скачать рефераты

МЕНЮ


Акционерное общество

Вне зависимости от одобрения общим собранием акционеров действий учредителей необходимые расходы и иной реальный ущерб, понесенный ими до проведения такого собрания (учредительного), подлежат возмещению им АО (ст. 984 ГК). Это гарантия прав учредителей при потенциально недобросовестном поведении созданного ими АО.

В ряде случаев учредители в течение определенного срока после создания АО ограничены в праве отчуждения принадлежащих им акций. Учредители имеют возможность чаще реализовать преимущественное право приобретения дополнительных акций, так как признаются участниками АО с момента его регистрации и «присутствуют» при эмиссиях акций именно с этого момента.

Деятельность учредителей по созданию АО опосредуется в договорной форме. Единственным учредительным документом АО выступает его устав.

Законодательство, как правило, не раскрывает содержания и последовательности этапов создания юридического лица.

Закон об АО содержит нормы относительно решения о создании АО, облекаемого в письменную форму протоколом учредительного собрания. Такое решение должно содержать сведения о месте и времени принятия, о лицах, его принявших, их подписи, оттиск круглой печати юридического лица - учредителя, результаты голосования и принятые решения:

· по вопросам учреждения АО (принимается единогласно);

· об утверждении его устава (принимается единогласно);

· об утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей, имущественных прав, иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций АО (принимается единогласно);

· об избрании органов управления (принимается большинством в 3/4 голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей АО акции) (ст. 9 Закона об АО).

Эти нормы можно использовать и в тех случаях, когда решение об учреждении АО оформляется протоколом решения единственного учредителя, протоколом заседания компетентного органа единственного учредителя - юридического лица.

2.2.Документальное оформление АО.

Создание акционерного общества - это установленная правовыми нормами процедура возникновения нового субъекта гражданского оборота - юридического лица в соответствующей организационно-правовой форме. Она складывается из ряда совершаемых учредителями и государственными органами юридических актов, которые, в свою очередь, образуют несколько относительно самостоятельных блоков: 1) акты учредителей; 2) государственная регистрация АО как юридического лица: 3) формирование уставного капитала АО путем выпуска и размещения акций. Создание АО согласно ст. 8 Федерального закона «Об акционерных обществах» возможно путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица

Процедура учреждения АО инициируется волевыми действиями учредителей. Ими проводится общее собрание, которое должно обсудить и принять решения по основным вопросам создания АО: учреждения общества, утверждения его устава, избрания органов управления. На собрании могут обсуждаться и другие вопросы. В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона об АО решение, об учреждении общества, утверждении его устава и утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку; вносимых учредителем в оплату акций общества, должно быть принято учредителями единогласно. Результаты голосования отражаются в протоколе общего собрания учредителей.

При определении правовой природы решения учредительного собрания АО, с нашей точки зрения, следует исходить из того, что оно оформляет собой волю учредителей, направленную на возникновение гражданско-правовых отношений. Поэтому по отношению к данному акту в субсидиарном порядке возможно применение норм ГК РФ о сделках.

Единственным учредительным документом АО выступает устав. В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона об АО в нем должны содержаться следующие сведения: полное и сокращенное фирменные наименования общества; место нахождения общества; тип общества (открытое или закрытое); количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа); размер уставного капитала; структура и компетенция органов управления и порядок принятия ими решений; порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно; сведения о филиалах и представительствах общества; иные положения, предусмотренные законодательством. Устав общества должен содержать также сведения об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в управлении указанным обществом («золотая акция»).

Правовая природа устава юридического лица - дискуссионная проблема вот уже несколько столетий. Она не разрешена до сих пор. В цивилистической литературе высказано несколько точек зрения: 1) устав как договор либо правовой феномен, основанный на договоре или содержащий в себе договор (элемент договора); 2) устав как локальный нормативный акт; 3) устав как правоприменительный акт. Н.В. Козловой высказана точка зрения, согласно которой устав является корпоративной сделкой.

Договорная концепция устава не принята ни судебной практикой, ни современными исследователями. То же самое можно сказать в отношении устава как сделки. Кроме того, последнее не дает возможности придать ему хотя бы относительную автономность как правовому акту. Против устава как правоприменительного акта свидетельствует надындивидуальный характер положений, содержащихся в нем. Представляется, что устав является локальным правовым актом, который, при наличии в нем норм, имеет нормативный характер, что позволяет применять его как подзаконный нормативный акт.

Учредители заключают между собой в письменной форме договор о создании АО, к котором, согласно п. 5 ст. 9 Закона об АО, должны определить порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. При необходимости учредители вправе включить в свой договор любые условия, не противоречащие закону.

Из п. 5 ст. 9 Закона об АО следует, что договор о создании общества не признается учредительным документом общества. По своей правовой природе он относится к договорам простого товарищества, в котором двое или несколько лиц обязуются соединить свои вклады и совместно действовать для достижения цели, не противоречащей закону. Поэтому неисполнение договора о создании АО может повлечь обязанность нарушителя возместить причиненные другим участни-кам убытки в полном объеме. Кроме того, преследуя общую цель создания АО, учредители несут солидарную ответственность по обязательствам, в которые они вступили ради достижения этой цели. АО согласно п. 3 ст. 10 Закона об АО может рассматриваться как правопреемник учредителей по их обязанностям, связанным с созданием общества, только в том случае, когда общим собранием акционеров действия учредителей будут одобрены.

В случае учреждения общества одним лицом для создания АО достаточно его волеизъявления, выраженного в виде самостоятельного документа - решения, которое должно определять размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты (п. 5 ст. 9 Закона об АО).

Создание нового АО возможно путем реорганизации уже существующего АО в форме слияния, разделения и выделения, а также путем преобразования в АО общества с ограниченной ответственностью (п. 2 ст. 104 ГК и п. 1 ст. 56 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», производственного кооператива (п. 5 ст. 26 ФЗ «О производственных кооперативах»), унитарного предприятия (п. 1 ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

При создании нового АО путем реорганизации уже существующего общества либо производственного кооператива основополагающее значение имеют следующие документы.

1. Решение общего собрания реорганизуемого кооператива либо общества (обществ), которым утверждается реорганизация в избранной участниками форме, порядок и условия реорганизации; порядок конвертации акций либо обмена долей участников общества на акции акционерного общества (при преобразовании ООО в АО); разделительный баланс (при выделении, разделении) или передаточный акт (при слиянии и преобразовании ООО или производственного кооператива в АО). Перечень вопросов, утверждаемых решением общего собрания реорганизуемого общества (обществ), не исчерпывающий. Он может быть расширен с учетом компетенции органов управления реорганизуемого производственного кооператива или общества. При принятии решения о реорганизации требуется, как правило, квалифицированное большинство голосов или единогласие. Так, единогласное решение необходимо для реорганизации общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 1)2 ГК), для преобразования производственного кооператива (п. 2 ст. 112 ГК).

Согласно ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. В соответствии с существующей практикой в состав передаточного акта и разделительного баланса включается бухгалтерская отчетность, составляемая в установленном Минфином РФ порядке, в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату реорганизации).

При реорганизации АО в форме выделения и разделения решением общего собрания реорганизуемого общества утверждается также вопрос о создании нового общества (обществ). При выделении решением общего собрания в качестве альтернативы конвертации акций может быть предусмотрено распределение акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретение акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом (п. 2 ст. 19 Закона об АО).

Правовая природа решений общего собрания о реорганизации законодательно не определена. Ряд современных отечественных исследователей придерживаются мнения о его сделочном характере, поскольку, на их взгляд, решение общего собрания представляет собой волеизъявление юридического лица, направленное на установление правовых отношений по поводу реорганизации. С точки зрения ряда юристов, само решение действительно отвечает всем признакам сделки, так как носит субъективный характер. Однако положения, утверждаемые решением общего собрания, связаны с волей юридического лица лишь косвенно, имеют в своей основе нормы закона, описывающие процедуру реорганизации, и, следовательно - объективный характер. Это позволяет считать их самостоятельными правовыми актами, которые при наличии в их составе норм могут выступать в качестве локальных нормативных актов.

При реорганизации АО в форме слияния решением общего собрания каждого реорганизуемого общества утверждается договор о слиянии, заключенный обществами, участвующими в этом процессе. В дого-воре должны быть определены порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества; может быть установлен порядок голосования на совместном общем собрании акционеров (п.п. 2 и 3 ст. 16 Закона об АО). Требования к содержанию договора о слиянии уста-навливаются и в Указе Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера».

Договор о слиянии нельзя считать договором простого товарищества, поскольку, как справедливо отмечает Б.П. Архипов, «целью участников простого товарищества является совместная деятельность без образования юридического лица, в то время как договор о слиянии изначально заключается для создания нового лица». Представляется верным вывод о том, что есть все основания причислить его к непоименованным гражданско-правовым сделкам.

2. Устав, утверждаемый решением общего собрания реорганизуемых (при слиянии) либо вновь создаваемого общества (обществ) (соответственно - при выделении и разделении).

Создание АО путем преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия в порядке приватизации оформляется иными документами, перечень которых установлен Законом о приватизации. Преобразование в порядке приватизации возможно только на основании утверждаемого правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере приватизации прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год8, а также принимаемого органами, указанными выше, решения об условиях приватизации федерального имущества (ст. 6 Закона о приватизации).

В соответствии со ст. 7 Закона о приватизации прогнозный план (программа) содержит перечень федеральных ГУЛ, акций ОАО, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году, указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации. Прогнозный план (программа) ежегодно разрабатывается Правительством РФ в соответствии с установленным порядком и утверждается им.

Решение об условиях приватизации ГУП в соответствии со ст. 14 Закона о приватизации принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества Правительством РФ, Министерством имущественных отношений РФ либо по поручению Министерства - его территориальным органом. В нем должны содержаться следующие сведения: наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); способ приватизации имущества; нормативная цена; срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, определенный в соответствии с Законом о приватизации; перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имуще-ственного комплекса унитарного предприятия; иные необходимые для приватизации имущества сведения. Тем же решением утверждается устав, в котором должны быть учтены требования Закона об АО и особенности, определенные Законом о приватизации.

Прогнозный план (программа) приватизации не признается нормативным правовым актом, поскольку не соответствует требованиям, предъявляемым к актам такого рода, в частности, не имеет соответствующего обозначения". В процедуре правового регулирования создания АО он имеет значение юридического факта - административного акта, который детализируется и конкретизируется другим административным актом - решением об условиях приватизации.

На основании и в соответствии с решением об условиях приватизации составляется передаточный акт, в котором определяется состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП, а именно, все виды подлежащего приватизации имущества, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства ГУП по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми оно несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права; сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ГУП. Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ГУП, а в случае создания ОАО путем преобразования ГУП - сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций (ст. 11 Закона о приватизации).

Государственная регистрация АО осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - Закон о регистрации). В ст. 12 этого Закона содержится перечень документов, необходимых для государственной регистрации АО созданного путем учреждения: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа; в) учредительные документы юридического лица; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.

При регистрации АО, созданного в результате реорганизации, необходимы следующие документы (ст. 13 Закона о регистрации): а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; в) решение о реорганизации юридического лица; г) договор о слиянии или присоединении; д) передаточный акт или разделительный баланс; е) документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация АО означает возникновение у общества правоспособности, состоящей лишь в возможности осуществлять права и обязанности, вытекающие из действий учредителей, направленных на создание общества. Полную правоспособность АО приобретает только после оплаты 50% акций, составляющих уставный капитал общества (п. 3 ст. 2 Закона об АО).

Выпуск и размещение акций регулируются, помимо Федерального закона «О рынке ценных бумаг», Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утвержденными постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18 июня 2003 г. № 03-30/пс)14 (далее - Стандарты).

Взгляд на правовую природу Стандартов нельзя считать установившимся. Так, в решении Верховного Суда РФ от 11 октября 2000 г. № ГКПИ 2000-1063 четко не определено, является ли данный правовой акт нормативным или ненормативным. А в решениях Верховного Суда РФ от 14 апреля 2000 г. № ГКПИ 00-293, от 5 февраля 2002 г. № ГКПИ 01-1739 однозначно говорится о том, что стандарты являются нормативным правовым актом. Очевидно, Стандарты можно определить как административный акт, содержащий в себе нормативные предписания (к примеру, ограничивающие права эмитентов), из чего следует, что ему долж-на быть придана форма подзаконного нормативного акта.

Согласно ст. 19 Закона о РЦБ процедура эмиссии, если иное не предусмотрено законодательством, включает в себя следующие этапы: 1) принятие эмитентом решения о выпуске акций; 2) государственная регистрация выпуска акций; 3) размещение акций: 4) государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций.

При размещении акций среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга, число которых превышает 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, производится регистрация проспекта эмиссии акций. В этом случае процедура эмиссии дополняется следующими этапами: а) подготовка и регистрация проспекта эмиссии акций. Последний в соответствии со ст. 22 Закона о РЦБ должен содержать: данные об эмитенте, данные о финансовом положении эмитента, снедения о предстоящем выпуске акции; б) всю информацию из проспекта эмиссии и из отчета об итогах выпуска.

Каждый выпуск в соответствии со ст. 17 Закона «О рынке ценных бумаг» должен быть зарегистрирован отдельным решением. Оно утверждается советом директоров (наблюдательным советом) и содержит: полное наименование эмитента, место его нахождения и почтовый адрес; дату принятия решения о размещении акций; наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о размещении акций; дату утверждения решения о выпуске акций; наименование уполномоченного органа эмитента, утвердившего решение о выпуске акций; категорию (тип) акций; права владельца, закрепленные акцией; условия размещения акций; указание количества акций и данном выпуске; подпись лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа эмитента, и печать эмитента.

Решение о выпуске акций (при необходимости проспект эмиссии) и отчет о размещении всех акций выпуска Российской Федерации в лице Министерства имущественных отношений РФ принимается советом директоров ОАО па основании решения об условиях приватизации имущественного комплекса ГУП, а па-правление в регистрирующий орган соответствующих заявлений производится единоличным исполнительным органом АО.

Для государственной регистрации выпуска акций в регистрирующий орган предоставляются следующие документы: заявление на государственную регистрацию выпуска; анкета эмитента; копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента; решение о выпуске; справка эмитента об оплате его уставного капитала, подписанная лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, а также главным бухгалтером эмитента или лицом, осуществляющим его функции; выписка из протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета), которым принято решение о размещении цепных бумаг, с указанием имен членов совета директоров (наблюдательного совета), голосовавших за его принятие; выписка из протокола заседания сонета директоров (наблюдательного совета) о выпуске акций и проспект выпуска, с указанием имен членов совета директоров (наблюдательного совета), голосовавших за его принятие; копия учредительных документов эмитента со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями; опись представленных документов; проспект ценных бумаг (в случаях, когда государственная регистрация выпуска сопровождается регистрацией проспекта выпуска); копии документов (вырезка из ленты новостей информационного агентства, копия публикации в средствах массовой информации, распечатка страницы эмитента и финансового консультанта на рынке цепных бумаг в сети Интернет и т.п.), подтверждающих соблюдение эмитентом требований о раскрытии информации на этапах принятия решения о размещении и утверждения решения о выпуске (в случаях, когда государственная регистрация выпуска сопровождается регистрацией проспекта выпуска); документ об уплате налога или сбора, взимаемого в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах при эмиссии ценных бумаг.

Для государственной регистрации выпуска акций при создании АО путем реорганизации в регистрирующий орган дополнительно предоставляются следующие документы: копии учредительных документов всех юридических лиц, участвующих в реорганизации, а также передаточного акта или разделительного баланса; отчет об итогах выпуска акций; выписка из протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета) и результатов голосования за его принятие; копия договора о слиянии (при реорганизации в форме слияния).

Отчет об итогах выпуска должен содержать информацию, состав которой определен ст. 25 Закона о РЦБ. При учреждении АО государственная регистрация выпуска акций осуществляется одновременно с государственной регистрацией отчета об итогах выпуска акций.

Для государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении АО, в регистрирующий орган дополнительно представляются следующие: копия решения об учреждении АО; копия договора о создании АО-эмитента в случае учреждения АО двумя и более лицами; отчет об итогах выпуска акций.

Ответственность за правильность документального оформления создания АО возложена законодателем на учредителей, поскольку регистрирующие органы не обязаны проводить правовую экспертизу документов, направляемых для государственной регистрации. Но, вместе с тем, они наделяются контролирующими функциями по отношению к уже созданному АО и вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных, либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц (ст. 25 Закона о регистрации).

2.3. Особенности корпоративного управления.

В целом в АО максимально развита система органов, в том числе органов управления. Выделяются органы стратегического и тактического управления, управления и контроля.

Общее собрание акционеров - высший орган управления, временный орган периодической деятельности, состоящий, в отличие от других органов управления, исключительно из акционеров (и их представителей).

В ст. 103 ГК предложено деление на вопросы исключительной компетенции общего собрания акционеров и подлежащие делегированию другим органам. В ст. 48 Закона об АО существенно расширен перечень вопросов, решение по которым отнесено к исключительной компетенции общего собрания. Запрет передачи их на решение исполнительных органов общества трактуется в специальном законодательстве в пользу совета директоров (наблюдательного совета). Эти вопросы могут быть отнесены к компетенции совета директоров законом (например, п. 5 ст. 12 Закона об АО) или уставом общества (например, пп. 6 п. 1 ст. 48, пп. 5 п. 1 ст. 65 Закона об АО).

Кроме того, изменена характеристика «исключительности» компетенции общего собрания акционеров: не только выделены вопросы, не подлежащие передаче на решение исполнительному органу и в ряде случаев -совету директоров, но установлен запрет для общего собрания акционеров на принятие к рассмотрению вопросов, не отнесенных к его компетенции Законом об АО (п. 3 ст. 48).

Совет директоров не столько орган контроля, сколько орган, осуществляющим «общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров» (п. 1 ст. 64 Закона об АО).

Из ГК можно вынести впечатление, что совет директоров создается только в АО с числом акционеров более 50 (то есть в ОАО). Специальное законодательство оставляет вопрос о создании совета директоров в АО с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50 (то есть не только в ЗАО, но и в ОАО) для решения в уставе (п. 1 ст. 64 Закона об АО).

Требование ГК об определении в уставе исключительной компетенции совета директоров можно также реализовать путем применения ст. 65 Закона об АО и включения остальных вопросов во внутренний документ, регулирующий деятельность этого органа, например, Положение о совете директоров (пп. 19 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

Понятие «исключительности» компетенции совета директоров по ГК и Закону об АО различаются: Кодекс запрещает совету директоров передавать вопросы, относящиеся к его исключительной компетенции, на решение исполнительных органов; специальное законодательство запрещает любую их передачу, то есть и по инициативе (решению) общего собрания акционеров (п. 2 ст. 65 Закона об АО).

Исполнительный орган АО временный, с ограниченным сроком деятельности: осуществляет текущее руководство деятельностью АО: имеет двойную подчиненность - подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров; может иметь двух- или однозвенную структуру, причем, в последнем случае может быть как коллегиальным, так и единоличным. Закон об АО не предусматривает, в отличие от ГК, существование только коллегиального исполнительного органа, рассматривая его в некоторой степени как факультативный (ст. 69 Закона об АО).

Вопрос о правовом статусе единоличного исполнительного органа АО неоднозначно решается гражданским и трудовым правом.

Компетенция исполнительного органа АС определена в ст. 103 ГК очень широко, но одновременно по остаточному принципу - все вопросы, не составляющие исключительную компетенцию других органов управления.

ГК включил в компетенцию общего собрания акционеров право передачи на договорной основе полномочий исполнительного органа профессиональным предпринимателям - коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Специальное законодательство ограничивает это право применением только в отношении единоличного исполнительного органа (ст. 69 Закона об АО).

Из текста ст. 103 ГК следует вывод о возможности передачи таких полномочий как в полном объеме, так и частично. В последнем случае будут функционировать исполнительный орган как внутреннее структурное подразделение АО и управляющая организация (управляющий), преследующие единые цели, но с распределением полномочий.

Присутствуют и другие значимые различия. Исполнительный орган не признается субъектом гражданско-правовых отношений, представляя юриди-ческое лицо, но, не представительствуя от его имени в смысле ст. 182 ГК. Управляющая организация (управляющий) - самостоятельный субъект права со всеми вытекающими отсюда последствиями (например, государственная регистрация, принятие на себя последствий сделок, совершенных с превышением полномочий, возможность банкротства и т.д.). Не решен однозначно вопрос о двойном подчинении в отношении управляющей орга-низации (управляющего). Шире круг оснований прекра-щения полномочий управляющей организации (управляющего) и ответственности, так как отношения между ней и АО строятся исключительно на договорной основе и считаются предпринимательскими.

Договор имеет однозначно гражданско-правовую природу и, на наш взгляд, относится к договорным обязательствам по оказанию услуг.

Защита АО и акционеров от неправомерных действий органов управления и последних от действий акционеров тесно связана с вопросом «социализации» акционерного права, реализации гражданско-правового принципа беспрепятственного осуществления субъективных прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК) на примере прав акционеров.

Если обобщить краткие выводы, то следует отметить количественное и качественное расширение источников права, их несинхронное развитие, переплетение имущественных и организационных вопросов в деятельности АО, необходимость комплексного подхода к решению этих вопросов.

Заключение

Отличительными чертами акционерного общества являются:

1) деление уставного капитала на доли (вклады) участников (акционеров) равного размера (в отношении одного вида и типа акций - абз. 2 п. 1 ст. 25 Закона об акционерных обществах);

2) доли участия в уставном капитале воплощаются в специальные ценные бумаги - акции, из номинальной стоимости которых составляется этот капитал;

3) ограниченность для акционеров риска убытков, связанных с деятельностью АО, стоимостью принадлежащих им акций.

Согласно абз. 2 п. 1 комментируемой статьи акционер, по сути, отвечает за свой долг. Солидарный характер обязанности акционеров означает не только то, что кредитор АО вправе требовать исполнения обязательств как от АО и акционеров совместно, так и от любого из них в отдельности, но и то, что акционеры и АО остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (ст. 323 ГК).

Фирменное наименование АО включает его наименование и указание на то, что общество является акционерным, т.е. указание на организационно-правовую форму юридического лица (п. 1 ст. 54 ГК).

Полное и сокращенное наименования должны быть на русском языке, а дополнительно АО вправе иметь их на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Согласно п. 1 ст. 54 ГК в предусмотренных законом случаях АО как коммерческая организация должно в своем наименовании содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Особенности правового положения АО, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются законами о приватизации, а также иными правовыми актами о приватизации, содержащими нормы гражданского права.

Литература

1. Конституция РФ. М., 1993.

2. Гражданский Кодекс РФ. Часть первая. М., 2003.

3. Об акционерных обществах: ФЗ РФ от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ в ред. от 05.01.2006 г. // СПС «Консультант-плюс».

4. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: ФЗ РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ в ред. от 02.07.2005 г. // СПС «Консультант-плюс».

5. О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»: Постановление Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 г. № 19. // СПС «Консультант-плюс».

Литература

6. Артеменков С.В., Долинская В.В., Козлова Е.Н. Юридические лица. М., 2000.

7. Архипов Б.П. Реорганизационные договоры о слиянии и поглощении акционерных обществ //Законодательство. 2002. № 10. С.44-48.

8. Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. /Под ред. А.Л. Маковского. М., 1998.

9. Гражданское право. / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. Т.1. М., 2004.

10. Гуев А.Н. Гражданское право. Часть 1. М., 2003.

11. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части 1 ГК РФ. М., 2004.

12. Долинская В.В. Акционерное право. М., 2997.

13. Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в РФ. М., 2001.

14. Козлова Н.В. Правовая природа учредительных документов юридического лица // Хозяйство и право. 2004. № 1. С.65-67.

15. Комментарий к ФЗ РФ «Об акционерных обществах» с постатейным приложением /Автор-составитель Ткаченко Е.И. М, 2004.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.