скачать рефераты

МЕНЮ


Амнистия и помилование

Окончательное решение вопроса о помиловании и его характере принимает Президент Российской Федерации. Указ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, в территориальный орган юстиции, администрацию учреждения, исполняющего наказание.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Вопрос о части наказания, которую осужденный должен отбыть перед применением к нему помилования, законодательно не решен. Как правило, с просьбой о помиловании осужденные обращаются по истечении более или менее значительной части срока, назначенного судом наказания (обычно - половины). Однако практике известны случаи и более раннего применения помилования.

Таким образом, помилование является внесудебным актом. Это - прерогатива Президента Российской Федерации, который может применить любой вид освобождения на любой стадии уголовного процесса и по любому уголовному делу.

Глава 3. Соотношение амнистии и помилования

Известно, что любое понятие отражает сущность предмета, его внутреннее содержание, а также существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений через описание общих и специальных признаков. Ученые всегда придерживаются различных мнений по поводу полноты описания признаков, характеризующих существенные свойства, связи и отношения исследуемых определений. Спорной продолжает оставаться проблема категорий «амнистия» и «помилование», а именно исследование вопроса сходств и различий между собой.

У помилования и амнистии так много общих черт, что отдельные исследователи считают амнистию и помилование единым правовым институтом.

Для такого вывода есть исторические предпосылки.

История становления амнистии и помилования свидетельствует, что амнистия произошла от помилования. В Древней Руси применялось одно только помилование. В дореволюционной России не делалось различий между помилованием и амнистией. В период своего зарождения амнистия нередко рассматривалась как разновидность помилования Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Курс лекции. Часть общая. Т. 2. - М., 1994. С. 356..

Кроме того, помилование и амнистия схожи (но не идентичны) по своим видам смягчения положения осужденных. Все это позволяет сделать вывод о существовании единого межотраслевого правового института государственного прощения, включающего в себя субсидиарные институты помилования и амнистии Марогулова И.Л. Законодательное регулирование амнистии и помилования (генезис, сущность, теория, правоприменение): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 1999. С. 14.. В то же время не стоит забывать, что амнистия и помилование вполне самостоятельны и сами являются межотраслевыми институтами Осмоловская Н.В. Юридическая природа институтов амнистии и помилования // Российский следователь. - 2005. - № 10. - С. 29-30..

Тем самым, общей чертой является то, что помилование и амнистия являются комплексными межотраслевыми правовыми институтами. В то же время следует отметить, что юридическая природа амнистий и, как это было проанализировано ранее, юридическая природа помилования вызывают споры среди ученых. Преобладающей является точка зрения об амнистии как комплексном межотраслевом, правовом институте. При этом некоторые ученые-правоведы рассматривают амнистию в двух аспектах. С точки зрения основания освобождения от уголовной ответственности и наказания амнистия, по его мнению, относится к области уголовного права, а с точки зрения компетенции высших органов государственной власти по изданию акта об амнистии, порядка его издания и регламентации в законодательстве - к области государственного права Кадников Н.Г. Указанная работа. С. 291-292..

Еще одна общая черта заключается в том, что, в отличие от других институтов смягчения положения осужденного или лица, отбывшего наказание, помилование и амнистия принимаются не судом, а высшими органами государственной власти - Президентом Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Соответственно, эти основания смягчения положения осужденных предусмотрены в Конституции Российской Федерации.

Объединяет помилование и амнистию и то, что они по своему содержанию представляют правовые средства смягчения положения осужденного либо лица, отбывшего наказание. Виды смягчения положения осужденных и лиц, отбывших наказание, закреплены в ст. 59, 84, 85 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость. Частным случаем замены наказания более мягким является то, что согласно ч. 3 ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.

Актом амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом амнистии может быть снята судимость.

При всей направленности помилования и амнистии на смягчение положения осужденных и лиц, отбывших наказание, недопустимо в качестве общей черты этих институтов указать на совпадение указанных в законе видов, в которых происходит смягчение положения этих лиц. В них много общего, но по объему помилование и амнистия не совпадают Практический комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. Х.Д. Аликперова, Э.Ф. Побегайло. - М., 2004. С. 206..

Однако из факта закрепления в нормах уголовного законодательства видов помилования и амнистии вытекает такая их общая черта: усмотрение высших органов государственной власти в осуществлении милосердия не является безграничным Борзенков Г.Н., Комиссаров В.С. Указанная работа. С. 104..

Некоторые ученые в качестве общей черты помилования и амнистии указывают на то, что они являются актами разового характера, поскольку касаются лиц, совершивших преступления до издания актов помилования или амнистии Марогулова И.Л. Указанная работа. С. 63.. С этим мнением большинство ученых-правоведов соглашаются лишь в отношении помилования, так как помилование является актом применения права в отношении индивидуально определенного лица Елисеева Н.В., Михлин А.С. Помилование в Российской Федерации. - М., 2001. С. 16.. Акт амнистии не может быть отнесен к актам разового характера, поскольку он нередко применяется в течение длительного периода времени. Это время оговаривается в самом акте амнистии. Кроме того, даже после окончания данного периода времени акт амнистии применяется, если в пределах срока давности уголовного преследования было обнаружено лицо, совершившее преступление, но подпадающее под действие акта амнистии. В этом случае уголовное преследование прекращается на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ. При этом решение о прекращении уголовного преследования может последовать по истечении 2-5 лет после издания акта амнистии. Поэтому признать амнистию актом разового действия сомнительно.

Между помилованием и амнистией имеются существенные различия.

Амнистия является нормативным актом, а помилование таковым не является. Это отмечают многие ученых-правоведов. Иную позицию занимает ряд ученых, который считает нормативным не только акт амнистии, но и акт помилования Кадников Н.Г. Указанная работа. С. 292.. Они полагают, что помилование «замещает» норму, регламентирующую обычный порядок исполнения и прекращения отбывания наказания. Помилование «создает изъятие из обычного порядка исполнения наказания по действующему... законодательству», а «изменить пределы действия закона можно только другим законом» Мирзажанов К. Амнистия и помилование в уголовном праве. - Ташкент, 1997. С. 32..

С приведенными доводами согласиться трудно. Критикуя данную позицию, ученые отметили, что помилование не «замещает» никаких норм права Мицкевич А.В. Правотворческое значение нормативного акта // Государство и право. - 1990. - № 11. - С. 46.. Освобождая от наказания одного осужденного, акт помилования не создает общеобязательных правил поведения. Он никак не касается других лиц, приговоренных к такому же наказанию за такое же (и даже за то же) преступление. Ни санкция закона, ни порядок отбывания наказания или освобождения от наказания не меняются. Не изменяется ни одна правовая норма. Даже приговор суда в отношении помилованного не изменяется, не ставятся под сомнение его законность, обоснованность и справедливость.

Второе отличие помилования от амнистии проявляется в том, что они принимаются разными органами государственной власти России.

Из принципиального положения о том, что амнистия является нормативным правовым актом, а акт помилования - нет, проистекает и следующее отличие этих институтов. Помилование касается индивидуально определенных лиц, а амнистия предусматривает лишь категории лиц, подпадающих под ее действие, и условия применения или неприменения амнистии. Как указано в ст. 84 Уголовного кодекса Российской Федерации, амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально неопределенного круга лиц.

Наряду с этим, важное отличие амнистии от помилования заключается в том, что они не совпадают по своему содержанию. Амнистия предусматривает освобождение от уголовной ответственности. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ в случае издания акта амнистии уголовное преследование в отношении обвиняемого или подозреваемого прекращается на стадии предварительного расследования.

Прекращение уголовного преследования вследствие акта амнистии не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает.

В соответствии с ч. 6 ст. 302 УПК РФ в случае, если актом амнистии предусмотрено освобождение от применения наказания, назначенного осужденному приговором суда, то обвинительный приговор постановляется с назначением наказания и освобождением от его отбывания. Если же актом амнистии предусмотрено прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого, то в этом случае суд постановляет обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК РФ).

Таким образом, амнистия предполагает возможность проявления милосердия к лицу, совершившему преступление, на более ранних стадиях уголовного процесса. Применение помилования возможно лишь после вступления приговора в законную силу.

Еще одно отличие помилования от амнистии заключается в разной степени учета желания осужденного в применении к нему данных институтов.

При решении вопроса о применении амнистии желание осужденного не учитывается и согласие на применение амнистии не истребуется. К осужденному, если он возражает, амнистия не применяется до вынесения приговора суда. Но после установления вины лица в совершенном преступлении приговором суда амнистия будет применена к осужденному независимо от его желания.

Помилование, как правило, применяется в соответствии с желанием осужденного, так как он обращается с ходатайством о помиловании. Однако возможно помилование лиц, не обращавшихся к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании. Речь идет об осужденных к смертной казни и отказавшихся от подачи ходатайств о помиловании. Согласно проведенной в ноябре 1999 года специальной переписи осужденных такие лица не единичны: 12,8% от числа лиц, которым смертная казнь была заменена лишением свободы, не обращались к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. / Под ред. А.С. Михлина. М., 2001. С. 378..

Возможность помилования осужденных, приговоренных к смертной казни, без их согласия вызывает неоднозначную оценку в юридической науке. Более подробно эта проблема будет нами рассмотрена в следующей главе монографии.

Шестое отличие заключается в том, что на протяжении последнего полувека амнистия объявляется в нашей стране применительно к лицам, совершившим преступления. Однако не исключается ее применение при освобождении от ответственности иных категорий граждан.

Истории отечественного законодательства известны акты амнистии, освобождающие виновных от административной и дисциплинарной ответственности.

Так, Указами Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1957 г. «Об амнистии в ознаменование 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции» и от 31 октября 1967 г. «Об амнистии в связи с 50-летием Великой Октябрьской социалистической революции» были освобождены от мер взыскания граждане, совершившие проступки, преследуемые в административном порядке.

Несмотря на отсутствие за последние годы практики применения амнистии за административные правонарушения, административным законодательством предусмотрено освобождение от назначения административного наказания и от его исполнения в связи с амнистией. Например, в числе обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, значится издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания (п. 4 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2009 г.) // Российская газета. - 2001. - 31 декабря. - С. 8.). Кроме того, согласно п. 1 ст. 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о наложении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае издания акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания.

Помилование за административные правонарушения, тем более за дисциплинарные проступки, нашим государством не осуществляется.

Таким образом, так же как и амнистия, помилование является смешанным видом освобождения от уголовного ответственности и наказания. Однако ч. 2 ст. 85 Уголовного кодекса Российской Федерации предпринимает попытку сузить круг: «Актом помилования лицо, осуждённое за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость». Тем самым устанавливается, что с помощью акта помилования лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности. Невозможно освободить от наказания и в момент вынесения приговора. Таким образом, помилование трансформируется из смешанного вида в разновидность освобождения от дальнейшего отбытия наказания. Но помилование, так же, как и амнистия, является внесудебным актом. Это - прерогатива Президента Российской Федерации, который может применить любой вид освобождения на любой стадии уголовного процесса и по любому уголовному делу.

Глава 4.Правовая регламентация амнистии и помилования в законодательстве Российской Федерации

4.1 Проблемы правового регулирования амнистии и помилования в нормах уголовного законодательства

Основа института помилования основывается на нормах государственного (конституционного) права. Конституция Российской Федерации - Основной Закон государства, многие ее положения действуют непосредственно. Однако многие положения нуждаются в конкретизации и дополнении. Это осуществляется текущим законодательством, в том числе уголовным законодательством в сфере помилования.

Уголовный кодекс Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 2 устанавливает основания и принципы уголовной ответственности; определяет, какие опасные для личности, общества и государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений. В развитие данного положения принцип законности, сформулированный в ст. 3 Уголовного кодекса Российской Федерации, требует, чтобы преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определялись только Уголовным кодексом Российской Федерации.

Поскольку в предмет Уголовного кодекса Российской Федерации входит определение наказуемости деяния (виды, основные начала назначения наказаний, освобождения от наказания), то конституционное право на помилование и амнистию не могли не найти своей конкретизации в нормах уголовного закона Табаев Д.Н. Выступление на Всероссийском совещании председателей комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации. Московская область, Горки-10. 4-6 декабря 2008 г. - М.: Юрид. лит., 2009. С. 91..

В новом Уголовном кодексе Российской Федерации проблемам амнистии и помилования посвящены отдельные статьи, чем подчеркнуто их самостоятельное, независимое друг от друга значение. В ст. 84 УК РФ говорится, что актом амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. По амнистии лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. Предлагаемая норма не разъясняет порядка ее применения, не раскрывает правовой природы амнистии, механизма ее действия.

Аналогичными недостатками грешит и ст. 85 УК РФ, предусматривающая освобождение от наказания или его смягчение актом помилования. В ней говорится, что лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. Фактически в ст. 84 и 85 УК даются понятия амнистии и помилования, хотя и не определяются процедуры их применения.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ амнистия и помилование находятся в ведении Российской Федерации. Согласно ст. 103 Конституции РФ объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы, которая принимает решение по этому вопросу в форме постановления. Представляется, что Конституцией несколько принижена значимость амнистии, так как решение вопросов, связанных с ее объявлением и применением, входит в обязанность только одной палаты - Государственной Думы, а не двух. При нынешней социально-политической обстановке, в условиях нестабильности, непрекращающихся споров о путях государственного устройства амнистия является серьезным средством воздействия на развитие общества. Поэтому решение вопроса об амнистии следовало бы отнести к компетенции Федерального Собрания, с его предварительным раздельным обсуждением в двух палатах - Совете Федерации и Государственной Думе. Согласно ст. 71 Конституции вопросы амнистии в Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. Это означает, что на уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут Михлин А.С. Выступление на Всероссийской конференции по проблемам помилования (Нижний Новгород, 25-26 октября 2000 г.) - М.: Юрид. лит., 2001. С. 185..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.