скачать рефераты

МЕНЮ


Акционерные общества как субъекты гражданского права

Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке.

Для подобного рода преобразований законодательством установлены ограничения. В частности:

а) численность акционеров созданного в результате преобразования открытого общества в закрытое не должна превышать 50 (п. 3 ст. 7 ФЗ);

б) создание определенных групп акционерных обществ возможно исключительно в виде открытых (п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» - в отношении акционерных инвестиционных фондов) либо закрытых (п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»;

в) размер уставного капитала закрытого акционерного общества, участники которого намерены преобразовать его в открытое, не должен быть ниже минимального уровня, установленного для открытых акционерных обществ (ст. 26 ФЗ) Гражданское право: Учебник в 2 Т. Т. 2. Полутом 1 / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.,2006. С. 365..

Глава 2. Органы управления акционерным обществом

2.1. Роль общего собрания акционеров

В соответствии со ст. 47 ФЗ «Об акционерных обществах» общее собрание акционеров является высшим органом управления акционерного общества.

В отличие от первой редакции ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах» (от 26 декабря 1995 г.), разделявшей компетенцию общего собрания акционеров по составу входящих в нее полномочий на исключительную и общую, новая редакции этой статьи (от 7 августа 2001 г.) отказывается от такого деления и устанавливает, что фактически все вопросы, перечисленные в ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах», составляют исключительную компетенцию общего собрания акционеров.

К исключительной компетенции общего собрания акционеров относится решение следующих вопросов (ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах»):

1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;

2) реорганизация общества;

3) ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

4) определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;

5) определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

6) увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций, если уставом общества в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

7) уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, путем приобретения обществом части акций в целях сокращения их общего количества, а также путем погашения приобретенных или выкупленных обществом акций;

8) образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

9) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;

10) утверждение аудитора общества;

10.1) выплата (объявление) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года;

11) утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года;

12) определение порядка ведения общего собрания акционеров;

13) избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;

14) дробление и консолидация акций;

15) принятие решений об одобрении сделок в случаях, предусмотренных ст. 83 ФЗ «Об акционерных обществах» (сделки, в совершении которых имеется заинтересованность);

16) принятие решений об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных ст. 79 ФЗ «Об акционерных обществах»;

17) приобретение обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных ФЗ «Об акционерных обществах»;

18) принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;

19) утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества;

20) решение иных вопросов, предусмотренных ФЗ «Об акционерных обществах».

Компетенция общего собрания акционеров законодательно ограничивается только теми полномочиями, которые зафиксированы в ФЗ «Об акционерных обществах», и не может быть произвольно расширена акционерами или органами управления общества. Фактически можно говорить о том, что ФЗ «Об акционерных обществах» дал исчерпывающий перечень полномочий.

Анализ норм Федерального закона позволяет в дополнение к уже названным определить перечень таких вопросов.

В соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» общее собрание акционеров принимает решения по следующим вопросам:

- об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта (п. 2 ст. 16);

- об утверждении договора о присоединении и передаточного акта (п. 2 ст. 17);

- о порядке и об условиях разделения при реорганизации общества в форме разделения, о создании новых обществ, о порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, об утверждении разделительного баланса (п. 3 ст. 18);

- о порядке и об условиях выделения при реорганизации общества в форме выделения, о создании нового общества (обществ), о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества (распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом) и порядке такой конвертации (распределения, приобретения), об утверждении разделительного баланса (п. 2 ст. 19);

- о порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или на паи членов производственного кооператива (п. 3 ст. 20);

- об уменьшении уставного капитала общества путем погашения акций, поступивших в собственность общества, в силу несвоевременной оплаты их учредителем и нереализованных в течение года с даты приобретения (п. 1 ст. 34);

- о размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа) (п. 3 ст. 42);

- о сроке выплаты дивидендов, если он не определен уставом общества, о порядке выплаты дивидендов (п. 4 ст. 42);

- об утверждении внутренних документов общества, регламентирующих порядок принятия общим собранием акционеров решения по порядку ведения общего собрания (п. 5 ст. 49);

- об утверждении количественного состава счетной комиссии (п. 1 ст. 56);

- об установлении размеров вознаграждений и компенсаций членам совета директоров (п. 2 ст. 64);

- о передаче полномочий единоличного исполнительного органа по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) (п. 1 ст. 69);

- о досрочном прекращении полномочий управляющей организации или управляющего (п. 4 ст. 69);

- о возмещении расходов по подготовке и проведению внеочередного общего собрания акционеров инициаторам его проведения (п. 8 ст. 55);

- об одобрении сделок, на которые уставом общества распространен порядок одобрения, предусмотренный ФЗ «Об акционерных обществах» для крупных сделок (п. 1 ст. 78);

- об освобождении акционера от обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 80 ФЗ «Об акционерных обществах» (п. 3 ст. 80);

- об установлении размеров вознаграждений и компенсаций, выплачиваемых членам ревизионной комиссии (п. 1 ст. 85);

- о проведении ревизионной комиссией (ревизором) проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества как по итогам деятельности общества за год, так и во всякое другое время (п. 3 ст. 85);

- о расширении перечня документов, которые общество обязано хранить, обеспечивать к ним доступ акционеров и по их требованию предоставлять им копии за плату (ст. 89).

Таким образом, перечисление в ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах» вопросов, составляющих исключительную компетенцию общего собрания акционеров, нельзя считать исчерпывающим. Можно сделать вывод о существовании феномена скрытой исключительной компетенции общего собрания акционеров, которая реально формируется отдельными нормами закона, регулирующими конкретные вопросы. Это важно иметь в виду при разработке устава акционерного общества и определении компетенции общего собрания акционеров, поскольку игнорирование вопросов, входящих в так называемую скрытую исключительную компетенцию, не только провоцирует нарушение процедуры принятия решения по ним, но и сужает объем полномочий общего собрания акционеров Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А. Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2006. С. 385..

2.2. Совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества

Совет директоров (наблюдательный совет) общества относится к коллегиальным органам управления общей компетенции.

В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50 уставом общества может быть предусмотрено, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров. В этом случае устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.

В структуре органов управления акционерного общества и выделяет следующие пять функций совета директоров (наблюдательного совета):

1. Определение стратегии развития общества и принятие годового финансово-хозяйственного плана. В рамках этой функции советам директоров рекомендовано утверждать по представлению исполнительных органов финансово-хозяйственный план (бюджет) - документ общества, в котором должны быть отражены планируемые на год расходы по каждому из направлений деятельности общества, а также средства общества на покрытие этих расходов. В рамках данного документа, в частности, должны найти отражение план производства, план маркетинговой деятельности, бизнес-план инвестиционных проектов, осуществляемых обществом. При этом для удобства использования и надлежащего контроля за исполнением плана рекомендуется, чтобы совет директоров утверждал единый документ, содержащий планируемые финансово-экономические показатели за год, вносил в него по мере необходимости изменения и дополнения в течение года. Это не препятствует обществу составлять отдельные документы планирования различных направлений своей деятельности (маркетинг, инвестиции), которые должны соответствовать финансово-хозяйственному плану.

2. Обеспечение эффективного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. В процессе реализации этой функции Кодекс корпоративного поведения рекомендует в уставе общества утверждение процедур внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества отнести к компетенции совета директоров.

3. Контроль за созданием системы управления рисками. Реализация этой функции дает возможность оценить риски, с которыми сталкивается общество в процессе осуществления своей деятельности, и минимизировать негативные последствия таких рисков.

4. Реализация и защита прав акционеров, а также содействие разрешению корпоративных конфликтов. В целях осуществления этой функции Кодекс корпоративного поведения рекомендует отнести к компетенции совета директоров назначение должностного лица - корпоративного секретаря общества (далее - секретарь общества), который отвечает за соблюдение указанных процедур.

5. Обеспечение эффективной деятельности исполнительных органов общества, в том числе посредством осуществления контроля за их деятельностью. В рамках реализации этой функции Кодекс корпоративного поведения рекомендует предусмотреть в уставе возможность для совета директоров приостановить полномочия генерального директора (управляющей организации, управляющего), назначаемого общим собранием акционеров. При этом совету директоров рекомендуется приостанавливать полномочия генерального директора (управляющей организации, управляющего), в частности, если выявлены нарушения в исполнении данным лицом своих обязанностей. Таким образом, если исполнительные органы общества назначаются общим собранием акционеров, рекомендуется в уставе общества отнести к компетенции совета директоров вопрос о приостановлении полномочий генерального директора (управляющей организации, управляющего), а также о сроках и основаниях приостановления полномочий такого лица.

Учитывая, что эффективность деятельности исполнительных органов общества в значительной степени зависит от квалификации высших должностных лиц, необходимо создавать условия для привлечения к управлению обществом высококвалифицированных специалистов. Одним из таких условий является установление в уставе общества дополнительных, не предусмотренных законодательством требований к кандидатам на должности генерального директора (управляющей организации, управляющего), членов правления и руководителей основных структурных подразделений, а также к их вознаграждению. Принимая во внимание, что обеспечение эффективной деятельности общества относится к функциям совета директоров, определение таких требований к квалификации и размеру вознаграждения с позиций Кодекса корпоративного поведения целесообразно отнести к компетенции совета директоров.

Реализация всех перечисленных функций будет успешной в том случае, если компетенция совета директоров четко определена в уставе общества в соответствии с его задачами.

Законодательство оставляет возможность отнесения к компетенции совета директоров дополнительных вопросов, помимо уже предусмотренных. Эти вопросы должны быть определены таким образом, чтобы исключить неясность в разграничении компетенции совета директоров, исполнительных органов и общего собрания акционеров.

К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества в соответствии с действующим законодательством относятся:

1) определение приоритетных направлений деятельности общества;

2) созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров, за исключением случаев, предусмотренных п. 8 ст. 55 ФЗ «Об акционерных обществах»;

3) утверждение повестки дня общего собрания акционеров;

4) определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества в соответствии с положениями гл. VII ФЗ "Об акционерных обществах" и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;

5) увеличение уставного капитала общества путем размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" это отнесено к его компетенции;

6) размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных ФЗ "Об акционерных обществах";

7) определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных ФЗ «Об акционерных обществах»;

8) приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных ФЗ «Об акционерных обществах»;

9) образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;

10) предложение рекомендаций по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;

11) предложение рекомендаций по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;

12) использование резервного фонда и иных фондов общества;

13) утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено ФЗ «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества;

14) создание филиалов и открытие представительств общества;

15) одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных гл. X ФЗ «Об акционерных обществах»;

16) одобрение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, предусмотренных гл. XI ФЗ «Об акционерных обществах»;

17) утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;

18) иные вопросы, предусмотренные ФЗ «Об акционерных обществах» и уставом общества.

Анализ вопросов, отнесенных к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета), позволяет сделать следующее замечание. Все перечисленные вопросы составляют исключительную компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества (напомним, что согласно п. 2 ст. 65 ФЗ «Об акционерных обществах» вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества). Исключительная компетенция может быть представлена в трех видах: абсолютная, относительная и дополнительная.

Абсолютная исключительная компетенция совета директоров (наблюдательного совета) охватывает решение тех вопросов, которые в соответствии с процедурой их решения все отнесены к компетенции только совета директоров (наблюдательного совета) (с четким перечислением исключений), т.е. процедура не предусматривает возможности их решения в другом порядке. Это следующие вопросы:

1) определение приоритетных направлений деятельности общества;

2) созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров общества, за исключением случаев, когда по требованию органов и лиц, определенных в Законе, совет директоров (наблюдательный совет) не принимает решения о созыве внеочередного собрания либо принимает решение об отказе в его созыве; в этом случае внеочередное общее собрание может быть созвано лицами, требующими его созыва;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.