скачать рефераты

МЕНЮ


Творческие индустрии как способ формирования городского пространства

Подводя итоги можно сказать о том, что какие бы взгляды на творческие индустрии не были в мире, они развиваются семимильными шагами в ряду государственной политики, имеют свою исследовательскую базу, своих последователей и свои многообещающие результаты.

По данным Европейского Союза, в 2003 году культурный и творческий сектор в европейском масштабе имел оборот более чем 654 миллиардов, что составило 2.6% ВНП ЕС, при этом доля текстильной промышленности в ВНП составляет 0.5%, а пищевая промышленность, производство напитков и табака - 1.9%. При этом общий рост сектора в 1999-2003 годах превысил 19.7%, что было на 12.3% выше, чем рост общей экономики. На 2004 год в секторе занято 5.8 миллионов людей, что составляет 3.1% общей занятости (см. Dr. T. Fleming. A Creative Economy Green Paper for the Nordic Region. November 2007). При этом Европейский Союз определяет взаимозависимость между ростом творческими индустриями и ростом культурного туризма (см. Dr. T. Fleming. A Creative Economy Green Paper for the Nordic Region. November 2007). [39]

 


2.2 Креативный город: «старые-новые» культурные площадки


Творческие индустрии сегодня призваны размыть границу между культурой и бизнесом. В соответствии с концепцией «креативный город» Ч. Лэндри в результате деятельности творческих кластеров происходит возрождение заброшенных территорий.

Кластеры представляют собой содружества независимых компаний, связанные общностью территории и отношениями взаимного сотрудничества и конкуренции. Для креативных людей немаловажна приятная, стимулирующая среда. Поэтому они часто селятся вблизи друг от друга, образуя кластеры. Функционирование культурных и творческих кластеров не только оживляет производственные площади, но и обеспечивает «низкий порог вхождения» в креативную среду начинающим творцам.

Кластеры варьируются в своих масштабах. Это могут быть крупнейшие районы, такие как Голливуд, индийский кинематографический центр Болливуд, Стэнфордский исследовательский и промышленный парк вблизи города Пало Альто в Калифорнии (Силиконовая долина).

Рассмотрим один из таких кластеров, раположенных в лондонском Ист-Энде. Это содружество независимых творческих компаний, нашедшее приют

в здании бывшей пивоварни. Пивоварня Трумана (Truman Brewery) сохранила имя пивовара ХVII века и расположилась на месте его цехов через три столетия возникнет центр культуры и искусства. Новое здание Truman Brewery было возведено на Брик Лейн в 1888 году и стало крупнейшей пивоварней Лондона. Ист-Энд того времени был «обслуживающей зоной» для богатого центра города и лондонского Сити. Здесь располагались склады, небольшие заводики, рынки, цеха по изготовлению самого разного рода продукции. В 1988 году, спустя сто лет после открытия, оно перестало быть пивоварней, но по-прежнему его судьба связана с развитием города. Сегодня «старая пивоварня Трумана» (The Old Truman Brewery) привлекает людей со всего мира. На одиннадцати акрах земли есть все: бары, рестораны, магазины, мастерские, пространства для выставок и конференций, офисы и два рынка, которые открыты дважды в неделю и на которых можно купить дизайнерскую одежду.[40]

Известны примеры небольших кластеров, таких как «The Mushroom work» в Ньюкасле, на северо-восточном побережье Великобритании. Долгое время Ньюкасл был в основном индустриальным центром (судостроение, судоремонтная, электротехническая промышленность, производство горно-шахтного оборудования и т.д.). Сегодня город получает все большую известность как университетский город и центр культуры и искусства. Исторический центр города соседствует с промышленной зоной, в которой раньше располагались заводы и складские помещения. Сегодня эти кварталы стали центром креативных индустрий. В них расположены художественные галереи и мастерские художников, кинотеатры и кинопродюсерские компании, книжные магазины и издательства, культурные центры и офисы самых разных творческих предприятий. Творческие индустрии с каждым годом отвоевывают все большие пространства, осваивая ранее неуютные и заброшенные здания в промышленной зоне. Сегодня эта часть города конкурирует с историческим центром по притоку посетителей, как из числа местных жителей, так и из числа туристов. Одним из таких «завоевателей» старых промышленных зон стал британский художник и предприниматель Н. Джеймс, который создал небольшой творческий кластер «The Mushroom work».[41]Данный кластер вмещает двенадцать студий, кухню и небольшое помещение для выставок и презентаций.

Творческие кластеры – крупные или компактные, расположенные в мегаполисах или осваивающие промышленные районы в прошлом индустриальных городов - объединены нацеленностью на изменения в экономике, социуме и раскрытие творческих способностей отдельных людей. Эти задачи не лежат только в плоскости культуры или исключительно в области социальной политики. Креативные индустрии как синтетическое явление, тесно связало свободный творческий поиск художников, экономические рецепты успешного бизнеса и решение социальных задач.

Проект «Креативный город» Ч. Лендри, представляет фундаментальные изменения, происходящие на всех уровнях городской жизни. В совокупности они представляют собой смену парадигм - переход от типичного города тридцатилетней давности к городу, каким мы видим его сегодня. Образ современного города отражает, прежде всего, европейский урбанизм. Городской центр служит нейтральным местом встречи для всех частей города, так что публично используемое пространство увеличивает богатство городов за счёт усиления взаимодействия, связей, торговли и интенсивности жизни. Городская жизнь сама по себе обладает способностью самоорганизации, превосходящей возможности отдельного индивида, а смешение и разнообразие культур формируют потенциал городского развития.

В частности, в рамках креативных индустрий было предложено переосмыслить пространство художественного музея, которое можно

проследить на примере лондонского музея Тейт-Модерн. Здание Тейт является самой эффектной из лондонских музейных новостроек Британии. Здание было спроектировано швейцарскими архитекторами Жаком Херцогом и Пьером де Мероном. Долгое время галерея Тейт с ее коллекциями британского и современного искусства располагалась в викторианском здании в Вестминстере, приобретала мало и не имела особой охоты к нововведениям. Новое здание для Тейт-Модерн появилось в Лондоне в 2000 году, то есть почти на семьдесят лет позже музея современного искусства в Нью-Йорке (1929 г.), и на четверть века позже центра Помпиду в Париже (1976 г.). Преображение электростанции, расположенной на южном берегу Темзы, с тем чтобы расширить и оживить старый национальный музей, которое поначалу говорило о желании сэкономить на современности, на деле обнаружило симптом, еще не привычный в то время для Британии: живой интерес ко всем формам изобразительного искусства[42].

Используя информацию книги Ч. Лендри «Креативный город» автор работы объединил ее в нижеследующие кейс-стадии, позволяющие проанализировать ряд инициатив творческих кластеров, воплотившихся в успешные европейские и российские арт-проекты. Техника кейс-стади (case – ситуация, study - изучение) представляет собой исследование конкретных ситуаций, отражающее не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирующее определенный комплекс знаний, методов, который важно усвоить при разрешении данной проблемы.

 

2.2.1 Эмшер Парк – «мастерская будущего в старых промышленных зонах»

Ситуация: Германия, бассейн Рура, промышленная зона Эмшер. Создан проект преобразования данной территории в индустриальный парк.

Проблема: Поиск радикально новых функций для бывших шахт, сталелитейных заводов или фабрик вместо их разрушения.

Решение: Деятели культуры выделили три основных направления стратегического развития территории.

1. «Не уничтожать следы прошлого». Модернизация традиционного уклада жизни, придерживаясь при этом консервативной темы охраны данной местности.

2. «Сочетание старого и нового». Создание нескольких центров инновационных технологий, размещенных в старых промышленных постройках. Центры продвигают проекты, работающие на одну общую идею. В закрытом газохранилище было устроено две выставки, посвященные истории газодобывающей индустрии и технологиям будущего. Размещение выставок по вертикали позволяло посетителям с помощью скоростного лифта попадать с одной на другую.

2.1. Организация на территории заброшенного сталелитейного завода светового шоу. Была установлена сложная динамическая система освещения завода. Ночью экскурсовод водил посетителей по заводским лабиринтам, создающим фантастические световые картины. Плоская территория помещения с помощью заводских конструкций была оборудована массой приспособлений, создающих «препятствия» для желающих покорить «горы» из металлоконструкций.

2.2. В одном из бывших газгольдеров Газгольдер (от англ. gas-holder) – крупный резервуар для хранения природного, биогаза, или сжиженного нефтяного газа – был устроен бассейн с помещенными и затопленными в нем грузовыми и легковыми автомобилями. Он используется для тренировки аквалангистов, специализирующихся на спасении людей из затонувших автомобилей.

3. «Превращение слабых сторон в сильные». Работа, нацеленная на возрождение экологически неблагополучной территории. Развитие Эмшер Парка, как крупнейшего в своем роде центра по решению проблем загрязнения природы.

Оценка результатов:

1. Благодаря государственной поддержке появилось множество новых компаний, которые взяли на вооружение новейшие методы в области проверки качества или природоохранных технологий.

2. Привлечение к ответственности крупных загрязняющих производств.

3. Экологическое обновление речной системы Эмшера — полная перестройка и «возврат в природу» 350 км водных протоков, загрязнявшихся на протяжении 30 лет. К концу 1990-х более 50 000 человек в районе Эмшера были приняты на работу в сфере восстановительных и предупреждающих технологий

4. Развитие Парка — создание цепи из 22 научных и технологических центров на месте старых промышленных объектов. Создание пейзажного парка Эмшер и 7-ми зеленых коридоров, отделяющих друг от друга крупные городские центры.

5. Новый музей, созданный в газохранилище стал настолько популярным, что вокруг него развилась инфраструктура, обслуживающая гостей музея.

 

2.2.2 Хаддерсфилд — «сильное сердце, творческий ум»

Ситуация: Хаддерсфилд – это промышленный город с населением 130 000 человек, расположенный на севере Англии, неподалеку от Лидса и Манчестера, приблизительно в трехстах километрах от Лондона. В XIX - начале XX века он быстро рос благодаря развитию фабричного производства текстиля, машиностроения и химической промышленности. В 1980-е Хаддерсфилд, как и многие другие британские города, вступил в полосу экономического кризиса, который привел к массовой безработице и реструктурированию промышленности. С начала 1970-х текстильное производство и машиностроение снизились более чем на 75%, но упадок в первое время был компенсирован ростом объемов производства химикатов, продуктов питания и напитков. В сфере высоких технологий роста не наблюдалось.

Проблемы:

1.В Хаддерсфилде, городе, промышленность которого была развита больше, чем в среднем по стране, рабочая сила оставалась менее квалифицированной: зарплаты были ниже, а безработица выше.

2. Поездки жителей на заработки в соседние города приводили к оттоку квалифицированных и талантливых кадров, а этнические меньшинства, преимущественно азиатские, стали рассадником нищеты.

Решение: 1. В 1997 году Хаддерсфилд вошел в число победителей конкурса, объявленного Европейским Союзом с целью выявления новаторских городских начинаний. Из более чем 500 заявок, представленных европейскими городами, было выбрано всего 26 так называемых «городских пилотных проектов», предложивших экспериментальные формы городской политики и развития с последующим внедрением новых моделей по всей Европе.

2. Проект Хаддерсфилда, программа «Креативный город», родился в результате дискуссий о способах выхода творческих идей за границы художественной сферы. Город получил грант в 3 миллиона экю (около 3 миллионов долларов США) и приблизительно такую же сумму из других источников. Эти средства позволили профинансировать программу, состоявшую из 16 отдельных экспериментальных проектов и рассчитанную на трехлетний период, до конца 2000 года.

3. Программа «Креативный город» была первым стратегическим начинанием такого рода, осуществленным в масштабах целого города. В конкурсной заявке утверждалось, что творческий потенциал - эта скрытая форма интеллектуального капитала - присутствует во всех сферах деятельности: в бизнесе, образовании, общественном администрировании, службах социального обеспечения. Серия пилотных проектов была направлена на создание особого инновационного пространства, стимулирующего творческое мышление городского сообщества. Целый ряд проектов был разработан для реализации «круговорота городского творчества». Некоторые из них были направлены на повышение способности города рождать новые идеи, например, «Творческий форум» и «Вызов тысячелетия», в рамках которого в период до 2000 года предполагалось осуществить в городе 2000 новаторских социальных и экономических проектов. Другие, например, образовательная компания «Развитие творческого бизнеса» или «Размещение творческих инвестиций», должны были помочь развитию бизнеса в малых и средних предприятиях. Проект «Созидай!» стал центром сети, созданной для продвижения и объединения творчески мыслящих жителей города. Проект «Hothouse Unit» позволил бизнесменам-новаторам работать бок о бок в творческой обстановке.

Были приведены в движение все механизмы распространения информации, включая дискуссионные клубы, веб-сайт, базу данных творческих проектов, «Brass» — журнал о творческих проектах из северной Европы. Программу «Креативный Город» возглавила команда, состоявшая из двух лидеров и ряда директоров отдельных проектов.

4. Программа «Креативный Город» была призвана в корне изменить представление Хаддерсфилда о себе самом. Объявление о тендере на сайте программы провозглашало: «Креативный Город» представляет объединение уверенных в себе людей из Хаддерсфилда, готовых бросить вызов консерватизму и ступить на путь перемен. Все, что касается этой программы, особенно ее фирменный стиль, должно выражать эту идею. Креативный город должен утверждать свою креативность всеми средствами коммуникации — в общении лицом к лицу, через печатные материалы, а теперь и через веб-сайт.

Стратегия изменения образа города стартовала под лозунгом «Хаддерсфилд — сильное сердце, творческий ум» при полной поддержке еще недавно критически настроенных средств массовой информации. Она создавала на региональном, национальном и международном уровнях более позитивное восприятие Хаддерсфилда, определяя его как город творческой и новаторской культуры, город с репутацией, основанной на качественной продукции, прогрессивном бизнесе и институтах, активных гражданах и корпоративных структурах, богатстве мультикультурного разнообразия и предпринимательском духе общества.

5. В феврале 1999 года министр национального правительства по региональному и местному развитию Ричард Кэборн, выступая перед только что созданными британскими Агентствами регионального развития, приводил Хаддерсфилд в качестве первого примера. Утверждая, что творчество является величайшим ресурсом, находящимся в распоряжении новых регионов, он обеспечил программе «Креативный Город» поддержку на национальном уровне. Совет Кирклиса, в чьем ведении находится Хаддерсфилд, включил основные идеи «Творческого города» в свою программу возрождения городов под названием «Платформа для перемен», в надежде внедрить эти идеи в городскую среду, и глубже, в сердца самих жителей. Торговая палата, Совет по образованию и предпринимательству, Университетская школа бизнеса также стремились ассоциировать себя с программой «Креативный Город». Так этот концепт был усвоен основными игроками на политическом поле.

Оценка результатов:

1. Зримые результаты стали появляться лишь в конце 1990-х, к этому времени несколько тысяч человек уже были вовлечены в мероприятия и обучающие программы, было открыто более 50 новых предприятий, в основном в сфере современных технологий и медиа, в город были привлечены новые таланты. Если говорить о специалистах в области городской регенерации, Хаддерсфилд притягивает иностранных гостей особого уровня, в основном из крупных европейских городов.

2. Хаддерсфилд пережил вторую промышленную революцию, чье воздействие на город в целом стало не менее радикальным, чем это было при первой. Рано или поздно она трансформирует все аспекты экономической деятельности, порождая новые продукты и виды услуг. Движущей силой нынешнего этапа служит, прежде всего, применение микроэлектронных технологий практически в каждой сфере экономики, производящее революцию в производстве, распространении и сфере услуг.

 

2.2.3 ВИНЗАВОД – «новый Центр современного искусства» в Москве

Ситуация: Вывод промышленных предприятий за пределы МКАД.

Проблема: Освоение освобожденных промышленных сооружений, приспособление их к потребностям горожан.

Решение: Создание в старинной промышленной зоне Москвы частной арт-территории, способной сконцентрировать лучшие художественные ресурсы города (галереи, мастерские, выставочные залы, арт-агентства) и объединить на одной площадке людей-представителей современного искусства.

Оценка результатов: Сегодня ВИНЗАВОД - новый Центр современного искусства. В помещениях старинного пивоваренного завода «Московская Бавария» (впоследствии - винного комбината) располагаются: три крупных выставочных зала, авторитетные московские галереи: XL, Айдан, галерея М&Ю Гельман, Риджина, Проун, Ателье №2, фотогалереи Победа, Photographer.ru и FotoLoft, дизайн-студии, мастерские художников, залы RIGroup (филиал Московского Дома фотографии), концептуальный магазин Cara&Co, школа стилистов Персона. В скором времени откроются арт-бары и кафе, дизайнерские, книжные и музыкальные магазины. Проектом предусмотрена также открытая площадка, предназначенная для проведения разнообразных культурных мероприятий: концертов, фестивалей и презентаций (См. приложение 3).

Сформированный по принципу «арт-кластера», центр современного искусства ВИНЗАВОД концентрирует лучшие творческие ресурсы города и создает принципиально новую, привлекательную для широкой публики художественную среду. Во многих мегаполисах мира подобные центры являются неотъемлемой частью современной культурной жизни. Инфраструктура ВИНЗАВОДа такова, что гости могут совмещать посещение художественных выставок, акций, лекций и мастер-классов, просмотр авторского кино с шоппингом и отдыхом в клубах и арт-ресторанах. За исключением специальных событий, вход на территорию центра свободный для всех желающих. На территории ВИНЗАВОДа регулярно проводятся фестивали и образовательные программы в сферах современного искусства, кинематографа, архитектуры и дизайна, а также благотворительные мероприятия. Тесное взаимодействие участников проекта помогает наладить особую междисциплинарную связь между различными сообществами, поколениями и стилями. Выставочные залы и пространства ВИНЗАВОДа, обладающие уникальной атмосферой – оптимальное место для проведения не только выставок, но и самых разнообразных культурных и корпоративных мероприятий и акций - от рейвов# Рейв (англ. rave) - массовая дискотека с выступлением диджеев и артистов, где каждый может почувствовать мощную энергетику музыки до профессиональных конференций.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.