скачать рефераты

МЕНЮ


Административный процесс

Административный процесс

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Тихоокеанский Государственный Университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Вариант № 4

п. Ванино

2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Задание №1.

2. Задание №2

2.1. Административное правонарушение как основание административной ответственности.

2.1.2. Понятие административного правонарушения, его характер признаки

2.2. Потерпевший

2.3. Экспертиза

3. Использованная литература

1. Задание №1

Составьте проект протокола по делу об административном правонарушении.

ПРОТОКОЛ АА N 000000

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

г. Советская Гавань, Хабаровского края "15" декабря 2008 г.

Я, Начальник Отдела ГИБДД ОВД Советско-Гаванского района капитан милиции Сидельников Михаил Петрович, руководствуясь ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составил настоящий протокол о том, что физическое/юридическое лицо (нужное подчеркнуть)

1. Ф.И.О. _Скакалкина Зоя Федоровна______________________________

2. Организационно-правовая форма ____-_________ ИНН _____-________

3. Наименование организации ___________-_________________________

4. Место работы __временно не работающая_________________________

5. Место жительства (местонахождение) __г. Советская Гавань, Хабаровского края, ул. Матроса Железняка, д. 15, кв. 8, телефон ____нет______________

6. Дата рождения _15 мая 1983 г. Место рождения _г. Советская Гавань Хабаровского края_________________

7. Привлекался ли раньше к ответственности: РИЦ ____нет___ КАСБ _____нет____

8. Документ, удостоверяющий личность __паспорт гражданки РФ серия ХХ ХХ номер 000000, выданный ОВД г. Советская Гавань Хабаровского края ХХ.ХХ.2002 г._____

Обстоятельства совершения административного правонарушения:

"15" _декабря 2008 г. в 17 ч 45 мин., _в г. Советская Гавань Хабаровского края на перекрестке ул. Новая и ул. Тупиковая, оборудованному пешеходным светофором, в районе дома № 5/7 по ул. Новая в г. Советская Гавань, гр. Скакалкина З.Ф. пересекала улицу на запрещающий красный сигнал светофора, чем нарушила п. 4.4 Правил дорожного движения (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090), предписывающую пешеходам руководствовать сигналами пешеходного светофора. В это же время, в том же месте, гр. Семенов А.В., управляя принадлежащим ему автомобилем «Жигули» зеленого цвета, государственный регистрационный знак Х000ХХ 27 RUS, двигаясь на разрешающий зеленый сигнал светофора, осуществлял поворот направо с улицы Тупиковая на улицу Новая в районе дома № 5/7 по улице Новая в г. Советская Гавань, в этот момент он увидел, как гр. Скакалкина З.Ф. начала переходить улицу на запрещающий сигнал светофора и с целью предотвращения наезда на пешехода предпринял резкое торможение вплоть до остановки транспортного средства. В результате этого гр. Семенов А.В., ударившись грудной клеткой об руль автомобиля и головой о ветровое стекло, получил телесные повреждения, расценивающиеся как легкий вред здоровью.

Таким образом, в действиях гр. Скакалкиной З.Ф. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение Правил дорожного движения пешеходом, повлекшее по неосторожности причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.

Потерпевший:

Семенов Андрей Викторович, проживающий по адресу: г. Советская Гвань Хабаровского края, ул. Мира, д. 14, кв. 100

Мне, _Семенову Андрею Викторовичу, разъяснены мои права в соответствии со ст. 25.2, 24.2, 28.2 Кодекса Российской Федерации об

административных правонарушениях. Место и время рассмотрения дела мне объявлены.

__Семенов___________

(подпись потерпевшего)

Свидетели:

1. _Иванов Егор Иванович, проживающий по адресу: г. Советская Гавань Хабаровского края, ул. Новая, д. 12, кв. 23

2. _Приходько Константин Сергеевич, проживающий по адресу: г. Советская Гавань, Хабаровского края, ул. Ленина, д. 54, кв. 82

Свидетелям разъяснены их права, обязанности и ответственность в соответствии со ст. 25.6, 17.7, 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также разъяснено, что в соответствии со ст. 51 Конституции РФ не обязаны свидетельствовать против самих себя, своих супруга/супруги и других близких родственников, круг которых определен законодательством.

Подписи свидетелей: 1. __Иванов___________ 2. __Приходько________

(подпись свидетеля) (подпись свидетеля)

Мне, _Скакалкиной Зое Федоровне_, ст. 51 Конституции РФ разъяснена лицом, составившим настоящий протокол, содержание ст. 51 Конституции РФ понятно.

__Скакалкина_________

(подпись привлекаемого)

ОБЪЯСНЕНИЕ ЛИЦА, ПРИВЛЕКАЕМОГО К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТВЕННОСТИ

__Очень торопилась и не заметила, что загорелся красный сигнал светофора. Написано собственноручно. Скакалкина

(подпись)

К протоколу прилагаются: ____протокол осмотра места совершения административного правонарушения, заключение судебно-медицинской экспертизы

Лицо, составившее протокол:

Начальник Отдела ГИБДД

ОВД Советско-Гаванского района

капитан милиции Сидельников М.П. Сидельников

(подпись)

С протоколом ознакомлена, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, разъяснены лицом, составившим настоящий протокол.

Дата, время и место рассмотрения дела по адресу: г. Советская Гавань Хабаровского края ул. Советская, д. 10, кабинет № 13 в 14 час. 30 мин. мне объявлены.

___Скакалкина__________

(подпись привлекаемого)

Копию протокола получил (а):

Подписи: __Скакалкина__________ __Семенов______________

(подпись привлекаемого) (подпись потерпевшего)

2. Задание №2

2.1 Административное правонарушение как основание административной ответственности

Основанием для привлечения к административной ответственности является административное правонарушение.

Хотя гл.2 КоАП называется "Административное правонарушение и административная ответственность", в ст.2.1 закрепляется только понятие административного правонарушения как основания административной ответственности, и раскрываются его юридические признаки.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Предложенное понятие административного правонарушения вызывает интерес, прежде всего с позиций его сравнения с понятием, закрепленным в ст.10 КоАП РСФСР. В связи с этим следует обратить внимание на новеллы, содержащиеся в нем. Их суть в следующем: в ст.2.1 отсутствует указание на объект правонарушения. Он определен в ст.1.2 в виде задач законодательства об административной ответственности - это защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Наиболее полное представление об объекте можно получить, анализируя содержание Особенной части Кодекса. Например, гл.5 называется "Административные правонарушения, посягающие на права граждан", т.е. объектом посягательства в данном случае являются законные права граждан; объектом гл.7 "Административные правонарушения в области охраны собственности" выступает собственность, независимо от ее формы; ст.7.12 предусматривает административную ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, т.е. именно указанные права являются объектом правонарушения.

В ст.2.1 законодатель, закрепляя понятие административного правонарушения, в отличие от КоАП РСФСР не дает его второго названия - проступок. И это логично, ибо включение этого понятия в КоАП лишь порождало бесплодные дискуссии.

Впервые в комментируемой статье в качестве субъекта правонарушения закрепляются не только физические, но и юридические лица.

2.1.2 Понятие административного правонарушения, его характер признаки.

Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки.

1) Прежде всего, это - действие (активное поведение) или бездействие (пассивное поведение).

Действие - это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, стандарта. Так, изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст.5.12) - действие.

Бездействие - это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Например, непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст.5.25) - бездействие.

2) Одним из важнейших признаков административного правонарушения является его противоправность.

Противоправность означает, что такими действиями (бездействием) нарушаются установленные нормами права специальные правила, нормы, стандарты, защищаемые, прежде всего нормами административного права. Причем речь идет о правилах, нормах, стандартах, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.3 ч.1 ст.1.3), например, нарушение норм и правил в области использования атомной энергии.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы не только административного, но и ряда других отраслей права, например, финансового, экологического и других. Главное здесь состоит в том, что за нарушение этих норм наступает административная ответственность.

Таким образом, меры административного наказания могут быть применены лишь в том случае, когда конкретное деяние предусмотрено нормой права.

3) Виновность - следующий признак административного правонарушения. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектом установленных правил влечет административную ответственность, т.е. деяние должно представлять собой проявление воли и разума действующего (бездействующего) лица. Данное положение отвергает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к административной ответственности за сам факт нарушения нормы права без учета наличия вины.

Ст. 2.2 КоАП устанавливает две формы вины - умысел и неосторожность.

Вина в форме умысла присутствует тогда, когда лицо, совершившее деяние, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

В некоторых статьях КоАП прямо указывается на вину в форме умысла. Так, в ст.7.17 говорится об умышленном уничтожении или повреждении чужого имущества, в ст.17.7 - об умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий.

В некоторых статьях КоАП форма вины не указывается, но состав сформулирован таким образом, что дает возможность говорить об умышленной вине. Например, ст.14.12 содержит такой состав, как фиктивное или преднамеренное банкротство, т.е. заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности.

Большинство составов правонарушений, содержащихся в КоАП, носят формальный характер, т.е. для признания вины в форме умысла достаточно совершения указанного в норме права противоправного действия или бездействия, независимо от того, какие наступили последствия. Например, ст.11.5 формулирует состав правонарушения как нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов, ст.12.8 закрепляет в качестве состава управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения. Иными словами, при формальном составе правонарушения умышленная вина состоит в осознании лицом противоправности совершаемого действия либо бездействия.

В КоАП имеются и материальные составы, в которых вина связана не только с сознанием противоправности совершаемого действия или бездействия, но и с отношением правонарушителя к наступившим последствиям. Так, ст.9.8 закреплен такой состав правонарушения, как нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, могущее вызвать или вызвавшее перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией.

В ч.2 ст.2.2 закрепляется форма вины в виде неосторожности.

Правонарушение считается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия, либо бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В данной статье указаны два вида неосторожной вины: самонадеянность, когда лицо предвидело вредные последствия своих действий, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение, и небрежность - лицо не предвидело таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Из содержания статьи вытекает, что вина в форме неосторожности применима к материальным составам правонарушений, предусматривающим наступление вредных последствий, и предполагает психическое отношение нарушителя к ним. Что касается формальных составов правонарушений, то в них рассматриваемая форма вины выражается в том, что лицо, как правило, не сознавало противоправности своего деяния, хотя должно было и могло сознавать.

Неосторожную форму вины необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т.е. когда лицо не должно было и не могло предвидеть общественно-опасные последствия своих действий. При этом административная ответственность лица не наступает.

Таким образом, установление формы вины имеет важное значение для квалификации административного правонарушения и определения меры взыскания нарушителю.

4) Важный признак административного правонарушения - его административная наказуемость.

Наказуемость означает, что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП или законами субъектов РФ установлена административная ответственность, т.е. предусматривается применение к нарушителю закрепленных в КоАП мер административных наказаний.

Признак административной наказуемости тесно связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности. Их суть состоит в том, что применение к правонарушителю этих мер влечет для него «состояние административной наказанности». Повторное совершение административного правонарушения до истечения срока давности привлечения к ответственности может повлечь применение более суровых административных наказаний.

5) К сожалению, как и в предыдущем, в новом КоАП законодатель не указал на такой юридический признак правонарушения, как общественная опасность.

Административное правонарушение, являясь противоправным деянием, уже содержит в себе признаки общественной опасности. Кроме того, представляется, что этот признак присущ не только преступлениям (ст.14 УК закрепляет данный признак), как утверждают некоторые ученые-административисты, но и административным правонарушениям, так как объект посягательства у них часто совпадает, но степень общественной опасности во многих случаях является критерием разграничения правонарушений от преступлений. Так, мелким хищением чужого имущества - правонарушением в соответствии со ст.7.27 КоАП признается хищение, если стоимость похищенного не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ; если стоимость похищенного выше, то деяние квалифицируется как уголовное преступление, ответственность за которое предусмотрена ст.158, 159, 160 УК.

Состав административного правонарушения

Для понимания сущности административного правонарушения недостаточно одних юридических признаков - необходимо определить и юридический состав административного правонарушения, т.е. установить совокупность обязательных элементов правонарушения.

Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение - быть основанием этой ответственности.

Необходимо заметить, что установление признаков административного правонарушения не ведет автоматически к наличию юридического состава этого деяния. Например, противоправное посягательство, совершенное лицом, не достигшим 16-летнего возраста, может характеризоваться всеми признаками административного правонарушения. Однако оно не влечет административной ответственности, ибо в нем отсутствует юридический состав, ибо субъектом административного правонарушения является лицо, достигшее 16 лет.

Таким образом, состав административного правонарушения - это единство установленных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.

Состав правонарушения включает в себя следующие элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

В ст.2.1 КоАП нет указания на объект административного правонарушения.

Однако определить общий объект, т.е. совокупность общественных отношений, охраняемых законодательством об административных правонарушениях, можно из анализа ст.1.2. Это: права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, общественная безопасность; собственность; законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.