скачать рефераты

МЕНЮ


Творческие индустрии как способ формирования городского пространства

Все эти объяснение, безусловно, схватывают нечто важное, пишет Р.Флорида, но это важное было достаточным два десятилетия назад, подчеркивает исследователь. Сегодня жизнь настолько изменилась, что требуется не только новый подход, но и признание того, что главным двигателем развития и базовым общественным капиталом становится креативность, а это значит, что экономический рост региона обеспечивается креативными людьми, которые предпочитают места, отличающиеся разнообразием, толерантностью и открытостью новым идеям. Р. Флорида формулирует закон преимущественного развития территорий, который он называет законом 3-х «Т»: технология, талант и толерантность. К этим трем «Т» следовало бы еще добавить и разнообразие: чем больше разнообразие среди креативного населения, тем больше вероятность новых комбинаций. Члены креативного класса, подчеркивает исследователь, не просто концентрируются там, где требуется рабочая сила. Они живут там, где им нравится, и предпочитают центры творческой активности, которые отличаются высоким «Гей-индексом», «Индексом богемы».

Несомненной значимостью для определения характера места обладают и признаки креативности, выделенные искусствоведом и архитектором, профессором Дж. Хокинсом: универсальность, свобода, рынки и связи, интеллектуальная собственность. Универсальность предполагает, что воображение, данное от природы каждому человеку, позволяет ему реализовать свой творческий потенциал. Свобода необходима для независимого самовыражения и реализации себя в творческом проекте. Рынки и связи необходимы для нахождения путей «сбыта» творческой продукции, установление коммерческих взаимодействий с потребителями услуг. Защита интеллектуальной собственности гарантирует капитализацию творчества.[21]

Итак, сегодня только та городская среда, которая формируется как пространство свободной реализации творческих самодеятельных субъектов, то есть создаётся как особый, уникальный жизненный мир, имеет перспективу и как организованная и управляемая система. Необходимость создания такой среды вызвала к жизни процесс реурбанизации.

Реурбанизация или «новая урбанизация» - продукт внедрения новой идеологии в практику развития городов, создающий новую архитектурную среду, с целью привлечения новых капиталлов и креативных специалистов.

Реурбанизация сегодня проходит по следующим направлениям:

1. Фабрикация исторического наследия – так, в столицах постсоветских государств создаются новые путеводители по старым городам, фабрикующие достопримечательности, придающие значимость местам через связь их со «светлым» прошлым[22].

2. «Эстетический популизм» - течение, пропагандирующее стирание грани между высокой и массовой культурой при визуальном моделировании городского пространства[23].

3. Создание нового оригинального архитектурного пространства на базе новейших дизайнерских решений, новых технологий и материалов, применяемых в строительстве.

Что изменит и уже меняет «новая урбанизация»? В отделке жилых сооружений появляются нестандартные фасады, большие зеркальные поверхности, множественное преломление цветов, сама функциональность становится предметом игры[24]

Завершая первую главу, мы можем сделать следующие выводы:

Главной производительной силой современного общества является креативность, которая, в отличие от творчества, требует не столько применения специальных психолого-педагогических технологий развития способностей, сколько разработки социально-культурных технологий создания среды, стимулирующей свободу мышления и самовыражения. Такой средой является современный город.

Ядром экономического, политического и социального развития регионов сегодня являются сверхкреативные (инженеры, ученые, поэты, художники, архитекторы, музыканты) и новые креативные специалисты (в области высоких технологий, менеджмента, финансов, права).

Конкуренция за креативных специалистов сталкивает не города и сельскую местность, а крупные и средние города, и требует от «соперников» постоянного наращивания уровня комфортности, скорости коммуникаций, возможностей карьерного роста. Сегодня люди выбирают для жизни города в ожидании больших возможностей относительно своей карьеры и высокого уровня цивилизованности, лучшей системы здравоохранения и т.д. Потому немаловажную роль в вопросе перспектив развития того или иного города играет креативный подход к стратегии его развития, предполагающий увеличение степени свобод и разнообразия, высвобождения площадок для развертывания креативных предприятий и творческих индустрий.



Глава II. Исследование особенностей современных творческих индустрий в России и мире

 

2.1 Творческие индустрии – мировой и российский опыт


Определение творческих индустрий, на которое опирается сегодня большинство исследователей и специалистов по городскому развитию, было сформулировано Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году: «Творческие индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». К творческим индустриям относят музыку, изобразительные искусства, кино, исполнительские искусства, галерейный бизнес, моду, ремесла, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, Интернет и компьютерные технологии, культурный туризм. Творческие индустрии соединяют бизнес-навыки и культурные практики, основой которых является творческая, интеллектуальная составляющая[25].

Принципиального различия между определениями «культурные индустрии» (cultural industries) и творческие, креативные индустрии (creative industries) нет. Они часто употребляются как синонимичные, но в некоторых исследованиях культурные индустрии выделяются в отдельный сектор творческих индустрий. Последнее понятие является более широким и универсальным. В России креативные индустрии часто переводят как «творческие индустрии», стараясь, таким образом, «укоренить» это понятие в русском языке.[26]

Для того чтобы более наглядно показать развитие творческих индустрий в мире, автор диплома обращается к работе Елены Зеленцовой «Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований».

Так, с начала 2000-х годов многие страны мира начали работать в направлении развития творческих индустрий как на региональном, так и на государственном уровне. При этом в большинстве случаев, определения, которые принимались местными властями, базировались на определении британского департамента. С другой стороны, в зависимости от специфики города или территории в понятие «креативные индустрии» включались разные виды деятельности. Ряд определений гораздо шире британской модели.

Определение, принятое в Гонконге, включает азартные игры, образование, спорт, туризм и консалтинговые услуги[27]. Определение, принятое в Финляндии, включает парки аттракционов и рекреационную деятельность. В каждом конкретном случае определение креативных индустрий «заточено» под конкретные интересы местных политиков и бизнесменов.

Особо Зеленцова выделяет то, что на основе британских технологий разрабатывались методики картирования в других странах. «Картирование территорий – это составление карты культурных и творческих ресурсов территории для оценки потенциала творческого сектора, определения его возможностей и потребностей. На его основе формируются стратегия развития творческих индустрий и культурная политика на данной территории».[28] Картирование может осуществляться как для творческих индустрий в целом, так и для отдельных секторов (например, только музыка и музыкальное продюсирование и т. д.).

Целый ряд исследовательских групп и институций Великобритании, Германии и других стран работали над созданием собственных методик картирования. Если анализировать эти подходы в целом, то наиболее показательной является методика, разработанная британским агентством «EUCLID». Попробуем описать и проанализировать ее в общих чертах.

Производственная цепочка включает четыре стадии:

Зарождение идей – создание культурных замыслов и проектов;

Производство – создание пригодных для коммерческой реализации продуктов;

Распространение – циркуляция продуктов путем трансляций, записей, кинопоказов и т. д.;

Потребление – получение определенного опыта конечным пользователем.

На стадии зарождения идей рассматриваются:

материальные (осязаемые) культурные предметы или продукты – чертежи, проекты, песни, рассказы, картины, игры, танцы, сценарии, одежда, украшения и другие рукотворные объекты;

нематериальные (неосязаемые) культурные идеи и концепции – стиль, мода, репутация, брэнд, характер, узор, цветовая гамма, сценарии и т. д.

На стадии производства происходит трансформация «сырого» культурного материала в рыночные продукты:

допускающие массовое воспроизводство – фильмы, телепередачи, книги, записи, компакт-диски и т. д.;

создаваемые однократно – картины, театральные представления, дизайнерская одежда и другие предметы, веб-сайты и т. д.

Одним из ключевых последствий роста исследований по картированию было появление культурных индустрий в центре политических стратегий. В 1970-е годы культурные индустрии были инкорпорированы в культурную политику на национальном уровне или же крупными международными организациями, такими как ЮНЕСКО, нацеленными на защиту национальных культур.[29]

Так же Зеленцова выделяет, что к концу 1990-х годов культурные индустрии стали весомым компонентом культурной политики на государственном уровне, приоритетом государственной социально-экономической политики. Впервые это случилось в 1997 году, когда Британский Департамент культуры, медиа и спорта принял соответствующий документ. Именно британский опыт развития креативных индустрий на сегодня является самым передовым.

«В том же 1998 году Департамент культуры, медиа и спорта опубликовал документ по картированию, который позволил легитимизировать культурные индустрии в качестве приоритета культурной политики. Основанный на достаточно оптимистической статистике занятости и оборотов, документ включал анализ 13-ти субсекторов со ссылками на статистические ресурсы. Документ давал возможность местным властям, агентствам по развитию, художественным организациям и консультантам по всей Великобритании поместить стратегии развития креативных индустрий в центр местной и региональной культурной и экономической политики. По каждому из секторов была приведена основная информация: размер рынка, его финансовая емкость, структура, потенциал роста, влияние на развитие экономики в целом и социальной сферы, количество производимой продукции, количество занятых людей. Кроме того, по каждому из направлений были выделены основные проблемы, например, недостаточное привлечение в область рекламы молодых дизайнеров или необходимость продвигать важность качественного дизайна архитектурных сооружений».[30]

Подытоживая вышесказанное, можно говорить о том, что ранее игнорировавшиеся как явление, связанное только с искусством, культурные индустрии стали ядром современного имиджа Великобритании. Рост и включение во все области жизни креативности и инновационности должны были отличать Британию в XXI веке. Документ по картированию стал важным примером для правительств и городов Европы, в особенности в странах-членах ЕС. Но этот процесс коснулся не только Европы и США. Страны Латинской Америке и Юго-Восточной Азии XXI века увидели здесь новые идеи для динамично развивающихся союзов культуры, экономики и новой волны модернизации.

Так же автор работы обращается к исследованию, изложенному в статье Зеленцовой «Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований» В аналитическом документе о вкладе творческих индустрий в экономику Сингапура[31] рассматриваются место и роль творческих кластеров. Особенно любопытной является попытка авторов определить материальный и нематериальный вклад творческих индустрий в экономику страны.

Экономический вклад творческих индустрий, согласно концепции автора исследования, может быть проанализирован по четырем аспектам:

Прямой экономический эффект – определяется прямым вкладом в ВВП страны;

Экономический эффект второго уровня – определяется не прямым, но измеримым эффектом в экономику, например, ростом расходов в области культуры и творческих индустрий;

Экономический эффект третьего уровня – определяется прямым, но не столь очевидно измеримым вкладом в национальную экономику, включает участие искусства и культуры в индустриальном развитии, внедрении инноваций и экономической дифференциации;

Экономический эффект четвертого уровня – так называемый «неизмеримый» эффект. Это изменение качества жизни, формирование культурной идентичности, развитие плюрализма и толерантной атмосферы в обществе.

Авторы исследования анализируют первые три аспекта, базирующиеся на измеримых экономических показателях. Четвертый показатель – это поле деятельности культурологов и консультантов в области культуры.

В Латинской Америке и в Юго-Восточной Азии в креативных индустриях увидели новые идеи для динамично развивающихся союзов культуры, экономики и новой волны модернизации[32]. Сотрудники Технологического университета Квинсленда (The Queensland University of Technology, или QUT) в Австралии как никто много сделали для того, чтобы придать «креативным индустриям» легитимность и теоретическое обоснование. Неслучайно университет стал сегодня одним из ведущих научных центров по изучению креативных индустрий.

Так же можно отметить, что для группы ученых Университета Квинсленда стало очевидно, что ряд факторов изменил реальность настолько, что культурная политика не может больше даже думать о том, чтобы быть подконтрольной государству. К этим факторам относятся дерегулирование подконтрольных правительству медиа, платформ потребления и каналов распространения (через мобильные телефоны, интернет, спутниковые сервисы и т. д.). Это также расширение креативного контента в таких областях как образование, здоровье и информационные сервисы, обеспечение разного рода «опытов и впечатлений».

Ведущая конференция по креативным индустриям проходит в Великобритании и называется «Творческие кластеры» («Creative Clusters»). В материалах последней, пятой, конференции[33] можно найти информацию о развитии креативных индустрий не только по всей Европе и в США, но и в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии. Даже некоторые страны Африки представили некоторые штудии в этой области. На постсоветском пространстве отмечается успех креативных индустрий в Латвии. В Азии особенно заметны успехи Китая и Шанхая. В Китае существует поддержка креативных индустрий как на государственном, так и муниципальном уровне. В Шанхае создан Центр креативных индустрий, проводятся, ежегодные ярмарки креативных индустрий. В Шанхайском университете работает сегодня и автор концепции «креативной экономики» Джон Хокинс, основавший там Центр креативной экономики Джона Хокинса[34].

Говоря о развитии творческих индустрий в нашей стране, Зеленцова подчёркивает, что первыми в продвижении креативных индустрий в России стали два центра: Центр развития творческих индустрий в Санкт-Петербурге, созданный в 2001 году, и Институт культурной политики в Москве, где с 2003 года в рамках соглашения с Министерством культуры Российской Федерации и Советом Европы развивался проект, направленный на внедрение технологий креативных индустрий в регионах. Обе организации работают в тесном сотрудничестве с международными организациями, в контакте с европейскими экспертами, в первую очередь, британскими агентствами «EUCLID» и «Comedia».

В рамках программы московского Института культурной политики и его партнеров, развитие творческих индустрий осуществлялось в «пилотных» регионах (Архангельск, Петрозаводск, Тольятти, Сургут и т. д.). Такой акцент был обусловлен тем, что мировая политика поддержки творческих индустрий обычно реализуется на региональном или местном уровне. В то же время, на российском опыте стало очевидно, что без федеральной поддержки креативные индустрии, как инновационный сектор в культуре и экономике, могут надолго остаться маргинальными[35].

С 2003 года было проведено более двух десятков семинаров и круглых столов, поддержан ряд проектов. Несколько семинаров, проведенных британскими экспертами из агентства EUCLID, были посвящены технологиям картирования. На основе этих методик в Архангельске и Петрозаводске были проведены исследования по оценке потенциала предприятий креативных индустрий города[36]. Также в рамках программы «Творческие индустрии» в 2003-2008 годах была проведена работа по исследованию российской модели «творческого кластера». Небольшие специализированные независимые производители часто располагаются вблизи друг от друга и образуют «кластеры». В зарубежной практике такие объединения-«кластеры» часто обосновываются на территории заброшенных фабрик или заводов, обновляя и давая новую жизнь «отработанным» индустриальным пространствам. Такое объединение предприятий творческих индустрий способствует экономическому росту, улучшает имидж территории, помогает решать проблемы трудоустройства. Сегодня в Москве действует, по крайней мере, пять творческих кластеров[37]. В 2006 году Институтом культурной политики совместно с Международным университетом в Москве было проведено исследование, посвященное столичным креативным кластерам.[38]

Но следует отметить, что взгляды на творческие индустрии в мире не только положительны. Так, например, немецкий социолог Вальтер Беньямин в известном эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936) проанализировал трансформацию произведений искусства как физических и эстетических объектов в контексте развития техники и технологии. В эпоху технической вопроизводимости произведения искусства лишаются своей ауры, своей уникальности - утверждал он.

Представители Франкфуртской школы социологии Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер в главе «Культурная индустрия: Просвещение как обман масс», вошедшей в их книгу «Диалектика Просвещения» (1947) резко критиковали процесс массовизации культурной продукции и услуг в послевоенной Америке и Европе. Даже такой, казалось бы, положительный момент как доступность и демократизация доступа к культуре, они оценивали негативно, утверждая, что удешевленная промышленная «распродажа всего и вся» только подорвала к ней всякое уважение. «Тот, кто в девятнадцатом и в начале двадцатого столетия платил деньги за то, чтобы увидеть драму или услышать концерт, относился к представлению, по меньшей мере, с таким же уважением, как и к заплаченным деньгам», Теперь же к «недоверию по отношению к традиционной культуре как идеологии примешивается недоверие к культуре индустриализованной как надувательству».

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.