скачать рефераты

МЕНЮ


Административная ответственность за правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования

* схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов;

* градостроительная документация (генеральные планы городов и населенных пунктов, проекты и схемы детальной планировки);

* обоснования инвестиций в строительство, проектная документация (архитектурный, строительный проекты и др.) на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, изменение профиля производства, ликвидацию объектов и комплексов независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

Объектами государственной экологической экспертизы могут быть и иные проектные решения планируемой хозяйственной и иной деятельности, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду.

Государственная экологическая экспертиза проектов, осуществляемая органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды является важным элементом государственной политики в области природопользования. В его системе функционирует Специализированная инспекция по государственной экологической экспертизе проектов, в составе которой действует три отдела: по экологической экспертизе проектов мелиоративного и водохозяйственного строительства; по экологической экспертизе проектов водоснабжения, канализации и охраны атмосферного воздуха; по размещению народнохозяйственных объектов. В структуре областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды также есть отделы государственной экологической экспертизы проектов.

Проведение государственной экологической экспертизы в республике регламентируется Законом Республики Беларусь "О государственной экологической экспертизе", в котором определены цели государственной экологической экспертизы, ее место в системе принятия решений, устанавливается общий порядок организации и проведения экспертизы, права и обязанности сторон, порядок обжалования заключений и рассмотрения споров. В соответствии со статьёй 9 этого Закона Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды разработаны и утверждены "Инструкция о порядке проведения государственной экологической экспертизы проектной документации в Республике Беларусь", "Методические указания о составе и основных требованиях по обоснованию места размещения объектов хозяйственной и иной деятельности в Республике Беларусь", "Порядок привлечения внештатных экспертов для проведения государственной экологической экспертизы", другие нормативные акты.

Законами Республики Беларусь также предусматривается и возможность проведения общественной экологической экспертизы. Она осуществляется независимыми группами специалистов по инициативе граждан или любой заинтересованной организации, общественных объединений. Ее заключения рассматриваются органами, осуществляющими государственную экологическую экспертизу. Общественная экологическая экспертиза проводится за счет средств заинтересованной стороны или на общественных началах.

1.2 Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь

Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь (НСМОС) представляет собой совокупность систем наблюдений, оценок и прогноза состояния природных сред и явлений, а также биологических откликов на изменение окружающей среды под влиянием естественных и техногенных факторов с организацией сбора, обработки и представления мониторинговой информации органам управления и хозяйствования для решения общегосударственных задач рационального природопользования.

Основные задачи НСМОС состоят в следующем:

* получение информации о состоянии окружающей среды в соответствии с утвержденной структурной организацией НСМОС по пунктам наблюдений и контролируемым показателям, размещение и состав которых определены Техническим проектом НСМОС;

* объединение информационных систем отдельных видов мониторинга и создание единой автоматизированной информационной системы для сбора, хранения, обработки, обобщения и представления данных о состоянии окружающей среды;

* выполнение оперативных оценок состояния окружающей среды (покомпонентных и комплексных) и составление прогнозов его изменения под влиянием естественных факторов и техногенного загрязнения;

* подготовка периодической информации о состоянии окружающей среды в виде обзоров, ежегодников, справочников и других информационных материалов.

Работы по созданию и обеспечению функционирования НСМОС начаты после принятия Постановления Совета Министров Республики Беларусь "О создании национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (НСМОС)" от 20.04.1993 г. №247 (в ред. от 14.07.2003). Организующая и координирующая роль в выполнении этих работ принадлежит Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь включает в себя 13 отдельных видов мониторинга, объединенных общностью решаемых задач, назначением, реализуемыми функциями и информационным взаимодействием:

1. медицинский мониторинг;

2. мониторинг окружающей среды;

2.1 мониторинг атмосферного воздуха;

2.2. мониторинг гидросферы;

2.3. мониторинг земель (почв);

2.4. мониторинг общего содержания атмосферного озона;

2.5. сейсмический мониторинг;

2.6. мониторинг физических явлений (факторов);

2.7. радиационный мониторинг;

2.8. комплексный экологический мониторинг;

3. биологический мониторинг;

3.1. мониторинг растительности;

3.2. мониторинг животного мира;

4. импактный мониторинг;

4.1. мониторинг чрезвычайных ситуаций;

4.2. локальный мониторинг.

В выполнении работ по Программе НСМОС принимает участие 22 организации, являющиеся субъектами НСМОС.

К настоящему времени разработаны и утверждены в установленном порядке:

* Концепция НСМОС;

* Программа НСМОС;

* Технический проект НСМОС;

* Государственный реестр пунктов наблюдений НСМОС;

* Технологический регламент сбора, обработки и представления данных НСМОС;

* Положение об информации НСМОС;

* Положение о локальном мониторинге;

* Типовая инструкция о порядке организации и ведения локального мониторинга окружающей среды на отдельном предприятии, в организации, учреждении;

* Положение о Главном информационно-аналитическом центре НСМОС;

* Положение о Территориальном центре локального мониторинга;

* Рекомендации по организации комплексного экологического мониторинга.

НСМОС базируется на упорядоченной системе сбора информации о состоянии компонентов природной среды, получаемой с пунктов наблюдений стационарной сети по долговременным программам, которые включены в Государственный реестр пунктов наблюдений.

Информация Национальной системы мониторинга окружающей среды является официальной государственной информацией о состоянии окружающей среды в Республике Беларусь.

По результатам мониторинга окружающей среды начато издание ежегодных сборников "Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь: результаты наблюдений". Кроме того, в серии Библиотека Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь издаются ежеквартальные информационные бюллетени "О превышениях нормативов выбросов/сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду предприятиями Республики Беларусь".

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

2.1 Природоохранная деятельность органов внутренних дел

Конституция Республики Беларусь 1994 г. в ст. 46 законодательно определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Закон Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-ХII (в ред. от 20.07.2006) "Об охране окружающей среды" регламентирует права граждан на здоровую и благополучную окружающую природную среду, также особо выделяет право граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих экологические функции, требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.

Владение этой информацией, свободный доступ к ней является той основой, которая реально может создавать и уже создает необходимые предпосылки к реализации каждым гражданином своего конституционного права на жизнь в условиях благоприятной окружающей среды.

В последние годы государством, его исполнительными властными структурами предприняты существенные усилия, чтобы граждане Республики Беларусь владели этой информацией.

Ее анализ позволяет более точно определить не только общее состояние окружающей природной среды, но и сформулировать приоритетные задачи в области ее охраны, в том числе и с помощью правоохранительных органов.

В соответствии с экологическим законодательством органы внутренних дел призваны обеспечивать взаимодействие с территориальными органами Минприроды, Министерства Здравоохранения Республики Беларусь и др. В области охраны окружающей природной среды они в объеме своей компетенции осуществляют: предупреждение и пресечение экологических преступлений; совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь надзирают за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха трудящихся и пляжей; оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства; производят регистрацию, учет, а также надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и гражданам; осуществляют подразделениями милиции охрану объектов природы или природных комплексов; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов (земель, лесов, вод и других объектов природы).

Так, например, Главное управление охраны общественного порядка (ГУООП) МВД Республики Беларусь в объеме своей компетенции организует работу, изучает и обобщает деятельность периферийных органов милиции по оказанию содействия соответствующим органам в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства, взаимодействию с общественностью. ГУООП МВД Республики Беларусь правомочен давать предложения по совершенствованию форм и методов борьбы с браконьерством. От имени МВД Республики Беларусь Главное управление обеспечения общественного порядка правомочно рассматривать и давать заключения по проектам правил, инструкций, стандартов и норм различных ведомств, регламентирующих порядок охоты, рыболовства и охраны лесов.

ГУООП в рассматриваемой деятельности тесно взаимодействует с Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения (ГИБДД). Главным управлением по борьбе с экологической преступностью (ГУБЭП), Главным следственным управлением и другими службами органов внутренних дел. Оно организует деловую связь с Министерством лесного хозяйства и другими органами государственного управления, осуществляющими надведомственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, и, в первую очередь, с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Беларусь.

В МВД, ГУВД, УВД, ГУИН и ряде других специальных подразделениях создаются постоянно действующие комиссии по экологическим проблемам из представителей заинтересованных служб для организованного контроля и координации природоохранной деятельности в регионах.

Наиболее распространенными формами содействия со стороны внутренних дел природоохранным органам (рыбоохране, воднадзору, охотнадзору и др.) являются: совместная разработка комплексных планов, участие в задержании правонарушителей, установлении его личности; проверка орудий и способов охоты и рыболовства; осмотр добытых животных и рыб: организация и проведение патрулирования, рейдов и засад; изъятие у браконьеров орудий незаконной охоты и рыболовства; получение от должностных лиц и граждан объяснения по поводу нарушений ими природоохранительного законодательства; составление протоколов и т.п.

Таким образом, органы внутренних дел относятся к числу специальных отраслевых государственных органов, решающих, в том числе в объеме своей компетенции, и задачи в области охраны природы с помощью организационно правовых средств, реализация которых направлена на укрепление экологического правопорядка и обеспечения экологической безопасности на территории Республики Беларусь.

Важным направлением деятельности органов внутренних дел в области охраны природы является профилактика экологических правонарушений. Если исходить из того, что достижение наивысшей эффективности эколого-правовой деятельности органов внутренних дел проявляется в определенном снижении экологических правонарушений, то их важнейшей задачей становится выявление причин и условий, способствующих совершению экологических правонарушений, и разработка мер по их предупреждению.

При этом органы внутренних дел обязаны выявлять и устранять лишь те причины и условия, способствующие совершению правонарушений природоохранительного законодательства, которые должны и могут быть им известны с учетом их компетенции.

К числу основных причин преступного нарушения природоохранительного законодательства часто относят корыстные мотивы, например, у тех работников леспромхоза, которые производят вырубку леса, грубо нарушая установленные правила, или у работников промысловых организаций, производящих лов рыбы с грубым нарушением действующего законодательства. Корысть может проявляться в стремлении к незаконному обогащению, т.е. получению незаконных дополнительных выплат (премий и т.д.), или с выгодой реализовать незаконно добытую рыбу, вывезенный лес и др. Поэтому своевременное пресечение органами внутренних дел такого рода противоправной деятельности является одним из условий предупреждения природоохранительных нарушений. В соответствии с действующим законодательством органы внутренних дел правомочны постоянно вести работы имеющимися силами и средствами по выявлению и устранению перечисленных и иных условий, способствующих природоохранительным правонарушениям. Теория и практика выработали различные формы и методы профилактики правонарушений в области охраны природных ресурсов. Действенной формой профилактики нарушений природоохранительного законодательства является внесение органами внутренних дел представлений в соответствующие органы по фактам правонарушений. При этом в направляемом представлении необходимо конкретно и доходчиво указывать причины и условия, способствующие нарушению природоохранительного законодательства, и предложения по их устранению. Нецелесообразно вносить представления, носящие общий характер, так как эта форма желаемого результата не дает. Нередки в практике случаи, когда по внесенным представлениям меры не принимаются и органы внутренних дел не информируются о проделанной работе. В таких случаях необходима устная или письменная информация, после чего следует обязательно ставить в известность вышестоящие органы. Хорошо и качественно организованная воспитательная работа, в первую очередь правового характера, имеет важное значение в профилактической работе органов внутренних дел. В предупреждении органами внутренних дел нарушений природоохранительного законодательства особая роль отводится ведомственной милиции по охране различных природных объектов (источников водоснабжения, рыбных запасов и других мест), создаваемой на базе договора с организациями-природопользователями и заинтересованными ведомствами. Договорные отношения об охране объектов природы характеризуются рядом особенностей. Стороны не только приобретают соответствующие права, но и устанавливают, реализуют определенные права и обязанности, вытекающие из предоставленной им компетенции, зависящей от особенности охранной деятельности природного объекта. При этом в своей деятельности они исходят из государственных интересов по обеспечению сохранности объектов природы. Социальное, экономическое значение каждого природного объекта определяет способы охранной деятельности, т.е. ведомственная милиция играет очень важную роль в охране природных ресурсов и в профилактике правонарушений еще и потому, что она специально для этих целей создается. Охрана природных ресурсов стала одной из ряда задач, которые органы внутренних дел решают совместно с другими государственными и общественными формированиями.

Для того чтобы эта работа была наиболее целенаправленной и перспективной, в настоящее время назрела необходимость в:

1) создании специального аппарата, который бы координировал

деятельность органов внутренних дел по борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства;

2) формировании, особенно в областях, краях и республиках с наиболее обильной и редкостной фауной и флорой, специализированных групп и подразделений (экологической милиции), в компетенцию которых входили бы непосредственная организация и проведение комплекса мероприятий, связанных с охраной природных ресурсов;

3) выделении конкретных сотрудников, организующих и проводящих работу по охране природы;

4) упорядочении нормативных актов органов Министерства внутренних дел Республики Беларусь, регламентирующих обеспечение надзора охраны природных объектов и рационального природопользования.

2.2 Природоохранная деятельность прокуратуры

Важнейшим звеном в сложном государственном механизме надзора за исполнением экологического законодательства являются органы прокуратуры.

Они призваны вместе со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды обеспечивать экологический правопорядок.

Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды является одним из главных направлений их деятельности. Он осуществляется в строгом соответствии с Законом Республики Беларусь "О прокуратуре Республики Беларусь" от 29.01.1993 № 2139-ХП (в дальнейшем - Закон о прокуратуре Республики Беларусь). В нем излагаются общие задачи органов прокуратуры.

Более конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства нашли свое отражение в других нормативных правовых актах, а также в приказах, распоряжениях, указаниях,

информационных письмах и иных документах Генерального прокурора Республики Беларусь. Все они тесно связаны с основными задачами природоохраны, определяемыми Законом Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" от 26.11.1992 № 1982-ХП (в ред. от 20.07.2006).

В соответствии с Законом о прокуратуре Республики Беларусь, органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности и полноты принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.