скачать рефераты

МЕНЮ


Парфенон в Древней Греции и храм Гефеста

Парфенон в Древней Греции и храм Гефеста

План


Введение

1.Описание храмов на Акрополе

1.1 Пропилеи

1.2 Храм Ники Аптерос

1.3 Эрехтейон

1.4 Парфенон

2.Статуя Афины Парфенос

3. Место Парфенона в Афинском Акрополе

4.Отличия Парфенона от других храмов

4.1 Черты ионического ордера в дорическом Парфеноне.

4.2 Описание скульптур Парфенона

4.3 Фризовые композиции Парфенона

5.Храм Гефеста на Агоре

Заключение

Список литературы


Введение


Акро́поль (др.-греч. ἀκρόπολις - верхний город) - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город, крепость. На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах, который возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города.

В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города.

Первые укрепления на скалистом отроге, поднимающемся на окраине Афин, появились ещё задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные другие святыни. В 447 год до н. э. по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство. Руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика. Фидий был главным советником и помощником Перикла в осуществлении масштабной реконструкции Акрополя в Афинах и придании ему нынешнего облика в стиле высокой классики. Фидий - древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Так было создано искусство, «синтезирующее всё то прогрессивное, что несли в себе работы ионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона и Пэония включительно».[1]

1.Описание храмов на Акрополе

 

Афинский акрополь представляет собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (около 300м в длину и 170м в ширину). Постройки Афинского Акрополя изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этот ансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилей (архитектор Мнесикл), храма Афины Нике (архитектор Калликрат), главного храма Акрополя и Афин  Парфенона (архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон.

Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина. Подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы.

В микенский период (XV-XIII вв. до н. э.) Акрополь являлся укрепленной царской резиденцией. В VII-VI вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (то есть храм длиною в сто шагов). В 480 году до н. э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами [2].

В 5 веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем в арсенал. Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 века англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду из портика Эрехтейона.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

 

1.1 Пропилеи


Пропилеи афинского Акрополя стоят в первом ряду среди самых совершенных памятников античности. Имя Мнесикла, строителя Пропилей, сохранилось в памяти греков наряду с Иктином, строителем Парфенона.

Плутарх, перечисляя лучшие произведения искусства эпохи Перикла, на первом месте ставит не Парфенон, а Пропилеи. Покорители Афин, фиванцы, мечтали перенести Пропилеи, как самый прекрасный трофей, и поместить у входа в их собственный акрополь.

Фасад Пропилей отличается особенностью, связанной с его назначением: чтобы освободить главный пролет, расширено расстояние между центральными колоннами, так что промежуток от оси до оси этих колонн содержит три метопы. Два крыла, украшенные дорийскими колоннами, обрамляют место перед входом и направляют внимание зрителя на центральный фасад. Сзади уходит в глубину ионийский портик, поддерживающий потолок, прерывающийся высокой стеной, в которой проделано пять дверей, ведущих на площадь Акрополя.

Внешнее убранство Пропилей строго соответствует назначению здания, имеющего, в конце концов, служебный характер и уступающего первенство храмам, о которых он возвещает.

Придавать каждому произведению свойственный ему характер - искусство, которым греки владели в совершенстве, и этот характер создается нюансами исключительной художественной правдивости.

Здесь строгость убранства доведена до крайних пределов: гладкие метопы, на фронтоне - простой медальон, по углам фронтона - два акротерия с изображением коней Диоскуров, на главных профилях - смелая и яркая раскраска. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей.

 

1.2 Храм Ники Аптерос


Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, освященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптероc.

Строительство небольшого по своим размерам храма Афины-Ники приписывают архитектору Калликрату, который составил проект здания в 450 году до н. э. и осуществил его в 427-421 годах до н. э. [3]

 Если смотреть на храм, стоя у Пропилеи, он четко вырисовывается на фоне неба, радуя глаз своей стройностью и удивительным изяществом. Почти квадратную целлу храма с востока и запада украшают портики с четырехметровыми ионическими колоннами. По свидетельству одного из древних авторов, внутри храма находилась деревянная статуя богини победы Ники Аптерос (бескрылой), хотя обычно греки представляли ее крылатой. Афиняне хотели, чтобы богиня победы никогда не покидала их город. В конце XVII века турки, захватившие Грецию, разобрали храм Афины-Ники и использовали мраморные блоки для сооружения укреплений, и лишь после освобождения страны в XIX веке храм заново сложили на прежнем месте.


1.3 Эрехтейон

 

После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой.

За годы, пока строили Эрехтейон, Афины пережили тяжелые события. Шла война со Спартой. В осажденном спартанцами городе вспыхнула чума. Много жителей, в том числе Перикл, погибли во время эпидемии.

Место постройки Эрехтейона выбрано не случайно. Оно было определено заранее. Считалось, что именно здесь Посейдон ударил трезубцем и высек ручей, а Афина посадила оливу. Перед зодчим встала трудная задача построить здание на участке с сильным склоном. Производить большие планировочные работы и выравнивать площадку для Эрехтейона не было возможности, так как в это время шла обременительная Пелопонесская война. Поэтому храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план. Три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны  расположен портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской). С северной стороны  - вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма находится знаменитый портик кариатид. Все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами, не сохранившийся до настоящего времени.

В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

Эрехтейон сильно отличается от Парфенона. Рядом с дорическим ордером храма Афины Девы ионический ордер Эрехтейона воспринимается небольшим, хотя это и довольно крупный по абсолютным размерам храм. Около строгих колонн Парфенона Эрехтейон с его богатой орнаментальной отделкой кажется особенно нарядным.

В архитектуре Эрехтейона господствует принцип контраста. С гладкими стенами сопоставлены затененные портики. Белому мрамору храма противопоставлен фиолетовый мрамор фриза. Массивные основания сочетаются с легкими колоннами. Большие глади ступеней воспринимаются рядом со сложным узором на базах колонн.

Эрехтейон выходит на площадь Акрополя южной стороной с портиком, крышу которого держат шесть кариатид. Три кариатиды опираются на левую ногу, три — на правую. Классическая гармония живет в каждой из этих статуй, в их красивых одеждах, нарядных прическах. Волосы, туго заплетенные у головы, постепенно распускаются и свободно стекают по спинам.

Правее портика кариатид, на темной поверхности которого вырисовываются освещенные фигуры девушек, выступает спокойная гладь большой стены, которая лишь на первый взгляд кажется массивной и однообразной. На самом деле у этой сложенной из крупных красивых блоков мрамора стены внизу есть своеобразный небольшой пьедестал, украшенный рельефным орнаментом, а вверху пояс с вырезанным в камне узором. Декоративные завершения стены вверху и внизу находятся соответственно на уровне капителей и баз колонн восточного портика. Стена, таким образом, подчинена ордерной системе всего храма. [4]

Внутренняя планировка Эрехтейона сложна. В восточной части за преддверием святилища Афины находилось помещение с древнейшей деревянной статуей богини, перед которой стоял золотой светильник с неугасимым огнем. Далее располагались святилища Эрехфея и Посейдона. Стены их, как предполагают, были украшены живописными изображениями.


1.4 Парфенон


Центральное место в композиции Афинского акрополя занимает величественный храм Афины-Девы — Парфенон. Главным зодчим храма Перикл назначил крупнейшего архитектора Греции Иктина, а его помощником - Калликрата. Строительство здания продолжалось девять лет, с 447 по 438 год до н. э.

По своему плану Парфенон - дорический периптер размером 70x31 м, окруженный сорока шестью колоннами. Однако Иктин обогатил архитектуру храма многими элементами ионического ордера. Вместо обычного шестиколонного портика на фасадах здания поставлены великолепные восьмиколонные портики, сами колонны высотой в 10,5м стали более стройными, чем в предшествующих дорических храмах. Для украшения Парфенона использован ионический фриз, сплошной лентой проходящий за колоннами по стене здания. При сооружении храмов на Акрополе архитекторы стремились к гармоническому сочетанию обоих ордеров, когда мужественная и строгая дорика согласовывалась с утонченной и грациозной ионикой. Главная точка зрения на Парфенон, на которую рассчитывали его создатели, - с угла, с северо-запада.

Именно оттуда монументальный храм, целиком смотрящийся на фоне ярко-голубого южного неба, производит наиболее сильное впечатление. Залитые солнечным светом, его мраморные колонны имеют теплый коричневато-золотистый оттенок, а на закате, когда солнце погружается в голубую дымкости. [5] Двенадцатиметровая фигура богини возвышалась на невысоком постаменте, украшенном рельефами. У ног Афины скульптор поместил громадного священного змея Эрихтония. Прекрасное лицо богини, ее обнаженные руки и маску на груди Фидий сделал из слоновой кости, одежду и оружие из тонких золотых пластинок, наложенных на деревянный каркас. В глаза Афины мастер вставил драгоценные камни. Фидий использовал для украшений все части статуи: на сандалиях он изобразил схватку греков с кентаврами, на лицевой стороне пятиметрового в диаметре щита — сцены битвы с амазонками, на оборотной — сражение богов с гигантами. Эти события греческой мифологии перекликались с современностью, напоминая афинянам о победах, одержанных над персами. Размеры статуи были строго согласованы с внутренним пространством храма. При неярком освещении, царившем в Парфеноне, мерцание разных оттенков золота и теплые тона слоновой кости хорошо сочетались с золотистым   цветом   пентелийского мрамора. На мрамор ложатся серовато-голубые тени. Совершенные пропорции храма, прекрасная соразмерность всех его частей и точный расчет масштабов здания но отношению к холму Акрополя делают его шедевром греческого зодчества. Созерцание храма рождает в душе зрителя чувство глубокого восхищения.


2. Статуя Афины Парфенос


Афина Парфенос (др.-греч. Ἀθηνᾶ Παρθένος - «Афина-Дева») - знаменитая древнегреческая скульптура работы Фидия. Время создания - 447-438 г. до н. э. В древние времена изображение богини Афины, покровительницы города Афины было установлена в центре этого города в главном храме на Афинском Акрополе - Парфеноне.

Это десятиметровая статуя богини Афины Парфенос (Девы) в военном облачении. В правой руке Афина держала двухметровую скульптуру богини Победы Ники. Памятник имел деревянный каркас, обнаженные части статуи Афины и целиком скульптура Ники были исполнены из слоновой кости, а одеяние и шлем Афины — из съемных листов чеканного золота (отсюда и название статуи хрисоэлефантинная, т.е. сделанная из золота и слоновой кости). Золото на сумму 40 (или 44) талантов (около тонны) и слоновая кость покрывали деревянный остов статуи высотой в 13метров. Золото, пошедшее на изготовление Афины, являлось значительной частью национального золотого запаса полиса.

В первые годы византийского периода памятник бесследно исчез. Сведения, которые имеются сегодня, почерпнуты из древних авторов и из подробных описаний Павсания, знаменитого греческого путешественника II века от рождества христова. Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает ее так:

«Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает ее во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у нее на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний». (Описание Эллады, XXIV, 7).

Ценным источником информации от утраченной статуе послужили также найденные копии, важнейшая из которых - Варвакиос Афина.

Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней - борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. База была украшена историей с Пандорой. Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея), что оказалось для него фатальным - его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя.

Афина стояла во весь рост, и между ее шлемом и потолком оставалось свободное пространство. Желая достигнуть как можно большей ширины внутреннего помещения, Фидий склонил строителя Парфенона, Иктина, отступить от традиционной нормы дорийского храма и дать по фасаду не шесть, а восемь колонн. Другим новшеством стало расположение колонн, окруживших статую не только по бокам, но и позади. Таким образом, скульптура Афины оказалась как бы вписанной в архитектурную раму.[6]

Афина Парфенос пользовалась невероятной славой. В диалоге Платона «Гиппий» Сократ ссылается на Афину Парфенос для дефиниции понятия прекрасного.


3. Место Парфенона в Афинском Акрополе


Парфенон венчает Акрополь. Логически четкие архитектурные формы храма не только противопоставлены диким склонам скалы, но и связаны с ними в художественное единство. В произведениях эллинских зодчих часто используется принцип  "золотого сечения". Считалось гармоничным и красивым придавать сооружениям пропорции "золотого сечения".

Соотношения величин Парфенона и холма Акрополя не случайны. Парфенон поставлен на Акрополе в наиболее выгодном в художественном отношении месте, так что величины храма и скалы воспринимаются при взгляде издали согласованными.

В отличие от других храмов греческой храм строился не для сборища народа. В Греции человек молился и делал жертвоприношения сам у себя дома, к храму же он приближался почти всегда в общественных процессиях.

Главное назначение Парфенона - быть центром для праздничных торжеств. В то же время он являлся хранилищем, где сберегались общественные деньги, а также сокровищницей, где хранились массы произведений искусства и ценных предметов. Поэтому его можно было без всякого неудобства поместить на некотором расстоянии от населенной части города, и, кроме того, его надо было обезопасить от злостных нападений. Акрополь, со своей малодоступной вершиной, своими стенами, широкой лестницей для процессий, был самым подходящим местом для такого храма.

Размеры храма, как правило, приспосабливались для того, чтобы он служил укрытием для статуи божества, которому поклонялись, и обычно они соответствовали размерам футляра для заключавшейся в нем статуи, иногда превышали их. В наиболее древних храмах и во многих более поздних покрытая крышей часть чрезвычайно мала.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.