скачать рефераты

МЕНЮ


Творческие индустрии как способ формирования городского пространства

 

2.2.4 Екатеринбургский Арт-Завод – территория культурного производства

Ситуация: Стратегический план Екатеринбурга предполагает, что в долгосрочной перспективе будут сокращены серые пятна огромных промышленных зон. Производственные заводские площади будут постепенно перемещаться на периферию, а центр города получит новые возможности для развития передовых секторов экономики новых поколений. К 2025 году планируется сократить территории производственного назначения на 1200 га, что составляет 15 процентов от общей площади подобных территорий. Одновременно будет полностью запрещено размещение экологически вредных производств в городе, а вывод имеющихся за пределы города поспособствует оздоровлению экологической ситуации.[43]

Проблема: Выбор пути освоения «пустых» производственных площадей.

Решение:

1.Разработка программы взаимодействия современного искусства и промышленности: художественного переосмысления темы заводов и промышленной реальности в городской среде.

Цели программы:

- новое позиционирование Екатеринбурга не как места металлургического и технического производства, но как индустрии смыслов и ценностей;

- преодоление культурных барьеров и масштабная интеграция современного искусства и промышленности и массовой аудитории в городской среде;

- поддержка альтернативного самовыражения и инновационных культурных практик в публичных пространствах;

- художественное освоение новых тем и пространств; - формирование позитивного имиджа города;

- привлечение российского и мирового арт-рынка, а также партнерских проектов российского и международного уровня;

- создание прецедента творческих индустрий и создания арт-кластеров на территории города.

Оценка результатов: В 2008-2009 годах в заводских пространствах Екатеринбурга и Уральского региона были проведены художественные фестивали, создан ряд land-art[44] и public-art[45] объектов. Таким образом, была создана беспрецедентная на территории Уральского региона программу взаимодействия современного искусства и промышленного производства Екатеринбурга через проекты современного искусства.

Подытоживая все, представленное выше, скажем, что в индустриальную эпоху горожане стремились отделить непривлекательные производственные индустрии от жилья, мест отдыха и развлечения. Но сейчас, наблюдая за развитием креативных городских стратегий, можно констатировать, что перед нами новое урбанистическое пространство, открытое, с развитыми процессами социального обмена.

Парадоксально то, что благоприятные условия для творческих организаций и проектов создаются как раз в бывших промышленных зданиях, удаленных от городских центров. В центральных частях городов размещаются финансовые предприятия и высокорентабельные бизнес-структуры, розничная торговля, городские политические и культурные институты. Зоны застройки промышленными зданиями в крупных европейских и российских городах часто становились удобной площадкой для не очень богатых представителей творческих и интеллектуальных индустрии, дизайнеров, художников, музыкантов, создающих самобытную и насыщенную энергией атмосферу, развивающую и омолаживающую город.

Недорогие районы индустриальных застроек, привлекательные для демократичной молодежи - это заброшенные склады, небольшие промышленные здания и старые жилые дома. Более низкие цены позволяют молодым и творческим людям развивать свои проекты на необычных площадках, которые в центре города доступны немногим. Когда эти молодые творцы «вырастают» и становятся экономически независимыми, они:

-        переезжают в центр;

-        облагораживают окрестности.

Таким образом, внутренние производственные зоны - это важные экспериментальные площадки и своеобразные «питомники» для творчества. Как только эти зоны облагораживаются, пионеры-креаторы перемещаются на другие заброшенные территории с приятной ценовой политикой, и здесь начинается новый этап развития/новый проект, а с ними и новый виток популярности. Сегодня экономическая независимость культурных учреждений обуславливается уровнем их новизны и оригинальности, обратимся к структуре эффективных творческих индустрий в завершающей, третьей главе данной работы.



Глава III. Включение творческих индустрий в культурную политику российских городов


По словам директора региональной программы Независимого института социальной политики Н. Зубаревич, сегодня центры роста нашего государства – это города, а конкретнее – города с населением равным или выше 1 миллиона человек[46]. По данным Госкомстат РФ помимо Москвы и Санкт-Петербурга, это Новосибирск и Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград и Пермь.

Тринадцать крупнейших городов страны можно классифицировать по уровню развития следующим образом:

1. Федеральные центры – Москва и Санкт-Петербург (между ними сохраняется значительный разрыв в социально-экономическом отношении);

2. Города-миллионники – отстающие во всех сферах развития от федеральных столиц;

3. Города-центры регионов – административные центры;

4. Монопрофильные города с ведущими предприятиями крупных компаний, в основном экспортно-ориентированных.

Известно, что сегодня число выбирающих жизнь в крупных российских городах упало по сравнению с показателями прошлых лет. По данным ВЦИОМ число россиян, которые рассматривают в качестве лучшего места жительства для себя и своих детей небольшие города, увеличилось. По сравнению с 2006 годом их стало больше на 6% (26%)[47].

Чтобы вернуть рост и обеспечить постоянное развитие городам, федеральным властям, органам местного самоуправления следует обратить внимание на программы по привлечению человеческого капитала из периферии в мегаполисы. Выбирая города для жизни, россияне выбирают и не только карьерный плацдарм, но и решают, какой будет культурная сторона их жизни.

В контексте наступившей постиндустриальной эпохи доля региональных центров в объеме промышленного производства региона сокращается, позволяя творческим индустриям занять нишу индустрий производственных. А значит, культурные индустрии становятся важным имиджевым и стратегическим фактором городского развития в целом. В данной главе будут рассмотрены пути внедрения творческих индустрий в область культурной политики. Также будет рассмотрен конкретный арт-объект города Екатеринбурга, иллюстрирующий теорию культурных кластеров и роль последних в коммуникации между административными органами и творческими организациями.

 

3.1 Творческие индустрии как стратегический культурный ресурс города: административный уровень


Архитектор Ч. Лэндри в своей лекции «Возрождение городов через культуру» утверждает, что если раньше культура рассматривалась как чисто затратная сфера, то теперь она является ресурсом развития территории. Культурный ресурс представляет собой двукомпонентное понятие, состоящее из культурного наследия и элементов актуальной культуры.

В предыдущей главе мы познакомились с понятием «творческие индустрии» и сейчас на основе вышесказанного можем сформулировать основные векторы воплощения их идей:

-        крупные информационные корпорации (телевидение, Интернет и др. СМИ);

-        небольшие бизнес-организации, обслуживающие креативные «потребности» своих клиентов (рекламные агентства, дизайн-студии, интернет-разработчики);

-        некоммерческие организации, реализующие творчески оформленные, неординарные благотворительные акции, представления;

-        государственные учреждения культуры, хранители значительных культурных, а соответственно и творческих ресурсов;

-        активные участники творческих сообществ – весомая производственная сила в деле развития творческих индустрий.

Ч. Лендри утверждает, что для того, чтобы сделать весомый вклад в развитие города, деятели организаций творческих индустрий должны устанавливать связи с представителями всех вышеуказанных целевых аудиторий. Приоритетной здесь выступает область GR (government relations) - – коммуникаций с государственными (властными) органами.

Представители городских администраций заинтересованы в формировании эффективной культурной политики, позволяющей обеспечить их гармоничные взаимоотношения с горожанами и поддержание высокого уровня социального благополучия. Политика властных структур в области культурного развития представляет направления политики государства (органов местного самоуправления), связанной с проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества.

Сегодня важно постоянно доказывать значимость творческих индустрий в контексте культуры, обосновывать их актуальность и экономическую, социальную эффективность организуемых мероприятий. Творческие организации переходят от пассивной, обособленной позиции к роли полноправного партнера государственных институтов.

Ч. Лэндри предложил шесть шагов к успешной самопрезентации творческих индустрий перед представителями городских администраций:

Организация совместного обсуждения проблем и перспектив городского развития: подбор убедительных иллюстраций, бесспорных доводов в пользу высокой роли культурных, творческих проектов. Как результат подобной коммуникации – выработка стратегии взаимоотношений с властью.

Адаптация специфичного «языка» культуры и творческих индустрий к «речи» властных организаций. Нахождение общих интересов, точек пересечения стратегического видения развития города.

Разработка и предложение к обсуждению «своего», творческого образа города будущего.

Аудит культурных ресурсов для выявления пула полезных идей для развития городского сообщества.

Публичное обсуждение предлагаемых идей, донесение своих целей до широкой аудитории.

Подготовка пилотного проекта, так называемого творческого бизнес-плана.

Здесь Ч. Лэндри акцентирует внимание на следующих принципах:

-        следует заниматься только тем проектированием, которое в результате предполагает создание не только культурной ценности, но и получение экономического эффекта;

-        проект должен стать центральной точкой (моментом слияния) разноплановых мнений и инициатив;

-        эффективный в перспективе проект нацелен на то, чтобы, вкладывая меньше сил, совершать больше.

На Западе правительство на всех уровнях осуществляет поддержку политики развития творческих индустрий, оценивая ее как эффективный способ экономического развития, создания новых рабочих мест, решения ряда социальных проблем (особенно в проблемных неблагополучных районах), а также преображения городского пространства.

В России творческие индустрии пока не объединили креативную экономику и культурную политику. Комплексное восприятие ареала творческих индустрий отсутствует и на муниципальном уровне.

В сложившейся ситуации инициатива в отношении формирования благоприятного культурного облика города переходит к сфере предпринимательства. Так, новый ресторанный проект, гармонично вписанный в урбанистическое пространство, может послужить толчком к созданию культурного кластера, интегрирующего интересы основных целевых групп, включенных в сферу творческих индустрий и находящихся за ее пределами.

 

3.2 Применение теории творческих индустрий в культурном пространстве города на практике: создание кафе «Латте» в Екатеринбурге


Городская коммуникация синонимична понятию межкультурного взаимодействия. Город представляет собой открытую платформу для культурного обмена. Межкультурная коммуникация представляет собой взаимодействие представителей различных культур, в основу которого заложен компромисс. В сферу деятельности специалиста по межкультурным коммуникациям в контексте заявленной в работе тематики входит расширенный ряд задач:

-        налаживание конструктивного диалога с властными структурами;

-        организация и управление бизнесом в области культуры и искусства;

-        визуализация культуры города/страны.

К сожалению, на сегодняшний день в российском самосознании не укоренилась мысль о том, что творческая составляющая продукта или мероприятия может стать основой его экономического успеха. Возникает вопрос: как объединить массового потребителя производных культуры, креатора и единичного заказчика эксклюзивного творческого продукта? Как создать оптимальную версию площадки, которая соберет представителей коммерции, культуры и власти? Реализация продукции и услуг малых предприятий творческих индустрий воздействует на сферу развлечений и отдыха, способствуют развитию художественных галерей, кафе, ресторанов, клубов, открытых арт-перфомансов. Таким образом, можно создать клубный вариант творческой компании (организации) для дизайнеров, фотографов, художников, - с выставочным залом, уютным помещением и интересными собеседниками – арт-кафе.

Кафе (café – место, где пьют кофе) - место общественного питания, приближенное по статусу к небольшому ресторану, но уступающее последнему в ассортименте.

Кафе – активный спутник городской жизни и как учреждение, оно гармонично вписывается в ассоциативный ряд популярных публичных мест для горожанина. Кафе уже достаточно давно формируют оригинальный, альтернативный традиционному застольному тип общения, и специфический образ жизни в социуме.

В Екатеринбурге, как и по всей стране, популярны демократичные ресторанные концепции со средним чеком порядка 450 рублей.

Кафе выполняют ряд важных в отношении данной работы социализирующих функций:

-        привлечение посетителей определенной аудитории (требуется предварительная ориентация на целевые группы);

-        объединение творческих личностей в арт-сообщества;

-        формирование своей, в том числе и «непонятой» другими культуры.

Известно, для того чтобы культурный продукт любого формата и уровня стоимости нашел своего конечного потребителя, данному продукту предстоит пройти три этапа:

-        непосредственное создание культурного объекта/объекта искусства (обращение к уже существующему произведению);

-        обращение продукта в объект управления организациями культуры и искусства;

-        трансляция информации о новом продукте для широких масс различными средствами мультимедиа[48].

Культурная площадка (в данном случае - кафе) позволит обратить три этапа в единый процесс.

Арт-кафе представляет собой пример автономного элемента культурного кластера, призванный связать интересы государственных структур и креативных объединений.

В качестве иллюстрации к вышесказанному представляем проект существующего кафе – публичного места-популяризатора ряда направлений творческих индустрий.

Кафе «Латте» - екатеринбургское кафе, объединившее инициаторов творческих проектов (государство, НКО), создателей арт-объектов (творцов) и покупателей/заказчиков. Само значение слова «латте» сообщает, что это креативно оформленный капуччино. В горячий кофе добавляют взбитое молоко, а мягкую пену в свою очередь украшают рисунком или надписью.

Организация культурных мест в подобном «Латте» ключе обосновывает актуальность термина «творческие индустрии» и открывает креативную деятельность для бизнес-сообществ, как коммерчески выгодное вложение, а также для властных структур как новое направление социальной политики.

В сравнении с ресторанами, которые выше по статусу, данное кафе обладает рядом преимуществ:

-        «невесомый» интерьер, исключающий лишние детали;

-        уютная атмосфера - дневной свет в помещении, который приглушается к вечеру.

Творческим продуктом кафе «Латте» выступают оригинальные кондитерские изделия, изготавливаемые по заказу представителей государственных структур. Что касается частных посететителей, то кафе «Латте» – это не просто заведение, где можно утолить голод и жажду, а настоящий культурный, информационный и коммуникативный центр. «Латте» можно отнести к примеру воплощения идеи культурной организации публичного пространства. В ближайшее время гости «Латте» увидят на стенах кафе работы начинающих и уже преуспевших фотографов. Это пример небольшого, но значимого элемента культурного кластера. Цель работы кластера – поддержка молодых творческих профессионалов через предоставление им помещений на льготных условиях. Потенциальный член творческого кластера может быть дизайнером мебели, писателем, художником, дизайнером или кулинаром, - кондитером, как в случае кафе «Латте».

Суть данного арт-проекта — это не продажа кондитерских изделии и кофе. Посетитель получает возможность пережить приятные эмоции в общении – ключевом преимуществе демократично организованного кафе.

Так, в локальном проекте можно на уровне идеи воплотить основные теоретические аспекты обширного направления культурных и творческих индустрий.



Заключение


Сегодня развитие городской современной культуры в контексте творческих индустрий будет успешным при соблюдении следующих условий.

1. Установление четкого вектора городского развития, понимание его предназначения и потенциала;

2. Стимулирование широкое распространение лидерства, известно, что для гармоничной внутригородской коммуникации необходимо, чтобы более 1% населения города чувствовали себя лидерами и действовать соответствующим образом;

3. Поощрение принятия рискованных решений в рамках системы, основанной на принципах подотчётности и прозрачности, что даёт людям возможность творчески участвовать в формировании своего города.

В ходе работы были выявлен следующий способ культурного преобразования городского пространства: внедрение творческих индустрий.

Творческие индустрии, деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности, уже воплощаются на российской почве во множестве арт-проектов. Творческие кластеры, содружества независимых творческих бизнес-предприятий (как Центр Дизайна «ARTPLAY»), являют собой новые некоммерческие культурные центры, созданные при поддержке и финансировании состоятельных владельцев или меценатов (Центр современной культуры «Гараж»). Часто новые площадки представляют собой синтез этих двух форм - таким примером является проект «FабRика».

С позиций бизнеса, творческие индустрии базируются на приоритете малых и средних предприятий, производящих творческие продукты и услуги. Но, одновременно, они предполагают местные производства, ориентированные на глобальные рынки.

Тот факт, что творческие индустрии в настоящее время и в России становятся все более популярными формами взаимодействия бизнеса, политики и искусства, на сегодняшний день является очевидным. Примеры успешного опыта многих городов по претворению в жизнь теории творческих индустрий, приведенные в дипломной работе, свидетельствуют, о том, что воплощение теоретических идей реально и в Екатеринбурге, но с учетом региональных особенностей. Стоит отдельно выделить перспективы создания культурных кластеров на базе Екатеринбурга, города, основанного как завод-крепость. Екатеринбург, развитый как административный центр горнозаводской промышленности, - это оптимальная площадка для внедрения творческих индустрий.

Творческие индустрии в России развиваются безотносительно кризисных явлений в экономике страны. Вступив на путь постиндустриализма, страна впустила в городское пространство новые объекты современного искусства.

Культурная привлекательность современного города, здоровая жизнедеятельность современной городской культуры как единой системы зависят сегодня от здорового функционирования множества частных предпринимательских инициатив, имеющих самостоятельную культурную ценность, формирующих культурную инфраструктуру, нередко являющихся активной средой для самых разных культурных процессов. Партнерские проекты между учреждениями «традиционной» культуры, с одной стороны, и творческими индустриями с другой, способны приносить более чем привлекательные, а порой и спасительные для «традиционной» культуры результаты. Разумное управление процессами развития предпринимательских культурных инициатив способно влиять на развитие целых городских кварталов. Однако, как всякий иной бизнес, предпринимательство в творческой сфере может быть успешным и устойчивым лишь при наличии необходимых деловых знаний и навыков, при наличии верной стратегии и тактики.

Новое течение, творческие индустрии, не избавлены от следующих проблемных аспектов:

1. Рынок продукции и услуг сферы творческой индустрии изменчив и малопредсказуем, - разработка бизнес-стратегий основана не столько на стандартные маркетинговые исследования, сколько на интуиции, образном мышление и способности оперативно реагировать на постоянные колебания спроса;

2. С усилением роли творческих индустрий в возрождении экономики крупных городов возрастет потребность развития универсальной, результативной системы повышения профессиональных и общих управленческих навыков менеджеров и специалистов этой сферы;

3. Эффективная, продуктивная работа в культурном секторе и области творческих индустрий требует разносторонних знаний и навыков - это комплекс элементов культуры, искусства и технологий предпринимательства;

4. Предприниматели в секторе творческих индустрий недостаточно подкованы в области экономических знаний и навыков.

И наиболее серьезным замечанием, пунктом №5 данного списка, является следующее наблюдение – рост сектора творческих индустрий может быть очень неустойчивым – первоначально успешные начинания могут выбрать слишком высокий старт и оказаться неподготовленными для внедрения в новую область. Соответственно, необходима разработка и внедрении серьезной системы обучения и консультирования специалистов в сфере творческих индустрий.

В России творческие индустрии пока изолированы, разрозненны, но даже в нынешнем своем виде, направление демонстрирует перспективы активного развития в будущем.

Так, М. Гнедовский назвал творческие индустрии политическим вызовом для России и прокомментировал это следующим образом: «Если по какой-то причине политика поддержки творческих индустрий в России не будет проводиться на федеральном уровне, они станут прокладывать себе дорогу иными путями. Может быть, свою роль сыграют региональные или муниципальные власти, а может быть, и бизнес. В любом случае, роль властей здесь подсобная, хотя и важная. Их задача — создать благоприятные условия, а развитие самих творческих индустрий — дело независимых людей и организаций. Неважно, коммерческих или некоммерческих»[49].



Список использованных источников


Однотомные издания

1.                Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. - М.: Третье измерение 2000. - 275 с.

2.                Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии середины XIX — начала XX веков. М. 2000.

3.                Арнольд М. Культура и анархия. – М.: Классик, 2004. - 321 с.

4.                Арутюнов С. А. Культурная антропология / С. А. Арутюнов, С. И. Рыжакова. — М.: Весь Мир, 2004. - 216 с.

5.                Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Под. ред. Ю. А. Здорового — М.: Медиум, 1996. – 224 с.

6.                Вайль П. «Гений места». – М., Изд-во «Колибри», 2006. - 488 с.

7.                Вебер М. Избранные произведения. Пер с нем. Сост. Ю.Н. Давыдова. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.

8.                Голубчиков С.Н., Гутников В.А., Ильина И.Н и др. Экология крупного города (на примере Москвы). Уч. пособие. – М.: ПАСЬВА, 2001. – 192с.

9.                Гутнов А., Глазычев В. «Мир архитектуры». – М., «Молодая гвардия», 1990. -659 с.

10.           Жихаревич Б. Городские стратегии: вчера, сегодня, завтра. Российское экспертное обозрение. №2 (16) 2006. С.16-17.

11.           Зенкин С. Культурный релятивизм: К истории идеи. Французский романтизм и идея культуры. М.: РГГУ, 2001.

12.           Лендри Ч. Креативный город. - М.: Издательский дом «Классика - ХХI», 2006.-399 с.

13.           Маркарян Э. С. Очерки истории культуры. — Ереван: Изд. АрмССР, 1968.

14.           Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. — М.: Мысль, 1983. Творческие индустрии в России.-С-П.: ООО Светлица, 2004.-135с.

15.           Тейлор Б. Art todey. Актуальное искусство 1970 – 2005. – М.: Слово, 2006. – 256 с.

16.           Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. — М.: РОССПЭН, 2004. — 1064 с.

17.           Уайт Л. Избранное: Наука о культуре / Л. Уайт — М.: РОССПЭН, 2004. — 960 с.

18.           Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Классика XXI, 2005. – 430 с.

19.           Фрисби Д. Разрушение города: социальная теория, мегаполис и экспрессионизм. Хрестоматия по дисциплине «Современная урбанистика». Екатеринбург, 2008. С.46-47.

20.           Шматко Н. А. Анализ культурного производства Пьера Бурдье // СоцИс: Соц. исслед. — М., 2003. — N 8.

Диссертации, авторефераты

1.                Пригода Н.С. Мультикультурализм как фактор формирования современного общества: автореф. на соискание ученой степени канд. философ. наук. - Омск, 2009. – 17 с.

2.                Статьи из журналов и газет

3.                Города ждут перемен. Российское экспертное обозрение. №2 (16) 2006. С.7.

4.                Луков М. В.Обыденная культура и культура повседневности//Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3.

Статьи из энциклопедий и словарей

1.                Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. (социокультурный словарь). М., 1991.

2.                Российский Гуманитарный Энциклопедический словарь: в 3 т. Т.2-М.: ВЛАДОС, 2002. - 720 с.

Электронные ресурсы

1.                Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России [Электронный ресурс] // www.strana-oz.ru – Режим доступа: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] См.: Гидденс Э. Современный урбанизм. Традиционный город. Особенности современного урбанизма. – URL: #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2]  См. Лендри Ч. Креативный город. М.: Издательский дом «Классика - ХХI», 2006. С.56.

[3]  См.: Amin A. and Thrift N. 2002. Cities: Reimagining the Urban. Cambridge: Polity. С.13.

[4] См.: Bianchini  F.,  Ghilardi Santacatterina  L . Culture and Neighbourhoods: A Comparative Report/ Strasbourg: Council of Europe,1997.-С.76.

[5]  См.: Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. - М. 2000.С.28.

[6]  См.: Арнольд М. Культура и анархия. – М.: Классик, 2004.С.97.

[7]  См.: Шматко  Н. А. Анализ культурного производства Пьера Бурдье // СоцИс : Соц. исслед. — М., 2003. — N 8. С.36.

[8]  См.: Луков М. В.Обыденная культура и культура повседневности//Знание.Понимание.Умение. — 2005. — № 3.С.87.

[9]  См.: Гутнов А., Глазычев В. «Мир архитектуры». – М., «Молодая гвардия», 1990.С.76.

[10] См.: Вайль П. «Гений места». – М., Изд-во «Колибри», 2006.С.45.

[11]См.: Вебер М. Избранные произведения. Пер с нем. Сост. Ю.Н. Давыдова. – М.: Прогресс, 1990. – С.308.

[12]См.: Иноземцев В. «Доклад о состоянии городов мира» (ООН). – URL: #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] См.: Российское экспертное обозрение. №2 (16) 2006. – С.5.

[14] См.: Фрисби Д. Разрушение города: социальная теория, мегаполис и экспрессионизм. Хрестоматия по дисциплине «Современная урбанистика». Екатеринбург, 2008. – С.46-47.

[15]  См.:  Максимова О.В. «Санкт-Петербургское культурное пространство в восприятии американских студентов». – URL:  #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16]  ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования науки и культуры, межправительственная организация, специализированное учреждение ООН.

[17]См.: Максимова О.В. «Санкт-Петербургское культурное пространство…». – URL:  #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18]  См.: там же.

[19]См.: Крысанова С. Что такое креативность или придумай то, не знаю что. – URL:  #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20]  См.: R. Florida. Who's Your City?: How the Creative Economy Is Making Where to Live the Most Important Decision of Your Life. - Basic Books, 2008.; Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика XXI, 2005. – С.430.

[21]См.: Хокинс Д. Что такое креативная экономика – Лекции – Избранное – Сноб. –  URL:  #"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22]  См.: Города ждут перемен. Российское экспертное обозрение. №2 (16). – С. 7.

[23]  См.: Голубчиков С.Н., Гутников В.А., Ильина И.Н и др. Экология крупного города... – М.: ПАСЬВА, 2001. – С. 80. 

[24]  См.: Города ждут перемен. Российское экспертное обозрение. №2 (16) 2006. – С.7.

[25] См.: Зеленцова Е. «Креативные индустрии.Зарубежный опыт прикладных исследований». – URL: #"#_ftnref26" name="_ftn26" title="">[26] См.: Мильков Д. Креативные индустрии. – URL: #"#_ftnref27" name="_ftn27" title="">[27] См.: Baseline study on Hon Kong’s Creative Industries. – Hong Kong: University of Hon Kong, Сenter for Cultural Policy Research, 2003.С.107.

[28]См.: Зеленцова Е. Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований. – URL: #"#_ftnref29" name="_ftn29" title="">[29] См.: Там же.

[30] См.: Там же.

[31]См.: Мильков Д. Креативные индустрии. – URL: #"#_ftnref32" name="_ftn32" title="">[32] См.: O’Connor J. A new modernity? The arrival of “creative industries” in China // International Journal of cultural policy. – 2006. – No 9 (3). – С. 271-283.

[33] См.: The Creative Economy. Conference Handbook. Fifth International Conference, London, UK, 9-14. November 2007.С.89-91.

[34] См.: Зеленцова Е. Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований. – URL: #"#_ftnref35" name="_ftn35" title="">[35] См.: Там же.

[36] См.: Лаптева Г. Я. Культурные индустрии: от ресурсов к политике // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2004. – № 2. – С. 3-14. Вуд Ф. Творческая экономика.

[37]См.: Зеленцова Е., Кузовникова Л. Подробная характеристика московских кластеров: Творческий кластер: московское измерение // Творческие индустрии. Модель для сборки: Сб. статей. – М.: Институт культурной политики, 2005. – С. 25-31.

[38]См.: Зеленцова Е. Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований. – URL: #"#_ftnref39" name="_ftn39" title="">[39]См.: Мильков Д.  Креативные индустрии. – URL: #"#_ftnref40" name="_ftn40" title="">[40] См.: Зеленцова Е. На пути к креативной экономике. – URL: #"#_ftnref41" name="_ftn41" title="">[41] См.: Там же.

[42] См.: Тейлор Б. Art today. Актуальное искусство 1970-2005. – М.: Слово, 2006. – С. 230.

[43] См.:Столица Урала-электронный журнал. Мировой город – новый рубеж для столицы Урала. . – URL: #"#_ftnref44" name="_ftn44" title="">[44] Land-art – ландшафтный дизайн.

[45] Public art – уличное искусство.

[46]См.: Зубаревич Н.В. Бизнес вообщем-то хочет выращивать мозги. – URL: #"#_ftnref47" name="_ftn47" title="">[47] См.: Фёдоров В. Все больше москвичей выбирают периферию. – URL:  #"#_ftnref48" name="_ftn48" title="">[48] См.: «Юфитовские чтения». Международная конференция. – URL: #"#_ftnref49" name="_ftn49" title="">[49] См.:  Гнедовский. М. Творческие индустрии: политический вызов для России. – URL:  http://www.strana-oz.ru/?article=1106&numid=25


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.