скачать рефераты

МЕНЮ


Агитация в правовом аспекте

Агитация должна осуществляться во время агитационного периода. Однако в данном случае имеется исключение: не следует расценивать как предвыборную агитацию информационную (в том числе рекламную) деятельность в СМИ политических партий, выходящую за рамки территории проведения избирательной кампании, кампании референдума и не связанную непосредственно с избирательной кампанией. Данную деятельность все политические партии вправе осуществлять в силу положений п. 1 и 3 ст. 8, подп. "а" и "ж" ст. 26 Федерального закона "О политических партиях". Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Агитация за рамками агитационного периода является незаконной. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

2.2 Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях

В отношении государственных и муниципальных организаций, выпускающих СМИ, п. 1 с. 50 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав…" устанавливает правило обеспечения равных условий проведения предвыборной агитации для всех правомочных участников избирательного процесса. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, в том числе для представления избирателям предвыборных программ. Эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещания и печатная площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных данным законом, иным законом, также безвозмездно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь). Предоставление бесплатного эфирного времени регулируется ст. 51 данного закона.

Законом может быть предусмотрено, что избирательное объединение, выдвинувшее на ближайших предыдущих соответствующих выборах список кандидатов, который получил менее установленного этим законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов, либо кандидата, который не был избран и получил менее установленного этим законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, не вправе воспользоваться бесплатным эфирным временем, бесплатной печатной площадью. Установленное законом число голосов избирателей не может превышать 3 процента от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Так ч.2 ст. 57 ФЗ "О выборах депутатов ГД ФС РФ" установлено, что бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь не предоставляются:

- политической партии, федеральный список кандидатов которой на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы получил менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов;

- политической партии, являющейся правопреемником политической партии, федеральный список кандидатов которой на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы получил менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов.

Эти положения не применяются в отношении политической партии, являющейся правопреемником присоединившейся к ней другой политической партии, федеральный список кандидатов которой на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы получил менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если федеральный список кандидатов этой политической партии, являющейся правопреемником, получил на указанных выборах 3 и более процента голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Федеральным законом может быть предусмотрено, что бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь не предоставляются кандидату, выдвинутому избирательным объединением, если на ближайших предыдущих соответствующих выборах кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением, получил менее установленного федеральным законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. П. 2.1 ст. 51 ФЗ "О выборах Президента РФ" установлено, что бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь не предоставляются зарегистрированному кандидату, выдвинутому:

- политической партией, если на ближайших предыдущих выборах Президента Российской Федерации кандидат, выдвинутый этой политической партией, получил менее 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

- политической партией, если она является правопреемником политической партии, выдвинувшей кандидата, который на ближайших предыдущих выборах Президента Российской Федерации получил менее 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Следует отметить, что указанные ограничения устанавливаются в зависимости от требований, предъявляемых к партии, а не к самому кандидату, хотя ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав…" говорит о требованиях именно к кандидату. Я считаю, что в этой части ФЗ "О выборах Президента РФ" противоречит ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав…". Он ущемляет пассивное избирательное право гражданина по сравнению с данным законом, который имеет над ним приоритет.

Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать предоставленные им эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие избирательные объединения. Предполагаю, что данная норма призвана обеспечивать реальную конкуренцию на выборах, а также предотвращает финансирование предвыборной агитации из избирательного фонда другого кандидата или избирательного объединения. Также это правило запрещает использование такой "негативной" избирательной технологии, когда кандидат выдвигается и регистрируется без цели избрания, а лишь для того, чтобы проводить агитацию за другого кандидата, т.е. создать для него преимущества по сравнению с другими зарегистрированными кандидатами, в том числе по объему бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади.

2.3 Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на телевидении и радио

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Бесплатное эфирное время, а в случае, указанном в пункте 1.1 статьи 50 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав", а также платное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия). Государственные и муниципальные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации на выборах в органы соответствующего уровня. Предоставляемое эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.

Рассматриваемая статья регулирует также объем предоставляемого эфирного времени.

Согласно п.6 ст. 51 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав..." государственные и муниципальные организации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации за плату. Негосударственные организации телерадиовещания, выполнившие это условие обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума на равных условиях (в том числе по времени выхода в эфир).

Запрещается перекрывать передачу агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов.

2.4 Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в периодических печатных изданиях

Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, и выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех кандидатов, избирательных объединений. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, зарезервировавшие в указанном порядке печатную площадь, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации.

Публикация агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением.

2.5 Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума посредством агитационных публичных мероприятий

Агитация может проводиться с помощью проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям организации и проведении агитационных публичных мероприятий.

Кандидаты, избирательные объединения вправе арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий.

Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещаются, за исключением случая, когда единственное здание или помещение, пригодное для проведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении.

2.6 Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

Кандидаты, избирательные объединения вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.

Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов равные условия оплаты изготовления этих материалов.

Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда.

Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

2.7 Ограничения при проведении предвыборной агитации

Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний экстремистской направленности:

· насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

· публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

· возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, и других деяний, указанных в качестве таковых в ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

Запрещено в ходе предвыборной агитации также либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.

Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. Действие данной нормы вызывает сложности в той части, в какой она распространяется на агитацию через Интернет, поскольку Web-сайты в Интернете почти всегда содержат коммерческую рекламу.

При проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных формах. Под злоупотреблением свободой массовой информации понимается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Запрещается предоставление избирателям материальных благ, т.к. это может повлиять на их волеизъявление.

В период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом. Такие мероприятия могут повлиять на принятие избирателями решений в ходе голосования.

Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда не допускается.

Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители не вправе заниматься благотворительной деятельностью.

Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:

- распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов, списков кандидатов;

- описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;

- распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;

- распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Подобная деятельность представляет из себя "черный пиар", то есть такие недобросовестные методы агитации, которые наносят ущерб избирательной кампании других кандидатов, а также их чести, достоинству и деловой репутации.

Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума и принимают меры по устранению допущенных нарушений.

Заключение

Проанализировав законодательство об агитации, я пришла к выводу, что оно выполняет следующие основные функции:

- правоохранительную функцию, предотвращая нарушения закона при проведении агитации,

- обеспечение равенства кандидатов, избирательных объединений, что проявляется не только в установлении для них единообразного порядка проведения агитации, но и в обеспечении потенциально равных шансов привлечь на свою сторону избирателей.

Законодатель стремится ограничивать свободу массовой информации только в рамках необходимости. Конституционный суд подчеркнул, что данные ограничения должны быть соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений.

Вместе с тем существуют следующие проблемы правового регулирования агитации:

- наличие коллизий в избирательном законодательстве,

- оценочный характер некоторый понятий,

- отсутствие указания на обязательность применения конкретных санкций к нарушителям в случае несоблюдения правил агитации. Современное законодательство регулирует агитацию через Интернет, и это не случайно: Интернет в настоящее время служит важнейшим инструментом коммуникации с избирателями.

Думаю, что в целях обеспечения реального исполнения законодательства о выборах и референдумах, в том числе об агитации, целесообразно создать специализированную государственную инспекцию по выборам и референдумам, наделив ее широкими полномочиями по истребованию доказательств, необходимых для выявления избирательных правонарушений.

Список использованных источников

· С.Д. Князев. Становление избирательного права России. Владивосток, 1999.

· Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. - ЗАО Юстицинформ, 2008 г.

· Избирательное право и избирательный процесс в Российской Феде рации: Учеб. для вузов / Под ред. А.А. Вешнякова. М., 2003.

· "Предвыборная агитация: теория и практика" под ред. Н.С. Бондаря, М., "Городец", 2004, стр. 80

· "Малобюджетная избирательная кампания: содержание и технологии", Петр Милосердов, стр. 7

· Конституция Российской Федерации 12.12.1993

· Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002)

· Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ"

· Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.12.2002)

· Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)

· Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)

· Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

· Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О политических партиях"

· Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 09.02.2009) "О средствах массовой информации"

· Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"

· Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

· Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. №15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в связи с запросом группы депутатов ГД и жалобами граждан С.А.Бутмана, К.А.Катаняна и К.С.Рожкова"

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.