скачать рефераты

МЕНЮ


Амнистия и помилование

ь осужденных к исправительным работам, которым за

злостное уклонение от отбывания наказания неотбытый срок исправительных работ был заменен судом наказанием в виде лишения свободы, если они находились под стражей менее шести месяцев на день принятия решения о применении акта об амнистии; осужденных к исправительным работам без лишения свободы и исправительным работам, совершивших новое преступление до постановки на учет в уголовно-исполнительных инспекциях;

ь осужденных, совершивших умышленные преступления до вступления приговора в законную силу, а также совершивших умышленные преступления во время отбывания наказания, в течение установленного судом испытательного срока или в период отсрочки отбывания наказания либо исполнения приговора;

ь осужденных, которым судом отменены условное осуждение или отсрочка отбывания наказания, если после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день вступления в силу Постановления об амнистии;

ь осужденных, не уплативших без уважительных причин штраф в установленные законом или судом сроки.

Для совершенствования законодательства и установления единообразной практики применения амнистии представляется целесообразным применять амнистию только после полного раскрытия преступления и выяснения судом всех обстоятельств по делу -- на основании приговора суда или в процессе его исполнения.

В последних актах амнистии, и амнистия 2000 г. в этом плане не исключение, запрещается ее применение в отношении злостных нарушителей режима отбывания наказания. Тем самым применение амнистии отдается на откуп администрации уголовно-исполнительных учреждений, что является несправедливым. Многие осужденные активно протестуют против незаконных порядков, установившихся в уголовно-исполнительных учреждениях, и администрация вряд ли станет применять к таким лицам амнистию, скорее она отнесет их к категории злостных нарушителей режима отбывания наказания.

Поэтому еще раз следует подчеркнуть: амнистию применяет государство, а не отдельные должностные лица по своему усмотрению. Решение об отказе в применении амнистии надлежало бы обжаловать в судебном порядке, что ныне законодательно не предусмотрено.

ПОМИЛОВАНИЕ.

В соответствии со ст. 50 Конституции РФ каждое лицо, осужденное за совершение преступления, имеет право просить о помиловании. О помиловании говорилось и в прежних конституциях, но не как о конституционном праве гражданина и человека, а лишь в плане компетенции соответствующего органа власти. Так, в Конституции СССР 1936 и 1977 гг. о помиловании говорилось соответственно в п. “к” ст. 49 и п. 11 ст. 121, определявших компетенцию Президиума Верховного Совета СССР. Кудрявцев В. П. Наумов А. В. Курс российского уголовного права. Общая часть. - М., 2001. С. 694.

В соответствии с п. “в” Конституции РФ помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица (ч.1 ст.85УК). Таким образом, помилование является актом Президента РФ, которым лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности или от назначенного судом наказания. Помилование может выразиться в замене более строгого наказания, например, смертной казни, менее строгим, в сокращении срока наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования, как и актом амнистии, может быть снята судимость. Скуратов Ю. И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - М., 2001. С. 181.

Некоторые вопросы порядка применения помилования были урегулированы в постановлении Президиума Верховного Совета СССР “О порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета СССР ходатайств о помиловании” от 3 декабря 1961 г., которое утратило силу вместе с исчезновением СССР и всех его органов. Нового документа, который бы регулировал процедуру применения помилования до недавнего времени не существовало. И соответствующие органы, занимающиеся этой деятельностью, руководствовались Конституцией и ст. 85 УК РФ. Теперь же эта процедура регулируется “Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации” от 28 декабря 2001 года. Кроме того, в целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, Указом Президента РФ “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" от 28 декабря 2001г., были образованы комиссии по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации.

Указ устанавливает, что основными задачами комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов РФ является:

· предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;

· подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

· осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;

· подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание (п.3 Указа Президента РФ “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации).

Этим же указом, соответственно, была упразднена Комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации (п. 5 Указа).

Состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В состав комиссии входят не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах (п. 3 Указа).

Закон не содержит никаких указаний относительно оснований, по которым может быть применено помилование. В ч. 1 ст. 85 УК говорится лишь о том, что помилование осуществляется “в отношении индивидуально определенного лица” т.е. лица, в отношении которого поступило ходатайство о помиловании.

Помилование осуществляется путем издания Указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость (п. 1 глава 1 Положение “О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации”).

В Российской Федерации помилование применяется:

· в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;

· в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

· в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

· совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

· злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

· ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

· ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

· ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

· которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием (п. 2 глава 1 Положения).

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме (п. 3 главы 2 Положения).

Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи (п. 4 главы 2 Положения).

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:

· копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);

· извещение о вступлении приговора суда в законную силу;

· справка о состоянии здоровья осужденного;

· сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);

· анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;

· сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;

· справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;

· представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Ходатайство о помиловании направляется администрацией учреждения в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации не позднее чем через 20 дней со дня его подачи (п. 5 главы 2 Положения).

Территориальный орган юстиции не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию (п. 7 главы 2 Положения).

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (п. 8 главы 2 Положения).

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

· характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

· поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

· срок отбытого (исполненного) наказания;

· совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

· применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

· возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

· данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

· другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства (п. 12 главы 2 Положения).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость (п. 9 главы 2 Положения).

Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения (п. 14 главы 3 Положения).

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования (п. 16 главы 3 Положения).

По указу о помиловании: а) лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания; б) назначенное наказание может быть сокращено; в) заменено более мягким видом наказания. При сокращении срока наказания Президент не связан никакими формальными ограничениями. Что же касается замены назначенного судом наказания, например лишения свободы, более мягким видом наказания, то при этом может быть избрано любое наказание, предусмотренное ст. 44 УК. При определении срока более мягкого вида наказания (исправительных работ, ограничения свободы и т.п.) следует руководствоваться положениями ст. 71 УК, которая определяет соотношение срока лишения свободы с другими срочными видами наказания. Если лицо уже отбыло наказание, то оно может ходатайствовать о досрочном снятии судимости.

На практике много лет применяется помилование в виде условно досрочного освобождения от оставшейся неотбытой части наказания с назначением исправительного срока. Однако УК РФ 1996 года, такой формы помилования не предусматривает. Следовательно, такую практику следует считать противоречащей ст. 85 УК. Для ее “узаконивания” необходимо дополнить ст. 85 УК соответствующими положениями о возможности помилования с испытательным сроком.

Возможность помилования лиц, осужденных к смертной казни, предусмотрена в ч. 3 ст. 59 УК. В порядке помилования Президент РФ может заменить смертную казнь пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Данная практика применяется довольно активно, особенно в связи вступлением России в Совет Европы, в силу чего Россия объявила мораторий на исполнение приговоров к смертной казни.

В практике применения помилования возник вопрос о том, может ли лицо которому смертная казнь была заменена пожизненным лишением свободы, вторично подать прошение о помиловании, поскольку единственная возможность для него освободится из мест лишения свободы до своей смерти - это условно досрочное освобождение, но оно может быть применено лишь по отбытии не менее 25 лет (ч. 5 ст. 79 УК). В других странах именно иногда прямо указывается на невозможность вторичного помилования. В российском законодательстве такого указания нет. Следовательно, представляется, что лицо, отбывающее наказание в виде пожизненного лишения свободы не лишается права вторично ходатайствовать в порядке помилования о его освобождении до истечения 25 летнего срока.

По своей юридической природе помилование является не реабилитацией, а лишь освобождением от наказания. Оно не устраняет самого факта совершения преступления: если лицо после освобождения от наказания по помилования совершит новое преступление, оно будет основанием для признания неоднократности и рецидива. Помилование не освобождает лицо от исполнения обязательств по гражданскому иску; актом помилования нельзя вернуть лицу конфискованного имущества или восстановить его в социальном, воинском или почетном звании, если эти дополнительные наказания уже были исполнены. Кудрявцев В. П. Наумов А. В. Курс российского уголовного права. Общая часть. - М., 2001. С. 698.

РАЗЛИЧИЯ СХОДСТВА МЕЖДУ АМНИСТИЕЙ И ПОМИЛОВАНИЕМ.

Следует отметить, что различие между понятием “амнистия” и “помилование” утвердилось в СССР только после принятия Конституции 1936 г., до этого времени помилование в законодательстве чаще именовалось “частной амнистией”. В таком понимании оно освещалось и в некоторых теоретических работах. В дальнейшем между ними стали проводить четкое различие, которое сводится не только к количественной стороне, но и к содержанию.

Среди таких различий:

ь помилование не носит нормативного характера, а представляет собой акт применения права в конкретном случае;

ь помилование осуществляется в отношении определённого лица, тогда как амнистия распространяется на неопределённое количество лиц;

ь акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность по реализации амнистии;

ь ходатайство о помиловании всегда исходит от самого осуждённого, его родственников, наблюдательных комиссий, администрации ИТУ. В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе органов власти, правомочных на их издание;

ь помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии - это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов: следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора (обычно амнистия подлежит исполнению в течение шести месяцев);

ь реализуя амнистию, соответствующие органы лишь в некоторой степени учитывают поведение осуждённого, например, она не применяется к злостным нарушителям режима, тогда как помилование полностью зависит от поведения осуждённого в местах лишения свободы.

Общее же между ними состоит в том, что акты амнистии и помилования являются проявлениями гуманизма: они не колеблют приговора суда, вступившего в законную силу, не являются его корректировкой; по своему содержанию амнистия и помилование прекращают или ограничивают отрицательные правовые последствия преступного поведения лица. В тоже время, как я уже говорил, ни помилование, ни амнистия не являются реабилитацией этого лица, они не отменяют того факта, что лицо совершило преступление, а представляют собой лишь его прощение высшими органами государственной власти. Кудрявцев В. П. Наумов А. В. Курс российского уголовного права. Общая часть. - М., 2001. С. 688.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В отличие от помилования, такой правовой институт как амнистия нередко подвергается критике, а в некоторых странах, например в Испании, Германии вообще не применяется. В ряде государств амнистию используют только для освобождения от наказания, т.е. применяют только к лицам, которым вынесен обвинительный приговор.

Основное возражение против амнистии сводится к тому, что она применяется “механически”, т.е. не к индивидуально определенному лицу. В данном утверждении есть резон. Но вряд ли в наших условиях можно вообще исключить амнистию из нашей жизни. Во-первых, она предусмотрена Конституцией. Во-вторых, издание акта амнистии, по каким либо памятным датам общегосударственного значения подчеркивает их торжественность.

Что же касается использования амнистии как средства для разгрузки мест лишения свободы, то это следует оценивать крайне отрицательно. Для того чтобы места лишения свободы не были переполнены, должны проявить заботу законодатель и суды. Следует шире применять предусмотренные в санкциях меры наказания, не связанные с лишением свободы, и не направлять в исправительные колонии осужденных, которые не нуждаются в изоляции от общества. По такому пути постоянно направляет практику нижестоящих судов Верховный Суд Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЯ.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации.

3. В. П. Кудрявцев. А. В. Наумов. Курс российского уголовного права. Общая часть. - М., 2001.

4. Ю. И. Скуратов. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - М., 2001

5. И. И. Карпец. Наказание: социальные правовые и криминологические проблемы. - М., 1973.

6. У. Бундесон Надзор за отбывающими наказание на свободе: Пер. со швед. - М., 1979.

7. Журнал “Право и экономика" N7, 2000.

НОРМАТЫВНЫЕ АКТЫ:

1. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации".

2. Положение от 28 декабря 2001 года № 1500 “О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации”.

3. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 июня 1999 года № 4148-II ГД “О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии".

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.