скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ рынка "желтой прессы"

Анализ рынка "желтой прессы"

25

Содержание

Введение

1. Теоретические основы понятия «желтая пресса»

1.1 «Желтый малыш», причины популярности

1.2 Типологические черты «желтой прессы»

1.3 «Качественная» и «желтая пресса». Некоторые характеристики и особенности

1.4 Желтая пресса и Рунет

2. Рейтинг СМИ - Пресса

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Вводные слова - желтая пресса, желтая журналистика, рейтинг СМИ, качественная пресса.

Средства массовой информации давно стали одним из главных инструментов в конкурентной борьбе - как политической, так и экономической. И немалую роль в ней играет так называемая желтая пресса. Именно она вовсю публикует рекламные материалы или антирекламу под видом статей, заметок, авторских и редакционных колонок, именно она без смущения копается в грязном белье, если в этом есть выгода.

Желтая журналистика не отражает действительность, а играет в нее, допуская даже грубую инсценировку. В желтой прессе наблюдается перекос в сторону сенсационной информации в ущерб серьезной. А отсюда следствие: недостаточность информации, с одной стороны, и ее избыточность - с другой. Информации много, она подавляет, оглушает, но вся эта информация, как правило, не стоит выеденного яйца. Зато довольно широкий спектр экономических, политических, социальных и иных проблем практически остается "за кадром", игнорируется. Из-за этого человек не получает полной, завершенной информации. Благодаря приписываемой сенсациям высокой важности и уникальности, на них концентрируется практически все внимание публики, которого не остается на действительно важные события. Другими словами, журналистика перестает быть той самой "четвертой властью", голосом общества, первым поднимающим перед властью серьезные проблемы. В этом заключается актуальность данной темы и проводимых исследований.

Научно-практическое значение темы заключается в выявлении востребованности изданий желтой прессы, а также в выявлении наиболее интересующих читателей тем.

Целью данной работы является рассмотрение роли желтой прессы в обществе, оценка состояния рынка «желтой прессы».

Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

· рассмотреть историю возникновения желтой прессы;

· проанализировать роль желтой прессы в обществе;

· Выявить характерные признаки желтой прессы;

· Дать сравнительную характеристику «качественной» и «желтой прессе»;

· Выявить причины популярности желтой прессы;

· Оценить рейтинг СМИ;

· Оценить дальней шее развитие рынка СМИ

В работе использованы материалы научно-исследовательских журналов, статьи, опубликованные на интернет-сайтах, а также аналитические обзоры, представленные "National Readership Survey" и Компанией «Медиалогия».

Работа состоит из двух частей - теоретической части, которая включает в себя разъяснение понятия «желтая пресса», типологические черты прессы, сравнительную характеристику качественной и желтой прессы и практической части - анализ востребованности изданий на основе рейтинга печатных СМИ.

Издания, подходящие под определение «желтых» обладают некоторой сенсационностью. С чем это связано? Какое влияние оказывает пресса на своих непосредственных читателей? Какие приемы используются для продвижения данной продукции? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в работе.

1. Теоретические основы понятия «желтая пресса»

1.1 «Желтый малыш», причины популярности

Распространение "желтизны" в масс-медиа - результат эволюции массового общества в XX в. Но само понятие "желтой" журналистики, как отдельной ветви масс-медиа, зародилось в конце XIX века в ходе жесткой конкурентной борьбы между двумя магнатами прессы У.Р.Херстом и Дж.Пулитцером (центовая пресса - "penny press") с появлением т.н. "желтого малыша", героя коммиксов под названием "Переулок Хогана".

Как и все газетные рисунки того времени, комиксы были черно-белыми, но одеяние главного героя было раскрашено в желтый цвет.

Появляясь в газете из номера в номер, персонаж забавлял читателей своим смешным видом, эксцентричными поступками и комическими рассуждениями на различные темы. Таким образом, термин "желтая пресса" первоначально обозначал периодику, печатающую определенный вид комиксов с конкретным героем. После того как в 1896 году Эрвин Уордмэн, редактор третьего издания -- New York Press, напечатал в своем журнале статью, в которой презрительно называл обе конкурировавшие газеты "желтой прессой", выражение стало крылатым. По другой версии, желтая пресса получила свое название из-за цвета бумаги, на которой печатались первые бульварные газеты. Поскольку эти издания предназначались для массового читателя, издатели в целях экономии печатали их на плохой бумаге, которая быстро желтела. Но, несомненно, термин "желтая пресса" не прижился бы, если бы не невольная ассоциация с "желтым билетом" - специальной карточкой, которую полиция выдавала представительницам другой профессии, не менее древней, чем журналистика.

Желтая пресса появилась одновременно с массовой культурой, когда чтение газет перестало быть привилегией интеллектуальной элиты. Но массового читателя отпугивали заумные статьи респектабельных изданий, их излишняя назидательность.

Публика желала развлечений. А ничто не вызывает такого жгучего интереса, как слухи, сплетни, скандалы, интимные подробности из жизни знаменитостей. И, конечно, в таких изданиях должно быть больше секса, насилия и жареных фактов, а лучше все сразу.

Качественное изменение в стратегии и тактике продвижения информационного товара на рынке после технократической, сексуальной и прочих революций создало социально-культурные предпосылки для возникновения откровенной "желтизны". Вообще, в российской и зарубежной прессе, исходя из особенностей их функционирования, можно условно выделить 3 основных типа изданий: качественные, массовые ("популярные") и "желтые". Говоря о практике газетного дела, между ними нет жестких разграничений. Например, "желтизну" можно встретить в рубрике "Светская жизнь" на страницах даже столь качественного издания, как "Известия". Понятно, что "желтая" пресса, используя темы и приемы качественных и массовых газет, в то же время банализирует суть социальных проблем, ориентируясь прежде всего на коммерческий успех, имеет другие цели и поэтому на современном этапе развития является вполне самостоятельным типом издания.

Сергей Викторов, начальник отдела международных связей ИТАР-ТАСС: Причины популярности "ЖП" кроются, на мой взгляд, в востребованности подобного рода чтива среди аудитории. По большому счету, степень заинтересованности народом "желтухи" отражает общий уровень культуры в обществе. Менее интеллектуально развитые индивидуумы предпочитают читать прессу, "бьющую" в примитивные инстинкты. Люди же более "продвинутые" любят, что называется, "пищу для ума и души", то есть информацию, стимулирующую к размышлениям. Соответственно, чем больший в обществе процент населения, смакующего дешевые, непроверенные сенсации и имеющего главным приоритетом интерес к, скажем, нижнему белью или интимной жизни звезд, тем популярнее и востребованнее "желтая пресса". ( Коммерсантъ -Деньги «Под прессом желтой прессы». Максим Черниговский)

Кирилл Василенко, обозреватель газеты "Время новостей": работает на основных инстинктах человека - страх, секс, эксплуатация чувства гордости, зависти, гнева. Может охватить более широкую аудиторию, поскольку привлекает серую массу (большинство), не желающую напрягать мозги, анализировать, искать суть. Кроме того привлекает и часть думающей аудитории, благодаря возможности "отключить мозги", получить информационное удовлетворение тех же самых основных инстинктов. Желтая пресса работает по принципу "правда "искусства" важнее правды жизни". Целевая аудитория желтой прессы - люди, которые не способны самостоятельно принимать решения, пользуясь мозгами, но с радостью пойдут улюлюкать по указанному журналистами маршруту. Толпа поддержит любой выплеск негативных эмоций, независимо от того, по отношению к кому это направлено.

Сергей Викторов, начальник отдела международных связей ИТАР-ТАСС: В любом государстве есть так называемые слои населения - низший, высший и средний. Их принадлежность к соответствующей категории определяется относительным, а не абсолютным значением.

Грубо говоря, что в одной стране принято считать средним классом, то в другой - высший, а в третьей - низший. И если вы ликвидируете "низ", то сам по себе он не исчезнет. Им станет определенная часть "середины". Такая же ситуация и с "желтой прессой". Уберите "Спид -ИНФО" - моментально "пожелтеет" кто-то еще. Навсегда искоренить желтую прессу невозможно - она была, есть и будет. И в этом есть свой положительный момент. Она не дает опуститься более достойным и серьезным изданиям (свято место пусто не бывает, всегда определенная часть читателей будет тянуться к "желтухе"). Кроме того, это своеобразный "антиориентир" - как не надо делать. Поэтому "желтую прессу" как таковую искоренять не только не нужно, но и бессмысленно.

На сегодняшний день нет четких границ между желтыми и респектабельными изданиями. Известная желтизна может присутствовать и в издании, рассчитанном на серьезную публику, а самое низкопробное массовое издание порой поднимает серьезные общественные проблемы. Желтизна издания определяется, во-первых, затрагиваемой тематикой (скандалы, секс, насилие), во-вторых, способом подачи материала, а главное -- тщательностью проверки распространяемых сведений. Как правило, желтые издания весьма вольно обходятся с фактами и не утруждают себя проверкой публикуемой информации.

Компромат и замочная скважина Деятельность желтого издания сопряжена с двумя видами нарушений закона: незаконным вмешательством в частную жизнь и диффамацией - распространением компромата, порочащих сведений.

1.2 Типологические черты «желтой прессы»

Характерным признаком «желтой» прессы является специфика ее взаимодействия с аудиторией. «Желтая» пресса ориентируется, прежде всего, на читателя, которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к соразмышлению. Взаимоотношения между адресатом и адресантом в «желтой» прессе непаритетные: автор не идентифицирует себя с читателем, он предлагает ему игру, исходя из собственных представлений о том, что нужно этому читателю. При этом уровень авторского представления об аудитории невысок. Опора здесь не на интеллектуальное доверие к аудитории, а на ее готовность усвоить любой предложенный текст.

Экскурс в историю формирования «желтой» прессы как типа издания и изучение текстов этого вида печати позволил выделить наиболее характерные типологические черты «желтой» прессы. ((Научно-культурологический журнал №7 [109] 23.05.2005 Евгений Сазонов, Феномен «желтой прессы»)

1. Одной из характеристик рассматриваемого феномена является эпатирующее освещение табуированной тематики. Оно заключается в отказе от неприкосновенности любых, даже самых скрытых от публичного обсуждения сфер человеческого бытия. Особенно большой интерес «желтая» пресса проявляет к трем видам табуированной информации.

- Во-первых, это интерес к интимным отношениям.

- Во-вторых, «желтая» пресса проявляет чрезмерный интерес к личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного внимания

- В-третьих, в «желтой» прессе наблюдается нездоровый интерес к теме смерти, в особенности когда она сопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами.

2. Сенсационность является не менее важной чертой «желтой» прессы. Она проявляется в предварительной установке на существование из ряда вон выходящего события, нарушающего эмоциональное равновесие читателя в сторону как положительных, так и отрицательных эмоций.

«Желтые» издания почти никогда не призывают читателя к размышлению, но всегда - к сопереживанию. Особенность обращения данного вида печати к сенсационной информации заключается в том, что «желтые» издания в основном освещают реальные сенсации, вызывающие (или стремящиеся вызвать) у аудитории в значительной степени тревожные и гневные эмоции и в гораздо меньшей степени - позитивные.

Сенсационность «желтой» прессы часто представляется ложной. В процессе поиска решения данной проблемы «желтая» пресса пришла к практике обращения не только и не столько к реальным, сколько к ложным), которые обладают дезинформационной основой, неправомерно высокой степенью субъективности, «мономерностью». Характерно и обращение к квазисенсациям (сообщениям о сенсациях, полученных в ходе определенной обработки фактов реальной действительности), характерными чертами которых являются субъективность, «мономерность», смещение смыслового акцента на второстепенную деталь (детали), неадекватность значимости события и его эмоциональной подачи. На основании этого можно сделать вывод, что «желтая» журналистика не отражает действительность, а реагирует на нее, и даже допускает инсценировку.

Искусственные сенсации - своеобразный журналистский аналог массовой литературы. В «желтой» прессе отсутствует баланс информационных интересов, наблюдается перекос в сторону сенсационной информации в ущерб серьезной. А отсюда парадоксальное следствие - недостаточность информации, с одной стороны, и ее избыточность - с другой. Недостаточность заключается в обращении к однотипным материалам и игнорировании довольно широкого спектра экономических, политических и иных проблем. Из-за этого человек не получает полного, завершенного знания. Благодаря приписываемой сенсациям высокой важности и уникальности, на них концентрируется практически все внимание публики, которого не остается на действительно важные события. Избыточность - усиленное обращение к подобным темам, чем журналист просто засоряет информационное пространство, создает дополнительные потоки информационного шума.

3. Следующая типологическая черта «желтой» прессы - тематический эклектизм. В «желтой» же прессе темы распределяются в зависимости от возможности привлечения читательского внимания. Из-за этого в подобных изданиях либо процветает журналистика «нулевой» информации (направленная только на привлечение и развлечение), либо мозаичная смесь самых разнообразных тем из различных сфер человеческого существования (смешение действительно важного и явно избыточного). Одной из причин эклектизма, по нашему мнению, является чрезмерное стремление «желтых» СМИ к эксклюзивности материалов.

Содержание массовой печати также затронула тенденция к специализации. Но данная специализация приняла особый вид. Ее можно обозначить как «специализацию на нестандартном». Не существует какой-либо конкретной сферы, к освещению которой постоянно обращается «желтая» пресса. Ее интересует самый широкий спектр событий разных уровней при одном условии - нестандартности информации.

Выделено два способа проявления эклектизма в «желтых» СМИ:

а) Нивелирование. Его смысл заключается в достижении равнозначности между важными и незначительными событиями. Рассеяние потока сообщений носит в действительности лишь видимый характер, отбор событий, о которых решают дать информацию, производится определенной социальной структурой. Фактически средства массовой коммуникации сами и определяют «значительность» фактов.

б) Превышение. В этом способе проявления тематической эклектичности наблюдается более жесткое столкновение серьезных и развлекательных материалов. Это приводит к возникновению особой ситуации, когда материалы с низким уровнем общественной значимости вытесняют информационно важные материалы на второй и даже третий план.

4. Одним из ядерных элементов системы «желтой» прессы является превалирование визуальной составляющей над текстовой. Визуализация является общей тенденцией всех мировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд органично дополняет текстовые материалы.

В «желтой» прессе наблюдается экспансия «ярких» оформительских элементов: цвета, иллюстраций, заголовков. Именно «желтые» издания первыми в истории журналистики стали экспериментировать с этими аспектами и прежде всего с цветом, который призван выполнять две функции: во-первых, сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты, призванных продать номер, а, во-вторых, визуально выделять саму газету среди себе подобных. Это очень важный момент, поскольку «желтые» издания распространяются главным образом через сеть розничной торговли. Кроме стандартных черных и белых (на выворотке) заголовков в основном встречаются желтые, оранжевые, красные и голубые. Среди цветов окраски полос - оранжевые, желтые и голубые подложки. Эта цветовая гамма характерна практически для всех рассмотренных нами изданий. Использование именно этих красок не случайно, поскольку, как считают психологи, данные тона являются наиболее привлекательными из всего цветового спектра.

Что касается иллюстраций, то в «желтых» изданиях они занимают главенствующее положение, поскольку без них также невозможно выполнение основной задачи - привлечение внимания аудитории. Нередко иллюстрации в изучаемых газетах занимают объем до половины полосы и более. Эта особенность демонстрирует воплощение важнейших психологических эффектов любой массовой коммуникации - эмоционального и эстетического. Но особенность «желтой» прессы заключается в том, что эмоциональная составляющая выходит на первый план, нередко в ущерб эстетической. То есть эксклюзивные или сенсационные снимки занимают значительные площади даже при условии низкого качества.

Во главу угла массовой прессы поставлена «пресс-фотография», иными словами репортажная иллюстрация, тесно связанная с конкретным фактом, не превышающая уровня частного события, а потому исключающая вариативное истолкование.

«Желтая» фотография имеет прикладное значение, так же как и вторая по популярности визуальная составляющая - информационная графика. Основная причина активного использования диаграмм, таблиц, карт кроется в стремлении «желтой» прессы к максимальному упрощению материала. «Желтые» газеты стараются заменить текст информационной графикой, чтобы сделать газету максимально простой и комфортной для потребления. И здесь массовая пресса эволюционирует в сторону идеально простого и наглядного газетного материала - комикса.

Именно «желтая» пресса сделала заголовочные комплексы еще в конце XIX века особым оформительским элементом. Также она первой обратилась к эксплуатации такой особенности заголовочных комплексов, как функция сигнала значимости материала. Информативные заголовки с одинаковым успехом используются и в «желтой», и в качественной прессе. Однако в связи со спецификой массовых газет их информативные заголовки имеют определенные отличия. Самое заметное - оформительское. В «желтой» прессе заголовки уже давно используются как полноценная разновидность иллюстраций. Заголовки «желтой» прессы постоянно балансируют на грани правды и лжи. Стремление к привлекательности для читателя достигается за счет игнорирования адекватности заголовка текстовой составляющей.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.