ёърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ√

╠┼═▐


╨хЇхЁрЄ: ╘єэъЎшш уюёєфрЁёЄтр т ¤ъюэюьшъх

╨хЇхЁрЄ: ╘єэъЎшш уюёєфрЁёЄтр т ¤ъюэюьшъх

Ш[Ч/кции государства в экоомике....................9
атитрестовское регулироваие.............11
3. Методы государствеого воздействия а рыок.......14
государствеые расходы...................14
алогообложеие...........................15
государствеое регулироваие.............16
государствеое предприимательство.......17
4. Проблемы и ограичеия государствеого
вмешательства......................................20
дерегулироваие и приватизация............22
государствеое регулироваие в сельском
хозяйстве.................................24
Заключеие............................................27
Список использоваой литературы......................29


- 3 -


 _ 3Введеие.

Проблема государствеого вмешательства в экоомику явля-
ется, по моему меию, является осовой для любого госу-
дарства, езависимо от того, рыочая ли это экоомика или же
распределительая. В распределительой экоомике все проще:
государство берет а себя все права и обязаости по произ-
водству и распределеию товаров и услуг. То есть о регулирова-
ии говорить е приходится: государству просто екого регули-
ровать. В таком случае речь идет о замещеием всего могообра-
зия форм собствеости и способов ответа а вопрос "Что,как и
для кого производить?" одой едиствеой формой собствеости
- государствеой, а ответ а осовой экоомический вопрос -
строгой цетрализацией и распределеием. Одако такая система
а деле показала свою еэффективость. Остается рыочый путь
развития. Но в рыочом хозяйстве государству приходится
постояо корректировать глубиу влияия. Перед государством
е стоят такие задачи, как епосредствеое производство и
распределеие ресурсов, товаров и услуг. Но оо е имеет и
права свободо распоряжаться ресурсами, капиталом и произве-
деыми товарами, как это делается в распределительой экоо-
мике. По моему меию, государство должо постояо баласиро-
вать, то увеличивая, то умеьшая степеь вмешательства. Рыоч-
ая система - это прежде всего гибкость и диамизм в приятии
решеий как со стороы как потребителей, так и со стороы про-

- 4 -
изводителей. Государствеая политика просто е имеет права
отставать от измееий в рыочой системе, иаче оо превра-
тится из эффективого стабилизатора и регулятора в бюрократи-
ческую адстройку, тормозящую развитие экоомики.
























- 5 -

 _ 31. ШСТОРШЯ ЭВОЛЮЦШШ ПРЕДСТАВЛЕНШЙ О РОЛШ ГОСУДАРСТВА В
 _ 3ЭКОНОМШКЕ.

 _ 3а) Меркателисты.

Шстория государствеого регулироваия восходит к коцу
средевековья. В то время осовой экоомической школой была
школа меркателистов. Оа провозглашала активое вмешательство
государства в экоомику. Меркателисты утверждали, что главый
показатель богатства страы-количество золота. В связи с этим
ои призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

 _ 3б) Классическая теория.

Следующей ступеью развития представлеий о роли госу-
дарства стала работа А.Смита "Шсследоваие о природе и причи-
ах богатства ародов", в которой о утверждал, что "свободая
игра рыочых сил"(прицип"laissez faire") создает гармоичое
устройство" (Варга В. Роль государства в рыочом хозяйстве.
МЭиМО N11, 1992г.,стр.131).
В соответствии с классическим подходом государство должо
обеспечивать безопасость жизи человека и его собствеость,
разрешать споры, иыми словами, делать то, что идивидуум либо
е в состояии выполить самостоятельо, либо делает это еэф-
фективо. В своем описаии системы рыочой экоомики Адам
Смит доказывал, что имео стремлеие предприимателя к дости-

- 6 -
жеию своих частых итересов является главой движущей силой
экоомического развития, увеличивая в коечом итоге бла-
госостояие как его самого, так и общества в целом.
Главое заключалось в том, что для всех субъектов хо-
зяйствеой деятельости должы быть гаратироваы осовые
экоомические свободы, а имео свобода выбора сферы деятель-
ости, свобода кокуреции и свобода торговли.


 _ 3в) Кейсиаская теория.

В 30-е года ашего века, после глубочайшего спада экоо-
мики США, Дж.Кейс выдвиул свою теорию, в которой о опроверг
взгляды классиков а роль государства. Теорию Кейса можо
азвать "кризисой" так как о рассматривает экоомику в
состояии депрессии. По его теории, государство должо активо
вмешиваться в экоомику по причие отсутствия у свободого
рыка мехаизмов, которые по-астоящему обеспечивали бы выход
экоомики из кризиса. Кейс считал, что государство должо
воздействовать а рыок в целях увеличеия спроса, так как
причиа капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.
О предлагал есколько иструметов. Это гибкая кредито-де-
ежая политика, овая бюджето-фиасовая политика и др. Гиб-
кая кредито-деежая политика позволяет перешагуть через
оди из серьезейших барьеров - еэластичость заработой пла-
ты. Это достигается, считал Кейс, путем измееия количества
деег в обращеии. При увеличеии деежой массы реальая

- 7 -
зарплата умеьшится, что будет стимулировать ивестициоый
спрос и рост заятости. С помощью бюджето-фиасовой политики
Кейс рекомедовал государству увеличить алоговые ставки и за
счет этих средств фиасировать еретабельые предприятия.
Это е только умеьшит безработицу, о и симет социальую
апряжеость.
Главыми чертами кейсиаской модели регулироваия явля-
ются:
- высокая доля ациоалього дохода, перераспределяемая
через госбюджет;
- создаие обширой зоы государствеого предприима-
тельства а осове образоваия государствеых и смешаых
предприятий;
- широкое использоваие бюджето-фиасовых и кредит-
о-фиасовых регуляторов для стабилизации экоомической коъ-
юктуры, сглаживаия циклических колебаий, поддержаия высо-
ких темпов роста и высокого уровя заятости.
Модель государствеого регулироваия, предложеая
Кейсом, позволила ослабить циклические колебаия в течеие
более чем двух послевоеых десятилетий. Одако примеро с а-
чала 70-х гг. стало проявляться есоответствие между возмож-
остями государствеого регулироваия и объективыми экооми-
ческими условиями. Кейсиаская модель могла быть устойчивой
только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста
ациоалього дохода создавали возможость перераспределеия
без ущерба акоплеию капитала. Одако в 70-е года условия
воспроизводства резко ухудшились. Был опровергут зако Фил-

- 8 -
липса, согласо которому безработица и ифляция е могут расти
одовремео. Кейсиаские пути выхода из кризиса только раск-
ручивали ифляциоую спираль. Под воздействием этого кризиса
произошла кардиальая перестройка системы государствеого
регулироваия и сложилась овая, еокосервативая модель ре-
гулироваия.

 _ 3г) Неоклассическая теория.

Теоретической осовой еокосервативой модели послужили
коцепции еоклассического аправлеия экоомической мысли.
Трасформация модели государствеого регулироваия заключа-
лась в отказе от воздействия а воспроизводство через спрос, а
вместо этого - использоваие косвеых мер воздействия а
предложеие. Стороики экоомики предложеия считают еобхо-
димым воссоздать классический мехаизм акоплеия и возродить
свободу частого предприимательства. Экоомический пост
рассматривается как фукция от акоплеия капитала, которое
осуществляется из двух источиков: за счет собствеых
средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемых
средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией
государство должо обеспечить условия для процесса акоплеия
капитала и повышеия производительости производства.
Главые преграды а этом пути - высокие алоги и ифля-
ция. Высокие алоги ограичивают рост капиталовложеий, а иф-
ляция удорожает кредит и тем самым затрудяет использоваие
заемых средств для акоплеия. Поэтому еокосерваторы пред-

- 9 -
ложили осуществлеие атиифляциоых мероприятий а базе ре-
комедаций моетаристов и предоставлеие алоговых льгот
предприимателям.
Сокращеие алоговых ставок сократит и доходы госбюджета
и увеличит его дефицит, что осложит борьбу с ифляцией. Сле-
довательо, следующим шагом стает сокращеие государствеых
расходов, отказ от использоваия бюджета для поддержаия
спроса и осуществлеия широкомасштабых социальых программ.
Сюда можо отести и политику приватизации государствеой
собствеости.
Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулиро-
ваия. Это озачает ликвидацию регламетаций по цеам и зара-
ботой плате, либерализацию (смягчеие) атитрестовского зако-
одательства, дерегулироваие рыка рабочей силы и др.
Таким образом, в еокосервативой модели государство мо-
жет лишь косвео влиять а экоомику. Главая же роль в реа-
лизации экоомического развития страы отводится рыочым си-
лам.


 _ 32. ФУНКЦШШ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМШКЕ.


Вмешательство государства в экоомику преследует опреде-
леые фукции. Как правило, оо корректирует те "есовер-
шества", которые присущи рыочому мехаизму и с которыми о
сам либо справиться е в состояии , либо это решеие еэффек-

- 10 -
тиво. Государство берет а себя ответствеость за создаие
равых условий для соперичества предприимателей, для эффек-
тивой кокуреции, за ограичеие власти моополий. Оо также
заботится о производстве достаточого количества обществеых
товаров и услуг, так как рыочый мехаизм е в состояии
должым образом удовлетворять коллективые потребости людей.
Участие государства в экоомической жизи диктуется еще и тем,
что рыок е обеспечивает социальо справедливое распределеие
дохода. Государству адлежит заботиться об ивалидах, малоиму-
щих, стариках. Ему также приадлежит сфера фудаметальых а-
учых разработок. Это еобходимо потому что для предприимате-
лей это очеь рисковао, чрезвычайо дорого и, как правило,
е приосит быстрых доходов. Поскольку рыок е гаратирует
право а труд, государству приходится регулировать рыок тру-
да, приимать меры по сокращеию безработицы.
В целом государство реализует политические и социаль-
о-экоомические приципы даого сообщества гражда. Оо ак-
тиво участвует в формироваии макроэкоомических рыочых
процессов.
Роль государства в рыочой экоомике проявляется через
следующие важейшие фукции:
а) создаие правовой осовы для приятия экоомических
решеий. Государство разрабатывает и приимает закоы, регули-
рующие предприимательскую деятельость, определяет права и
обязаости гражда;
б) стабилизация экоомики. Правительство использует бюд-
жето-алоговую и кредито-деежую политику для преодолеия

- 11 -
спада производства, для сглаживаия ифляции, сижеия безра-
ботицы, поддержаия стабилього уровя це и ациоальой ва-
люты;
в) социальо-ориетироваое распределеие ресурсов.
Государство оргаизует производство товаров и услуг, которым
е заимается частый сектор. Оо создает условия для развития
сельского хозяйства, связи, траспорта, определяет расходы а
обороу, а ауку, формирует программы развития образоваия,
здравоохраеия и т.д.;
г) обеспечеие социальой защиты и социальой гаратии.
Государство гаратирует миимум заработой платы, песии по
старости, ивалидости, пособие по безработице, различые виды
помощи малоимущим и т.д.

 _ 3Атитрестовское регулироваие.

Атимоопольая деятельость государства является одой
из важейших областей приложеия государствеого вмешательст-
ва. Регулироваие развивается в двух аправлеиях. На тех ем-
огих рыках, где условия препятствуют эффективому фукциои-
роваию отрасли при кокуреции, то есть в так азываемых
 _естествеых моополиях ., государством создаются обществеые
регулирующие оргаы для котроля за их экоомическим поведеи-
ем. На большистве других рыков, где моополия е стала еоб-
ходимостью, обществеый котроль приял форму атимоопольо-
го закоодательства. Далее будут рассмотреы особеости регу-
лироваия деятельости естествеых моополий.

- 12 -
Естествеая моополия существует в тех случаях, когда
ода фирма может обеспечивать весь рыок, имея более изкие
издержки а едиицу продукции, достигаемые за счет масштаба.
Это характеро для предприятий обществеого пользоваия, где
для достижеия изкой цеы еобходима крупомасштабая дея-
тельость.
Для обеспечеия приемлемого поведеия таких моополий мо-
гут использоваться два вариата: государствеая собствеость
и государствеое регулироваие.
Для естествеых моополий обычо устаавливается "спра-
ведливый" доход, то есть цеа, равая средим валовым издерж-
кам. Одако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия
к сижеию издержек.
Таким образом, цель отраслевого регулироваия состоит в
том, чтобы защитить общество от рыочой власти естествеых
моополий путем регулироваия це и качества обслуживаия. Но
еобходимо использовать прямое регулироваие только там, где
это е приводит к сижеию эффективости производства. Регули-
роваие е должо примеяться в случаях, когда кокуреция мо-
жет обеспечить лучшее обеспечеие общества продукцией.
Другим видом котроля являются атитрестовские закоы.
Эта форма котроля имеет богатую историю. В 1890г. был прият
замеитый зако Шермаа, запрещающий любые виды сговора и лю-
бые попытки моополизации какой-либо отрасли. Одако эта фор-
мулировка была довольо размыта, что е позволяло четко опре-
делить преступлеие. Следующим шагом был зако Клейтоа от
1914г. В приципе о был продолжеием закоа Шермаа и лишь

- 13 -
уточял екоторые его пукты.
В том же году была создаа Федеральая торговая комиссия.
В ее компетецию входил котроль за исполеием вышеазваых
закоов, а также расследовать ечестые действия по своей ии-
циативе. Зако о Федеральой торговой комиссии расширил диапа-
зо езакоого поведеия и предоставил езависимому атит-
рестовскому оргау поломочия для проведеия расследоваий.
Большое количество атимоопольых закоов и различых
уточеий к им доказывают чрезвычайую важость этих закоов
для общества. Действительо, бескотрольая моопольая власть
может приести существеые убытки обществу примееием е-
честой кокуреции, что вызовет бакротства мелких производи-
телей, едовольства потребителей высокими цеами, а ередко и
плохим качеством товаров, отставаие в аучо-техическом
прогрессе и мого других егативых последствий. Но, с другой
стороы, атимоопольые закоы е должы карать крупых про-
изводителей, е использующих езакоых методов кокуретой
борьбы. Если это условие е будет выполео, то у предприима-
телей зачительо сократятся стимулы делать свое предприятие
более сильым и выпускать больше продукции.
Таким образом, государство выступает в роли арбитра, ко-
торый избирает оптимальое (и аиболее эффективое) соотоше-
ие между моополиями и кокуретыми отраслями. В различые
периоды истории для различых стра это соотошеие было раз-
ым, корректируемым под особеости развития экоомики, и
государство должо умело и эффективо использовать этот меха-
изм.

- 14 -

 _ 33. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВШЯ НА РЫНОК.

Государство оказывает воздействие а рыочый мехаизм
через  1свои расходы, алогообложеие, регулироваие и госу-
 1дарствеое предприимательство.
 _ 3Государствеые расходы  . 0считаются одим из важых элеме-
тов макроэкоомической политики. Ои влияют а распределеие
как дохода, так и ресурсов. Государствеые расходы состоят из
государствеых закупок и трасфертых платежей. Государстве-
ые закупки представляют собой, как правило, приобретеие об-
ществеых товаров (затраты а обороу, строительство и содер-
жаие школ, автодорог, аучых цетров и т.д.). Трасфертые
платежи - это выплаты, перераспределяющие алоговые доходы,
получеые от всех алогоплательщиков, определеым слоям
аселеия в виде пособий по безработице, выплат в связи с и-
валидостью и т.д. Нужо заметить, что государствеые закупки
восят вклад в ациоальый доход и епосредствео используют
ресурсы, в то время как трасферты е используют ресурсы и е
связаы с производством. Государствеые закупки приводят к
перераспределеию ресурсов от частого к обществеому потреб-
леию товаров. Ои дают возможость граждаам пользоваться об-
ществеыми товарами. Трасфертые платежи имеют другое заче-
ие: ои измеяют структуру производства товаров идивидуаль-
ого потреблеия. Суммы, взятые в виде алогов у одих слоев
аселеия, выплачиваются другим. Одако те, кому предазача-
ются трасферты, тратят эти деьги а иые товары, чем и

- 15 -
достигается измееие структуры потреблеия.
Другим важым иструметом государствеой политики явля-
ется  _ 3алогообложеие . 0. Налоги - осовой источик бюджетых
средств. В государствах с рыочой экоомикой взимаются раз-
личые виды алогов. Оди из их осят видимый характер, ап-
ример подоходый алог, другие е столь очевиды, поскольку
акладываются а производителей сырьевых ресурсов и воз-
действуют а домохозяйства косвеым путем в виде более высо-
ких це а товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и
фирмы. В виде алогов в бюджет попадают зачительые суммы
(апример в США около 30 процетов всей стоимости производимых
товаров и услуг).
Ода из осовых проблем - справедливость распределеия
алогового бремеи. Существует три осовые системы, осова-
ые а поятии  2прогрессивости  0алогообложеия - отошеия
суммы, взимаемой в виде алога с дохода кокретого работика
к величие этого дохода.
-пропорциоальый алог (сумма алога пропорциоальа до-
ходу работика);
-регрессивый алог (в процетом отошеии алог взима-
ется тем иже, чем выше доход работика);
-прогрессивый алог (в процетом отошеии чем выше до-
ход, тем выше алог).
Как ме представляется, аиболее справедливым является
прогрессивый алог, одако процетое повышеие алога е
должо быть зачительым, чтобы е ослаблять стимулы к труду,
а следовательо - к большим заработкам. Как правило, подоход-

- 16 -
ый алог построе имео по этому приципу. Одако алоги с
продаж и акцизые алоги являются фактически регрессивыми,
так как ои в большистве случаев перекладываются а потреби-
телей, в доходе которых ода и та же сумма заимает различую
долю.
Задача государства - собрать алоги таким образом, чтобы
обеспечить потребости бюджета и одовремео е вызвать едо-
вольства алогоплательщиков. При слишком высоких алоговых
ставках ачиается массовое уклоеие от уплаты алогов. На
совремеом этапе в России происходит имео такая ситуация.
Государству е хватает средств, оо повышает алоги, предпри-
иматели все чаще уклояются от их уплаты, следовательо, в
бюджет идет все меьше средств. Государство опять повышает а-
логи. Получается замкутый круг. Я считаю, что в даой ситуа-
ции резоо поизить алоги. Это умеьшит стимулы к еуплате,
сделает  3честое  0предприимательство более прибыльым, приведет
к большим доходам государства и сизит уровеь кримиализации
бизеса.
 _ 3Государствеое регулироваие  . 0призвао коордиировать
экоомические процессы и увязывать частые и обществеые и-
тересы. Оо осуществляется в закоодательой, алоговой, кре-
дитой и субвециоой формах. Закоодательая форма регулиро-
ваия регламетирует деятельость предприимателей. Примером
могут служить атимоопольые закоы. Налоговая и кредитая
формы регулироваия предусматривают использоваие алогов и
кредитов для воздействия а ациоальый объем производства.
Шзмеяя алоговые ставки и льготы, правительство воздействует

- 17 -
а сужеие или расширеие производства. При измееии условий
кредитоваия государство влияет а умеьшеие или увеличеие
объема производства.
Субвециоая форма регулироваия предполагает предостав-
леие государствеых субсидий или алоговых льгот отдельым
отраслям либо предприятиям. К их числу обычо отосят отрасли,
формирующие общие условия для формироваия обществеого капи-
тала(ифраструктуры). На осове субсидий может оказываться
поддержка и в сфере ауки, образоваия, подготовки кадров, и в
решеии социальых программ. Существуют также и специальые,
или целевые субсидии, которые предусматривают расходоваие
средств бюджета по строго определеым программам. Доля суб-
веций в ВНП развитых стра составляет 5-10 процетов. Выделяя
субсидии, сижая алоговые ставки, государство тем самым изме-
яет распределеие ресурсов, и субсидируемые отрасли получают
возможость возмещать издержки, которые евозможо покрыть по
рыочых цеах.
 _ 3Государствеое предприимательство  . 0осуществляется в тех
областях, где хозяйствеость противоречит природе частых
фирм или же требуются огромые вложеия средств и риск. Осов-
ое отличие от частого предприимательства состоит в том, что
первоочередая цель государствеого предприимательства
состоит е в получеии дохода, а в решеии социальо-экооми-
ческих задач, таких как обеспечеие еобходимых темпов роста,
сглаживаие циклических колебаий, поддержаие заятости, сти-
мулироваие аучо-техического прогресса и т.д. Даая форма
регулироваия обеспечивает поддержку малоретабельых предпри-

- 18 -
ятий и отраслей хозяйства, которые жизео важы для воспро-
изводства. Это прежде всего отрасли экоомической ифраструк-
туры(эергетика, траспорт, связь). К проблемам, решаемым
государствеым предприимательством, отосятся также пре-
доставлеие аселеию льгот в различых областях социальой
ифраструктуры, помощь жизео важым ауко- и капиталоемким
отраслям экоомики в целях ускореия аучо-техического прог-
ресса и укреплеия а этой осове позиций страы в мировом хо-
зяйстве, проведеие региоальой политики - строительство в
экоомически отсталых райоах промышлеых предприятий, созда-
ие рабочих мест, охраа окружающей среды путем ведреия бе-
зотходых техологий, строительства очистых сооружеий, раз-
витие фудаметальых аучых исследоваий, производство това-
ров, являющееся по закоу государствеой моополией.
Я считаю, что государствеое предприимательство должо
развиваться  2только  0в тех сферах, где просто ет иого выхода.
Дело в том, что по сравеию с частыми государствеые предп-
риятия являются меее эффективыми. Государствеое предприя-
тие, пусть даже аделеое самыми широкими правами и от-
ветствеостью, всегда отстает от частого в степеи хо-
зяйствеой самостоятельости. В деятельости госпредприятия
аверяка присутствуют как рыочые, так и ерыочые, идущие
от государства мотивы. Политические мотивы перемечивы, ои
зависят от правительства, распоряжеий миистерств и т.д. Поэ-
тому госпредприятия часто оказываются в сложой и еясой
обстаовке, предсказать которую амого сложее, чем рыочую
коъюктуру. Спрогозировать вероятые колебаия спроса и це

- 19 -
гораздо легче, чем предугадать поведеие ового миистра или
же чиовика, решеия которого зачастую определяют судьбу
предприятия. За ими могут стоять политические цели, которые
е имеют икакого отошеия к рыочому поведеию (стремлеие
увеличить поступлеия в бюджет, желаие сохраить штаты и по-
высить заработую плату и т.д.).
Как правило, государствеые предприятия е готовы к ры-
очому соперичеству, поскольку рассчитывают е только а се-
бя, о и а особое отошеие со стороы властей (дотации, а-
логовые льготы, гаратии сбыта в рамках госзаказов). У госу-
дарствеых предприятий ет обязательств перед акциоерами,
бакротство им обычо е грозит. Все это егативо сказывается
а диамике затрат и це, скорости освоеия овых техологий,
качестве оргаизации производства и т.д.
Кокуреция в сфере коммерческой деятельости едопустима
еще и потому, что частый сектор втягивается в коррупцию: че-
рез взятку чиовику можо добиться больших результатов, чем
за счет сижеия издержек.
Если экоомика обремееа избыточым количеством госу-
дарствеых предприятий, в сложое положеие попадают их ра-
ботики. Шмео ои стаовятся первой жертвой правительстве-
ой политики, аправлеой а преодолеие чрезвычайых ситуа-
ций. Обычо люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают за-
мораживаие зарплаты. Видимо поэтому вола приватизации, про-
катившаяся в 80-е годы по экоомикам западых стра е вызвала
широких протестов со стороы осовой массы заятых в госу-
дарствеом секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от

- 20 -
государствеого давлеия, ои сумеют в полой мере использо-
вать преимущества рыочого хозяйства, стать совладельцами
частых предприятий.


 _ 34. ПРОБЛЕМЫ Ш ОГРАНШЧЕНШЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.


Очевидо, что совремеая рыочая система емыслима без
вмешательства государства. Одако существует граь, за которой
происходят деформации рыочых процессов, падает эффективость
производства. Тогда рао или поздо встает вопрос о разгосу-
дарствлеии экоомики, избавлеие ее от чрезмерой госу-
дарствеой активости. Существуют важые ограичеия для ре-
гулироваия. Например, едопустимы любые действия государства,
разрушающие рыочый мехаизм (тотальое директивое плаиро-
ваие, всеохватый адмиистративый котроль за цеами и др.).
Это е озачает, что государство симает с себя ответстве-
ость за екотролируемый рост це и должо отказаться от пла-
ироваия. Рыочая система е исключает плаироваия а уров-
е предприятий, региоов и даже ародого хозяйства; правда, в
последем случае оо обычо является "мягким", ограичеым по
срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде
ациоальых целевых программ. Также следует отметить, что ры-
ок во могом является самоастраивающейся системой, и поэтому
влиять а его следует только косвеыми, экоомическими мето-
дами. Одако в ряде случаев, примееие адмиистративых мето-

- 21 -
дов е только допустимо, о и еобходимо. Нельзя уповать толь-
ко а экоомические либо только а адмиистративые меры. С
одой стороы, элеметы адмиистрироваия есет в себе любой
экоомический регулятор. Например, деежое обращеие ощутит
влияие такого известого экоомического метода, как ставка по
кредитам цетралього бака е раьше, чем будет приято адми-
истративое решеие. С другой стороы, в каждом адмиистра-
тивом регуляторе есть ечто экоомическое в том смысле, что
о косвео сказывается а поведеии участиков экоомического
процесса. Прибегая, скажем, к прямому котролю за цеами,
государство создает для производителей особый экоомический
режим, выуждает их пересматривать производствеые программы,
искать овые источики фиасироваия ивестиций и т.д.
Среди методов государствеого регулироваия е существу-
ет совершео епригодых и абсолюто еэффективых. Нужы
все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те си-
туации, где его примееие аиболее целесообразо. Хозяйстве-
ые потери ачиаются тогда, когда власти выходят за граицы
разумого, отдавая чрезмерое предпочтеие либо экоомическим,
либо адмиистративым методам.
Нельзя забывать и о том, что самими экоомическими регу-
ляторами следует пользоваться предельо осторожо, е ослабляя
и е замеяя рыочые стимулы. Если государство игорирует это
требоваие, запускает регуляторы, е думая, как их действие
отразится а мехаизме рыка, последий ачиает давать сбои.
Ведь деежая или алоговая политика по силе своего воз-
действия а экоомику сравима с цетрализоваым плаироваи-

- 22 -
ем.
Надо иметь в виду, что среди экоомических регуляторов
ет и одого идеалього. Любой из их, приося положительый
эффект в одой сфере экоомики, епремео дает егативые
последствия в других. Здесь ичего ельзя измеить. Госу-
дарство, использующее экоомические иструметы регулироваия,
обязао их котролировать и своевремео остаавливать. Напри-
мер, государство стремится обуздать ифляцию, ограичивая при-
рост деежой массы. С точки зреия борьбы с ифляцией эта ме-
ра эффектива, одако оа приводит к удорожаию цетралього и
баковского кредита. А если процетые ставки растут, стао-
вится все трудее фиасировать ивестиции, ачиается тормо-
жеие экоомического развития. Шмео так ситуация развивается
в России.

 _ 3Дерегулироваие и приватизация.

Вмешательство государства в экоомику требует довольо
крупых расходов. Ои включают в себя как прямые затраты (под-
готовка закоодательых актов и котроль за их исполеием),
так и косвеые (со стороы фирм, которые должы исполять
государствеые иструкции и отчетости). Кроме того, счита-
ется, что государствеые регламетации сижают стимул к о-
вовведеиям, к вхождеию овых кокуретов в отрасль, так как
для этого требуется разрешеие соответствующей комиссии.
По оцекам америкаских специалистов, государствеое
воздействие а экоомическую жизь приводит к падеию темпов

- 23 -
роста приблизительо а 0,4% в год (Lipsey R., Steiner P.,
Purvis D. Economics, N.Y. 1987, P.422).
В силу определеых есовершеств государствеое вмеша-
тельство иогда влечет за собой потери. В связи с этим в
последие годы обострился вопрос о  1дерегулироваии  0экоомики и
о приватизации. Дерегулироваие предполагает сятие закоода-
тельых актов, которые сдерживают вхождеие потециальых ко-
куретов а рыок, устаавливают цеы а определеые товары и
услуги. Например, в США в 80-е годы дерегулироваие затроуло
грузовой автотраспорт, железодорожый и воздушый виды
траспорта. В результате сизилися цеы и улучшилось обслужи-
ваие пассажиров. Америкаскому обществу дерегулироваие гру-
зовых перевозок, воздушого и железодорожого траспорта при-
есло выгоду, оцеиваемую соответствео в 39-63 млрд. дол.,
15 млрд. дол. и 9-15 млрд. дол. в год (Economic Report of the
President, Wash., 1989. P. 188).
Приватизация - продажа государствеых предприятий част-
ым лицам или оргаизациям - аправлеа а повышеие хо-
зяйствеой рациоальости. Оа вызваа тем, что государстве-
ые предприятия оказываются убыточыми и еэффективыми. За-
падые экоомисты подчеркивают, что государствеый сектор е
дает такого мощого стимула к сижеию издержек и получеию
мощой прибыли, как это делает частое предприимательство.
Для предприимателя - одо из двух: прибыль или убытки. Если
частое предприятие терпит убытки долгое время, то оо закры-
вается. Государствеому же предприятию оказывается помощь,
поэтому оо может е стремиться к повышеию своей ретабель-

- 24 -
ости.
Это еще раз доказывает, что государствеое вмешательство
ужо только там, где оо жизео еобходимо. Во всех осталь-
ых случаях рыок более эффективо решит поставлеые экооми-
ческие задачи.

 _ 3Государствеое регулироваие в сельском хозяйстве.

В совремеой западой экоомике сельское хозяйство - од-
а из важейших сфер активого вмешательства. В этой области
производства главый прицип свободого рыка,а имео игра
спроса и предложеия, оказывается практически епримеим.
Правда, и государствеое вмешательство - далеко е паацея.
Например, в Западой Европе правительства традициоо уделяют
большое вимаие проблемам аграрого рыка, одако и произво-
дители, и потребители е удовлетвореы положеием дел в аг-
раром секторе.
Шсточик проблем в том, что в развитых страах благодаря
высокой производительости труда производство аграрой продук-
ции зачительо превышает потребости аселеия.
Цели государствеого регулироваия в сфере сельского хо-
зяйства включают:
а) повышеие производительости путем ведреия техи-
ческого прогресса и рациоализации производства, максимальо
эффективому использоваию всех производствеых факторов,
особео рабочей силы;
б) обеспечеие заятости в аграром секторе и соот-

- 25 -
ветствующего уровя жизи сельского аселеия;
в) стабилизация рыков сельскохозяйствеой продукции; г)
гаратироваое сабжеие вутреего рыка; д) забота о
поставках аграрой продукции потребителям по
"разумым цеам". (В.Варга "Роль государства в рыочом хо-
зяйстве"-МЭиМО,1992г.,N 11, стр.139.)
Государством устаавливаются и ежегодо пересматриваются
миимальые цеы а важейшие сельскохозяйствеые продукты.
Тем самым производители защищаются от резкого падеия це. В
то же время вутреий рыок ограждается от дешевого импорта и
чрезмерых колебаий це с помощью системы дополительых
ввозых пошли. Поэтому в страах ЕС цеы а продукты питаия
замето выше це мирового рыка. Затраты в связи с проведеием
аграрой политики есет государствеый бюджет.
Фукциоироваие этого мехаизма можо проиллюстрировать
а примере рыка зера. Шсходым пуктом является ориетиро-
вочоя цеа, рекомедуемая государством. Оа есколько превы-
шает рыочую цеу, чем гаратируются е только доходы
сельских хозяев, о и создаются стимулы к расширеию произ-
водства. В результате предложеие превышает спрос. Когда ры-
очая цеа сижается до определеого уровя, предлагаемое
сельскими хозяевами зеро скупается государством по так азы-
ваемой "итервециоой цее" в еограичеых количествах.
Таким образом, хотя каждый производитель долже сам ести
риск сбыта, а деле это правило е действует в отошеии про-
изводителей могих аграрых продуктов.
Существуют и мехаизмы защиты от дешевого импорта и поощ-

- 26 -
реия экспорта. Это озачает, что при ввозе устаавливается
ввозая пошлиа, приравивающая цеу продукта к вутреей це-
е. При вывозе же государство выплачивает экспортерам разицу
между вутреей цеой и цеой мирового рыка.
Надо заметить, что даая политика спровоцировала мого
проблем. С одой стороы, акоплеы огромые запасы продо-
вольствия, с другой - едовольства крестья, считающих, что е
обеспече их прожиточый миимум. В даой ситуации крупые
агропромышлеые предприятия получают приличые доходы, в то
время как мелкие производители едва сводят коцы с коцами.
Таким образом, сельское хозяйство остается слабым местом
государствеого регулироваия. Одако, по-видимому, положеие
дел в сельском хозяйстве остается еизмеым.















- 27 -

 _ 3ЗАКЛЮЧЕНШЕ.

Шзучеие даой темы дает обильую пищу для размышлеий.
Очеь часто государство является первопричиой измееий эко-
омического поведеия предприимателей. От решеий, приимае-
мых правительством, зависят решеия, приимаемые (или е при-
имаемые) а микроурове. Правительствеая политика достигает
цели только тогда, когда оа поощряет, а е указывает в дирек-
тивом порядке. При создаии благоприятых условий предприи-
мателям их частый итерес совпадет с итересом государства,
то есть общества. Следовательо, государство должо просто
сделать более доступой для предприимателей ту сферу экооми-
ки, которая является для его аиболее приоритетой.
Следует отметить, что государство е должо вмешиваться в
те сферы экоомики, где его вмешательство е является еобхо-
димым. Это е только еужо, о и вредо для экоомики.
В целом трудо переоцеить роль государства в экоомике.
Оо создает условия для экоомической деятельости, защищает
предприимателей от угрозы со стороы моополий, обеспечивает
потребости общества в обществеых товарах, обеспечивает со-
циальую защиту малообеспечеых слоев аселеия, решает воп-
росы ациоальой обороы. С другой стороы, государствеое
вмешательство может в екоторых случаях замето ослабить ры-
очый мехаизм и приести заметый вред экоомике страы, как
это было во Фрации в коце 70-х - ачале 80-х годов. Шз-за
слишком активого государствеого вмешательства из страы а-

- 28 -
чался отток капиталов, темпы экоомического роста замето упа-
ли. В таком случае еобходима приватизация и дерегулироваие,
что и было сделао в 1986 году.
Как ме кажется, осовая задача государства состоит в
том, чтобы удерживать "золотую середиу" в сфере влияия а
рыочую экоомику.






















- 29 -



 _ 3СПШСОК ШСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛШТЕРАТУРЫ.


1. В.Папава "Роль государства в совремеой экоомической
системе", Вопросы экоомики, N 11, 1993.
2. Лившиц "Государство в рыочой экоомике", Российский
экоомический журал, N 11-12, 1992, N1, 1993.
3. С.Холлад "Плаироваие и смешаая экоомика", Воп-
росы экоомики, N 1, 1993.
4. В.Варга "Роль государства в рыочом хозяйстве", МЭи-
МО, N 10-11, 1992.
5. Заставеко, Райзберг "Государствеые программы и ры-
ок", Экоомист, N 3, 1991.
6. Ш.П.Мерзляков "О стаовлеии рыочой экоомики", Фи-
асы, N 1, 1994.
7. Е.Чувили, В.Дмитриева "Государствеое регулироваие
и котроль це в капиталистических страах", Москва, "Фиасы
и статистика", 1991.
8. К.Маккоелл, С.Брю "Экоомикс", Талли, 1993.
9. В.Максимова, А.Шишов "Рыочая экоомика. Учебик",
Москва, СОМШНТЕК, 1992.


Copyright © 2012 у.
╧Ёш шёяюы№чютрэшш ьрЄхЁшрыют - ёё√ыър эр ёрщЄ юс чрЄхы№эр.