скачать рефераты

МЕНЮ


Адвокатура Российской Федерации

Первый Закон СССР «Об адвокатуре в СССР» был принят Верховным Советом СССР 00 ноября 0000 г Закон «Об адвокатуре в СССР» от 00.00.0000 г. - М., 0000.

Положение об адвокатуре РСФСР от 00.00.0000 г. - М., 0000. .

Этим законом вносилось единообразие в принципы органи-зации и деятельности адвокатуры всех союзных республик.

Впервые было установлено правило, действующее и ныне, о порядке создания добровольных объединений лиц, занимаю-щихся адвокатской деятельностью. Окончательно утверждался принцип обязательного высшего юридического образования для членов коллегий адвокатов, устанавливались сроки стажировки для претендентов, не имеющих практического опыта, расширя-лось поле деятельности адвокатов.

На базе союзного закона об адвокатуре было принято Поло-жение об адвокатуре РСФСР от 00 ноября 0000 г., действующее ныне, и только в феврале 0000 г. в г. Москве учрежден Союз адвокатов СССР. Секретарем Союза от всей Российской Федерации был избран председатель Свердловской областной коллегии адвокатов В.Н.Смирнов. Этим подчеркивалась роль Свердловской адвокатуры как одного из лидеров процесса обновления адвокатуры. Через год в Свердловске был образован Союз адвокатов России, а позднее в Москве - Федеральный Союз адвокатов России. Все эти общественные объединения выполняли миссию интеграции адвокатов.

Свердловская адвокатура на всех этапах участвовала в разработке Федерального Закона об адвокатуре.

 

0.0. АДВОКАТУРА РОССИИ ПЕРИОДА СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ 00-00 ГОДОВ ХХ СТОЛЕТИЯ

 

В этой части исследованию рассматриваются вопросы: изменения правового статуса адвоката в связи с формированием Судебной власти. Расширение гарантий самостоятельности и независимости адвокатуры от органов государственной власти и управления. Появление новых организованных структур адвокатуры (адвокатские кооперативы, бюро, фирмы, лицензионные правовые услуги, создание «параллельных» коллегий адвокатов). Создание адвокатских объединений (Союзы адвокатов, адвокатские гильдии и ассоциации), их значение для решения общих проблем адвокатуры, защиты адвокатов, повышения профессиональной культуры и расширения международных связей адвокатуры. О перспективах развития адвокатуры. Переход на новые принципы оплаты труда адвокатов.

В конце 00-х - начале 00-х годов шла дальнейшая разработка вопросов правового обоснования адвокатуры как института. В брежневской конституции 0000г. содержалась статья о коллегии адвокатов (ст. 000), в которой адвокатура официально признавалась конституционном органом Конституция СССР 0000 г. //СЗ РФ. -0000. -№0. -Ст. 000.. С другой стороны, в этом качестве она становилась в большей степени государственным делом, нежели оставалась полуавтономной профессией. В Законе РСФСР «Об адвокатуре», принятом после одобрения всесоюзного закона в 0000г., четко определялись новые права и обязанности адвокатов. Данный документ в одно и тоже предоставлял адвокатуре большую легитимность и подчеркивал ее зависимость от Министерства Юстиции. Коллегии адвокатов рассматривались как «общественные организации», но они могли быть образованы только с одобрением местных государственных органов и республиканского министерства юстиции.

В законе «Об адвокатуре» принятый 00 ноября 0000г. говорится о том, что в соответствии с Конституцией СССР основной задачей советской адвокатуры является оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Адвокатура в СССР содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов. Бережного отношения к народному добру, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам социалистического общежития.

Коллегия адвокатов являются добровольными объединенными лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.

Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) членов коллегии, ее исполнительным органом - президиум, контрольно-ревизионным органом - ревизионная комиссия Закон «Об адвокатуре в СССР» от 00 ноября 0000г.//Ведомости Верховного Совета СССР.-0000.-№00. -Ст. 000..

Изучение судебной практики показало, что конституционный принцип обеспечения обвиняемому права на защиту соблюдается и это положительно влияет на качество осуществления правосудия. Вместе с тем по отдельным делам не полностью выполняют требования некоторых норм уголовно - процессуального законодательства, что приводит к нарушению права на защиту.

Десятилетиями правительственные чиновники держали численность адвокатов на низком уровне (0 адвокат на 00000 человек), продолжали контролировать адвокатов путем учета их дел, следя за из поведением в зале суда. Кроме того, адвокаты еще были обязаны выступать с публичными лекциями о социалистической законности, так как в их обязанности входило распространение правовых знаний. Такой порядок раздражал некоторых адвокатов, хотя в то же время другие предпочитали работать при строгом государственном регулировании и не хотели иметь дополнительной ответственности, возникающей из автономии профессии (несколько адвокатов их двух московских районных коллегий были обеспокоены возможным формированием союза, так как они не хотели терять свои неформальные связи с госчиновниками, а при образовании союза им пришлось бы подчиняться интересам большинства адвокатов СССР.

Считалось, что адвокаты наиболее автономны в юридической профессии, их близость к государству меньше, чем у представителей других юридических профессий. Например, эффективность работы адвоката в суде была ограничена в определенной степени заинтересованностью государства в обеспечении высокого уровня осуждения, затрудненным доступом к клиентам и к материалам дела до процесса и иногда во время процесса. Сами адвокаты, их внимание к соблюдению процессуальных норм рассматривались как помехи для проведения расследования и причин запутывания уголовного дела. Следователи и прокуроры обычно побеждали в этой игре, особенно на стадии досудебного разбирательства. Адвокаты выступали в суде по 00% уголовных дел, но присутствовали лишь на одной трети предварительных расследований. Статистические данные Министерства Юстиции показывают, что в 0000-0000 гг. более 00% ходатайств и заявлений адвокатов РСФСР были отклонены следователями Гофштейн М. Обзор состояния адвокатской деятельности. //Советская Юстиция. -0000., №00. -С.00..

В 0000-0000 гг. в СССР произошел «корпоративный бум»: во всех сферах деятельности - от медицины до «оборонки» - стали появляться кооперативы. Это и понятно - кооперативы и малые предприятия стали первыми ласточками приближавшейся экономической свободы предвестниками рынка. Оказание правовых услуг не могло быть исключением. Стали возникать правовые кооперативы. Надо помнить, что в то время общественное мнение не восприняло кооперативы как нечто положительное. Достаточно просмотреть газеты тех времен, чтобы вспомнить, что слово «кооператор» было ругательным, а не хвалебным. Соответственно те, кто «был в порядке» - действующие судьи, прокурора, следователи, нотариусы, адвокаты, юрисконсульты - не «кинулись в очертя голову» в правовую кооперацию, оставив, по - существу, это поле деятельности людям, которые в силу разных причин не смогли найти себя в существующей системе. Среди первых кооператоров от закона были люди с неуживчивыми характерами, но при этом хорошие юристы, были и плохие юристы, от которых избавлялись в традиционных учреждениях, были и люди нечистые на руку, была и «молодежь», быстрее других понявшая, какую золотоносную жилу им предоставило время.

Второй раз консерватизм и недальновидность руководства адвокатуры проявилась в самом начале 00-х. Ситуация тогда сложилась уже иная. Слабые, неподготовленные и нечистоплотные правовые кооператоры стали «вымирать», сильные и квалифицированные заняли свое место под солнцем, оставшихся фактически без бюджетного финансирования, серьезные юристы, работавшие в Минюсте Союза, и в органах исполнительной власти, и в распущенных, реорганизованных, сокращенных министерствах и ведомствах. В то же время между Минюстом России и адвокатурой шла своеобразная борьба по поводу проекта закона об адвокатуре. Адвокатура хотела получить закон, давший ей полную независимость и бесконтрольность со стороны государства, а Минюст, наоборот, пытался провести законопроект, который противоречил основным принципам формирования адвокатского корпуса и деятельности адвокатуры как саморегулирующейся организации. Ни одна из сторон не была готова идти на компромисс. Результат оказался весьма плачевным для всех. Минюст санкционировал создание альтернативных коллегий.

0. СТРУКТУРА АДВОКАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

0.0. КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ

Приступая к непосредственному рассмотрению вопроса темы дипломной работы, отметим, что в ст. 00 Федерального Закона «Об адвокатуре РФ» отмечено: «Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ее учредителями».

В каждом субъекте Российской Федерации образуется одна коллегия адвокатов, которая не может иметь филиалов и представительств в других регионах».

Ст. 00 закона, предусматривающая образование коллегии адвокатов, указывает: «Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов».

На общем собрании учредителей принимается Устав и избираются руководящие органы коллегии».

Практически оба определения адвокатуры указывают на две ее главных признака: 0) объединение (организация) и 0) деятельность адвокатов.

Адвокатура - не государственная структура. Вместе с тем, она не может считаться «классической» общественной организацией. Ведь цели и задачи адвокатуре ставит общество в целом, а не определенный круг лиц. В адвокатуре действуют специальные правила доступа к специальности, осуществления профессиональной деятельности, контроля над ней и т.п.

Адвокатуру можно причислить к так называемым социальным институтам. Итак, адвокатура - это социально-правовой институт гражданского общества. Он выполняет как государственно значимые функции, так и задачи, обусловленные частным интересом граждан и юридических лиц. Среди людей, занимающихся сходной деятельностью, только адвокаты наделяются профессиональным иммунитетом. Это обусловлено тем, что адвокат - единственный субъект оказания квалифицированной юридической помощи - он независим, по меткому выражению Г. Резника, «как от царя, так и от народа» (то есть от государственной власти и общественности), защищен адвокатской тайной и гарантиями невмешательства в профессиональную деятельность, самостоятельно выбирает форму организации своего труда и несет полную ответственность перед клиентом за качество своей работы, подлежит суду адвокатского сообщества через соответствующие органы корпоративного самоуправления в случае нарушения норм профессиональной этики.

Сказанное позволяет считать, что в определении адвокатуры должны содержаться: признаки организации, ее деятельности, законности, нравственной основы, целевого назначения. Поэтому можно дать такое определение понятие адвокатуры.

Это - независимый, самоуправляемый социально-правовой институт. Он действует на территории каждого субъекта Российской Федерации и объединяет лиц, призванных на профессиональной основе обеспечивать в соответствии с законом права граждан и юридических лиц путем оказания квалифицированной юридической помощи, которая дается в целях защиты их прав, свобод и законных интересов.

Тем не менее, как отмечалось выше, адвокатура, это правоохранительная система, ибо в основе ее организации и деятельности лежит помощь гражданам и юридическим лицам в охране их прав от посягательств или их возможностей. Но называть ее правоохранительной в полной мере нельзя, т.к. аналогичное название имеются уже определенные государственные органы: различного рода оперативные службы (систем МВД, ФСБ, налоговой полиции; следователи и прокуроры всевозможных профилей; суды и др.) Все это входит в систему правоохранительных органов», хотя каждый из названных субъектов системы подлинной, буквально понимаемой, строгой и однозначной «охраной прав» не занимается. Уголовный розыск ищет преступника. Налоговый полицейский ищет деньги. РУБОП ищут организованную преступность и пр.

В такой ситуации считать еще и адвокатуру «правоохранительной» организацией было бы ошибочным. Хотя по существу она целиком и полностью занимается только и единственно этим.

Независимость адвокатуры от государства подчеркивается еще и тем, что юридическим основанием, обуславливающим возникновение правоотношения по членству в коллегии адвокатов, является двусторонний акт: 0) заявление лица о желании вступить в состав коллегии и 0) постановление президиума коллегии о его приеме. Персонал же государственных учреждений, предприятий и организаций комплектуется на основе заявления гражданина и приказа руководителя или на базе трудового договора.

Между учеными и практиками продолжаются активные споры на тему, является ли адвокатура общественной организацией или нет Адвокатские коллегии: общественные объединения или юридические фирмы? // Российская юстиция. -0000.- №00. -С.00..

Сторонники точки зрения, что адвокатура является общественной организацией, в свою пользу приводят следующие доводы:

- это, прежде всего, наличие добровольного, соответствующим образом оформленного членства, которое связано с равенством лиц, объединившихся в общественную организацию. Коллегии адвокатов образуются на основе добровольности из числа граждан, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее двух лет. Прием в члены коллегии, как и отчисление из нее, осуществляется выборным органом коллегии - президиумом. Каждый адвокат - полноправный член коллегии. Он обладает всей совокупностью полномочий, предусмотренных законом;

- члены этой общественной организации участвуют в создании ее имущественной основы не только в форме уплаты членских взносов. Средства коллегии образуются из сумм, отчисляемых юридическими консультациями. Там же производится оплата за оказание адвокатами юридической помощи;

- члены коллегии участвуют в управлении делами своей организации, в контроле за их деятельностью.

Коллегии адвокатов выполняют государственно значимую функцию в сфере осуществления правосудия. Причем эта функция относится к защите интересов самих членов ассоциации, как это предусмотрено законом «Об общественных объединениях», а к неограниченному кругу физических и юридических лиц, нуждающихся в помощи, оказываемой адвокатами.

Коллегии адвокатов осуществляют прием новых членов. Это означает их допуск к участию в осуществлении правосудия, организацию стажировки, контроль за профессиональной деятельностью и др.

Эти и другие адвокатские функции не свойственны общественным объединениям. Права и обязанности адвокатов, особенности их статуса, отношения с клиентами никак не соответствует задачам общественного объединения.

Ст. 0 и 0 Закона «Об общественных объединениях» предусматривают равное право иностранных граждан и лиц без гражданства, быть учредителями, членами и участниками создаваемых объединений Закон «Об общественных объединениях» № 00-ФЗ. -М. -0000. -Ст. 00.. «Положение об адвокатуре» же ограничивает правосубъектность членов коллегий адвокатов принадлежностью к гражданству Российской Федерации. А ст. ст. 00 и 00 Положения предусматривают ряд дополнительных требований к адвокатам: наличие высшего юридического образования, двухлетнего стажа работы по специальности юриста, отсутствие порочащих данных и др.

И самое главное в этом вопросе то, что Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 00 января 0000 г. №0-П указал следующее: в настоящее время организационно-правовой формой деятельности адвокатов являются коллегии адвокатов, создаваемые на основании «Положении об адвокатуре РСФСР» 0000г.

Объединения адвокатов создаются также и для защиты собственных корпоративных интересов адвокатуры. Полагают, что лучше самих адвокатов, т.е. тех кто обладает необходимым опытом и знаниями, никто не сможет правильно формировать адвокатский корпус, а в случае необходимости - контролировать и направлять такую деликатную сферу деятельности, как оценка качества оказания юридической помощи. В указанном смысле адвокатские объединения отчасти напоминают профессиональные союзы. Давнишние хорошие традиции, определенная стабильность существуют в коллегиях адвокатов только на пользу адвокатуре, да и обществу.

Сегодняшняя адвокатура весьма многообразна по формам и подлинно демократична по существу.

Один и тот же адвокат порой оказывает юридическую помощь крупным предпринимательским структурам и малоимущему человеку. Все это позволяет утверждать, что действующая адвокатура, адвокатские объединения обладают особым статусом, занимают свое место в жизни общества. Поэтому адвокатура - уникальный особый социально-правовой институт. Его функционирование, безусловно, требует серьезного нормативного регулирования, которое учитывало бы специфику профессиональной правозащитной деятельности.

Как уже отмечалось, в своей профессиональной деятельности адвокаты должны быть независимыми от органов власти, государственного управления и судов. Без этого невозможны ни принципиальная позиция адвокатов при защите прав и интересов граждан в различных государственных органах, ни установление доверительных отношений адвокатов с лицами, обращающимися за юридической помощью.

В организационном плане справедливым является то, что адвокатура формируется по территориальному принципу, а не состоит при судах, как это было в дореволюционной России. Замкнутость адвокатуры на судах порождала определенное ограничение права граждан на защиту и вела прямо к зависимости адвокатуры от суда.

Объективно верным является принцип территориального построения адвокатуры: в одном регионе одна коллегия адвокатов. Безусловно, в советский период существования государства были и негативные проявления такого принципа. Это выражалось в том, что советские и партийные органы иногда оказывали давление на адвокатуру, формировали ее кадровый состав, «организовывали» выборы руководящих органов, курировали дисциплинарную практику и т.д.

В современном законе нет места нынешней «колхозной» организации отечественной адвокатуры, при которой коллегия - не профессиональная корпорация, а гигантская территориальная или межтерриториальная юридическая фирма, состоящая в договорных отношениях с клиентами и «осуществляющая расстановку кадров на местах», то есть распределяющая адвокатов по юридическим консультациям - единственным местам для «прописки» адвокатов Резник Г. Концепция хороша, какова будет ее реализация? // Российская юстиция.-0000.- №0.

.

В настоящее время, после ликвидации партийной системы руководства в стране, положение изменилось в лучшую сторону. При организации коллегии адвокатов по территориальному принципу создаются лучшие условия осуществления профессиональной деятельности, поддерживаются надлежащие деловые связи с местными органами власти, другими государственными и общественными организациями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.