скачать рефераты

МЕНЮ


Правовое регулирование банкротства кредитных организаций в России и США"

Конкурсный управляющий в течение 15 дней с момента представления им в Банк России документов, подтверждающих право конкурсного управляющего совершить операции по корреспондентскому счёту кредитной организации, признанной банкротом, направляет для опубликования в «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Вестник Банка России», а также опубликовывает в местной печати по месту расположения кредитной организации за счёт её средств объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства[25].

Состав ликвидационной комиссии также согласовывается с территориальным Главным управлением (Национальным банком) Центрального банка РФ либо ЦОУ при Центральном Банке РФ.

В состав ликвидационной комиссии должны входить учредители (участники) банка, а также кредиторы банка, должностные лица исполнительного банка и другие лица. Работники Центрального банка РФ не могут являться членами ликвидационной комиссии банка.

Главное управление (Национальный банк) Центрального банка РФ либо ЦОУ при Центральном Банке РФ после отзыва лицензии у кредитной организации вправе обратиться в арбитражный суд с иском о её ликвидации.


Глава II. Правовое регулирование Банкротства  кредитных организаций в США

§1. Понятие банкротства кредитных организаций по законодательству США

Распорядительные органы федерации и штата и штат ревизоров наблюдают за сохранением безопасности и ос­новательности банковской системы, а на Федеральную корпора­цию страхования вкладов ложится основная нагрузка на федеральном уровне и уровне штата по решению вопросов, касающихся разорения и банкротства учреждений. Федеральная корпора­ция страхования вкладов была создана конгрессом в 1934 году после того как в 1929 году примерно 9000 американских банков прекратили деятельность в связи с крушением рынка акций.  Убытки вкладчиков с 1929 г. до принятия Закона о банковской деятельности 1933 г. составили приблизительно 1,3 млрд. долларов[26]. Главной задачей ФКСВ бы­ло восстановить доверие публики путем создания обоснованной стабильной и надежной банковской системы с помощью страхо­вания вкладов в банках и усиления контроля. В 1934 г., в момент введения, страхование вкладов производи­лось на сумму до 2500 долларов; через пятьдесят лет страховая сумма была повышена до 100 тыс. долларов по вкладу на счете.

Функционирование ФКСВ осуществляется в соответствии с Актом о Федеральной корпорации страхования вкладов. Управляется она Советом директоров, состоящим из трех человек. Один из них —Финансовый контролер, а двое других (в том числе директор) назначаются президентом на шесть лет. ФКСВ существует на доходы, получаемые за счет выплат застрахованных банков по своим вкладам. По оценкам, они со­ставляют двенадцатую часть от 1% вкладов банка. На базе оцен­ки производят расчеты, но в целом плата может быть определена через оценку всех вкладов, занесенных на счета банка в Соединен­ных Штатах.

Зарегистрировавшись в органах штата или федерации, банк должен получить от ФКСВ страховой сертификат и показать предшествующую деятельность и опыт ру­ководства, способность удовлетворять потребности общества и свои планы на будущее. Не обеспечив страхования в ФКСВ, банк не может начать деятельность. ФКСВ не регистрирует уста­вы учреждений, но она в большой степени держит в своих руках их будущее. ФКСВ во все возрастающей степени контролирует не толь­ко средства учреждения, но и разрешение новых видов деятель­ности, одобренных властями федерации и штатов.

Как и Служба Финансового контролера, ФКСВ осуществляет ревизии, инспекции и прину­ждает застрахованные банки к исполнению. В дополнение к исполнению ФКСВ тесно связана с вопросами слияния, откры­тия филиалов и рассмотрения других ходатайств зарегистриро­ванных на уровне штатов не являющихся членами Федеральной резервной системы банков, в отно­шении которых она имеет право контроля и инспектирования. В 1985 г. таких банков было 8392. ФКСВ также контролирует взаимосберегающие банки, сберегательные учреждения, застра­хованные ФКСВ, и осуществляет ревизии совместно с Федераль­ной резервной системой и Службой Финансового контролера.

Все распорядительные органы (на федеральном уровне ими являются Служба Финансового контролера, Совет управляющих Федеральной резервной системы, Федеральная корпорация страхования вкладов) осуществ­ляют контроль за деятельностью банка, рассматривая отчеты о положении или доклады по запросам, в которых банки указы­вают свои вклады и обязательства. Кроме того, производятся ре­визии и проверки на местах. Периодические ревизии являются главным источником информации, и по их данным распоряди­тельные органы узнают о недостатках в управлении, деятельности и финансовом положении. Отъявленное мошенничество может быть обнаружено только, когда будет уже слишком поздно. В лю­бом случае все распорядительные органы концентрируют свои возможности, если банк находится на грани краха. Ущерб интере­сам общества может быть огромным с точки зрения коммерче­ских вопросов и общего экономического благосостояния. ФКСВ и распорядительные органы, занимающиеся банками, заинтересо­ваны в защите вкладчиков в соответствии с требованиями закона, но они также обязаны иметь в виду и банк в целом. Прилагаются энергичные усилия, чтобы избежать банкротства банка с помощью тщатель­но разработанных и мощных средств контроля. Иногда этого не­достаточно из-за экономических условий, мошенничества и харак­тера ситуации, тогда необходимость закрыть банк и противо­стоять экономическому воздействию, порожденному этим собы­тием, выводит на арену ФКСВ. ФКСВ имеет в своем распоряже­нии ряд предусмотренных законом средств для решения проблем разоряющихся банков. Основой его действий является страховой фонд, активы которого в 1987 г. составляли около 19 млрд. долла­ров[27]. Федеральная корпорация страхования вкладов имеет в своем распоряжении ряд предусмотренных законом средств, чтобы преодолеть почти любую ситуацию банкротства банка законным, неразрушительным и справедливым методом. Банк подлежит за­крытию, если он не способен «удовлетворить требования своих вкладчиков[28]». Исторически ФКСВ реагировала на банкротства банков, используя либо метод выплаты страховок по вкладам, ли­бо метод покупки и присоединения закрытого банка.

§ 2. Медод выявления проблемных кредитных организаций

1.  Для осуществления контроля за деятельностью учреждения распорядительные органы по банковской деятельности используют два способа: доклады по запро­сам, предоставляемые самими учреждениями, и ревизии (в том числе система сравнительной оценки), проводимые ревизорами в отношении подконтрольных банков. Формально введенная Федеральным советом по ревизии финансовых учреждений в 1978 г., хотя она использовалась и ранее, система оценок именуется Межагентской системой оценки банков, более известной как оцен­ка CAMEL[29]. Введение этой формальной сбалансированной систе­мы было попыткой создать более осознанный контроль за рын­ком.

По системе CAMEL положение банка оценивается по пяти аспектам—капитал, активы, управление, доходы и ликвид­ность - с дополнительной субъективной оценкой, отражающей вос­приятие ревизором всего учреждения в целом. По каждому аспек­ту проставляются баллы, начиная с единицы (хорошо) до пятерки (плохо). Хорошая оценка означает редкие ревизии; более низкая оценка приведет к более частому проведению посещений и запро­сам о представлении докладов.

Результат этого – «расширение, в первую очередь Федераль­ной корпорацией страхования вкладов, перечня «проблемных банков» - банков с оценками CAMEL 4-й и 5-й категорий. В 1985 г. в перечне было 1140 банков; 120 банков были закрыты или потребовали от ФКСВ помощи. Учреждения, включенные в перечень, испытывают трудности и близки к положению ра­зоряющихся или обанкротившихся и, таким образом, представ­ляют опасность ущерба для страхового фонда»[30].

§ 3. Помощь разоряющимся кредитным организациям

Годами ФКСВ не желала предлагать помощь банку, находя­щемуся под угрозой закрытия, или способствовать его слиянию с другим застрахованным банком, если такая сделка не подразу­мевала закрытия застрахованного банка. В основе этого нежела­ния лежала ее основная предусмотренная законом обязанность защищать вкладчиков и страховой фонд. ФКСВ чувствовала, что любая помощь действующему банку дает незаслуженные выгоды акционерам и стимулирует большую беспечность со стороны ру­ководства. Приобретение и присоединение были предпочтитель­ным способом из-за этого, а также потому, что назначение управ­ляющего имуществом и управление имуществом приводили к устранению прежнего руководства и аннулированию некоторых требований кредиторов. До 1981 г. ФКСВ оказала помощь только при одном слиянии действующего банка. Однако позднее из-за серьезных проблем, затрагивающих определение сектора национальной экономики, и роста числа, размеров и усложнения характера потенциальных банкротств банков ФКСВ столкнулась с необходимостью идти в случае банкротств нетрадиционными путями. Ее полномочия были существенно расширены в 1982 г. в Законе Гарна - Сен-Жермена о сберегательных учреждениях. Параграф в) Закона о федеральном страховании вкладов был пересмотрен и приобрел следующий вид:

Помощь застрахованным банкам

«1) Корпорация имеет право по собственному усмотрению в случаях и на условиях, которые определит ее Совет директоров, предоставлять займы, принимать вклады, приобретать активы или ценные бумаги, присоединять пассивы или осуществлять вклады в любой застрахованный банк,

A) если такое действие предпринято, чтобы предотвратить за­крытие такого застрахованного банка;

Б) если в отношении закрытого застрахованного банка такое действие предпринято, чтобы возобновить нормальную деятель­ность такого закрытого застрахованного банка; или

B) если, когда существует тяжелое финансовое положение, угрожающее значительному числу застрахованных банков или за­страхованным банкам, владеющим значительными финансовыми средствами, такое действие предпринимается, чтобы уменьшить для корпорации риск, создаваемый таким застрахованным бан­ком при угрозе стабильности.

2) А) Чтобы способствовать слиянию или объединению за­страхованного банка, указанного в подпункте Б), с застрахован­ным учреждением, или продаже активов застрахованного банка и присоединению пассивов такого застрахованного банка застра­хованным учреждением, или приобретению акций такого застра­хованного банка, корпорация имеет право по собственному усмо­трению в случаях и на таких условиях, которые установит ее Со­вет директоров,

 i) приобретать любые такие активы и присоединять любые та­кие пассивы;

ii) предоставлять займы, или осуществлять вклады, или при­обретать ценные бумаги застрахованного учреждения или компа­нии, которая контролирует или приобретет контроль над таким застрахованным учреждением;

iii) давать поручительство за застрахованное учреждение или компанию, которая контролирует или приобретет контроль за та­ким застрахованным учреждением в результате слияния или присоединения такого застрахованного учреждения, или присоедине­ния пассивов и приобретения активов такого застрахованного банка, или в результате приобретения контроля такой компании над таким застрахованным банком; или

iv) осуществить действия, перечисленные в подпунктах от i) до iii), в любой комбинации.

Б) Для целей подпараграфа А) застрахованный банк должен быть застрахованным банком, i) который закрыт;

ii) который, что отражено в решении Совета директоров, на­ходится под угрозой закрытия; или

iii) который, если существует тяжелая финансовая ситуация, угрожающая стабильности значительного числа застрахованных банков или застрахованных банков, которые владеют значитель­ными финансовыми средствами, по собственному усмотрению определен корпорацией как требующий помощи по подпункту А) для того, чтобы уменьшить для корпорации риск, создаваемый таким застрахованным банком при такой угрозе стабильности»[31].

До принятия Закона Гарна—Сен-Жермена помощь ФКСВ дей­ствующим банкам разрешалась, только если продолжение дея­тельности вызывающего беспокойство банка важно для обес­печения надлежащего банковского обслуживания в общине, -  решение, которое ФКСВ редко была склонна выносить. В Инструкции 1983 г. были закреплены требования, которые необходимо пред­варительно выполнить для получения помощи ФКСВ в слиянии или приобретении застрахованного действующего банка.

Совет директоров ФКСВ согласно параграфу 13. в) Закона о федеральном страховании вкладов имеет право оказывать фи­нансовую помощь, чтобы предотвратить закрытие застрахован­ного банка. Помощь также может быть оказана, если, когда воз­никает тяжелое финансовое положение, угрожающее стабильно­сти значительного числа застрахованных банков или застрахован­ным банкам, владеющим значительными финансовыми средства­ми, такое действие предпринимается, чтобы уменьшить для ФКСВ риск, создаваемый таким застрахованным банком при угрозе стабильности. Помощь может быть оказана непосред­ственно банку при угрозе разорения, другому банку, обладающе­му финансовыми возможностями, чтобы присоединить или при­обрести разоряющийся банк, или холдинговой компании или ино­му юридическому лицу, чтобы обеспечить приобретение им бан­ка. Чтобы ФКСВ оказала помощь, либо сумма помощи должна быть меньше затрат на ликвидацию, включая выплату средств за­страхованных счетов банка, либо Совет ФКСВ должен опреде­лить, что продолжение деятельности банка важно для обеспече­ния надлежащего банковского обслуживания общины.

Предложение об оказании помощи должно удовлетворять сле­дующим принципам, за исключением случаев, когда существуют объективные причины, препятствующие их удовлетворению:

1. Расходы ФКСВ, связанные с предложением, должны быть явно меньше, чем при других альтернативах.

2. Предложение должно обеспечить надлежащие управленче­ские ресурсы, достаточные реальные капиталы и разумное доказа­тельство будущей рентабельности банка.

3. Помощь ФКСВ должна сопровождаться значительными вливаниями капитала из источников, не связанных с ФКСВ.

4. Предложение должно гарантировать, что помощь ФКСВ пойдет на пользу банку и ФКСВ и не будет обращена на другие цели.

5. Возобновление или продление договоров с руководством может произойти до предоставления помощи. Продолжение ра­боты всех директоров, должностных лиц, участвующих в разра­ботке политики, и других должностных лиц банка, которому ока­зывается помощь, по списку, подготовленному ФКСВ, подлежит одобрению ФКСВ. ФКСВ проверяет и может не одобрить любой из или все новые должностные оклады или продленные соглаше­ния, касающиеся этих лиц, на весь период, пока не выплачена по­мощь.

6. Финансовое влияние на обычных акционеров и владельцев материальных средств подчиненного долга и (или) привилегированной акции разоряющегося банка должно приближаться к влия­нию, которое бы имело место, если бы получающий помощь банк обанкротился.

7. Желательно, чтобы предложение не предусматривало иму­щественный интерес ФКСВ в банковских учреждениях. Если необ­ходимо принятие какого-либо имущества, ФКСВ, естественно, стремится получить значительно большую прибыль, рассчитан­ную с учетом умеренного присвоения.

8. Желательно, чтобы любое предложение ФКСВ о помощи предусматривало ее возврат ФКСВ, полностью или частично.

9. Если получающий помощь банк является филиалом хол­динговой компании, предложение должно быть разработано та­ким образом, чтобы

а) помощь не предоставлять холдинговой компании, за ис­ключением случаев, когда к этому вынуждают обстоятельства, и только тогда, когда холдинговая компания действует исключи­тельно как передаточное звено для предоставленной банку помо­щи;

б) воздействие на директоров, руководство, акционеров и кре­диторов холдинговой компании приближалось к ожидаемому воздействию в случае банкротства получающего помощь банков­ского филиала (следовательно, может потребоваться, чтобы кре­диторы холдинговой компании ограничили и/или закрепили но­вые условия предоставленных ими кредитов); и

в) существенный вклад, минимизирующий финансовые расхо­ды ФКСВ, был сделан за счет доступных ресурсов холдинговой компании и ее иных банковских и/или небанковских филиалов.

10. ФКСВ предпочитает не приобретать и не пользоваться ак­тивами банков, которым она оказывает помощь. Признается, что эта задача не может быть осуществима или желательна во всех си­туациях. В целом, однако, предложения о помощи должны пред­усматривать сохранение за сохранившимися учреждениями на­именования и обслуживания всех активов получающего помощь банка. При некоторых обстоятельствах ФКСВ учитывает частич­ную потерю стоимости обесцененных активов. В отношении раз­мера передачи обесцененных активов ФКСВ предложение должно представить ФКСВ удовлетворительные условия обслуживания.

11. В целом сохранившийся банк должен сохранить обязан­ность по предъявлению претензий и иных возможных требований к сберегательным и страховым компаниям, бухгалтерам, адвока­там, директорам или должностным лицам. Однако предложение должно предусматривать для ФКСВ возможность выбора, по своей инициативе, передачу и осуществление права банка по предъявлению таких претензий.

12. Размер вознаграждений адвокатам, инвестирующим бан­кирам, консультантам и другим советникам, связанным с подачей в ФКСВ просьбы о финансовой помощи, должен быть сообщен ФКСВ и учитывается при определении расходов ФКСВ по предоставлению помощи. Чрезмерных вознаграждений следует избе­гать. Ни в коем случае выплата вознаграждения не должна быть связана с одобрением или принятием финансовой помощи от ФКСВ[32].

Поправка Дугласа к Закону о банковской холдинговой компа­нии 1956 г. не только ограничила межштатные приобретения благополучных коммерческих банков, но и воспре­пятствовала помощи ФКСВ в приобретении закрытого банка на межштатной основе, в частности в штатах, где ФКСВ считает трудным определить местонахождение заинтересованных при­обретателей[33]. По закону Гарна—Сен-Жермена ФКСВ было предо­ставлено право помогать в приобретении за­крытого застрахованного банка с активами в 500 млн. долларов находящимся вне штата банком или банковской холдинговой компанией. В чрезвычайных ситуациях ФКСВ может организо­вать межштатную продажу закрытых коммерческих банков с ак­тивами, превышающими установленную сумму, а также банков совместных сбережений. Закон штата не наруша­ется этим правом, поскольку нормативная схема предусматри­вает уведомление распорядительных органов штата и возмож­ность их возражений, при наличии которых межштатное приобрете­ние требует одобрения Совета ФКСВ в полном составе. При рас­смотрении предложений о приобретении закрытых банков по ука­занной нормативной схеме положения закона отдают предпочте­ние предложениям, исходящим от находящихся в том же штате и того же типа учреждений (то есть других коммерческих банков).

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.