скачать рефераты

МЕНЮ


Административно-правовой статус военнослужащих

Статья 69. Офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы и их семьи, а также военнослужащие срочной службы при переездах по железнодорожным, водным, автомобильным и воздушным путям сообщения пользуются льготами в соответствии с действующим законодательством…” “Справочник по законодательству для офицеров советской армии и флота”, Военное издательство министерства обороны СССР, Москва 1977 год. С. 67-68

Льготы по перевозкам были установлены “Кодексом о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей”, утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 апреля 1930 года. Этот кодекс устанавливал льготы по перевозкам и определял круг лиц, имеющих право на эти льготы.

Оплата воинских перевозок производилась в соответствии с инструкцией “О порядке учета, оформления и использования воинских перевозочных документов и оплате воинских перевозок”, введенной в действие приказом Министра обороны СССР от 15 сентября 1964 года № 200. Инструкция определяла, какие документы давали право на проезд и перевозку грузов, срок действия перевозочных документов, основания для получения перевозочных документов.

§ 2. Нормативно-правовые акты периода 1977-1993 гг.

В 1977 году в СССР была принята новая Конституция. По мнению юристов тех лет это шаг вперед в развитии советского законодательства: “Огромная работа, проведенная за последнее время в области совершенствования советского законодательства, позволила, как это отмечалось на XXV съезде КПСС, привести юридические нормы в соответствие с новым уровнем, достигнутым нашим обществом. Однако общественная жизнь не стоит на месте. Не может не развиваться и наше законодательство.

Исключительная роль в дальнейшем укреплении социалистической законности и правопорядка принадлежит новой Конституции СССР. Закрепляя основы общественного строя и политики СССР, устанавливая права, свободы и обязанности граждан, принципы и цели социалистического общенародного государства, Конституция СССР формулирует руководящие положения для всей системы советского законодательства и практики его осуществления, создает прочные конституционные гарантии строго и неуклонного исполнения правовых предписаний государства всеми организациями, должностными лицами и гражданами”. “Основы советского военного законодательства”, учебник для высших военно-политических училищ, Военное издательство министерства обороны, Москва 1978 год. С. 41.

В Вооруженных Силах воздействие советского права проявлялось особенно активно, поскольку здесь в силу специфики военной службы жизнь, быт и деятельность людей регламентируются нормативно-правовыми актами гораздо более детально, чем в любой сфере гражданской жизни.

“Законодательство служит необходимым и действенным средством государственного регулирования общественных отношений в области устройства, комплектования, жизни и деятельности Вооруженных Сил. В нормах права получают юридическое закрепление основные направления политики партии и государства по вопросам укрепления обороноспособности нашей страны, совершенствования Вооруженных Сил, повышения качества боевой подготовки и идейной закалки личного состава, обеспечения сознательной воинской дисциплины, порядка и организованности, поддержания высокой боевой готовности войск и сил флота.

Советское законодательство служит надежным средством охраны боеспособности Вооруженных Сил, воинской дисциплины, уставного порядка несения воинской службы, прав и законных интересов военнослужащих.

Советское военное законодательство является правовой основой строительства Советских Вооруженных Сил, средством регулирования их жизни и деятельности. Будучи составной частью единого законодательства СССР, оно представляет собой систему законов и иных правовых актов, в которых выражены нормы различных отраслей законодательства, регулирующие отношения в сфере строительства, жизни и деятельности Вооруженных Сил СССР, а также охраны установленного в них порядка.

Военное законодательство характеризуется теми же основными чертами и принципами, которые присущи всему советскому законодательству. Вместе с тем оно имеет и определенные особенности, отражающие специфику военной организации. Эти особенности состоят, в частности, в том, что военное законодательство, во-первых, представляет собой наиболее централизованный вид советского законодательства и, во-вторых, более детально регламентирует различные стороны общественных отношений, которые складываются в Вооруженных Силах.

Военное законодательство призвано прежде всего юридически оформить правовое положение военной организации в государстве, организационные принципы формирования и структуру Советских Вооруженных Сил, систему государственных органов управления ими; установить определенный порядок комплектования и прохождения действительной военной службы и службы в запасе с учетом интересов Советского государства и граждан, призываемых на воинскую службу; определить правовое положение военнослужащих и военнообязанных; установить основные начала боевой и политической подготовки, материально-технического снабжения и культурно-бытового обеспечения войск; закрепить правовые основы советской воинской дисциплины и обеспечить охрану установленного порядка. Понятно, что такого рода задачи не могут быть решены с помощью актов, издаваемых местными и даже республиканскими органами. Поэтому советское военное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые издаются общесоюзными органами государственной власти в соответствии с их компетенцией, определяемой Конституцией СССР и другими общесоюзными законами. В этом находит свое выражение первая из названных особенностей.

Вторая особенность обуславливается тем обстоятельством, что назначение и само существование Вооруженных Сил требуют высокой степени определенности и детальной упорядоченности воинских отношений, ибо только четкие и слаженные действия органов военного управления, всех военнослужащих, подразделений, частей м кораблей могут обеспечить успешное выполнение задач, возложенных на армию и флот”. “Основы советского военного законодательства”, учебник для высших военно-политических училищ, Военное издательство министерства обороны, Москва 1978 год. С. 15-16, 27, 28.

Большое значение в вопросе регулирования армейской жизни придавалось уставам: “Среди военно-правовых актов, регулирующих различные стороны армейской и флотской жизни, ведущая роль принадлежит воинским уставам, представляющим собой систематизированные своды правил поведения и деятельности военнослужащих. Уставы являются основой всего воинского порядка. Закрепленные в них правовые нормы позволяют обеспечить единство, слаженность и четкость действий всех звеньев военной организации Советского государства” Основы советского военного законодательства”, учебник для высших военно-политических училищ, Военное издательство министерства обороны, Москва 1978 год. С. 30..

Права и обязанности советских граждан, закрепленные в Конституции СССР 1977 года распространялись и на военнослужащих: “Права и обязанности как социальные категории - это установленные законом и гарантированные государством меры возможного и должного поведения личности в области экономических, политических и иных общественных отношений, в том числе в области строительства, укрепления и применения Вооруженных Сил.

Закрепленные государством в законах, воинских уставах и других правовых актах права и обязанности военнослужащих являются юридическим выражением отношений между советским обществом и его воинами.

Конституционные права и обязанности военнослужащих как граждан СССР установлены Конституцией СССР и являются фундаментом для военно-служебных прав и обязанностей. Согласно ст. 63 Закона СССР о всеобщей воинской обязанности военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные запаса пользуются всей полнотой прав и несут все обязанности граждан СССР.

Конституция СССР не делает для военнослужащих исключений и в области личных свобод граждан (неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свобода совести). Как и все граждане, военнослужащие пользуются правом на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, имущество и личную свободу, на честь и достоинство, имеют право обращаться с жалобой на действия должностных лиц в государственные органы и общественные организации, право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных учреждений и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

В то же время принцип политического и гражданского равноправия военнослужащих предполагает их равную со всеми гражданами ответственность за исполнение конституционных обязанностей, продиктованных высшими интересами нашего общества и соответствующих коренным интересам советских граждан. На воинов Вооруженных Сил в полной мере распространяется установленное ст. 59 Конституции СССР положение о том, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей” Основы советского военного законодательства”, учебник для высших военно-политических училищ, Военное издательство министерства обороны, Москва 1978 год. С. 79, 80..

Но все же права военнослужащих отличались от прав других граждан в силу специфики военной службы: “В то же время нельзя упускать из виду, что правовое положение военнослужащих по сравнению с положением других граждан имеет определенные особенности, вытекающие из специфики военной службы, из необходимости поддержания на должном уровне боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил. Например, право на образование реализуется военнослужащими преимущественно через систему военно-учебных заведений; повседневная служебная деятельность военнослужащих регламентируется нормами военного законодательства, трудовое законодательство на них не распространяется. Есть особенности и в порядке осуществления некоторых других прав граждан.

Военно-служебные права и обязанности военнослужащих - это права и обязанности, которые, базируясь на конституционных, возникают у граждан в связи с зачислением их в ряды Вооруженных Сил и прохождением действительной военной службы. Они установлены законом СССР о всеобщей воинской обязанности, военной присягой, воинскими уставами, наставлениями, руководствами, положениями и инструкциями, а также приказами соответствующих командиров и начальников. По характеру и условиям осуществления военно-служебные права и обязанности подразделяются на общие, должностные и специальные” Там же. С. 81.

Но кроме всеобщих прав и прав обусловленных спецификой военной службы Советское государство предоставило военнослужащим дополнительные права (льготы): “Военнослужащие Вооруженных Сил СССР наряду с правами, предоставленными всем советским гражданам, пользуются рядом дополнительных прав - специальными льготами (преимущественными), которые предоставляются им и их семьям в связи с характером и особенностями военной службы” Там же. С. 127..

Льготы военнослужащим и их семьям относились к различным областям производственной, социальной и культурной жизни. Одни из них предоставлялись при прохождении действительной военной службы, другие - при увольнении в запас или отставку. Особую группу образовали льготы инвалидам войны и военной службы и семьям погибших воинов.

Действовавшие в то время льготы военнослужащим и их семьям были установлены Кодексом о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей 1930 г., Законом СССР о всеобщей воинской обязанности и другими правовыми актами.

Нормативные акты, определяющие различные льготы для военнослужащих, были рассмотрены в первом параграфе данной работы. Кроме того следует указать еще “Примерное положение о районном совете депутатов трудящихся” и “Примерное положение о городском, районном в городе совете депутатов трудящихся”, одобренные Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 года, а также “Примерное положение о сельском, поселковом совете депутатов трудящихся” одобренное Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 08 апреля 1968 года.

Данные положения возлагали на Советы депутатов трудящихся обязанности по трудоустройству членов семей военнослужащих, погибших воинов и партизан и т. д.

В 1971 году Указом Президиума Верховного Совета СССР “О прапорщиках и мичманах Вооруженных Сил СССР” было установлено, что: “…прапорщики, мичманы и их семьи пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными законодательством СССР для военнослужащих сверхсрочной службы и их семей…” “Справочник по законодательству для офицеров советской армии и флота”, Военное издательство министерства обороны СССР, Москва 1977 год. С. 337.

Так же следует указать, что основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Верховным Советом СССР 15 июля 1970 года устанавливали гарантии для рабочих и служащих на время выполнения ими государственных или общественных обязанностей, в том числе и на время службы по призыву (ст.47), обязывали работодателя выплачивать выходное пособие работникам в связи с призывом на действительную военную службу (ст. 19), а сам призыв рассматривался как основание для прекращения трудового договора (ст. 15).

Для военнослужащих, участников боевых действий в Республике Афганистан, были установлены льготы Постановлением Совета Министров СССР от 9 августа 1988 года № 989 “О дополнительных мерах по улучшению материально-бытовых условий лиц, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан, и их семей”

§ 3. Законодательство России после 1993 года.

Особенность военного законодательства России данного периода состоит в том, что оно учитывает опыт аналогичного законодательства зарубежных стран, а также практику внутреннего законодательства, связанную с изменением характера собственности, переходом к рынку, департизацией армии и разделением властей.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, потребовала коренного изменения законодательства нашей страны. Этот процесс не мог не коснуться армии, где практически вся жизнь и быт регламентированы различными нормативно-правовыми актами.

В январе 1993 года был принят Закон “О статусе военнослужащих”, который: “…устанавливает права, обязанности и ответственность военнослужащих, определяет основы государственной политики по правовой и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей” Законы России: “Военный пакет”, Москва 1993 год. С. 5..

Но данный закон был принят до 12 декабря 1993 года, поэтому с принятием Конституции РФ он потребовал доработки, тем не менее, этот закон продолжал действовать (с различными изменениями и дополнениями) до 1998 года, когда был принят новый закон “О статусе военнослужащих”.

В Закон 1998 года тоже вносились изменения и дополнения (Федеральные законы от 31 декабря 1999 года № 229-ФЗ, от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ, от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ, от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ СЗ Российской Федерации, 2000, № 1, ч. II, ст. 12; № 26, ст. 2729; 2001, № 13, ст. 1148.). Данный Закон устанавливает, что “статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации” Федеральный закон “О статусе военнослужащих”, СЗ Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331.

Закон “О статусе военнослужащих” 1998 года определяет, какие граждане имеют статус военнослужащих, правовые основы статуса военнослужащих, права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, обязанности и ответственность военнослужащих. С принятием этого закона Закон Российской Федерации “О статусе военнослужащих” от 1993 года и поправки, вносившиеся в него, утратили силу.

В январе 1995 года был принят Федеральный закон “О ветеранах” СЗ Российской Федерации, 1995, № 3, ст. 168, определяющий категории ветеранов и меры их социальной защиты. Поправки в данный закон вносились в 2000 году, и на сегодняшний день, с учетом поправок, этот закон продолжает действовать.

28 марта 1998 года принимается закон “О воинской обязанности военной службе” СЗ Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475. Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами России конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Федеральные законы РФ от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ, от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ и от 7 ноября 2000 года № 135-ФЗ внесли поправки в закон 1998 года “О воинской обязанности и военной службе”, с учетом которых он продолжает действовать по настоящее время.

Конкретные вопросы прохождения военной службы определяются Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.

Некоторые дополнительные меры социальной защиты военнослужащих прописаны в Указе Президента Российской Федерации от 28 мая 1996 года № 791 “О дополнительных мерах социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу по призыву” (с изменениями от 12 октября и 11 ноября 1998 года) и в приказе Министра обороны Российской Федерации от 26 октября 1999 года № 495 “О некоторых вопросах прохождения военной службы по призыву”.

Вещевое обеспечение военнослужащих определяется Положением о вещевом обеспечении военнослужащих, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 605, Федеральным законом “О статусе военнослужащих” и целым рядом других нормативно-правовых актов.

Торгово-бытовое обслуживание военнослужащих и членов их семей осуществляется через систему военной торговли, которая была создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 873 “О создании единой системы военной торговли”.

Все военнослужащие, а также граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному страхованию, условия которого регламентируются Федеральным законом от 28 марта 1998 года “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции” СЗ Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1474; № 30, ст. 3613.

Льготы по проезду на транспорте устанавливаются и регламентируются Федеральным законом “О статусе военнослужащих” постановлением Правительства Российской Федерации “О некоторых вопросах реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, установленных Законом “О статусе военнослужащих”” СЗ Российской Федерации, 1994, № 12, ст. 1397 от 6 июля 1994 года № 806, приказом Министра обороны РФ “О порядке реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей” от 2 сентября 1994 года № 300.

В области здравоохранения военнослужащие имеют ряд льгот, которые регламентируются большим количеством нормативно-правовых актов. Это Постановление Правительства Российской Федерации “О порядке возмещения, расходов связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей” СЗ Российской Федерации, 1994, № 23, ст. 2570 от 26 сентября 1994 года № 1093, Закон РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” СЗ Российской Федерации, 1995, № 48, ст.4561; 1996, № 51, ст.5680; 1997, № 47, ст.5341; 1999, № 16, ст.1937; № 28, ст.3460 и другие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.