скачать рефераты

МЕНЮ


Административное право РБ

Данная стадия производства начинается со сбора и процессуального закрепления нормативной и фактической информации о совершенном правонарушении, составления особого процессуального документа - протокола по делу об административном правонарушении, которым оформляется факт совершения административного правонарушения. В целях соблюдения законности и ведения производства с наибольшей эффективностью в протоколе по делу об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения административного правонарушения и его существо; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; данные о свидетелях и потерпевших, если они имеются; объяснения нарушителя; иные, необходимые для разрешения дела сведения, т.е. любые фактические данные, позволяющие установить наличие или отсутствие административного правонарушения, степень виновности на-рушителя, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.[3, ст.10.2]

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение, а также свидетелями и потерпевшими, если таковые имеются. Лицо, совершившее административное правонарушение, вправе отказаться от подписи протокола и представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по его содержанию, а также изложить свои мотивы отказа от подписи протокола. При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности. Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченными на то лицами и в возможно короткий срок направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать, дело об административном правонарушении. Поскольку инициатива в составлении такого протокола принадлежит полномочному должностному лицу, то именно оно (в некоторых случаях - представитель общественной организации) является инициатором возбуждения дела об административном правонарушении.

При невозможности составить протокол на месте совершения правонарушения, а его наличие обязательно; нарушитель может быть доставлен в милицию. В случае нарушения отдельных правил (например, пользования средствами транспорта, безопасности движения, пожарной безопасности, охоты, рыболовства, лесонарушений и т.п.) доставление нарушителя в милицию или в служебное помещение иного государственного органа может быть осуществлено уполномоченными на то работниками в целях установления его личности и составления протокола о правонарушении. Доставление нарушителя должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

Протокол об административном правонарушении не составляется при совершении административного правонарушения, за которое предусмотрено административное взыскание в виде минимального штрафа, не превышающего одной минимальной заработной платы, и в других случаях, когда штраф налагается и взимается, предупреждение оформляется непосредственно на месте совершения правонарушения, а правонарушители не оспаривают допущенных ими правонарушений и налагаемых на них административных взысканий.

На стадии возбуждения дела особое значение имеют предусмотренные законодательством меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В целях пресечения административных правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях допускаются административное задержание яйца, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов.

В дополнение к процессуальным мерам, предусмотренным КоАП, должностные лица таможенных органов вправе применять следующие меры обеспечения производства по делам об административных таможенных правонарушениях: экспертизу; поручение о производстве отдельных действий по делу об административном таможенном: правонарушении; опрос лиц по делу об административном таможенном правонарушении; истребование документов, необходимых для производства по делу об административном таможенном правонарушении или его рассмотрения; проведение таможенного обследования, осмотр; предъявление товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов для опознания; получение необходимой для производства по делу или его рассмотрения информации от государственных органов и лиц; проведение ревизий, проверки, инвентаризации по делу; наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество.[4, c.167]

Рассмотрение дела об административном правонарушении - центральная стадия производства, которая осуществляется по месту совершения административного правонарушения или по месту жительства нарушителя, а также по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном таможенном правонарушении. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Некоторые дела рассматриваются в течение суток (например, о незаконном приобретении или хранении наркотических средств в небольших размерах, о мелком хулиганстве, о распитии спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в пьяном виде), трех суток (например, о нарушении требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, о торговле в неустановленных местах), в пятидневный срок (например, о мелком хищении государственного или общественного имущества, о распространении кассет и дисков с недопустимыми записями видео- и звукопрограмм).[5, c.124]

Важное процессуальное значение имеют действия по подготовке к рассмотрению дела, которые предусматривают выяснение органом (должностным лицом) следующих вопросов: относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; правильно ли составлены протокол и другие материалы дела; извещены ли все лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; истребованы ли все необходимые материалы; поступили ли ходатайства лица, привлекаемого к ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.

Дело об административном правонарушении рассматривается в строго установленном законом порядке и с участием определенного круга лиц. В законодательстве установлен круг лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении: лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший, законные представители, адвокат, свидетель, эксперт и переводчик [3, ст. 11.4].

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, обжаловать постановление по делу, которое должно рассматриваться в его присутствии.

Ряд дел рассматриваются с обязательным присутствием лица, привлекаемого к административной ответственности (например, при рассмотрении дел о незаконном приобретении или хранении наркотических Средств в небольших размерах, реализации продукции, загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней, мелком хищении государственного или общественного имущества, торговле в неустановленных местах, нарушении правил административного надзора и т.п.). В случае его уклонения от явки по вызову органа внутренних дел или судьи оно может быть подвергнуто милицией приводу.

Потерпевший - лицо, которому административным; правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Он вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на, постановление по делу об административном правонарушении, а также может быть опрошен в качестве свидетеля.

Законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) вправе представлять в процессе, рассмотрения дела интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права.

Адвокат, участвующий в рассмотрении дела, оказывает юридическую помощь лицу, привлекаемому к административной ответственности, вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по Делу.

В качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении. Эксперт назначается органом (должностным лицом) в случаях, когда возникает необходимость в специальных познаниях. Он обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

Эксперт вправе знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; с разрешения органа (должностного лица), рассматривающего дело, задавать вопросы по предмету экспертизы потерпевшему, свидетелям и лицу, привлекаемому к ответственности; присутствовать при рассмотрении дела.

Переводчик назначается органом (должностным лицом), рассматривающим дело. Он обязан выполнить полно и точно порученный ему перевод.[5, c.125]

Дело об административном правонарушении начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Затем председательствующий или должностное лицо объявляют, какое дело подлежит к рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности. После оглашения протокола о правонарушении заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, разрешаются ходатайства, исследуются доказательства, заслушивается заключение прокурора, если он участвует в рассмотрении дела.

Орган (должностное лицо) при рассмотрении дела обязан выяснить все обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли правонарушением имущественный ущерб, имеются ли основания для передачи материалов дела на рассмотрение иного органа или трудового коллектива и др.

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, который фиксирует в соответствии все процессуальные данные и подписывается председатель-ствующим в заседании и секретарем.[4, c.171]

Рассмотрев дело, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу, которое должно содержать следующие данные: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, и дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленные при рассмотрении дела; указание на нормативный акт предусматривающий ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение; срок и порядок о( жалования постановления, когда оно не является, окончат тельным, либо указание, что постановление являете окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не под лежит.

В случае одновременного решения вопроса о возмещении виновным имущественного ущерба в постановлении по делу указывается размер ущерба, срок и порядок его возмещения. В постановлении по делу также должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах. Постановление по делу может быть двух видов: о наложении административного взыскания либо о прекращении дела производством.

Постановление по делу объявляется немедленно по окончании его рассмотрения. Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

При установлении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, орган (должностное лицо), вынесший постановление по делу, вносит в соответствующие организации, учреждения и должностным лицам предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий. Указанные организации и лица обязаны в течение месяца со дня поступления предложения сообщить о принятых мерах органу (должностному лицу), внесшему предложение.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении может быть осуществлено лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Норма ст. 62 Конституции предоставляет право каждому пользоваться юридической помощью адвокатов в целях защиты прав и свобод. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению жалобщика может быть восстановлен органом (должностным; лицом), правомочным рассматривать жалобу; Подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы, за исключением жалования предупреждения, административного ареста также наложения штрафа, взимаемого на месте совершения правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста. Установлен следующий порядок обжалования т становлений по делам об административных правонарушениях:

ь постановления административных комиссий, комиссий: по делам несовершеннолетних - в местные исполнительные и распорядительные органы либо в районный (городской) суд, решение которого является окончательным;

ь решения исполнительных комитетов поселковых, сельских Советов депутатов - в исполнительный комитет районного, городского Совета депутатов или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным;

ь постановления иных органов (должностных лиц) о наложении административного взыскания в виде штрафа в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным;

ь постановления о наложении иного административного взыскания - в вышестоящий орган (вышестоящему - должностному лицу), после чего жалоба может быть передана в районный (городской) суд, решение которого является окончательным.

Постановление о наложении одновременно основного и дополнительного административного взыскания может быть по выбору лица, обжалующего постановление, обжаловано в порядке, установленном для основного либо для дополнительного взыскания:

ь постановление органа внутренних дел (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, в вышестоящий орган (вышестоящему лицу) или в суд;

ь постановление должностного лица Военной автомобильной инспекции главной военной комендатуры Вооруженных Сил Республики Беларусь или штатной военной автомобильной инспекции военной комендатуры гарнизона о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, вышестоящему должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу, или в суд.

Таким образом, постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано как в судебном, так и административном порядке (вышестоящему органу, должностному лицу). При наложении не-которых видов административных взысканий предусмотрен двухступенчатый порядок подачи жалобы: в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), а затем в суд.[4, c.176]

В тех случаях, когда жалоба подается в районный (городской) суд, постановление суда (судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию не подлежит. Постановление судьи но делам об административных правонарушениях может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, который рассматривается им в течение трех дней, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда.

Жалоба и протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными на то органами (должностными лицами) в пятидневный срок со дня их поступления. При рассмотрении жалобы или протеста проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении. По результатам рассмотрения жалобы или протеста орган (должностное лицо) принимает одно из следующих решений:

1) оставляет жалобу или протест без удовлетворения, а постановление без изменения;

2) постановление отменяет, и дело направляет на новое рассмотрение;

3) отменяет постановление и прекращает дело;

4) изменяет меру и вид взыскания с тем условием, чтобы взыскание не было усилено.

Если при рассмотрении жалобы или протеста будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать данное дело, то такое постановление отменяется, а дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица). Отмена постановления и прекращение дела об административном правонарушении влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возмещается его стоимость.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.[5, c.127]

Задача

В здании автовокзала г.Могилева при большом количества пассажиров двое пьяных молодых людей громко разговаривают, в разговоре часто употребляют нецензурные слова.

Определите, имеет ли место в данном случае административный проступок. Ответ обоснуйте нормами права.

Решение

Согласно статьи 17.3. КоАП Республики Беларусь появление в общественном месте в пьяном виде является административным правонарушением и влечет наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

Согласно статьи 17.1. КоАП Республики Беларусь нецензурная брань в общественном месте является мелким хулиганством и влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Таким образом, в действиях молодых людей предусматривается административный проступок, и они подлежат привлечению к административной ответственности.

Источники и литература

1. Закон Республики Беларусь «О государственной службе» от 14 июня 2003 г. № 204-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 15 июля 2008 г. № 409-З)

2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 201-З).

3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 320-З).

4. Административное право: Учебное пособие/ Под ред.Л.М. Рябцева - Мн.: Книжный Дом, 2007.

5. Постников А.А., Сухаркова А.И. Административное право Республики Беларусь. - Мн.: 1998.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.