скачать рефераты

МЕНЮ


Масса и массивность в архитектуре

Масса и массивность в архитектуре

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУК УКРАИНЫ

ПРИДНЕПРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

Кафедра основ архитектуры










Реферат по объемно-пространственной композиции на тему: «МАССА И МАССИВНОСТЬ»



 

Выполнила: студентка 221 гр. ТРЕТЯК В.В.

Проверил: СУВОРОВ А. Б.







г. Днепропетровск 2009


План:


1.                 Общая часть:

1.1 Единства и различия понятий «маса» и «массивность»

2.                 Категория «масса»:

2.1 История возникновения и понимание термина «масса»

2.2 Масса в физике и механике

2.3 Масса форм в природе

2.4 Характеристики категории «масса»

2.5 Свойства категории «масса»

3.                 Архитектурная категория «массивность»

3.1 Сущность и формулировка композиционной категории «массивность»

3.2 Характеристики категории «массивность»

3.3 Свойства категории «массивность»

4.                 Анализ заданий по теме «масса и массивность в архитектуре»

5.                 Словарь терминов связаных с понятием «масса и массивность»

6.                  Использованая литература


1. Общая часть

1.1           Единства и различия понятий «маса» и «массивность»

В физике, масса – количество вещества из которого состоит тело. Это мера гравитационного взаимодействия, так как известно, что все тела обладают способностью притягивать друг друга. . В художественно-композиционном плане это свойство (масса) на основе ассоциативного восприятия как массивность.

 Масса – это зрительное восприятие формы, а вот понятие «Массивность» вводит воедино много факторов: геометрический вид, величину, цвет, отделку. Изменение любого из них часто влечет за собой изменение других характеристик. Массивность, как понятие комплексное сочетает связь характеристик человеческого фактора при восприятии архитектурной формы и и категории «масса». Прежде всего, масса зависит от объемно – пространственной структуры: чем монолитнее построено здание, тем большей массивностью оно обладает, и наоборот… Масса также зависит от степени объемности. Максимальной массой будут обладать формы, приближающиеся своим видом к форме куба, цилиндра, шара… При рассмотрении массы как свойства пространственной формы также имеется в виду количество вещества (материала), заполняющего пространство в пределах видимой геометрической формы. В данном случае масса рассматривается в зависимости от ее положения в пространстве по отношению к зрителю и от ее плотности.

Композиционными средствами в архитектуре могут быть названы:

1 — форма и масса, силуэт,

2 — план,

3 — симметрия — асимметрия,

4 — контрастное сопоставление частей,

 5 — выявление композиционного центра,

6 — архитектоника,

7 — пропорции,

8 — ритм,

9 — масштабность,

10 — связь здания и природной среды.

Архитектурную форму можно измерить по длине, ширине и высоте. Если все три составляющие присутствуют в равной мере, то такая форма называется объемной и воспринимается нами как наиболее массивная. Если две величины преобладают, а третья мала, то такая форма будет называться плоской. Представим себе дом, который имеет определенную длину и высоту, а ширина (глубина) у него незначительная. Или другой пример: здание имеет значительную ширину и длину, а высота его невелика. Оба таких сооружения мы будем воспринимать как плоские.

 Здание, в котором превалирует одна величина, а две другие малозначимы, называется линейным. Пример: небоскреб, который имеет одну ярко выраженную величину — высоту, в то время как две другие — длина и ширина (глубина) — незначительны.

Из всего можно сделать выводы, что понятие «масса» это восприятие формы со зрительного аспекта, в то время как массивность – понятие комплексное и влияет на эмоциональную реакцию человека как с его зрительного восприятия формы, так и самой формы, которая может преобладать значительными весовыми показателями и быть монолитной. Для примера можно привести человека, который смотрится крупным, но имеет небольшой вес, и другого массивного человека, тяжелого и мощного. Так само и в архитектуре.


2. Категория «масса»

2.1            История возникновения и понимание термина «масса»


масса bulk, congeries, mass massaсущ. женск. масса [mássə]

·                   Масса- одна из основных физических характеристик материи, определяющая ее инертные и гравитационные свойства Spec Единица массы.


·                   Масса -тестообразное, бесформенное вещество, густая смесь: Древесная масса (полуфабрикат для выделки бумаги). Расплавленная масса чугуна. Сырковая масса

·                   Масса-широкие слои трудящегося населения Воля масс: Оторваться от масс(утратить связь с народом).

·                   масса Colloq множество, большое количество кого-чего-нибудь: Масса народу. Тратить массу сил.

·                   масса -совокупность чего-нибудь: Темная масса здания.

·                   Масса- совокупность чего-нибудь, а также что-нибудь большое, сосредоточенное в одном месте: Воздушные массы.

·                   Масса- "МАССА - СВЕТИМОСТЬ" ДИАГРАММА - графическое изображение связи между массой и светимостью звезд. У звезд, относящихся к главной последовательности звезд, светимость однозначно определяется их массой…

·                   Масса- мера количества вещества в объекте. Ученые выделяют два типа масс: гравитационная масса является мерой взаимного притяжения между телами (земное притяжение), выраженной Ньютоном в законе всемирного тяготения.

Часто архитектуру отождествляют с инертной массой — колонной, стеной, фасадом, а пространство понимают просто как пустое место, так сказать, «дырку от бублика». Действительно, казалось бы, пространство — это то, что расположено между стенами или снаружи его фасада. Это и так, и совсем не так. Так, потому что действительно архитектурное пространство становится осязаемым, обретает свою форму только в результате того или иного распределения массы материала в конструкции. Не так, потому что распределение этой массы в значительной степени подчинено задаче создания пространства, имеющего некоторые конкретные параметры и свойства. И в этом отношении архитектурное пространство первично, а масса является лишь средством его фиксации.

Что касается «массы», как и «пространство» - это уже не чистая формальная категория, а живое органическое понятие, своего рода текучий и постоянно изменяющий свое значение эйдос, мифологема, существующая не просто как способность представления и воображения, но как живая и натуральная или квазинатуральная реальность, распространенная в мире опыта.

Если для Вельфлина пространство и масса есть еще только теоретические средства выражения конкретного чувственного опыта восприятия архитектуры и скульптуры, то для АГ это уже онтологические категории, имеющие свое бытие независимо от эстетического опыта, но пронизывающие мир как таковые, имеющие собственную жизнь и собственную драму столкновений друг с другом. Если Вельфлин с помощью этих категорий артикулирует свое впечатление и переживание, что неявно подразумевает взаимодействие зрителя в его оптических, двигательных и телесных способностях с противостоящим ему объектом, то АГ ко всему этому добавляет и самостоятельное, автономное бытие стихий пространства и массы.

Понятие пространства в античности как таковое отсутствовало. Оно возникает в Новое время как результат отождествления в сознании человека телесности и сознания. Но после успешного применения геометрии к механике и перспективе понятие пространства становится главным инструментом теории в эмпирической науки, а позднее и теорий эмпирического искусствознания. Вельфлин противопоставляет пространство плоскости, следуя еще элементарному принципу различия в количестве измерений, но трактует его уже кинетически, как среду оптических и двигательных интуиций, к геометрии не сводимую.

В примере (1 Эрехтейон и 2 Эрехтейон план) соотношение массы и пространства строится по горизонтали сопоставлением основного массивного объема с пространственно решенными портиками, два из которых сопряжены с главным.

Понятие пространства с начала 20-го века стало основной категорией архитектурной теории, и почти до настоящего времени теоретики вслед за Кантом противопоставляет его времени.

 Сложнее с массой. О массе Кант не упоминает. В архитектурном описании оно используется довольно широко, в особенности в пропедевтических курсах, например в курсах Н.Ладовского, но понятийной и категориальной проработки, сопоставимой с категорией пространства, в архитектуроведении не получило.


2.2            Масса в физике и механике


Масса — одна из важнейших физических величин. Первоначально она характеризовала «количество вещества» в физическом объекте, от которого по представлениям того времени, зависели как способность объекта сопротивляться приложенной силе (инертность), так и гравитационные свойства.В современной физике под массой понимают два различных свойства физического объекта: Инертная масса, которая характеризует меру инертности тел и фигурирует во втором законе Ньютона. Если одна и та же сила (кроме гравитации) одинаково ускоряет разные тела, этим телам приписывают одинаковую массу. Масса тела не зависит от того, какие силы и в какой момент на него действуют. Гравитационная масса, которая определяет, с какой силой тело взаимодействует с внешними гравитационными полями (пассивная гравитационная масса) и какое гравитационное поле создаёт само это тело (активная гравитационная масса).

Гравитационная масса — характеристика материальной точки при анализе классической механики, которая полагается причиной гравитационного взаимодействия тел, в отличие от инертной массы, которая определяет динамические свойства тел. Согласно опытам Г. Галилея по наблюдению свободного падения тел, все тела, независимо от их массы, падают с одинаковым ускорением. Это означает, что увеличение силы, действующей на более массивное тело со стороны гравитационного поля Земли, полностью компенсируется увеличением его инертных свойств. Следовательно, гравитационная масса равна (строго говоря, пропорциональна) инертной массе, что приводит к представлению о единой массе, которая и входит в закон всемирного тяготения.

Инертная масса есть мера инерции объекта, она характеризует сопротивление изменению состояния движения, когда к телу приложена внешняя сила. Чем меньше инертная масса объекта, тем быстрее изменяется его скорость. Понятие (инертной) массы в специальной теории относительности является источником некоторых терминологических разногласий. Подавляющее большинство физиков называет массой характеристику тела, которая не зависит от движения тела. Эта масса есть константа; она является как бы эквивалентом количества вещества, содержащегося в теле, а потому не зависит от скорости. Иногда, для того, чтобы подчеркнуть постоянность массы в этом определении, для неё используют термин инвариантная масса. Некоторые исследователи предпочитают использовать релятивистскую массу, которая растёт с увеличением скорости и её приближении к скорости света. Инвариантную массу они называют массой покоя.

Как установлено экспериментально, эти две массы (гравитационная и инертная) пропорциональны друг другу. Не было обнаружено никаких отклонений от этого закона, поэтому коэффициент пропорциональности обычно выбирают равным единице и говорят о равенстве инертной и гравитационной масс. Равенство инертной и гравитационной масс составляет содержание слабого принципа эквивалентности — составной части Эйнштейновского принципа эквивалентности, который является одним из основных положений общей теории относительности. На равенство инертной и гравитационной масс обратил внимание ещё Ньютон, он же впервые проверил этот закон с точностью порядка 10−3. С другой стороны, можно сказать, что первая проверка принципа эквивалентности была выполнена ещё Галилеем, который открыл универсальность свободного падения — как стало понятно позже, независимость ускорения свободного падения от материала, из которого состоит тело, является следствием равенства инертной и гравитационной масс. На сегодняшний день слабый принцип эквивалентности экспериментально проверен с очень высокой степенью точности (3×10−13).

ü     Если одна и та же сила (кроме гравитации) одинаково ускоряет разные тела, этим телам приписывают одинаковую массу.

ü     Масса тела не зависит от того, какие силы и в какой момент на него действуют.

Понятие массы было введено в физику Ньютоном, до этого естествоиспытатели оперировали с понятием веса. В труде «Математические начала натуральной философии» Ньютон сначала определил «количество материи» в физическом теле как произведение его плотности на объём. Далее он указал, что в том же смысле будет использовать термин "масса ". Наконец, Ньютон вводит массу в законы физики: сначала во второй закон Ньютона (через количество движения), а затем — в закон тяготения, откуда сразу следует, что масса пропорциональна весу.Фактически Ньютон использует только два понимания массы: как меры инерции и источника тяготения. Толкование её как меры «количества материи» — не более чем наглядная иллюстрация, и оно подверглось критике ещё в XIX веке как нефизическое и бессодержательное.

Масса в классической механике есть величина аддитивная (масса системы равна сумме масс составляющих её тел) и инвариантная относительно смены системы отсчёта. Масса инвариантна и в релятивистской механике, хотя здесь под массой понимается масса покоя определённого тела — абсолютная величина 4-вектора его импульса, лоренц-инвариантная но неаддитивная величина. Введение так называемой релятивистской массы, зависящей от величины скорости тела в рассматриваемой системе отсчёта, использовалось в ранних работах по теории относительности. В настоящее время термины «релятивистская масса» и «масса покоя» считаются устаревшими.


2.3            Масса форм в природе


Масса – понятие, встречающееся повсюду в природе… Во-первых, это понятие можно охарактеризовать со стороны физики и механики, во-вторых, в архитектуре, в-третьих, в астрономии, в географии и т.д:

·                   Масса тела

·                   Масса сооружения

·                   Масса человека (ближе к термину «вес»)

·                   Масса звезды

·                   Масса людей

·                   Водная масса

·                   Воздушные массы


2.4            Характеристики категории «масса»


Масса в архитектурной практике учитывается не столько физически (это делает инженер-строитель), сколько психологически. Большую по величине форму мы воспринимаем как большую массу. Более объемные формы (куб, шар) воспринимаются нами и более массивными, по сравнению с более линейными. На впечатление массивности влияет и заполнение формы. Мы говорим, что форма монолитная, если она заполнена целиком. Сильно влияют на массивность сооружения материал, цвет и фактура. Так одинаковые по величине кубы из стекла и дерева воспринимаются по-разному. Отдельного рассмотрения требует фактура материала, то есть характер расчленения поверхности на повторяющиеся элементы. Если такие элементы маленькие и их много, то вся поверхность воспринимается довольно гладкой. С другой стороны, при большом размере элементов поверхности и их немногочисленности они выглядят не как фактура данной поверхности, а как ее разбиение на более мелкие. Восприятие фактуры зависит и от удаленности зрителя. Выявляются же выразительные возможности фактуры светом и тенями.

Масса – это свойство объемно-пространственных форм, которое имеет ряд особенностей.

Оно может изменяться в следующих направлениях:

·        С изменением формы по величине при прочих равных условиях (рис 7 а, б), то есть большей по величине форме соответствует большая масса.

·        В зависимости от распределения массы по трем координатам пространства, то есть в зависимости от степени объемности, плоск5остности или линейности формы, а также ее характера…

Максимальной массой в данном случае обладает куб, шар или другие объемные формы, приближающиеся по соотношению величин их измерений в трех координатах к равенству.

Минимальной массой обладают формы, приближающиеся к соотношению своих измерений к линейным: данном случае имеются в виду равновеликие по площади или объему формы (рис.4).

·                   В зависимости от степени плотности заполнения формы. При развертывании в ряд формы одним пределом плотности массы служит минимальное (разреженное) заполнение формы, при котором зрительно обеспечивается сохранение вида данной формы; другой предел плотности массы – максимальное заполнение формы, при котором сохраняется восприятие строения данной формы (рис 5 а, б, в). Когда плотность заполнения массы формы такова, что эта структура массы не воспринимается (например, гладкая поверхность), то зрительно массивность формы уменьшается. На рис. 6 (план египетского храма) показано, что по мере движения человека в глубину пространства воспринимается более уплотненным в связи с увеличением числа колонн и стен.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.