скачать рефераты

МЕНЮ


Административно-правовые формы государственного управления

Таким образом, исполнительная власть имеет только юридичес-кие формы своего выражения (власть не может быть выражена в семи-нарах и совещаниях, в моделировании, в делопроизводстве и т.п.). В их системе главенствующая роль отводится правовым актам управ-ления.

Вопрос 2. Правовые акты управления.

Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти. Наиболее значимые качества, определяющие их юридическую природу, следующие:

а) правовой акт управления (таково его наиболее распространен-ное обозначение) представляет собой юридический вариант управлен-ческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должно-стное лицо) решает тот или иной вопрос (общий или индивидуаль-ный) , возникающий в процессе его деятельности, в интересах реали-зации задач и функций исполнительной власти;

б) правовой акт управления издается только полномочным субъ-ектом исполнительной власти или государственно-управленческой де-ятельности в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством либо административно-правовыми нормами;

в) правовой акт управления -- юридическо-властное волеизъяв-ление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управлен-ческой деятельности;

г) правовой акт управления -- одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризу-ющими исполнительную власть в целом;

д) правовой акт управления содержит в себе юридически-власт-ное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен;

е) правовой акт управления определяет правила должного пове-дения в сфере государственного управления;

ж) правовой акт управления может либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения администра-тивно-правовых отношений (административно-правовые нормы), ли-бо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа;

з) правовой акт управления подзаконен, т.е. он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией Российской федерации, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;

и) правовой акт управления занимает определенное место в иерархической системе такого рода актов, что означает соответствие акта данного органа исполнительной власти (должностного лица) ак-там вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;

к) правовой акт управления представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц). Эти документы (различного рода справки, отчетные материалы, до-кладные записки, удостоверения, протоколы, акты ревизий и прове-рок и т.п.) выражают определенные обстоятельства, имеющие юриди-ческое значение, но не превращаются тем самым в правовые акты уп-равления со всеми присущими им юридическими качествами;

л) правовой акт управления, как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и уст-но (например, в системе военного управления, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления);

м) правовой акт управления с учетом ранее изложенных его ка-честв издается с соблюдением определенных, официально установлен-ных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и пр. Общие пра-вила такого рода, к сожалению, отсутствуют; существуют правила ве-домственного характера либо предусматривающие процедуру подго-товки и утверждения управленческих актов применительно к отдель-ным органам исполнительной власти (например, они содержатся в Регламенте заседаний Правительства Российской Федерации, в Поло-жении о подготовке проектов его постановлений и распоряжений);

н) правовой акт управления может быть в установленном дейст-вующим законодательством или подзаконными административно-правовыми нормами порядке опротестован или обжалован;

о) правовой акт управления в случае несоблюдения содер-жащихся в нем юридически-властных предписаний вызывает особое юридическое последствие правоохранительного характера, а именно наступление ответственности виновной стороны (как правило, насту-пает дисциплинарная или административная ответственность).

Таким образом, правовой акт управления есть основанное на за-коне одностороннее юридически-властное волеизъявление полно-мочного субъекта исполнительной власти, направленное на уста-новление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

В таком понимании этот вид юридических актов опосредствует взаимоотношения между сторонами управленческих отношений, точ-нее -- между управляющей и управляемой сторонами, между субъектами и объектами управления.

В правовых актах управления решаются многие вопросы де-тализации и конкретизации общих правовых норм, содержащихся в правовых актах законодательных (представительных) органов госу-дарственной власти.

Правовые акты управления по масштабности их действия не ограничиваются сферой государственного управления. В ряде случаев с их помощью регламентируются отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет не административного, а иных отраслей российского права. В наибольшей степени это касается фина-нсовых отношений, частично трудовых, земельных и др. В частности, именно на их основе возникают налоговые, природоохранительные правоотношения.

Правовые акты управления отличаются от актов судебных орга-нов государственной власти своим преимущественно позитивным ха-рактером, выражающимся в том, что с их помощью организуется процесс функционирования механизма исполнительной власти с це-лью упорядочивающего воздействия на различные стороны государст-венной и общественной жизни. Судебные акты имеют ярко выражен-ный юрисдикционный характер; для управленческих актов юрис-дикция не является приоритетной. Кроме того, правовые акты управ-ления не могут отменить либо изменить судебные акты, в то время как последние такую возможность в отношении их имеют. Наконец, пра-вовые акты нередко играют роль доказательств в судебном процессе (например, по жилищным, трудовым, административным делам).

Правовые акты управления иногда характеризуются как конклюдентные.

Взятый из гражданско-правового лексикона этот термин призван охарактеризовать часто встречающиеся в управленческой практике повеления, не имеющие характера, например, письменного акта. Это -- сигнал светофора, свисток милиционера, дорожный знак и т.п. Больше оснований, однако, не рассматривать подобные повеления как правовые акты управления, поскольку в них получают свое опосредст-вованное выражение соответствующие административно-принуди-тельные меры, обеспечивающие общественную безопасность и поря-док в сфере государственного управления. Несоблюдение таких пове-лений может повлечь за собой издание правового акта (например, о привлечении к административной ответственности).

Виды правовых актов управления

Правовые акты управления многочисленны и разнообразны. В механизме правового регулирования они выполняют многоплановые функции. С их по-мощью разрешается множество самых различных по своей сложности и содер-жанию задач, возникающих в ходе государственного руководства обществом. В этих условиях большое теоретическое и практическое значение имеет клас-сификация актов управления по видам и группам в зависимости от их свойств и признаков.

В научной литературе наиболее распространенной является классифика-ция правовых актов управления по следующим критериям:

- по юридическим свойствам;

- по форме выражения;

- по сроку действия;

- по территории действия;

- по органам, их издающим;

- по характеру компетенции;

- по наименованию;

- по функциональной роли;

- по порядку принятия.

Юридические свойства являются основным критерием классификации актов управления. Этот критерий дает возможность определить связь актов с нормами права и их место в механизме правового регулирования. По юридиче-ским свойствам правовые акты управления подразделяются на нормативные, индивидуальные и нормативно-индивидуальные.

Нормативными актами органов государственного управления являются такие акты, которые содержат в себе нормы права. Им присущи признаки, ко-торые имеют любые нормативные акты (содержат общеобязательные нормы права, рассчитаны на неоднократное применение, их действие распространяется на неопределенный круг лиц и т.п.). Понятие нормативного правового акта в настоящее время пока не нашло отражение в законодательстве России. Между тем дефиниция нормативного правового акта предложена в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону»1. В соответствии с данным поста-новлением нормативным правовым актом является изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа ме-стного самоуправления, иного органа или должностного лица, устанавливаю-щий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие незави-симо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, преду-смотренные актом.

Нормативные акты управления, несмотря на их важность и значимость, выполняют свое назначение -- исполнение, проведение в жизнь законов. Явля-ясь одним из наиболее емких источников административного права, они регу-лируют общественные отношения во всех сферах общественной жизни. Норма-тивными актами управления, в частности, устанавливается правовое положение министерств и ведомств России, закрепляются полномочия органов исполни-тельной власти субъектов РФ и др.

Неотъемлемую часть системы правовых средств, с помощью которых осуществляется государственное управление, составляют индивидуальные ак-ты. Они не содержат норм права, принимаются по конкретным вопросам и имеют четко определенный адресат, вызывают возникновение, изменение или прекращение конкретных административно-правовых отношений. С их помо-щью осуществляется применение требований законов и нормативных управ-ленческих актов к конкретным обстоятельствам, оперативно решаются текущие управленческие задачи.

Индивидуальные акты управления не одинаковы. Различаются оператив-но-исполнительные и правоохранительные (юрисдикционные) акты. К первым относятся акты применения норм права. С их помощью реализуются диспози-ции норм права. Правоохранительные акты обеспечивают охрану прав и свобод граждан от нарушений. К таким актам относятся, например, приказ начальника органа внутренних дел о наложении на подчиненного дисциплинарного взы-скания, постановление о назначении административного наказания и т.п.

Нормативно-индивидуальные акты управления содержат в себе одновре-менно и нормы права, и решения по индивидуальным делам. Здесь наряду с общими правилами содержатся предписания, относящиеся к индивидуальным субъектам.

По форме выражения правовые акты управления могут быть словесные и конклюдентные.

По сроку действия различают акты срочные, бессрочные и временные. Если в акте управления указан срок его действия, то он является срочным и по истечению этого срока утрачивает свою силу. В том случае, когда срок акта не обозначен, он является бессрочным и действует до того времени, когда его от-менят. Временные акты действуют в течение указанного в акте срока. Они, как правило, связаны с непродолжительным сроком действия.

По территории действия правовые акты управления делятся на следую-щие виды:

- действующие на всей территории РФ;

- действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерритори-альные);

- действующие на территории отдельного субъекта РФ;

- действующие на территории муниципального образования;

- действующие на территории предприятия, учреждения (локальные).

В зависимости от органов, издающих правовые акты управления, разли-чают акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполни-тельной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местно-го самоуправления, а также акты руководителей предприятий и учреждений.

По характеру компетенции исполнительных органов, издающих акты управления, они делятся на акты общей, межотраслевой, отраслевой и специ-альной компетенции. Эта классификация связана с особенностью органа госу-дарственного управления, в компетенцию которого входит издание того или иного акта. Так, акты общего управления издаются Правительством РФ, администрациями субъектов РФ и другими органами исполнительной власти общей компетенции. Издание актов специальной компетенции связано с дея-тельностью органов внутренних дел, налоговых органов, антимонопольных ор-ганов и др.

По наименованию правовые акты управления могут быть представлены в виде: указов, постановлений, распоряжений, приказов, указаний, инструкций, положений, правил, решений и др. При этом следует иметь в виду, что за каж-дым видом органа государственного управления законодательно закреплена возможность издания соответствующих актов управления. Так, Правительство РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, принимает постановления и распоряжения. Министр внутренних дел вправе издавать приказы, распоряже-ния, инструкции, наставления, директивы.

По функциональной роли различают акты плановые, методические, кадро-вые, финансовые и др. Данная классификация определяется теми функциями (основным направлением деятельности) органа управления, с осуществлением которых связывается принятие того или иного акта.

Деление актов управления на коллегиальные и единоличные обусловлено их порядком принятия. Каждый вид органа государственного управления имеет свою структуру, взаимосвязи между руководителем и подчиненными, способы решения подведомственных вопросов. Так, Правительство РФ, являясь колле-гиальным органом, принимает акты на своем заседании. В единоначальном ор-гане (например, в органе внутренних дел), где ответственность за деятельность возложена на начальника, принимаются единоличные акты.

Правовые акты управления должны отвечать определенным требованиям. Их соблюдение обеспечивает эффективность актов и успешное решение управ-ленческих задач. Все требования можно разделить на две группы: требования законности и требования целесообразности.

Наиболее значимыми являются требования законности. Круг этих требо-ваний по объему значителен.

1. Правовые акты должны соответствовать Конституции РФ, федераль-ным законам, актам вышестоящих органов. Это требование закреплено ст. 15 Конституции РФ. Оно означает недопустимость каких бы то ни было отступле-ний от норм законов, иных актов вышестоящих органов государственной вла-сти и управления. Все государственные органы и должностные лица должны действовать в пределах Основного закона России и принятых в соответствии с ним актов законодательства.

2. Правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с компетен-цией органа (должностного лица), только по вопросам, входящим в их ведение, и в пределах предоставленных им прав. Прежде чем приступить к решению то-го или иного вопроса путем издания акта, необходимо удостовериться, отно-сится ли он к предмету ведения органа. Другими словами, следует обратиться к акту, определяющему правовой статус, полномочия данного органа.

Как несоблюдение указанного требования следует рассматривать реше-ние вышестоящим органом (должностным лицом) вопросов, отнесенных к компетенции нижестоящих органов (должностных лиц). Например, начальник районного отдела внутренних дел является вышестоящим должностным ли-цом по отношению к начальнику отделения ГИБДД этого же отдела. Однако он не может рассмотреть материалы дела об административном правонаруше-нии, связанном с несоблюдением правил дорожного движения, и назначить в отношении виновного лица административное наказание.

Нарушением является и выход за пределы дозволенного, за пределы объ-ема полномочий. Так, начальник РОВД за совершение административного пра-вонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.13 КоАП РФ «Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах», может назначить ад-министративный штраф в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда. Вместе с тем для того, чтобы назначить за данное правонарушение до-полнительное наказания в виде конфискации оружия и патронов к нему, на-чальник РОВД должен передать материалы дела судье.

Правовые акты должны издаваться в установленном порядке. Особые требования предъявляются к нормативным правовым актам управления. По-этому они закрепляются в нормативных актах вышестоящих органов. Так, об-щие правила подготовки и издания нормативных правовых актов органов ис-полнительной власти установлены постановлением Правительства РФ от 13 ав-густа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных пра-вовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государствен-ной регистрации» (с изменениями от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г.,

3. Правовые акты управления должны соответствовать определенной юридической форме. По действующему законодательству каждый орган (должностное лицо) имеет право издавать лишь те акты, которые для него пре-дусмотрены. Например, Правительство РФ по вопросам своей компетенции из-дает постановления и распоряжения. Для Президента России характерными яв-ляются указы (нормативные и индивидуальные).

4. Акты управления должны быть подписаны уполномоченными на то лицами. В законодательстве рассматриваемое требование регламентировано довольно четко. Неподписанный акт остается решением, не имеющим юриди-ческой силы. Акт, подписанный некомпетентным субъектом, не является за-конным. Указы и распоряжения Президента РФ подписываются только самим Президентом. Постановления и распоряжения Правительства России подписы-ваются председателем Правительства РФ, а в его отсутствие -- лицом, испол-няющим такие обязанности. Акты иных органов подписываются руководите-лем соответствующего органа, а в его отсутствие -- лицом, исполняющим обя-занности.

5. Обязательным условием акта управления является доведение его со-держания до адресата. Это требование является обязательным для всех право-вых актов управления. Так, акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию в официальных источниках. К таким источни-кам относятся «Российская газета», «Собрание законодательства РФ». Кроме того, они могут быть переданы в установленном порядке для опубликования в иных органах печати, обнародования по телевидению, радио и т.п. Порядок опубликования правовых актов управления установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 16 мая 1997 г., 13 августа 1998 г.).

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.