скачать рефераты

МЕНЮ


Использование PR-методов в работе субъектов современного рыночного пространства с телевизионными СМИ

Использование PR-методов в работе субъектов современного рыночного пространства с телевизионными СМИ

МЭСИ

Кафедра Информационных технологий и ПР

Реферат на тему:

“ Использование PR-методов в работе субъектов современного рыночного пространства с телевизионными СМИ ”.

Москва

2003

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ГЛАВА «1»

1.1. Стратегия работы субъектов современного рыночного пространства с телевизионными СМИ

1.2. Практические действия

2. ГЛАВА «2»

2.1. Правила и принципы работы PR-агентов с телевизионными СМИ

3. ГЛАВА «3»

3.1. Телевидение как равноправный субъект современного рыночного пространства

3.2. Привлечение внимания

ВВЕДЕНИЕ

В России, как и во всем мире, более 65% предлагаемых PR-агентствами услуг связаны с производством и размещением в СМИ различных публикаций, обеспечением связей со СМИ и пресс-поддержкой различных акций и кампаний. Аксиома PR гласит: деятельность без освещения в прессе практически равна нулю. Работа со СМИ и через СМИ - повседневная практика большинства PR-агентств. Сфера взаимоотношений любого PR-субъекта со СМИ (другими словами, Media relations) включает в себя следующее:

планирование и проведение информационных кампаний в СМИ (публикации в прессе, информационные сюжеты на радио и телевидении);

планирование и проведение брифингов, пресс-конференций, «круглых столов», эксклюзивных интервью;

профессиональный копирайт (сценарии, статьи, тексты выступлений и т.д.);

представление интересов клиента в средствах массовой информации;

консультации по вопросам позиционирования компании/продукта/акции в средствах массовой информации;

организация и сопровождение пресс-туров;

РR-консалтинг по вопросам определения и анализа риск-факторов; разработка стратегии взаимодействия со СМИ в «кризисных» ситуациях;

освещение в СМИ мероприятий клиента (участие в выставке, симпозиуме, конференции, презентации, открытие магазина, офиса, юбилейные мероприятия);

написание и рассылка пресс-релизов;

тематический мониторинг СМИ и его анализ; пресс-клиппинг.

СМИ - это зеркало, в котором отражается коммуникационная работа РR-специалистов. Зеркало, без сомнений, многогранное, возможностей отражения - масса - от газет районного масштаба до центральных телеканалов. Вот только в современной России печатные издания читает далеко не каждая семья, а телевизор есть почти в каждом доме. И по данным статистики, рядовой гражданин нашей страны ежедневно проводит перед телевизионным экраном от трех до трех с половиной часов. В среднестатистическом российском доме телевизор работает около семи часов в день (это вовсе не означает, что его постоянно смотрят, психологи уверены, что даже фоновое вещание способно оказывать достаточно сильное влияние на сознание и подсознание).

Телевидение создает фон нашей жизни: расширяет наш кругозор, меняет привычки, привлекает к обсуждению различных проблем, формирует общественное сознание. Ни одно из других средств массовой информации не имеет столь короткой и в то же время насыщенной истории. И ТВ продолжает развиваться, как в техническом отношении, так и в содержательном. Общая тенденция современного мира - ничего не развивается быстрее информационного пространства и каналов распространения информации. Эффективность телевизионного влияния - колоссальна, газеты и радио позиции свои сдают. Правда, и тем, и другим, наступает на пятки Интернет…

Но не о всемирной паутине речь. Цель данной работы - проследить развитие взаимоотношений PR-агентов с телевизионными средствами массовой информации, понять, какие PR-методы наиболее приемлемы для использования субъектами современного рыночного пространства в работе с ТВ, установить, как лучше всего налаживать каналы коммуникации, уточнить, какие именно компоненты должны присутствовать в нацеленной на телеэфир PR-кампании. Потому в первой главе будут подробно и последовательно описаны стратегические шаги теле-PR-кампании. Вторая глава будет посвящена правилам и принципам, в соответствии с которыми стоит действовать PR-агенту, а также исключениям из этих правил в виде черного PR и так называемой «телевизионной джинсы» (всем известно, не в идеальном мире живем), и проанализирует рождение нового феномена журналиста-пиарщика в одном лице. А третья рассмотрит телевизионные СМИ в качестве равноправного рыночного агента, который, в целях собственной раскрутки, играет по тем же самым правилам, что и организации по связям с общественностью. В заключении, вместе с подведением итогов, будут перечислены проблемы, возникающие на пути к «правильным» отношениям PR и СМИ.

Эта дипломная работа - уникальная для меня возможность - попытка осмыслить работу PR-механизма, нацеленного именно на телевидение. О медиа-кампаниях уже написано немало, однако в поле моего зрения будет находиться только один, причем довольно специфический сегмент электронных СМИ. Исследование - скорее прикладного характера: теоретическая база стандартна, а примеры и советы основаны на собственном опыте или позаимствованы из собственной практики.

I глава

Стратегия работы субъектов современного рыночного пространства с телевизионными СМИ

Великий Феллини писал: «С помощью гипнотической внушающей силы зрелища, которое и днем, и ночью безо всякого перерыва приходит к людям в дом, телевидение разрушило… отношение индивида к действительности. Вся жизнь - природа, наши друзья, литература, женщины - все постепенно угасает под воздействием этого маленького экрана, который проникает повсюду. Он поглотил все: реальность, нас самих и наше отношение к действительности».

Телевидение информативно, зрелищно, популярно, а главное - уникально. Движущиеся образы плюс звуковая информация, зрение плюс слух - воздействие на зрителя осуществляется сразу по двум важнейшим каналам восприятия. Таким образом, ТВ создает эффект присутствия - несравнимо больший, чем радио или газета. Зритель знает, что передачу вместе с ним смотрят миллионы (в крайнем случае, десятки тысяч) людей, и все равно воспринимает выступление с экрана как непосредственное обращение к собственной персоне. Людская психология: больше склонны верить увиденному, чем прочитанному или услышаному. До того, что бывали случаи, когда человека, бывшего непосредственным свидетелем того или иного события, опровергали словами: «Но я же видел по телевизору...»

Когда-то телевидение назвали «окном в мир». Акценты смещаются, и сегодня правильнее было бы сказать, что телевидение - это окно мира к нам. Значит, так, как в этом окне что-то будет сказано и показано, и будет восприниматься мир.

«Господа! Минута телевизионного эфира в нашей программе стоит 3000$. Подумайте, у вас есть что сказать людям?» - объявление такого содержания предваряет вход в эфирную студию одной из популярнейших российских программ. Расходы телевизионных медиа на подготовку и производство передач не идут в сравнение с затратами печатных СМИ. Но и результат освещения PR-акции на телеэкране не сравним с эффектом выхода печатных публикаций. Соответственно, «заманить» съемочную группу на какое-либо мероприятие гораздо сложнее, чем пригласить корреспондента из газеты. Организация съемки связана с немалыми затратами (хоть это и постоянная практика любой телепрограммы).

Очевидно и другое: за грамотно и завлекательно поданный информационный повод, способный затронуть интересы зрителей, ухватятся телевизионные каналы, понимая, что проиграют, если не расскажут о нем. Речь, само собой, не идет о масштабных новостях, которые и без раскрутки привлекут внимание СМИ, а о тех, сотни тысяч которых ежесекундно сталкиваются в борьбе за интерес журналистов и аудиторий. Только тысячи из них найдут себя в новостных колонках печатных СМИ, сотни отвоюют свое место «в солнечных лучах телеэфира», и лишь считанные единицы обратят на себя внимание и запомнятся.

Установлено: существует как минимум три канала поступления информации в СМИ. Первый назовем рутинным, куда попадают официальные сообщения, второй - неформальным, с утечкой сведений и новостями из неофициальных информационных структур, а третий - свободным, здесь и репортерская информация, и события не первостепенной, но важности, да и просто интересные сообщения. На последние два канала PR-агенты обычно и ориентируются.

Стандарты качества и информационной содержательности материалов на телевидении чрезвычайно высоки. Но и задачи, которые помогает решить своевременный выход материала в телеэфир, зачастую значительно масштабнее и важнее, чем даже самая удачная реклама. Так что в отношениях с телевизионными медиа, каким бы каналом распространения PR-субъект не воспользовался, ему необходимо привлечь максимум творческого потенциала - телевидение диктует свои правила - однако игра без сомнения стоит свеч.

Основой всякой успешной игры служит диалог. В случае монолога PR-субъектам сложно будет добиться намеченной цели. Еще для игры нужен игровой мир, подчиненный определенным законам и достаточно содержательный, чтобы обеспечить интересное действо на протяжении некоторого времени. В игре, за которую мы беремся, принимают участие PR-субъекты и телевизионные СМИ. Да, нельзя забывать и о третьей стороне - зрителях, конечных потребителей информации, запросам которых и пиарщики, и телевизионщики должны соответствовать. Выигрывает не сильнейший, а умнейший или хитрейший...

Выстраивание отношений со СМИ - вещь трудоемкая и требует ежедневного внимания. Формы, методы, приемы работы PR-агентов со СМИ хорошо известны - это создание информационных поводов, регулярное распространение пресс-релизов, приглашение журналистов на место события, организация и проведение пресс-конференций, конференций, пресс-туров, брифингов, «круглых столов», выставок, эксклюзивных интервью, подготовка материалов для размещения в теле-, радиоэфире, для публикаций в прессе… Продолжать можно долго. Однако всегда ли они приносят ожидаемый результат? Как определить успешность выбранного пути, особенно в отношении телевизионных СМИ?

Теоретическое обоснование

Конечно, существует определенный алгоритм работы со СМИ в общем и с телевидением в частности. Однако по-настощему эффективным его использование будет только в случае исключительно творческого подхода к решению пиаровских задач. Как говорил коммивояжер из пьесы А. Миллера: «Мои орудия - заискивающая улыбка и до блеска начищенные ботинки. И еще, нужно уметь мечтать!» Вот вам и формула качественного PR: мечтать и творить с оглядкой на свод правил, поскольку в основе качественного творчества должны лежать определенные теоретические знания.

Костяк любой PR-кампании (и медиа-кампании в том числе) неизбежно состоит из одних и тех же звеньев:

Расшифровываем. Объекту необходимо донести до широкой аудитории информацию. Он может действовать самостоятельно или через посредника в лице PR-агентства. Которое, в свою очередь, адресует послание объекта через каналы передачи информации, то есть СМИ, целевой аудитории. Для того, чтобы обращение объекта встретило на своем пути к зрителям и читателям как можно меньше преград, важно учитывать принцип сегментирования информации. Другими словами, послание должно быть составлено для конкретной аудитории, подготовлено специально для нее, проведено через адекватные каналы информации.

В самом общем виде технология любой PR-кампании укладывается в формулу RACE, где R - research (исследование: анализ и постановка задачи), А - action (действие: разработка программы), C - communication (составление информационной стратегии), E - evaluation (оценка: определение результатов, внесение корректив)[1].

Применительно к ориентированной на ТВ медиа-кампании формула RACE приобретет несколько иное звучание. Целью первого, исследовательского этапа, станет определение существующего отношения целевых аудиторий к проекту, персоне, организации и т.д. Самый простой способ это сделать - ответить для себя на несколько вопросов. Например, таких. Какова цель ПР-акции? Что я хочу получить в итоге? На какую контактную группу (аудиторию) рассчитана эта ПР-акция? Как лучше подать материал, чтобы он принес наибольший эффект? Специалист по PR обязан четко представлять группы людей со специфическими интересами, на которые должен быть ориентирован проект. Как только группы будут исследованы, следует определить, какие телевизионные СМИ подходят для работы с ними, и использовать эти СМИ самым эффективным способом. Основная обязанность PR-специалиста заключается в том, чтобы знать «свою» аудиторию и делать так, чтобы сообщения выбранных средств массовой информации доходили до нее.

Следующий этап, планирование действий, необходимых для проведения телевизионной медиа-кампании, будет отмечен разработкой принципов ее осуществления, пошагового рабочего плана реализации проекта, который осуществится на третьем, коммуникативном этапе. Именно эти два этапа и представляют для PR-менеджера наибольший интерес. Процессы разработки и выполнения действий тесно между собой связаны, поэтому и рассматривать их можно в совокупности, для удобства разбив стратегические действия на последовательные шаги.

Практические действия

Шаг первый: разработка собственной информационной стратегии

Информационная стратегия - это логически простроенный, выверенный во времени план подачи информации в СМИ, опирающийся на традиционные и нетрадиционные приемы. Информацией можно и нужно управлять - сначала формировать собственные информационные потоки, поставлять сведения о себе по любому, даже самому незначительному и неинтересному поводу - к вам должны привыкнуть. Потом, когда вас начнут узнавать, и даже перестанут отправлять пресс-релизы в мусорную корзину, потоки можно сегментировать - то есть переходить от информационного шквала к информационным фрагментам - и заниматься (если необходимо) сознательным информационным манипулированием. Невыгодные подробности вами умалчиваются, выгодные - выдвигаются на первый план. Малозначимые для события, но важные для вас позиции выносятся в начало материала, прочие «задвигаются» в конец. Для передачи информации привлекается авторитетный посредник. Подгоняются опросы и рейтинги, подбираются цитаты, работающие на необходимый результат. В случае недостатка сведений, факты и цифры компенсируются эмоциями[2]. В общем, главное - чтобы вам поверили, а там уж, глядишь, и до джентльменских соглашений («вам, и только вам, первым и единственным») с прессой недалеко.

Шаг второй: выбор телепрограммы.

Раз уж нам с вами повезло жить в эпоху перемен (это, между прочим, у китайцев проклятие такое), будем соответствовать. И извлекать из ситуации максимум возможного. А потому - внимательно подходить к выбору телевизионных СМИ, поскольку от правильного выбора во многом зависит успех акции. Для выбора телевизионного рупора PR-проекта необходима осторожность, взвешенность, а главное - объективность. Конечно, каждый хочет появится в рейтинговой программе центрального телеканала. Вопрос в том, нужно ли это? Будет ли программа соответствовать проекту, а проект программе? Пересекутся ли плоскости «мы» и «они»?

Прежде всего, необходимо оценить возможности потенциальных ретрансляторов ваших идей в массы, понять систему выпуска телепередач в эфир, определить редакционную политику. Ведь основа стратегии ваших отношений со СМИ - знание того, как они работают. В самом общем виде, такое исследование проводится по следующим критериям оценки:

-тематическая направленность программы

-жанр программы (информационно-аналитическая, новостная, ток-шоу, развлекательная, научно-просветительская и т.д.)

-частота выхода программы в эфир (ежедневно, еженедельно, ежемесячно)

-время выхода в эфир

-хронометраж программы

-охват вещания программы

- круг потенциальных зрителей - возрастные группы, пол, социальный статус, религиозные и политические взгляды, национальность, особые интересы

-идет программа в прямом эфире или в записи

PR-менеджер должен понимать роль СМИ в информационном обмене, механику деятельности СМИ, их обязательства перед рекламодателями, а также жизненные ценности тех людей, которые контролируют доступ к СМИ, спонсоров или владельцев передачи или телеканала.

По данным Национальной ассоциации телевещателей, в России 100 государственных (из них 88 - в регионах) и 150 негосударственных телекомпаний, 9 телевизионных каналов, которые видят более 50% населения, а в 200 городах России работают по 10-12 открытых телеканалов. Представьте, какие просторы для PR-деятельности…

Строже говоря, телевизионная медиа-система в нашей стране - это целая структура. Первый ее уровень составляют телеканалы, собственником которых полностью или частично является государство: ОРТ, РТР, НТВ, «Культура». Второй уровень телевизионных СМИ всероссийского, межрегионального и регионального охвата - это коммерческие компании: СТС, ТНТ, Ren-ТВ, ТВ-3, Дарьял-ТВ. И третий - региональные электронные СМИ, которые контролируются местными администрациями или региональными корпорациями: ТК «Пульс», «Афонтово», «Добрыня», ТРК Телеком и т.д.

Нельзя также не упомянуть и о медиа-холдингах, мощных участниках телевизионных игр. Это, прежде всего, государственный холдинг, состоящий из ВГТРК (телеканалы РТР и «Культура») и государственных телерадиокомпаний в регионах. Затем, группа «Газпром-медиа», которая контролирует каналы НТВ, ТНТ и НТВ+, группа СМИ Юрия Лужкова (ТВЦ), Альфа-медиа (СТС), Департамент информации РАО ЕЭС России (Ren-ТВ), Лукойл-медиа (ОРТ)[3].

Но вернемся к «телевизионным уровням». Позиция на ступенях классификации определяет и величину потенциальной и реальной зрительской аудитории (телеканалы первого уровня делят 60-70% аудитории, второй уровень - это примерно 15% аудитории), и имидж, и стратегию СМИ. ОРТ, к примеру, позиционируется как массовый и семейный канал. РТР - тоже общего пользования, но политически и идеологически ангажированный государством. НТВ - независимый, либеральный, ориентированный на продвинутую часть населения. Такой подход телеканал, в принципе, продолжает сохранять и после смены собственника. «Культура» - удовольствие не для широкой публики, зрители «пятой кнопки» - люди, в большинстве своем, не молодые.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.