скачать рефераты

МЕНЮ


Учет и анализ выпуска и реализации готовой продукции (на примере ЗАО "ЦИМС")

          Выявленные излишки готовой продукции и товаров оценивают, но рыночной стоимости на дату инвентаризации и включают и состав внереализационных доходов. В бухгалтерском учете оприходование излишествующей готовой продукции оформляется проводкой:

        дебет счета 43 «Готовая продукция» кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

          Недостачи и порчи запасов списываются со счетов учета по их фактической себестоимости. При порче запасов, которые могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), последние одновременно приходуются по рыночным ценам с учетом их физического состояния с уменьшением на эту сумму потерь от порчи. При отражении в учете недостач и порчи материалов будут оформлены следующие проводки:

         дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» кредит счета 43 «Готовая продукция» - на сумму стоимости недостающего имущества;

        дебет счета 10 «Материалы» (по соответствующим субсчетам) кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - на сумму стоимости материалов по цене возможного использования.


        3. АНАЛИЗ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ



   3.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации готовой продукции.


           Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 3.1).                                                                                                   Таблица 3.1    

   Динамика производства товарной продукции в сопоставимых ценах

   Год




             Объем

 производства,  млн.руб.





аа


 продукции, млн. руб.

                 Темпы роста, %

       базисные

        цепные

     1

                    2

             3

             4

2001

                 19300

          100,0

          100,0

2002       200З

                 20000

                 21300

          103,6

          110,4

          103,6

          106,5

2004

                 23600

          122,3

          110,8

2005

                 24000

          124,4

          101,7


                                                                                                 Таблица 3.2

Динамика реализации товарной продукции в сопоставимых ценах

   Год

       Объем реализации,

              млн.руб.

млн. руб.

                  Темпы роста, %

       базисные

        цепные

     1

                    2

              3

            4

2001

                 20000

           100,0

         100,0

2002

                 19600

94300

             98,9

           98,9

2003

                 20800

           104,0

         106,1

2004

                 22900

           114,5

         110,1

2005

                 23400

           117,0

         102,2

       Из таблиц 3.1 и 3.2 видно, что за пять лет объем производства воз­рос на 24,4 %, а объем реализации - на 17,0 %. За последний 2005 год темпы роста производства несколько выше темпов реализации продукции, что свидетельс­твует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

       Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реали­зации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

       Исчислим его по среднегеометрической:


      В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 5,6 %, а реализации продукции - 2,3 %.


Динамика производства товарной продукции

                                                Рис.1


                                                                                                           Таблица 3.3

  Анализ выполнения плана по выпуску и реализации товарной продукции  ЗАО «ЦИМС» за 2005 год   

Изделие

Объем производства продукции, млн. руб.

        Реализация продукции,

                    млн. руб.

  план

 факт

  +,-

% к плану

 план

 факт

+,-

% к плану

      1

   2

   3

   4

    5

   6

   7

   8

    9

Фланец

4000

4500

+500

+12,5

4300

4250

-50

-1,2

Вал

6000

5500

-500

  -8,3

5200

5100

+100

+1,9

Барабан

6000

6500

+500

+8,3

6400

6300

-100

+1,6

Колодка

7900

7500

-400

+6,3

7200

7750

+500

+6,9

Итого

23900

24000

-100  

-0,42  

23100

23400

+550

+2,38


      Анализ реализации продукции тесно связан с анали­зом выполнения договорных обязательств по постав­кам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конку­ренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

           В процессе анализа определим выполнение плана поста­вок за месяц и с нарастающим итогом в целом по ЗАО «ЦИМС», в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясним причины недовыполнения плана, и дадим оценку деятель­ности по выполнению договорных обязательств (табл. 3.4).



                                                                                                      Таблица 3.4

                     Анализ выполнения договорных обязательств

                         по отгрузке продукции за март 2006г. 

   Изделие

Потребитель

План поставки по договору

т.руб.

Фактически отгружено

т.руб.

Недопоставка продукции

т.руб.

Зачетный объем в пределах плана

т.руб.

      1

   2

        3

          4

        5

             6

Фланец




Вал



   1

   2

   3


   1

   2

       200,0

       400,0

       380,0


      500,0

      420,0

        300,0

        350,0

        380,0


        500,0

        420,0

     -50,0




         200,0

         350,0

         380,0


         500,0

         420,0

Итого


    1900,0

      1950,0

        -50,0

        1850,0



       Процент выполнения договорных обязательств рассчитыва­ется делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам () и его недовыполнением () на плановый объем ():


                     или  97%


        Из табл. 3.4 видно, что за март месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 50 т. руб., или на 3 %, а в целом за год -на 5 % (табл. 3.5).

                                                                                                    Таблица 3.5       

                                           Анализ выполнения             

                              договорных обязательств за 2005 год.

Месяц

План поставки продукции, т.руб.

    Недопоставка     продукции, т.руб.

  Выполнение, %

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

Январь

Февраль

Март


Декабрь


  2000

  1800

  1900


  2100


   2000

   3800

   5700


  23100



   -100

    -50

    -50


   -120



    -100

    -150

    -200


    -900


   96,0

   98,7

   90,0


  100,0


   96,0

   97,4

   94,8


  96,3



       Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности  предприятия, но и на работу торго­вых организаций, предприятий-смежников, транспортных орга­низаций и т.д.

              



                   3.2. Анализ ассортимента и структуры продукции.

      Большое влияние на результаты хозяйственной деятельнос­ти оказывают ассортимент (номенклатура) и структура про­изводства и реализации продукции.

          Оценка выполнения плана по ассортименту продук­ции обычно производится с помощью одноименного коэффици­ента, который рассчитывается путем деления общего фактичес­кого выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из табл. 3.6 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 96,2 %  (23000 / 23900 * 100) .


                                                                                                   Таблица 3.6        

                   Выполнение плана по ассортименту продукции 



  Изделие



Объем производства

продукции в плановых ценах,

млн. руб.

    Процент

  выполнения

       плана

Объем продукции,

зачтенный в выполнение

плана по ассортименту

  план

    факт

Фланец

Вал

Барабан

Колодка

    4000

    6000

    6000

   7900

     4500

     5500

    6500

    7500

         112,5

          91,7

        108,3

          94,9

                4000

                5500

                6000

                7500

Итого

  23900

  24000

        100,4

               23000

      Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды про­дукции, состояние материально-технического обеспечения, нес­воевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недос­таток электроэнергии, низкая культура производства, недостат­ки в системе управления и материального стимулирования.

      Увеличение объема производства (реализации) по одним ви­дам и сокращение по другим видам продукции приводит к изме­нению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции заплани­рованные соотношения отдельных ее видов.

          Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

      Расчет влияния структуры производства на уровень пере­численных показателей можно произвести способом, цепной подстановки (табл. 3.7), который позволяет абстрагировать­ся от всех факторов, кроме структуры продукции:

             = 24000 млн. руб.

            = 24536 млн. руб.

          = 24000 - 24536 = -536 т. руб.

                               

                                                                                                                         Таблица 3.7


                          Анализ структуры товарной продукции    

Изделие

Оптовая

цена

за ед.изд., тыс. руб.

Объем

производства продукции,

шт.

Товарная продукция в ценах плана, млн. руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры,

т. руб.

 план

 факт

  план

Фактически

при плановой

структуре

  факт

   1

    2

    3

    4

    5

         6

     7

          8

Фланец

Вал

Барабан

Колодка

100

200

250

300

 40000

 30000

 24000

 26300

 45000

 27500

 26000

 25000

 4000

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.