Строительство и архитектура Ленинградского метро
Строительство и архитектура Ленинградского метро
ГОУ СОШ №175
Калининского
района города Санкт Петербурга
Строительство
и архитектура Ленинградского метро
Ученицы 9-3 класса
Коротеевой Алёны
Проверила:
Катаева Майя Валерьевна
I четверть 2010-2011уч.г.
Введение
В Дни празднования 38-й
годовщины Великой Октябрьской социалистической революции Ленинград обогатился
новым замечательным сооружением - в строй вступила первая очередь
метрополитена.
Трасса
подземной железной дороги протянулась почти на 11 километров: от городской
окраины - Автово до центра - площади Восстания. За шестнадцать минут проходят
поезда метро расстояние, на преодоление которого до сих пор в трамвае надо было
затратить около часа. С интервалом в две минуты, со скоростью до 65 километров в час проносятся четырехвагонные поезда, вмещающие в среднем до 600 пассажиров.
1. История
труда и славы
Впервые вопрос о
строительстве метро в Санкт-Петербурге был поднят в документе, подготовленном
инженером путей сообщения Ф.Е. Енакиевым для Городской думы еще в начале
прошлого столетия. Весомым доводом, приведенным в нем, в пользу перехода «от
трамваев к типу городских железнодорожных путей большой скорости» было
утверждение, что «метрополитен является своего рода патентом на признание за
городом мирового значения».
Повторно к теме создания
нового вида транспорта для разросшегося мегаполиса специалисты вернулись только
в конце 1930-х годов, когда под руководством председателя Ленгорисполкома А.Н.
Косыгина была организована комиссия из хозяйственных руководителей, видных
ученых и инженеров. По ее рекомендации 17.01.1941г. Совет Народных Комиссаров
принял Постановление «О строительстве метрополитена в Ленинграде», а уже 21
января для его выполнения создается специальная организация «Строительство №5
НКПС». Ее возглавил опытный руководитель, прошедший трудную школу московского
Метростроя, Иван Георгиевич Зубков. Вместе с ним на берега Невы прибыли
высококвалифицированные специалисты и бригадиры-рабочие, но основную часть
более чем десятитысячного коллектива составили посланцы ленинградских
предприятий и строек. К апрелю 1941г. было выполнено проектное задание на сооружение
первой очереди метрополитена, заложено 34 ствола, и начались буровые работы по
эскалаторным тоннелям.
С началом Великой
Отечественной войны строительство остановили, а готовые выработки затопили. Из
коллектива метростроевцев был сформирован рабочий отряд, в состав которого
вошли 10 батальонов и механизированная рота. Бойцы подразделения,
возглавляемого Зубковым, возводили оборонительные сооружения на Лужском рубеже,
строили танковые переправы у Невской Дубровки, мосты через Неву, Назию, Черную,
порт и причалы на Ладожском озере, Дорогу Жизни. Их труд в годы войны был
отмечен высокими правительственными наградами.
Герой социалистического
труда И.Г. Зубков погиб в 1944 году при выполнении задания командования
Ленинградского фронта, но многие метростроевцы дошли до Берлина, восстанавливая
разрушенные транспортные сооружения, тоннели, мосты. В родном городе их тоже
ждала работа. Пролетарский, Октябрьский, Коксогазовый заводы, железнодорожные
вокзалы Гатчины, Волховстроя, Чудова, Пушкина, Луги и Малой Вишеры, более 500
жилых домов и сотни километров линий связи – таков краткий перечень
возрожденных объектов.
С 1946 года возобновилось
и строительство метро, теперь Управление строительства Ленинградского
метрополитена (Ленметрострой) возглавил Константин Александрович Кузнецов. Под
его руководством значительно повысилась технико-экономическая эффективность
работ, так как к решению производственных задач привлекались научные и
проектные организации, крупнейшие предприятия Ленинграда. В 1949 году на Механическом
заводе Ленметростроя был создан первый в стране опытный механизированный щит
для сооружения перегонных тоннелей диаметром 6 м. На его основе в цехах Кировского завода были изготовлены пять серийных щитов для тоннелей 5,5 м, которые позволили повысить скорость проходки и снизить трудоемкость работ. Срок их службы
закончился в 1973 году, когда на смену «ветеранам» пришли мощные комплексы
нового поколения КТ-1-5,6. На одном из них в начале 1981г. был установлен
рекорд скоростной проходки: 1250 м вчерне готового тоннеля за 30 рабочих дней.
Он не перекрыт до сих пор.
15 ноября 1955 года
горожане получили долгожданный подарок: началась регулярная эксплуатация
первого участка протяженностью 10,8 км (от Автово до Площади Восстания)
Кировско-Выборгской линии Ленинградского метрополитена.
Осенью 1956
года Исполком Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся одобрил
схему новых линий Ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина для их
проектирования и строительства в 1956-1965 годах. В недалеком будущем
закончится строительство участка <Площадь Восстания - Финляндский вокзал>
(с промежуточной станцией <Чернышевская>) протяжением 3,4 километра. Архитектурное оформление станции <Чернышевская> посвящается теме: <Роль и
значение русских революционных демократов>. Станция <Финляндский
вокзал> в своем архитектурном решении и скульптурном убранстве запечатлеет
приезд В. И. Ленина в Петроград в апреле 1917 года и его историческое
выступление на привокзальной площади. Будет сооружен первый участок второй
очереди - от района Технологического института до района завода
<Электросила> имени С. М. Кирова длиной 6,3 километра. Здесь намечено соорудить станции: <Обводный канал>, <Московские ворота>,
<Московский райсовет>, <Парк Победы>. Другая линия (протяженностью
в 2,8 километра) пройдет от станции <Финляндский вокзал> до станции
<Площадь Льва Толстого> с последующим продолжением в перспективе до
стадиона имени С. М. Кирова.
Со временем
начнется строительство Невско-Василеостровской линии (протяженностью 8,5 километра) со станциями: <Красная площадь> - <Площадь Восстания> - <Литейный
проспект> - <Невский проспект> (в районе Казанского собора) -
<Мариинская площадь> - >Театральная площадь> - <Большой
проспект>.
2. Величественная
архитектура Ленинградского метро
Величественная
архитектура Ленинградского метро отразила различные этапы героической борьбы
нашего народа за установление Советской власти, за торжество коммунизма.
Тема
социалистической революции воплощена в архитектуре станции <Площадь
Восстания>. Бронзовые медальоны запечатлели этапы подготовки и проведения
Октябрьского вооруженного восстания: выступление В. И. Ленина с броневика у
Финляндского вокзала, штурм Зимнего дворца, провозглашение Советской власти и
другие важнейшие события 1917 года. Пилоны-устои, поддерживающие своды зала,
облицованы уральским красным мрамором. Плиты красного полированного гранита
выстилают пол подземного дворца, созданного по проекту И. И. Фомина, Б. Н.
Журавлева и В. В. Ганкевич.
Примечательна
глубина залегания станции. Недаром строители называли ее наклонный туннель
<Невским проспектом, уходящим под землю>. Безостановочно, со скоростью от
0,5 до 1 метра в секунду движется лента эскалатора, пропуская в час до 10 тысяч
пассажиров. Несмотря на большую глубину, здесь, как и на всех остальных
станциях метро, воздух чист и свеж. Зимой подогретый, а летом охлажденный,
очищенный от пыли, он вентилируется 8-9 раз за один час.
Следующая
станция <Владимирская> своим оформлением раскрывает тему роста благосостояния
советских людей. Строго и просто решен этот замысел архитекторами Г. И.
Александровым, А. В. Жуком и А. И. Прибульским. Гладкие стены, облицованные
белым мрамором (из уральского месторождения Коелга), контрастируют с
декоративными элементами из позолоченного металла. Высокий эскалаторный зал
наземного павильона украшен мозаичным панно <Изобилие>, купол этого зала,
ярко освещенный скрытыми лампами, напоминает своими формами парящий в воздухе
парашют.
Станция
<Пушкинская>, расположенная у Витебского вокзала, сооружена по проекту Л.
М. Полякова и В. А. Петрова. Подземный зал облицован белым уральским мрамором,
из цельного камня сооружены пилястры, пол выложен плитами красноватого
украинского гранита, окаймленного мрамором. Двойной ряд высоких бронзовых
светильников с хрустальными чашами в глубине зала как бы замыкается изваянием
великого поэта А. С. Пушкина на фоне Царскосельского парка.
Развитию
русской и советской науки посвящено оформление станции <Технологический
институт> (архитекторы А. М. Соколов и А. К. Андреев). Здесь, в облицованном
белым уральским мрамором подземном зале, особенно много простора и света. Два
параллельных ряда мраморных арок переходят в центре в небольшое овальное
помещение. 24 бронзовых медальона с портретными барельефами великих деятелей
отечественной науки - М. В. Ломоносова, Н. М. Пржевальского, А. С. Попова, К.
А. Тимирязева, И. В. Павлова, И. В. Мичурина и других крупнейших ученых -
украшают мраморные опоры арок.
В будущем на
станции <Технологический институт> будут производиться пересадки на
другие станции метрополитена.
Оформление
станции "Балтийская" (архитекторы А. И. Кубасов, М. К. Бенуа и Ф. Ф.
Олейник) раскрывает тему мощи и славы нашей страны как великой морской державы.
Фасад вестибюля украшен барельефными портретами выдающихся русских флотоводцев
Ф. Ф. Ушакова, М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова и С. О.
Макарова. Ярким светом 1200 электроламп залит подземный зал станции. Свод его
поддерживают два ряда колонн, облицованных серо-голубым мрамором из Нижнешилинского
месторождения на Урале.
Станция
<Нарвская> расположена под площадью Стачек. В дореволюционное время здесь
кончалась городская черта и начиналась рабочая окраина - Нарвская застава.
Архитекторы А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор и С. Б. Сперанский нашли правильное
сочетание архитектуры павильона с общим обликом площади Стачек. Героическое
революционное прошлое и славные трудовые подвиги Нарвской заставы (ныне
Кировского района) определили собой облик станции, оформление которой посвящено
мирному труду советских людей - строителей коммунизма. Высокие арки входов в
вестибюль декорированы орнаментом из знамён, щитов, ветвей дуба и лавра (символ
силы и славы).
Главное
украшение эскалаторного зала - огромная композиция, скульптурное панно из 39
фигур, изображающих рабочих, колхозников, деятелей науки и техники, студентов,
пионеров... В центре панно - изваяние В. И. Ленина, произносящего с броневика
свою историческую речь с призывом к социалистической революции. Золотые буквы
на знамени возглашают: <Слава Труду!>.
Белым
уральским мрамором облицован подземный зал. Пилоны, поддерживающие своды,
украшены скульптурными группами. Оригинально задумано освещение - по потолку
как бы льются волны света, исходящие из лепных факелов на фризах, хрустальные
дуги в перспективе сливаются в сплошной сверкающий свод.
Архитектура
станции <Кировский завод> (автор проекта А. К. Андреев) отражает идею
индустриализации страны. Серебристым светло-серым кавказским мрамором отделаны
стены подземного дворца, и над колоннами, несущими свод, укреплены серебристые
горельефы с эмблемами тяжелой индустрии - незыблемой основы советской
экономики.
Последний
пункт первой очереди метрополитена - станция <Автово> (архитекторы Е. А.
Левинсон и А. А. Грушке). Она расположена там, где в дни Великой Отечественной
войны проходил передний край обороны Ленинграда. Высоко под куполом вестибюля
станций сияет надпись: <Слава в веках доблестным защитникам Ленинграда, в
битвах отстоявшим город-герой!>. В подземном зале особого внимания
заслуживают колонны, облицованные прессованным художественным стеклом,
изготовленным Константиновским заводом в Донбассе. Этот материал, впервые
примененный для отделки, не уступает по прочности мрамору. Золотистая полоска
из анодированного алюминия спиралью обвивает колонны, придерживая стеклянные
плитки с изображением пятиконечных звезд, знамён, лавровых венков.
Заключение
Высокой
правительственной оценки удостоен труд строителей Ленинградского метрополитена.
Высшей наградой Родины - орденом Ленина отмечен коллектив метростроевцев,
орденами и медалями награждены многие участники стройки.
С радостью
восприняли ленинградцы указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении
Ленинградскому метрополитену имени В. И. Ленина.
Как отметил
К. Е. Ворошилов при вручении Ленметрострою ордена Ленина, Ленинградский
метрополитен <представляет собой яркое воплощение смелых исканий и
вдохновенного комплексного труда рабочих, техников, инженеров, конструкторов,
архитекторов, ученых. Он символизирует единый и всё укрепляющийся фронт науки,
техники и труда в нашей стране>.
Ленинградский
метрополитен имени В. И. Ленина - еще одно яркое свидетельство повседневной
заботы Коммунистической партии и Советского правительства о Ленинграде и
ленинградцах, о непрерывном улучшении жизни советских людей.
Информационные
источники
1) http://metro.vpeterburge.ru/foto/arch/1957sight/
2)
"Достопримечательности Ленинграда", Изд. Лениздат, 1957. Автор очерка
- П.Я. Канн
3) http://www.metrostroy-spb.ru/About.htm
|