скачать рефераты

МЕНЮ


Региональные программы развития отрасли продовольствия и сельского хозяйства: направления развития, проблемы, перспективы

Региональные программы развития отрасли продовольствия и сельского хозяйства: направления развития, проблемы, перспективы

Министерство общего и профессионально образования РФ

Марийский государственный университет

Кафедра экономики АПК

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

РЕФЕРАТ

Работу выполнил:

Студент ЭО-42

Аршакян М. Д.

Работу проверила:

Шарнина Н.М.

Йошкар-Ола, 1999 г

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1 Региональная политика России.

Глава 2 Агропромышленный комплекс России

Глава 3 Экономические районы и их принципы

Глава 4 Аграрная политика

Глава 5 Пути реформирования агропредприятий

Глава 6 Пути выхода из кризиса

Глава 7 Приоритеты регионального управления

Глава 8 Реформирование села в Волгоградской области

Список литературы

ГЛАВА 1

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ.

В условиях становления и развития рыночных отношений, суверенизации субъектов федерации необходимо выбрать четкую и действенную региональную политику в проведении экономических реформ в России. В основе региональной политики должен быть учет специфики регионов в общероссийской структуре, перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень, всемерное развитие местного самоуправления, развитие предпринимательства на местах, решение внутри регионов социальных проблем, проблем охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

В то же время при условии региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведению жесткой федеральной налоговой политики, укреплению общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходимы разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это относится к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также к регионам, наиболее экономически отсталым и регионам с экстремальными природными условиями.

Число федеральных региональных программ должно быть ограничено, они могут быть разработаны для программно-целевых территориально-производственных комплексов, для некоторых районов Севера, районов особой экологической опасности. Для управления этими программами должны быть созданы специальные государственные органы. При этом в управлении программами должны участвовать и местные органы исполнительной власти. Предусматривается создание специализированных компаний, консорциумов с государственным, частным, смешанным капиталом для финансирования этих программ.

Государственное регулирование крупномасштабных региональных программ предусматривает создание специальных фондов регионального развития, стимулирование привлечения частных отечественных и иностранных инвесторов; предоставление налоговых скидок « на истощение недр « в связи с возможностью истощения запасов природных ресурсов ; установление льгот по арендной плате при изъятии земельных площадей под строительство предприятий; введение поощрительных цен за экологически чистую продукцию и т.д.

В управлении региональными программами особенно важно разграничение компетенции между федеральными и местными органами. Так, федеральные органы должны регулировать процессы создания производств в районах пионерного освоения, организовывать межрегиональные экономические связи. Местные же органы управления главное внимание должны сосредоточить на создании рациональной структуры хозяйства, использование локальных ресурсов, решение социально-демографических и экологических проблем, осуществлении экономической реформы.

Для решения задач научного прогнозирования и индикативного планирования необходима подготовка комплексного прогноза развития и размещения производительных сил Российской Федерации на период до 2000 года, который должен включать научные обоснования рациональной специализации всех регионов России. Комплексный прогноз должен отражать структурную перестройку в регионах, процессы демонополизации и приватизации, меры по стабилизации социально-экономического развития, преодолению отставаний в уровнях развития отдельных регионов; развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей с учетом конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. На всем пространстве Российской Федерации должен функционировать единый рынок. Причем основными принципами функционирования единого рынка должны быть свобода экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями: свободное движение товаров и капиталов по всей территории России, единство принципов налогообложения, свобода транзитных перевозок, свободная конкуренция производителей разных форм собственности. /9/.

ГЛАВА 2

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ.

В агропромышленный комплекс Российской Федерации включает отрасли, имеющие тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.

Структура АПК России далека от совершенства. Сельское хозяйство является в нем главным звеном: оно производит свыше 48% объема продукции АПК, располагает 68% производственных основных фондов комплекса, в нем занято почти 67% работающих в производственных отраслях АПК. (в США на долю перерабатывающих и сбытовых отраслей приходится 73% производимой продукции АПК, сельское хозяйство дает лишь 13%).

Сбалансированое развитие всех сфер АПК- необходимое условие решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. В настоящее время слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК и производственной инфраструктуры комплекса приводят к огромным потерям продукции сельского хозяйства. Например, потери состаляют 30% собранного зерна, 40-45% картофеля и овощей. Потребность в оборудовании для отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, удовлетворяется лишь на 55-60% , степень износа оборудования составляет 76%.

Сельское хозяйство России характеризуется крупными масштабами производства. В 1993 году было произведено валовой продукции на 83,2 млрд. руб.; 99,0 млн. тонн зерна, 38,1 млн. тонн картофеля, 12,0 млн. тонн мяса, 46,9 млн. тонн молока, 40,3 млрд. штук яиц, 169,1 тыс. тонн шерсти и др. Но в расчете производство на душу населения Россия уступает развитым странам по важнейшим видам сельскохозяйственной продукции. Не рациональная структура питания населения России: в ней мала доля мяса, фруктов, овощей, повышена доля хлеба, картофеля, животного масла.

В России очень низок уровень сельскохозяйственных культур( по зерну в 2,8 раза, картофелю в 2,2 раза, сахарной свекле в 1,8 раза ниже, чем в развитых странах, даже в зонах с близкими природно-климатическими условиями), не высока продуктивность животноводства. По уровню производительности труда в сельском хозяйстве наша страна отстает в три- четыре раза от развитых стран./9/

ГЛАВА 3

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ И ИХ ПРИНЦИПЫ.

Экономические районы могут объединятся в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

Главные принципы выделения экономических зон - уровень хо-зяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

Существуют две экономические зоны -Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток).Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района -Север и Центр европейской части России, Урало - Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района - Сибирь и Дальний Восток.

В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических района (региона): Северный, Северо- Западный, Ценральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, уральский, Заподно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

Вследствии огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главным ориентиром будут:

учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;

перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;

децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;

необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо всеобразными условиями./9/

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся слздание механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаризма.

Главная социальная региональная цель политики в социальной сфере- обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе.

Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере- это рациональное использование природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов.

Стратегические программы(задачи) регионального развития сводятся к следующим:

Реконсрукция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки.

Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возраждение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.

Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).

Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет неценрализованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов.

Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.

Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей.

Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем- транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.

Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России.

Политика устранения зависимости России от импорта продовольствия потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства Нечерноземья и южных районов России. Большая часть задач региональной политики России будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан социально-экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с региональным самоуправлением.

Одной из важных задач в проведении экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации в рамках Федеративного договора; необходимость достижения и укрепления межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, принятия мер по ли

квидации межэтнических диспропорций, выравниванию уровней развития./9/

ГЛАВА 4

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА.

Современная аграрная политика применительно к сельскому хозяйству развитых стран с рыночной экономикой базируется на:

малоэлластичности рынка продовольствия в зависимости от цен (физиологические особенности населения обуславливают относительно стабильное потребление определенного набора продуктов питания , при необходимости уменьшаются расходы на приобретение предметов длительного пользования и лишь в последнюю очередь , при повышении цен и снижении реальных доходов , сокращается использование продовольствия ; поскольку потребление определяется одновременно действующими , но не совпадающими физиологическими и экономическими факторами , спрос на продовольствие не возрастает соответственно повышению доходов или снижению цен);

малоэластичности самого аграрного производства относительно цен (требуется значительный период времени для приспособления к новым ценам в связи с климатическими и технологическими особенностями с/х ,зависимостью его от ресурсопоставляющих отраслей ,высокой потребностью в капитале и одновременно относительно низкой фондоотдаче, а это ,в свою очередь , связано с ространственной рассредоточенностью хозяйств, сезонностью работ ,биологическим характером производства и его неустойчивостью , другими при родно-климатическими ограничениями , а так же , как правило , с многообразием форм деятельности ,использованием техники лишь в определенные периоды года ,функционированием в условиях монополизированности других отраслей АПК , падением доходности и возможностей расширенного воспроизводства ).

По этим причинам политикой цен и доходов можно лишь частично регулировать предложение и спрос населения на продукты питания , а продовольственное обеспечение не имеет саморегулирующего характера.

Главную роль в регулировании и поддержке аграрного сектора должно играть государство , применяя при этом рычаги ,выработанные теорией и практикой рыночной экономики . Бесконтрольное действие рыночной стихии оказало бы разрушительное воздействие на весь АПК , на производство и потребление продуктов питания и сырья для переработки , о чем свидетельствует опыт реформирования сельского хозяйства России в переходное на рыночную экономику время./9/

ГЛАВА 5

ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ АГРОПРЕДПРИЯТИЙ

В подавляющем большинстве сельхозпредприятий, перерегистрированных в новые организационно-правовые формы хозяйствования, и в значительной части их, сохранивших форму колхозов и совхозов, ранее созданные внутрихозяйственные экономические отношения разрушены. В то же время среди ученых экономистов-аграриев весьма устоялось мнение о том, что 25-30% успеха сельхозпредприятий, функционирующих в современных условиях, зависит от включения в действие внутрихозяйственных факторов. При этом применявшиеся прежде модели внутрихозяйственных экономических отношений должны быть адаптированы к условиям рынка.

В ходе анализа существующих вариантов построения внутрихозяйственных экономических отношений выявлено, что одна из причин снижения их эффективности - недостаточная обоснованность ценового механизма. Организация внутрихозяйственных отношений в новых условиях, по нашему мнению, должна базироваться на применении экономически обоснованных расчетных (договорных) цен, а в отдельных случаях и свободных цен, на реализуемую продукцию, выполняемые работы и оказываемые услуги. При определении расчетных цен следует предусмотреть как один из возможных вариантов, чтобы доля чистого дохода в структуре составляла не менее 40% размера нормативных затрат, то есть минимального уровня, при котором не исключается возможность ведения расширенного воспроизводства в конкретном структурном подразделении.

Внутрихозяйственные экономические отношения (хозрасчет, коллективный и арендный подряд, оплата труда от валового дохода, чековая форма взаиморасчетов и контроля и другие) в 1986 - 1990гг. служили основным фактором всплеска в развитии сельского хозяйства России. Среднегодовое производство валовой продукции сельского хозяйства в указанное пятилетие по сравнению с предыдущим возросло на 11,7%, темпы роста сельхозпроизводства составляли 2,3% в год и были самыми высокими с начала 70-х годов. И в нынешних условиях независимо от формы хозяйствования лучших успехов добиваются те предприятия, которые сохранили созданные ранее внутрихозяйственные экономические отношения, развивают и совершенствуют их.

Несмотря на то, что предприятия, идущие эволюционным путем развития, имеют разные формы хозяйствования, они почти не различаются по организации внутрихозяйственных экономических отношений. В них сохранены технологическое единство в производстве животноводческой продукции, научно обоснованные севообороты, специализация производства. Развитие внутрихозяйственных отношений осуществляется на основе аренды и хозрасчетных принципов распределения дохода, который формируется как разница между выручкой от реализации продукции, выполненных услуг (в расчетных ценах) и материальными затратами (в расчетных ценах) на производство продукции, затратами на оплату услуг других внутрихозяйственных коллективов (по договорным ценам). Из полученного хозрасчетного дохода, являющегося собственностью коллектива, производятся отчисления на создание фондов предприятия, а также формируются фонды самого подразделения.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.