедева правомерно, потому что, несмотря на то, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле он имеет право строить на своем земельном участке пруды, он допустил правонарушения в области охраны окружающей природной среды. Ответственность за земельные правонарушения вместе с лицами, не состоящими в земельных правоотношениях, но допустившими нарушения правил пользования и охраны земель, несут субъекты, обладающие правами на землю (землевладельцы, землепользователи и собственники земли).

В качестве административных взысканий предусмотрено предупреждение и штраф.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Балашенко С. А., Демичев Д. М. Экологическое право: учебное пособие. Мн.: Ураджай, 1999.

2. Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» от 20 октября 1994 года в редакции от 23 мая 2000 года.

3. Земельное право: учеб.-метод. комплекс для студентов заоч. и дистанц. форм обучения специальности «Правоведение»/ Авт.-сост. Н. А. Шингель. - Мн.: ФУСТ БГУ, 2003. - 118 с.

4. Кодекс Республики Беларусь о земле от 4 января 1999 года.

5. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

6. Уголовный кодекс Республики Беларусь.

7. www.pravo2002.by.ru


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.