скачать рефераты

МЕНЮ


Административная ответственность за правонарушения в промышленности

Во-вторых, субъектом дисциплинарного проступка является член трудового коллектива (рабочий, служащий), а субъектом контроля и принуждения - руководитель этого коллектива,

Субъектом административного правонарушения есть гражданин или должностное лицо, у которого нет стойких организационных связей с субъектами контроля и принуждения.

В-третьих, дисциплинарный проступок состоит из нарушения тех связей, которые положены на лицо как на член трудового коллектива и в связи с его ролью в этом коллективе. Поэтому дисциплинарная вина - всегда нарушения имеющейся в организации дисциплины.

Административное же правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, установленных для всех граждан независимо от того, где они работают и которую выполняют работу. Правда, в ряде случаев трудовая и административно-правовая обязанности могут совпадать. Это касается водителей, рабочих торговли и т.п.. В таких случаях совершенные ими нарушения есть одновременно дисциплинарными и административными.

В-четвертых, за дисциплинарные проступки санкции к виновному применяются руководителем того коллектива, членом которого является правонарушитель (директором предприятия, ректором вуза, командиром части), или вышестоящим начальником. За административные правонарушения взыскания накладываются субъектом функциональной власти.

2. Административная ответственность

Понятие и основания административной ответственности. Административная ответственность - это специфическое реагирование государства на административное правонарушение, которое заключается в применении уполномоченным органом или должностным лицом предусмотренного законом взыскания к субъекту правонарушения.

Как явление правовой действительности она характеризуется двумя видами признаков. Во-первых, это признака, присущий юридической ответственности в целом (основные); во-вторых, признаки, которые отмежевывают административную ответственность от других видов юридической ответственности (производные).

Основные признаки административной ответственности состоят в том, что она:

является средством охраны установленного государством правопорядка;

нормативное определенная и заключается в применении (реализации) санкций правовых норм;

является следствием виновного антиобщественного действия;

сопровождается государственным и общественным порицанием правонарушителя и содеянного им действия;

связанная с принуждением, с отрицательными для правонарушителя следствиями (морального или материального характера), которых он должны испытать;

реализуется в соответствующих процессуальных формах. Производные признаки административной ответственности определяются ее юридической природой.

Продолжительное время в правовой науке основанием административной ответственности считалось противоправное виновное действие или бездеятельность, которая поднимает установленное административно-правовой нормой правило, но по своему характеру и следствиями не влечёт за собой криминального наказания.

Итак, первым исходным моментом был тезис о том, что нарушение правил поведения, установленных любой административно-правовой нормой, тянет за собой административную ответственность. Второе исходное положение заключалось в тезисе о том, что привлечение к административной ответственности возможное только при нарушении нормы административного права. Тем не менее современная юридическая практика довела, что эти отправные позиции не всегда верные. Исследование Института административной ответственности свидетельствуют о том, что она наступает, во-первых, при нарушении не всех, а только определенной группы административно-правовых норм, и, во-вторых, при нарушении норм не только административного права.

Это объясняется спецификой административного права, которое, как известно, регулирует общественное отношения, которое возникало в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. Вследствие разнообразия общественных отношений, которые возникали в данной области, все нормы административного права образовывают несколько групп. Это такие, что:

закрепляют порядок образования и правовое положение субъектов;

определяют формы и методы управленческой деятельности;

устанавливают порядок прохождения государственной службы, права и обязанности государственных служащих;

определяют способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении;

регулируют управление отдельными областями (социально-культурной, административно-политической и т.п.), государственными функциями и территориями;

устанавливают права и обязанности разных категорий физический лиц в сфере исполнительной и распорядительной деятельности государства.

Как правило, административная ответственность наступает за нарушение наименьшей части административно-правовых норм, а именно за нарушение физическими лицами некоторых обязанностей в сфере государственного управления, т.е. за совершение административных правонарушений (проступков).

Относительно основной массы норм административного права, то нарушение установленных ими правил влечёт дисциплинарную ответственность. Больше того, в ряде случаев отдельные категории физических лиц (например, военнослужащие) при совершении административных правонарушений подлежат дисциплинарной ответственности, тогда как по общему правилу установленная ответственность - административная (ст. 15 Клап).

Таким образом, не всякое нарушение правил, установленных административно-правовой нормой, служит причиной административной ответственности. Административную ответственность влечёт нарушение только той нормы административного права, которая предохраняется административными санкциями.

Вдобавок, административная ответственность может наступать не только за нарушение правил, установленных административно-правовой нормой, а и за нарушение норм других областей права. В частности, ст.51 Уголовного кодекса предусматривает возможность привлечения к административной ответственности лица, которое осуществило преступление, которое не имеет большой общественной опасности.

Изложенное разрешает определить, что производными признаками административной ответственности будут такие:

1. Ее основанием есть не только административное правонарушение (проступок), а и нарушение норм других областей права, в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством.

2. Она заключается в применении к виновным административным взысканиям. В ст. 23 Кпап указано, что административное взыскание является мерой ответственности.

3. Право привлечения к административная ответственность предоставлена многим государственным органам и их должностным лицам. Среди них - органы государственной исполнительной власти, местного самоуправления, суды (ст. 213 Кпап). Полный их перечень содержится в разделе III (статьи 218-244) Кпап.

4. Законодательством установлен особый порядок привлечения к административной ответственности (составление протокола, сбор и оценка доказательств, вынесение постановления и т.п.).

5. Административная ответственность урегулирована нормами административного права, которое содержит перечни административных взысканий и органов, уполномоченных их применять.

6. Право установления административной ответственности имеет довольно широкий круг субъектов: Верховная Рада;

Реальная юридическая ответственность наступает при наличии трех оснований: нормативной, составной частью которой есть норма, которая закрепляет состав; фактической (правонарушение);

процессуальной (правоприменительный, юрисдикционний акт).

Система правовых норм, которые регулируют применение административных взысканий, является нормативной основой административной ответственности.

По смыслу их можно поделить на три вида:

а) правовой - правовые - материально-правовые, что закрепляют общие вопросы административной ответственности (задача и система законодательства об административных правонарушениях, основаниях и субъекты ответственности, система административных взысканий и др.); составы административных проступков;

б) процессуальный - процессуальные - административно-процессуальные, что закрепляют проведение в делах об административных правонарушениях;

в) организационные, что закрепляют порядок создания, правовое положение, подведомственность субъектов административной юрисдикции.

Нормы, которые устанавливают административную ответственность, рассредоточенные в разных кодексах и нормативных актах. Основному их источником является Кодекс Украины об административных правонарушениях. Параллельно с ним действуют Таможенный, Лесной, Воздушный кодексы; законы " О чрезвычайном состоянии", "Об охране государственной границы", "О борьбе с коррупцией" и др., что содержат нормы, которыми устанавливается административная ответственность.

Так, законом "О чрезвычайном состоянии" установленная административная ответственность за нарушение лицом режима чрезвычайного состояния и злостное многоразовое нарушение этого режима (ст. 31). Законом "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" установленная ответственность за административные правонарушения, связанные с деятельностью на рынке ценных бумаг (ст. 13).

Все вместе они представляют законодательство об административных правонарушениях.

В 60-х и 70-х годах ученые-административисти провели большую работу по разработке основных положений об административной ответственности и подготовили проекты кодифицированных актов. Ее результатом стало принятие 7 декабря 1984 г. Кодекса об административных правонарушениях (введено в действие с 1 июня 1985 г.), что действует и сегодня, правда, со значительными изменениями и дополнениями. Он содержит свыше 330 статей, объединенных в 33 главы и 5 разделов.

Целые, принципы, полномочия участников проведения в делах об административных правонарушениях закрепленные в IV разделе Кпап. Здесь же содержатся положение о порядке осуществления административного расследования и рассмотрения дел, обжалование принятых постановлений.

Последний, V раздел Кпап называется "Выполнение постановлений о наложении административных взысканий". В нем сконцентрированные нормы, которыми регулируется выполнение каждого из существующих взысканий.

Необходимо указать, что административные проступки большей частью совершаются в один время, а рассматриваются в другого. Между днем совершения действия и днем привлечения к ответственности за это действие проходит определенный срок, на протяжении которого может измениться законодательство. Если старая норма упразднена, возникает вопрос, которой нормой нужно руководствоваться: той, что действовала на момент совершения, или той, что действует на момент рассмотрения дела.

Этот вопрос решается по-разному, исходя из материальных и процессуальных норм.

По общему правилу, лицо, которое совершило административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, которое действует во время и по месту совершения правонарушения (ч. 1 ст. 8 Кпап).

Поэтому акты, которые устанавливают или усиливают ответственность, обратной силы не имеют и могут применяться лишь относительно действий, содеянных после вступления этих актов в законную силу. Гуманизм административного права проявляется в установленному законом исключении из общего правила, согласно которому нормы, которые смягчают или отменяют ответственность, имеют обратную силу, т.е. распространяются и на правонарушение, содеянные ко вступлению таких норм в силу (ч. 2 ст. 8 Капа).

Итак, если гражданин совершил проступок, когда действовали одни процессуальные нормы, а дело рассматривается позднее, когда уже вступили в силу новые процессуальные правила, проведение должны быть проведено согласно новым нормам.

В данное время возникает вопрос о существовании административной ответственности юридических лиц. Тем не менее данная проблема не приобрела приемлемое решение ни в законодательстве, ни в теории административного права.

Дело в том, что действующее административное законодательство не дает обобщенного определения субъекта административного правонарушения и даже не употребляет такого термина. В Кодексе Украины об административных правонарушениях используется термин "лицо" без четкого указания на то, которая это лицо: физическая или юридическая. За рамками Кпап действует довольно большая группа норм, которые устанавливают ответственность юридических лиц из совершения противоправных действий. И хотя такие действия не отнесены законодателем к административным правонарушениям, а ответственность за них не названа административной, они имеют много их признаков. Это, например, нормы, которые устанавливают ответственность объединений граждан (статьи 28-32 Закона "Об объединении граждан" от 16 июня 1992 г.), нормы Закона "Об ответственности предприятий, учреждений и организаций за нарушение законодательства о ветеринарной медицине" от 5 декабря 1996 г. и т.п.. Больше того, в Законе Украины "О семенах" от 15 декабря 1993 г. ст. 25 содержится такое положение: "Юридическое и физический лица, виновные в нарушении законодательства по вопросам семеноводства, привлекают к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности согласно законодательству Украины".

Очевидно, эти обстоятельства разрешают некоторым исследователям считать, что в административном праве Украины, по аналогии с Российской Федерацией, где действует закон "Об административной ответственности предприятий, учреждений и организаций за административные правонарушения в области строительства", уже сегодня существует административная ответственность юридических лиц1. Думаем, что данная позиция больше отвечает перспективам усовершенствования института административной ответственности, чем реалиям сегодняшнего дня.

Действующий на сегодня Клап недвусмысленно, хотя и косвенно, признает субъектом проступка только физический лицо. Об этом, в частности, свидетельствуют закрепленные нормативное его признаки.

Так, ст. 12 устанавливает возраст, с достижением которого наступает административная ответственность (16 лет); ст. 20 предусматривает как обязательный признак субъекта его вменяемость; ст. 33 требует при наложении взыскания учитывать лицо правонарушителя; ст. 256 требует, чтобы в протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке были ведомости о лице правонарушителя, а также обязывает правонарушителя подписать протокол; ст. 268 закрепляет за лицом, которое совершило проступок, право выступать родным языком и т.п.. Тяжело вообразить, что перечисленные нормы рассчитанные на юридических лиц. Больше того, ст. 27 Кпап абсолютно точно определяет, что штраф является денежным взысканием, которые накладывается на граждан и должностных лица за административные правонарушения.

Характеристика административных взысканий. Сущность и цель административного взыскания зафиксированы в ст. 23 Кпап. В ней подчеркивается, что административное взыскание является мерой ответственности и применяется с целью воспитания лица, которое совершило административное правонарушение, в духу соблюдения законов, а также предотвращение совершения новых правонарушений.

К лицам, которые не являются гражданами Украины, может быть применено административное выдворение за границы Украины (ст. 24 Кпап и ст. 32 Закона "О правовом статусе иностранцев").

Все названные взыскания тесно связанные между собой и образовывают единую систему. Их прежде всего объединяет общая цель: защита правопорядка, воспитание лиц, которые совершили административные проступки, в духу соблюдения законов, а также предупреждение совершения новых проступков как самыми правонарушителями, так и другими лицами.

Каждое взыскание является наказанием, мерой ответственности, предназначенной за проступки, а применение любого взыскания означает наступление административной ответственности и тянет для виновного неблагоприятные юридические следствия.

Административное взыскание причиняет виновному определенные страдания, ограничение. Тем не менее наказание не являются самоцелью, оно только необходимое средство воспитания и предупреждение правонарушений. Взыскание является предупредительным мероприятием на пути совершения новых правонарушений со стороны виновного (частная превенция) и правонарушений со стороны других лиц (общая превенция). Задача предупреждения правонарушений некоторые наказания решают не только своим воспитательным влиянием, а и лишением правонарушителя возможности снова нарушить закон.

Административные взыскания накладываются компетентными органами и должностными лицами путем издания специальных индивидуальных актов управления, которые имеют принудительный характер. Принудительное влияние должен быть справедливым, отвечать характеру проступка и лица правонарушителя. Его тяжесть зависит от тяжести проступка.

Каждое из приведенных в статье взысканий не равнозначное другому по объекту взыскания, все они не совпадают по объему и весом влияния. Это разнообразие отбивает множественность объектов административных правонарушений и средств посягательств на них, а также неравномерная степень опасности правонарушений.

За характером влияния взыскания делятся на личные, имущественные, лично-имущественные. Так, предупреждение и административный арест направлены непосредственно на лицо правонарушителя. К имущественному принадлежат штраф, исправимые работы, изъятие и конфискация предмета. Лично-имущественным взысканием являются лишения специального права. Это взыскание в тому или другому объеме влияет на личность через его имущественные интересы.

Система взысканий сурово формализована: ими есть только те мероприятия принудительного влияния, которые законодатель определил как административные. Любые другие средства принуждения, даже если они подобные взыскания за целью, содержанием, названием, к таким не принадлежат. Так, нужно отличать такие взыскания, как административный арест (ст. 32), уплатное изъятие предмета (ст. 28) и конфискацию предмета (ст. 29), лишение специального права от таких мероприятий обеспечения проведения в делах об административных правонарушениях, как административное задержание (ст. 261), изъятие вещей и документов (ст. 265), отстранение водителей от управления транспортными средствами (ст. 266).

Виды административных взысканий. Предупреждение (ст. 26 Каап) применяется как самостоятельная степень наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также относительно лиц, которые впервые совершили проступок и при этом имеют добрые характеристики. Содержание предупреждения как меры административного взыскания заключается в официальному, от лица государства, осуждении противоправного действия органом административной юрисдикции и в предупреждении правонарушителя о недопустимости таких действий в дальнейшем.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще не закончено, с целью прекращения противоправного поведения и в установленных законодательством случаях является обязательным первым мерой принуждения.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.