скачать рефераты

МЕНЮ


Авторская позиция в аналитических материалах на страницах газеты "Известия"

Авторская позиция в аналитических материалах на страницах газеты "Известия"

  • Введение
    • Аналитический журналистский материал, в отличие от информационного, дает своему автору возможность не просто проинформировать читателя о явлении, но и высказать связанные с ним оценки, выводы, прогнозы. Таким образом, обращаясь к газетной аналитике (а именно о печатной журналистике пойдет речь в данной работе), аудитория имеет дело не с одним только фактом, но и с определенным мнением - авторской позицией. На изучение способов ее выражения и направлена данная работа.
      • Основной целью работы стало рассмотрение авторской позиции как отражения личности конкретного журналиста на фоне политики издания. Поэтому большое внимание предполагается уделить стилевым приемам и особенностям мировоззрения журналистов, сквозным образом встречающимся во множестве их публикаций, которые будут рассмотрены в практической части исследования.

Проводя исследование, автор курсовой ставит перед собой следующие задачи:

  • · уточнить понятие авторской позиции
    • · изучить жанровые особенности аналитической журналистики
      • · рассмотреть конкретные приемы выражения авторской позиции
      • · выявить различия в работе журналиста-комментатора в сравнении с журналистом-информатором.

Изучение этих вопросов предполагается вести не только в аспекте создания и подачи материала сотрудником издания, но и с точки зрения восприятия его читателем.

В качестве объекта исследования автор выбрал аналитическую составляющую всероссийской ежедневной общественно-политической газеты «Известия», а именно материалы рубрики «Мнения&Комментарии». Выбор обусловлен тем, что журналисты-аналитики «Известий» давно зарекомендовали себя как опытные и авторитетные специалисты, а выбранная постоянная аналитическая рубрика очень удобна для детального изучения в рамках данной темы.

  • Предмет исследования - проявление авторской позиции журналистов «Известий» в аналитических материалах газеты.
    • Аналитические жанры журналистики, наряду с информационными и в отличие от литературных, до сих пор востребованы и популярны. Доказательство этому мы видим в том, что крупнейшие федеральные издания до сих пор от них не отказались (опять же, в отличие от литературных жанров, которые практически исчезли с их страниц). Темп жизни ускоряется, поток информации увеличивается, и люди стали отводить на чтение газет гораздо меньше времени. Массовая аудитория довольствуется информационными сообщениями, из которых можно узнать основные новости, а часто даже ограничивается прочтением заголовков. Этим можно объяснить печальный факт «вымирания» художественных жанров журналистики. Однако, даже в ситуации нехватки времени многие люди не перестают нуждаться в постоянном участии в поиске истины. Например, такими «жаждущими пищи для ума» являются люди с довольно высоким уровнем образования, интеллигенция - целевая аудитория газеты «Известия» Андреев Е.А. Методика конкретного социологического исследования языка периодической печати. Электронная публикация. Сайт кафедры массовой коммуникации Южно-Уральского Государственного Университета. www.kmk.susu.ru 17.05.2007. Такую «пищу» им и дает аналитическая журналистика. Читая аналитический материал, человек может подумать, соглашаться или не соглашаться ему с мнением автора, разработать свое решение поставленной проблемы и так далее. Но даже мышление в наши дни стало быстрее, оперативнее - прочитав газету, человек садится в метро или автомобиль и обдумывает прочитанное по дороге на работу. При этом ему не пришлось тратить очень много времени на чтение художественно-публицистического произведения, в котором проблемы и позиция автора (если они есть) могут быть выражены лишь в подтексте и где большее внимание уделено художественной ценности текста. Таким образом можно объяснить своеобразное «промежуточное» положение аналитического направления журналистики между художественным и информационным, а также факт его вполне успешного существования и даже некоторой экспансии в информационные жанры. Позиция аналитика - одна из важнейших, составляющих аналитического материала, если не сказать важнейшая. Ввиду вышесказанного автор считает данную работу достаточно актуальной.
      • Данная тема сравнительно мало изучена. Возможно, это связано с общим мнением о том, что журналистика должна быть объективной. Однако насколько вообще возможна объективность, в то время как произведение создано человеком, личностью, индивидом? Это вопрос для отдельного исследования. В этой работе за основное принято мнение о том, что объективность в журналистском произведении (тем более, в аналитическом) практически невозможна. И в связи с этим считает, что субъективное начало в текстах нужно всегда иметь в виду и крайне важно исследовать, чтобы знать, как с ним обращаться. Данная тема дает широкий простор для научных изысканий: она интересна не только с точки зрения теории журналистики и творческой деятельности, но и русского языка, риторики и психологии. Изучение способов подачи авторского мнения, установления диалога (даже полемики) с читателем может повысить эффективность журналистских материалов. Знание конкретных стилевых приемов, используемых для выражения своей позиции поможет выявить и избежать в дальнейшем основных ошибок в будущей практической деятельности. В этом автор видит научно-практическую значимость изысканий в данном направлении.
      • При поиске литературы по данной теме как уже упоминалось, автор столкнулся с ее относительно слабой исследованностью. Под этой «слабостью» подразумевалось сравнительно небольшое количество специальных исследований по этой теме. Авторская позиция журналиста многократно затрагивалась в рамках научных работ по теории журналистики, по социальной психологии печати, литературных критических статьях, исследованиях по риторике и так далее. В рамках работы будет сделана попытка собрать воедино и систематизировать отдельные выводы и гипотезы, выдвинутые ранее, а также проверить их на практике путем изучения газеты. В качестве основной же выбрана литература по теории журналистики: в ней достаточно подробно рассматриваются лексические и стилистические средства проявления концепции автора, на что здесь и будет сделан упор. Особенно полезными для работы оказались книги М.Н. Кима, М.И. Стюфляевой и А.А. Тертычного.
      • Работа будет разделена на две основные части (главы). В первой будет проанализирована теоретическая база исследования: рассмотрена литература, проведен ее анализ, обобщение и сделаны выводы. Вторая глава - практическая. В ней на предмете публикаций «Известий» будут проверяться положения, указанные в первой части. Будут проанализированы публикации разных журналистов издания и выявлены особенности их позиции.
      • Структура работы объясняется тем, что рассмотрение теории и практики в таком порядке проще для восприятия. К тому же, практика менее предсказуема, чем теория. Наука исходит из практики, а не наоборот. Поэтому скорее в реальной жизни можно найти что-то, не учтенное наукой, нежели теория будет рассматривать больше, чем существует на самом деле.

1. Выражение авторской позиции в современной журналистике

1.1 Терминологический аппарат исследования

Термин «позиция» (ключевое понятие работы) Большая Советская Энциклопедия трактует как «точку зрения по какому-либо вопросу; определённая оценка какого-либо факта, явления, события; действие, поведение, обусловленное этим отношением, оценкой» БСЭ, т. 20, с. 190.

В социальной психологии позиция понимается как «устойчивая, внутренне осознанная система отношений к обществу в целом, к другому человеку в частности и к самой себе, она связана органически с её ценностной системой и является одним из её элементов. Позиция - это структурно-личностное образование, которое отражает характер взаимоотношений личности и общества, определяет социальную активность личности и её направленность на общественно значимые цели» Жизнь как творчество. с. 39.

В исследованиях психологии человека и психологии субъективности, позицию характеризуют как «наиболее целостное образование личности», но в то же время отмечают, что «занять позицию в отношениях с другими невозможно раз и навсегда. В каждой точке существования вновь и вновь возникает необходимость свободного и самостоятельного выбора, неизбежность принятия на себя ответственности за свои действия перед другими и самим собой. Человек каждый раз должен утверждать себя как личность, он должен выбирать и отстаивать собственную позицию» Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. с. 98.

В рамках исследования общественно-политического издания необходимо и понятие политической позиции. «Политическая позиция»: «те черты личности, которые выражаются в тенденции к специфическому или постоянному политическому поведению. …в понятие политических позиций мы включаем: определённые или постоянные эмоциональные состояния, касающиеся политических явлений; убеждения, касающиеся политических явлений; предрасположение к деятельности в области политики. Понимаемая таким образом сфера политических позиций шире, чем сфера политических оценок. Политические оценки являются лишь составным элементом политических позиций, проявляющихся, впрочем, в связи с другими - эмоциональными и директивными - элементами позиций» Е.Вятр. Социология политических отношений. с. 117.

Также социологические и психологические энциклопедии сообщают нам, что позиция, наряду с убеждениями является составляющей частью мировоззрения. Из вышесказанного видим, что во-первых, позиция предполагает наличие какой-либо системы поведения и действия субъекта для её выражения. И, во-вторых, и это самое главное, позиция включает в себя определённую долю оценочности, нравственные ориентиры и осознанную ответственность личности.

Такое обобщенное понятие позиции можно применять и при трактовке позиции журналиста, однако не стоит забывать, что мнение, выраженное на газетной полосе, адресовано широкой аудитории. В связи с этим социальная ответственность за сказанное резко возрастает. Кроме того, в данной работе позиция журналиста будет рассмотрена не только как система взглядов, выраженная в материале, но и как присутствие автора в тексте вообще.

Термин «аналитическая журналистика» определяет понятие однорядное с двумя другими - «информационная журналистика» и «художественно-публицистическая журналистика». В данном случае «анализ» близок понятию «исследование» - журналист-аналитик занимается выявлением невидимых на первый взгляд скрытых связей между имеющимися фактами, обнаружением их причинно-следственных связей, оцениванием и прогнозированием.

Исследуя актуальные общественные явления, процессы, события и связанные с ними проблемы общества (все это является предметом аналитической журналистики), журналист-комментатор стремится разъяснить суть событий и показать их значимость, тенденции развития и возможные последствия. Так можно сформулировать основную задачу аналитики (это слово в данном исследовании будет использоваться как синоним словосочетания «аналитическая журналистика»).

1.2 Жанровое многообразие и особенности аналитической журналистики

Выбор жанра произведения - важный элемент выражения авторской позиции.

Особенности аналитических жанров мы будем рассматривать, характеризуя особо значимые именно для этой ветви журналистики жанрообразующие факторы (предмет и метод отображения и целевую установку). Следует отметить, что эти факторы являются далеко не единственными, однако в современной теории журналистики их принято считать основными.

Предмет отображения - собственно, то, о чем журналист пишет - явление, более или менее описанное и раскрытое в материале. Для аналитического текста в качестве предмета отображения более характерны явления, находящиеся в окружающем автора мире - в этом аналитика схожа с информационной и художественно-публицистической журналистикой. Но не исключен и вариант самоанализа журналиста - изучения явлений собственного внутреннего мира, - который свойственен самоаналитическим публикациям. Эту «предметную развилку» и можно считать отличительным признаком аналитики.

Говоря конкретно об аналитических жанрах с этой точки зрения, воспользуемся словами А.А. Тертычного: «Публикации этих жанров различаются тем, что одни из них освещают «первичную реальность» - различные предметные, онтологические ситуации, практические действия, процессы, а другие - «вторичную реальность» - информационные явления (книги, фильмы, телепередачи и т.п.)…» А.А.Тертычный. Указ. соч. С.202 «Первичную» освещают в основном аналитические статьи и корреспонденции, «вторичную» - рецензии, обзоры прессы и литературно-критические статьи. Комментарии, обозрения и «постановочные» корреспонденции и статьи, в свою очередь, освещают и ту и другую.

В качестве основного метода отображения реальности аналитическая журналистика использует рационально-познавательный (логический) метод на теоретическом его уровне. В отличие от нее, информационная использует эмпирический уровень этого метода, создавая только «картинку» явления, в то время как аналитика ориентирована на глубокое изучение прчинно-следственных связей, тенденций развития, оценок, основательности аргументации и т.п.

Пожалуй, самым значимым жанрообразующим фактором является целевая установка отображения предмета, которая проявляется в степени детализации и глубине постижения связей. Автор аналитического материала хочет ввести читателя в курс дела, показать явление не в отрыве от действительности, а наоборот, в тесной с ней связи, предложить аудитории вместе с ним поразмышлять о возможностях развития ситуации и т.д.

На подобное глубокое изучение одиночного явления направлена аналитическая корреспонденция, взаимосвязанного ряда явлений (с выявлением тенденций, периодов) - аналитическая статья. Обозрение сообщает о важнейших событиях за определенный период времени (в определенной сфере общественной жизни, в одной стране и т.д.), обзор печати кратко знакомит с прессой, оценивает ее, рецензии и литературно-критические статьи оценивают произведения искусства и «разбирают» их. «Постановочные» статья и корреспонденция дают программы действий по отношению к явлениям.

Как упоминалось выше, указанные три фактора не являются единственными. Так А.А. Тертычный и призывает обратить внимание на четвертый жанрообразующий фактор, который считает крайне важным - методы и формы репрезентации материала аудитории. Говоря об их влиянии на жанрообразование, мы будем рассматривать ситуацию, когда все прочие необходимые факторы уже присутствуют. Методов репрезентации различают три. Используя метод сообщения, журналист создает информационные жанры - заметку, хронику или информацию. Когда к этому методу добавляется метод повествования, возникают тексты вроде информационной корреспонденции, применив с этими двумя методами еще и метод изложения автор получит жанр «наглядного отображения» - репортаж, очерк, фельетон. Тертычный А.А. Указ. соч. с. 202

В последние годы в журналистике появилась тенденция стирания границ между жанрами, смешения их признаков и функций, одни жанры изживают себя, другие наоборот приобретают чрезвычайную популярность. Поэтому приведенная здесь схема образования жанров не предлагается к восприятию как догма, однако ее следует иметь в виду. Там же с. 200

Журналистские жанры и система их образования нам интересны еще и потому, что выбор способа, которым журналист донесет информацию до читателя, тоже есть элемент авторской позиции. Хотя, конечно, не стоит забывать и о политике и плане издания, которые в той или иной загоняют этот выбор в определенные рамки.

У каждого издания есть модель (в данном случае нас интересует содержательно-тематическая), в которой определено, какую направленность будет иметь издание, какие темы в каких разделах оно будет освещать, их жанровое исполнение. Эту модель конкретизируют редакционные планы, отступать от которых журналисты могут лишь в крайних случаях. Необходимость следовать плану и есть один из факторов, стесняющих свободу журналиста в самовыражении.

1.3 Способы выражения авторской позиции в журналистском тексте

Анализ - ключевой процесс в создании аналитического произведения. Естественно, что у каждого журналиста свой метод и стиль его построения. Поэтому то, как автор строит доказательство своих доводов, в каком порядке он приводит аргументы и делает выводы - важнейший элемент авторской позиции. Например, он может использовать традиционную модель: гипотеза - аргументы - вывод; или же «обратную» - начать с вывода или аргументов - или вообще пропустить одно из звеньев такой цепи.

Позиция автора может выражаться и в способе, каким автор «физически» входит в текст.

М.И. Стюфляева в своем исследовании Стюфляева М.И. Указ. соч выделяет три «ипостаси» присутствия автора в тексте: как отстраненная оценивающая и размышляющая сторона, как непосредственно герой (участник) и как отражение героя. Любой из трех вариантов может быть использован в аналитической журналистике, поэтому все они нам интересны.

Любые авторские оценки основаны на собственном жизненном и читательском опыте, мировоззрении, личных нравственных нормах автора. Поэтому, оценивая явление, журналист самовыражается рационально, показывает себя аудитории как читателя, слушателя, выпускника учебного заведения и т.д.

Журналист как действующее лицо (например, ставящий эксперимент для разработки программы действий в связи с явлением) может проявить свою точку зрения например, с помощью избирательного показа явлений. Кроме того, описывая подобный эксперимент, он может продемонстрировать свое поведение в определенных ситуациях, что тоже поможет читателю узнать журналиста «живым человеком».

В том же случае, если автор выступает в роли «зеркала» Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения., он, реагируя на чувства и мысли своих героев, самовыражается эмоционально, что опять же влияет на его «живость» в глазах читателя.

Аналитик может выразить свое отношение к явлению напрямую, с помощью оценочных слов вроде «хорошо», «плохо», «справедливо», «правильно» и т.д. Кроме того, он может использовать обозначение - показ своего (или кого-то другого) поведения См Тертычный А.А. Указ. соч.. Таким образом он совершенно четко и однозначно дает читателю понять, как относится к описанному. Используя этот метод оценки журналисту нужно рассчитывать на высокий авторитет у аудитории и обоснованность своих доводов, чтобы читатель согласился его поддержать и принять его мнение.

С помощью метода избирательного показа оцениваемого явления - некоторые исследователи называют его «приём перетасовки» См Четыре теории прессы - (упоминание отдельных фактов, цитат, свойств, отзывов о явлении и т.д.) комментатор может создать у аудитории определенное впечатление об описываемом явлении, не прибегая к оценочным словам. Это может вызвать не такое однозначное понимание, как использование оценочных слов. Для разных категорий граждан (например, пенсионеров и подростков, глобалистов и антиглобалистов и т.д.) одни и те же явления могут иметь разные значения. Таким образом, здесь журналисту нужно учитывать свойства аудитории, чтобы достичь нужного результата - а именно создать у читателя нужную оценку явления, мотивировать его к определенному поведению, что всегда является целью аналитического материала. Кроме того, очень важно выявить действительно общественно значимые качества предмета публикации. Такой метод высказывания позиции может несколько снизить ответственность автора за мнение, создавшееся у аудитории, так как при таком методе его сложнее предсказать. В связи с подобным (избирательно-фрагментарным) способом отображения реальности может возникнуть вопрос о его честности по отношению к читателю и моральной его допустимости. Считаем нужным отметить, что любой журналистский текст фактически избирателен. Отбор определенных фактов - как раз тот неотъемлемый элемент субъективности, возникающей при передачи информации от одного человека к другому. Кроме того, автор, как и любой человек, по Конституции РФ имеет право высказывать свое мнение. Между «честным» и «нечестным» отображением действительности нет четкой грани, и профессиональная этика требует, чтобы журналист в спорных ситуациях действовал в соответствии со своими нравственными принципами Авраамов Д.С. Указ. соч., с. 234.

Последуем примеру А.А. Тертычного и приведем здесь неприемлемые по его мнению методы убеждения аудитории - это повысит практическую полезность данной работы.

· Домысел и «передержки»

· Апелляция к «личности»

· Апелляция к «публике»

· «Навешивание ярлыков»

· «Сплетня» Тертычный А.А, Указ. соч. с. 111

Еще одним способом выражения авторской позиции является выбор лексических средств. Журналист может использовать эмоционально окрашенные слова для выражения оценок, профессиональные или слова определенных слоев общества для создания определенного эффекта, для подчеркивания определенных качеств явления. Каждый человек в силу воспитания, образования и общения в определенном кругу использует свой индивидуальный набор слов. Такой набор есть, разумеется, и у каждого журналиста и используется им в материалах. Особенности словарного запаса - также важная часть его индивидуальности, проявляющаяся на газетной полосе.

То же самое можно сказать и о стилистике, об авторской манере письма. Некоторые журналисты (например, В. Песков) в силу своей темы и собственного характера пишут трогательные лирические, «неспешные» материалы. Другие же, напротив, - создают атмосферу быстроты, оперативности, постоянного движения (например, Ю. Щекочихин).

Упомянутая абзацем выше тема публикации - также важная часть проявления авторской позиции. У каждого состоявшегося публициста есть собственная тема, которую он разрабатывает иногда всю свою жизнь. Выбор этой темы связан с интересами, характером, жизненными обстоятельствами человека.

1.4 Взаимодействие автора и читателя

Аналитический материал предполагает наиболее активное взаимодействие журналиста с аудиторией. Обезличенные тексты более свойственны журналистике информационной - в новостной заметке, где изложен «голый» факт, личность автора не так важна. Это меняется, стоит только в материале появиться доле анализа - лицо размышляющее уже интересно. Кроме того, аналитический материал именно преследует цель повлиять на формирование мнения и поведения человека.

Журналистика в отличие от художественной литературы очень четко направлена на читателя - именно к нему, прямо и непосредственно обращается сотрудник газеты. Часто он как бы призывает читателя к солидарности, к совместной деятельности, предлагая ему свои размышления, приводящие к определенному выводу. Таким образом аудитория вовлекается в совместный с журналистом поиск истины, а здесь важно доверие.

Читая аналитику, мы доверяем не кому-нибудь, а реально существующему человеку, часто уже давно нам известному, со своими взглядами и мировоззрением. Со временем журналист зарабатывает себе авторитет, который крайне важен, ибо от него напрямую зависит эффективность его работы. Важно уметь представить себя не как представителя другого мира, находящегося «по другую сторону газетного листа», а «обычным человеком», «одним из вас (читателей)». Для этого можно использовать какие-то элементы совместного опыта (факты истории, произведения искусства). Если читатель узнает, что они с журналистом, например, читали одну и ту же книгу в одинаковом возрасте или жили напротив одной стройки, он почувствует свою с журналистом принадлежность к одной действительности. Кроме того в этих автобиографических вставках снова проглядывает личность журналиста, мировоззрение, воспитание. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики

Также, чтобы наладить связи с аудиторией, автор может ставить перед ней вопросы, предложить ей поразмышлять над отдельными нюансами ситуации, выразить сомнение в какой-либо точке зрения, выдвинуть какие-либо предположения. Сомнение в своих доводах может способствовать сближению с читателем - тот поймет, что журналист не претендует на истину в последней инстанции и уважает мнение других.

Однако, это приглашение автора к сотрудничеству, пошаговому следованию своей логике есть ни что иное как отстаивание своей точки зрения в споре с читателем. Ведь материал ориентирован на аудиторию, не придерживающуюся данного мнения. Он призван ее переубедить - это цель его существования. Следующее высказывание М.И. Стюфляевой о публицистических жанрах справедливо и применительно к аналитике: «Именно полемическое противостояние мнений - та жизненная сила, которая питает публицистику» Стюфляева М.И. Указ. соч. .

Черты полемизма можно разыскать в любом аналитическом материале. Здесь они гораздо более чистые и открытые, чем в художественной публицистике и литературе.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.