скачать рефераты

МЕНЮ


Актуальные вопросы правового регулирования в сфере защиты и поддержки конкуренции и антимонопольного контроля

Доминирующей в любом случае признается естественная монополия.

Основные этапы определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара

* Установление конкретной продукции, работ и услуг, которые могут быть квалифицированы как товар (товары), и получение количественной (в натуральном или стоимостном измерении) информации об объемах товаров, поставляемых хозяйствующим субъектом на соответствующий товарный рынок

* Определение продуктовых и географических границ рынка товар(рынков товаров), производимого (производимых) хозяйствующим субъектом, и получение количественной (соответственно в натуральном и стоимостном измерении) информации о его (их) объеме (объемах)

* Определение возможностей хозяйствующего субъекта оказывать влияние на рынок в плане ограничения конкуренции в каких-либо формах либо ущемления интересов других хозяйствующих субъектов или граждан (т.е. непосредственное установление наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара).

Злоупотребление ДП - это такие действия (бездействия) ХС, занимающего ДП результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В ст. 10 Закона о защите конкуренции 2006 г. установлен примерный перечень таких действий (бездействий):

- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

- изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

- установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

- создание дискриминационных условий;

- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

НЕ ПРИЗНАЕТСЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДП ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ! (п. 4 ст. 10 Закона).

4. Группа лиц и аффилированные лица

Группа лиц - это не объединение, не субъект права в смысле гражданского законодательства. Выделение группы лиц в конкурентном законодательстве обусловлено тем, что юридически самостоятельные субъекты экономического оборота могут быть друг от друга зависимы, соответственно способны оказывать влияние на деятельность друг друга.

Ст. 9 Нового закона перечисляет такие группы:

1 группа. Хозяйственное общество (товарищество) + физическое/юридическое лицо, которое является участником этого общества (товарищества) и имеет более 50% голосов (или не является участником, но имеет полномочие на использование более 50% голосов).

2 группа. Хоз. Общество/товарищество + другое Хоз. Общество/товарищество, в обоих из которых состоит участник с более чем 50% голосами (или хотя и не участник, но имеет полномочие использовать более 50% голосов как в том, так и в другом обществе/товариществе).

3 группа. Хоз. Общество + физическое/юридическое лицо, которое осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого общества.

4 группа. Хоз. Общество + другое хоз. Общество, в обоих из которых одно и тоже лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа.

5 группа. Хоз. Общество/товарищество + физическое/юридическое лицо, которое уполномочено давать этому обществу/товариществу обязательные для исполнения указания.

6 группа. Хоз. Общество/товарищество + другое Хоз. Общество/товарищество, в обоих из которых одно и тоже лицо уполномочено давать им обязательные к исполнению указания.

7 группа. Хоз. Общество + физическое/юридическое лицо, которое предложило избрать/назначить в этом обществе единоличный исполнительный орган.

8 группа. Хоз. Общество + другое хоз. общество, в обоих из которых единоличный исполнительный орган назначен/избран по предложению одного и того же лица.

9 группа. Хоз. Общество + физическое/юридическое лицо, которое предложило избрать более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) этого общества.

10 группа. Хоз. Общество + другое хоз. общество, в обоих из которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа, совета директоров, наблюдательного совета избрано по предложению одного и тоже лица.

11 группа. Хоз. Общество + другое хоз. общество, в которых более 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица.

12. группа. лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы.

13 группа. физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

Группой признаются Все лица, которые уже состоят в группе с одним и тем же лицом (из групп, перечисленных ранее), так же все другие лица, составляющие группы с каждым из этих лиц.

Если антимонопольным законодательством предусмотрен запрет на действие/бездействие для одного субъекта, такой запрет распространяется на действия всей группы.

Тема 2. Государственные органы антимонопольного контроля

1. Система органов антимонопольного контроля

2. Компетенция федерального антимонопольного органа и его территориальных органов

3. Полномочия по изданию нормативных и ненормативных правовых актов в сфере антимонопольного контроля

1. Система органов антимонопольного контроля

Существуют специализированные органы, уполномоченные осуществлять государственную поддержку конкуренции и антимонопольный контроль:

- Федеральная антимонопольная служба РФ (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331);

- Федеральная служба по тарифам (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 332).

На уровне СНГ создан особый наднациональный орган - Антимонопольный совет (Межгосударственный совет по антимонопольной политике) (Договор о проведении согласованной антимонопольной политике (Ашхабад, 23.12.1993).

2. Компетенция федерального антимонопольного органа и его территориальных органов

ФАС РФ - юридическое лицо по правовому статусу. Имеет территориальные подразделения (См. Положение о территориальном органе антимонопольной службы утв. Приказом ФАС России от 13.10.2004 № 135).

В законе о защите конкуренции 2006 г. перечислены функции и полномочия антимонопольного органа (т.е. ФАС).

ФУНКЦИИ (ст. 22):

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Среди основных полномочий можно выделить следующие:

* Формирует и ведет реестр хозяйствующих субъектов (ХС), имеющих долю на рынке определенного товара более 35%

* Выдает хозяйствующим субъектам (ХС) обязательные для исполнения предписания

* Выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и иным органам власти и организациям, наделенным соответствующими функциями или правами, а также их должностным лицам обязательные для исполнения предписания, направленные на предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных действий, противоречащих антимонопольному законодательству

* Привлекает коммерческие и некоммерческие организации, их руководителей, физических лиц, а также должностных лиц указанных выше органов власти к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

* Участвует в рассмотрении дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства, обращается в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе о признании недействительными договоров и иных сделок, не соответствующих антимонопольному законодательству

* Дает заключения о наличии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении и прекращении действия таможенных тарифов и о введении нетарифных мер

* Устанавливают наличие доминирующего положения ХС

* Дает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства

Сведения, составляющие коммерческую, служебную и охраняемую законом тайну, не подлежат разглашению. В противном случае причиненные убытки подлежат возмещению антимонопольным органом в соответствии с гражданским законодательством.

Реестр ХС ведется в соответствии с Порядком формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 № 154).

3. Полномочия по изданию нормативных и ненормативных правовых актов в сфере антимонопольного контроля

ФАС РФ уполномочена на издание нормативных и ненормативных правовых актов в соответствии с антимонопольным законодательством.

Признаки ведомственных актов ФАС:

- подзаконность;

- специализированность;

- оперативная распорядительность.

Основные подзаконные акты ФАС и МАП:

1) ПРИКАЗ ФАС РФ от 02.02.2005 N 12 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

2) ПРИКАЗ ФАС РФ от 15.10.2004 N 140 (ред. от 17.01.2006) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ"

3) ПРИКАЗ ФАС РФ от 25.10.2005 N 247 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ"

4) ПРИКАЗ ФАС РФ от 23.12.2004 N 205 "О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

ФАС так же издает методические рекомендации, которые не имеют обязательной юридической силы:

1) ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ГКАП РФ от 21.04.1994 N ВБ/2053 "ПО ВЫЯВЛЕНИЮ МОНОПОЛЬНЫХ ЦЕН"

2) ПРИКАЗ ГКАП РФ от 03.06.1994 N 67 <О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ>

3) ПРИКАЗ МАП РФ от 03.06.1994 N 66 (ред. от 11.03.1999) "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ ДОЛИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ ДЛЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ".

ФАС так же издает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства (официальное толкование законодательства): например, ПРИКАЗ МАП РФ от 27.10.2003 N 373 "О ПРИМЕНЕНИИ СТАТЕЙ 5, 17, 18, 19 ЗАКОНА РСФСР ОТ 22.03.1991 N 948-1 "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ" В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА"

Тема 3. Антимонопольный контроль в различных сферах предпринимательской деятельности

1. Виды деятельности, подлежащие контролю. Предварительный и последующий антимонопольный контроль

2. Конкурентная политика на товарных рынках. Регулирование рынка слияний и поглощений

3. Антимонопольный контроль на рынке финансовых услуг

4. Контроль рекламной деятельности

5. Антимонопольный контроль во внешнеторговой деятельности

1. Виды деятельности, подлежащие контролю. Предварительный и последующий антимонопольный контроль

Закон о защите конкуренции 2006 г. вводит новый термин "контроль за экономической концентрацией". Экономическая концентрация (п. ст. 4 Закона) - это сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

Контролю подлежат следующие виды деятельности:

- создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц;

- деятельность естественных монополий;

- сделки с акциями, долями, паями коммерческих организаций;

- сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций;

- заключение ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов;

- рекламная деятельность.

- предоставление государственной или муниципальной помощи (контроль осуществляется в соответствии со ст. 20 Закона 2006 г.)

Контроль бывает двух видов: предварительный и последующий. Предварительный контроль заключается в получении согласия антимонопольного органа на совершения определенного действия (посредством подачи ходатайства). Последующий контроль заключается в обязательном уведомлении антимонопольного органа после уже совершившегося определенного действия (ПРИКАЗ МАП РФ от 13.08.1999 N 276(ред. от 31.10.2000) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНЫМ ОРГАНАМ ХОДАТАЙСТВ И УВЕДОМЛЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТАТЕЙ 17 И 18 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ").

Ст. 32 Закона о защите конкуренции уточняет категории лиц, могущих обращаться с ходатайствами и уведомлениями в антимонопольный орган а так же требования к подаваемым документам. Принятие решения по ходатайствам и выдача предписания по результатам рассмотрения уведомления регулируется ст. 33 закона.

2. Конкурентная политика на товарных рынках. Регулирование рынка слияний и поглощений

Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих организаций на товарных рынках.

Основания предварительного контроля

Основания последующего контроля

слияние коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов;

присоединение коммерческой организации к иной коммерческой организации если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;

создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации, создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении данных акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные статьей 28 Закона о защите конкуренции, и суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает три миллиарда рублей, либо если суммарная выручка учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, от реализации товаров за последний календарный год превышает шесть миллиардов рублей, либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр;

создание коммерческой организации в результате слияния коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, коммерческих организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, превышает двести миллионов рублей, - не позднее чем через сорок пять дней после даты слияния;

присоединение одной коммерческой организации к другой если суммарная стоимость активов указанных организаций по последнему балансу или их суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает двести миллионов рублей, - не позднее чем через сорок пять дней после даты присоединения;

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.