скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ государственного управления системы здравоохранения городского округа Самара

В более развернутом виде компетенция федерального центра определена в статье 5 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ФЗ N 5487-1 от 22.07.1993 г.). К ведению Российской Федерации в области здравоохранения отнесены следующие вопросы:

• защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

• установление основ федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан;

• разработка и реализация федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

• определение доли расходов на здравоохранение при формировании республиканского бюджета Российской Федерации;

• определение налоговой политики (в том числе льгот по налогам, сборам и иным платежам в бюджет) в области охраны здоровья граждан;

• управление федеральной государственной собственностью, используемой в области охраны здоровья граждан;

• установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области охраны здоровья граждан;

• разработка единых критериев и федеральных программ подготовки
медицинских и фармацевтических работников, определение номенклатуры специальностей в здравоохранении;

• установление стандартов качества медицинской помощи и контроль за их соблюдением;

• разработка и утверждение базовой программы обязательного медицин-ского страхования граждан Российской Федерации;

• установление страхового тарифа взносов на обязательное медицинское
страхование граждан Российской Федерации;

• установление льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;

• организация государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, разработка и утверждение федеральных санитар-ных правил, норм и гигиенических нормативов, обеспечение государствен-ного санитарно-эпидемиологического надзора; организация системы
санитарной охраны территории Российской Федерации;

• координация деятельности органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан;

• установление порядка производства медицинской экспертизы;

• установление порядка лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности.

Компетенция субъектов Российской Федерации определена в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» по такой же схеме, как и компетенция федерального центра. Только объектом правомочий являются соответственно формирование и распределение бюджета субъекта РФ, материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения, находящихся в государственной собственности субъекта РФ, утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, установление дополнительных льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении; координация деятельности органов государственной власти и субъектов государственной муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; организация и координация деятельности по подготовке кадров в области охраны здоровья граждан, лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на территории субъекта РФ. Также, как и в случае федерального центра, законодательство недостаточно четко определяет ответственность и права регионального уровня власти по отношению к муниципальному уровню.

К ведению муниципального уровня власти законодательство относит органи-зацию, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения, формирование собствен-ного бюджета в части расходов на здравоохранение, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.

Таким образом, существующее законодательство устанавливает ограниченный круг вопросов, по которым вышестоящие органы власти могут принимать решения, обязательные для нижестоящих (установление стандартов и контроль за их соблюдением, лицензирование, осуществление санитарно-эпидемиологического надзора, налогообложение, установление льгот), а за пределами этого круга предлагает осуществлять управление путем координации действий разных органов [12, 4].

Основным органом, ответственным за разработку и проведение государствен-ной политики по вопросам охраны здоровья граждан, является Министерство здравоохранения РФ.

В структуре Минздрава РФ существует самостоятельная служба государствен-ного санитарного контроля (Госсанэпиднадзор), которая ответственна за эпидемическую и санитарную безопасность страны. Эта служба сохранила административную вертикаль управления. В каждом субъекте РФ имеется территориальный орган Госсанэпиднадзора, находящийся в подчинении Минздрава РФ.

За счет бюджетных средств, выделяемых Минздраву РФ, осуществляется финансирование собственных научно-исследовательских институтов и НИИ Российской Академии медицинских наук (в части финансирования клинической деятельности), научных центров и клиник медицинских образовательных вузов.

Это более 500 медицинских учреждений, мощность которых составляет 4% коечного фонда страны.

Реализация государственной политики в области здравоохранения в существенной мере зависит от Министерства финансов РФ. Оно выделяет средства на финансирование федеральных медицинских учреждений и учитывает потребности регионов в бюджетном финансировании здравоохранения при определении размеров трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ.

В России сложилась система бюджетно-страхового финансирования здравоох-ранения. 35% государственных расходов на здравоохранение осуществляется через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), во главе которой стоит Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) -- государственное финансово-кредитное учреждение.

Развитие материально-технической базы системы здравоохранения за счет средств федерального бюджета осуществляется Министерством здравоохра-нения РФ совместно с Министерством экономики Российской Федерации (далее -- Минэкономики РФ).

В связи с тем, что медицинская помощь в силу своей специфики зачастую тесно связана с социальной помощью гражданам, определенная координация действий существует также между Минздравом РФ и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Наряду с медицинскими учреждениями, подведомственными Минздраву РФ, в стране около 15% всех амбулаторных учреждений и 6% стационарных учреждений принадлежит различным федеральным министерствам и ведомствам и финансируется из их бюджетов. На долю ведомственного здравоохранения приходится около 10% численности медицинского персонала и 6% всего коечного фонда.

Важную роль в управлении системой здравоохранения играет комитет Государственной Думы по охране здоровья, который принимает активное участие в разработке законодательной базы, инициируя появление многих законопроектов.

Основным органом, ответственным за разработку и проведение государствен-ной политики по вопросам охраны здоровья граждан, является Министерство здравоохранения РФ.

В структуре Минздрава РФ существует самостоятельная служба государствен-ного санитарного контроля (Госсанэпиднадзор), которая ответственна за эпидемическую и санитарную безопасность страны. Эта служба сохранила административную вертикаль управления. В каждом субъекте РФ имеется территориальный орган Госсанэпиднадзора, находящийся в подчинении Минздрава РФ.

За счет бюджетных средств, выделяемых Минздраву РФ, осуществляется финансирование собственных научно-исследовательских институтов и НИИ Российской Академии медицинских наук (в части финансирования клинической деятельности), научных центров и клиник медицинских образовательных вузов.

Это более 500 медицинских учреждений, мощность которых составляет 4% коечного фонда страны.

Реализация государственной политики в области здравоохранения в существенной мере зависит от Министерства финансов РФ. Оно выделяет средства на финансирование федеральных медицинских учреждений и учитывает потребности регионов в бюджетном финансировании здравоохранения при определении размеров трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ.

В России сложилась система бюджетно-страхового финансирования здравоох-ранения. 35% государственных расходов на здравоохранение осуществляется через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), во главе которой стоит Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) -- государственное финансово-кредитное учреждение.

Развитие материально-технической базы системы здравоохранения за счет средств федерального бюджета осуществляется Министерством здравоохра-нения РФ совместно с Министерством экономики Российской Федерации (далее -- Минэкономики РФ).

В связи с тем, что медицинская помощь в силу своей специфики зачастую тесно связана с социальной помощью гражданам, определенная координация действий существует также между Минздравом РФ и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Наряду с медицинскими учреждениями, подведомственными Минздраву РФ, в стране около 15% всех амбулаторных учреждений и 6% стационарных учреждений принадлежит различным федеральным министерствам и ведомствам и финансируется из их бюджетов. На долю ведомственного здравоохранения приходится около 10% численности медицинского персонала и 6% всего коечного фонда.

Важную роль в управлении системой здравоохранения играет комитет Государственной Думы по охране здоровья, который принимает активное участие в разработке законодательной базы, инициируя появление многих законопроектов.

2.2 Система управления здравоохранением городского округа Самара

Структура Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области представлена в Приложении 1.

Руководство Министерства - Заместитель председателя Правительства Самарской области - министр здравоохранения и социального развития Самарской области Куличенко Вадим Петрович.

Заместитель министра, руководитель департамента организации медицинской помощи населению Полубенцева Елена Игоревна.

В министерстве трудятся - 2 доктора медицинских наук; 9 кандидатов медицинских наук; 12 врачей высшей квалификационной категории; 2 Заслуженных врача РФ; 1 Заслуженный работник здравоохранения РФ; 10 "Отличников здравоохранения"; 83 внештатных главных специалистов - врачей высшей квалификационной категории.

Система здравоохранения Самарской области включает - 96 больничных учреждений на 28197 коек; 62 амбулаторно-поликлинических учреждения, общей мощностью 71129 посещений в смену; 81 дневной стационар при амбулаторно-поликлинических учреждениях с общим количеством мест 5132; 34 станции скорой медицинской помощи, 6 санаториев.

Основные функции Министерства, цели достигаемые путем реализации функций, а также методы и средства для достижения целей определены Регламентом.

Функция 1: определение стратегии, развитие приоритетных направлений и эффективных видов медицинской помощи. Цель, достигаемая путем реализации функции: обеспечение эффективного функционирования единой системы здравоохранения.

Показатели результативности, характеризующие степень достижения цели:

- число посещений в поликлинике на одного жителя;

- число поступивших больных на койки круглосуточных стационаров на 1000 жителей;

- число поступивших больных на койки дневных стационаров на 1000 жителей.

Методы и средства, используемые для достижения цели:

- разработка концепций, областных целевых программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в сфере здравоохранения области;

- разработка мероприятий по организации и финансированию медицинской и лекарственной помощи в целях использования клинически эффективных и наименее затратных решений с учетом меняющихся потребностей в медицинских услугах, развитию клинической практики, медицинских и компьютерных технологий, размещению ресурсов в соответствии с территориальной доступностью и затратной эффективностью;

- внесение предложений по вопросам охраны здоровья в проект прогноза социально-экономического развития Самарской области и основных направлений экономической и социальной политики области на очередной финансовый год;

- разработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере охраны здоровья;

- разработка прогнозов потребности здравоохранения области в проведении научно-исследовательских работ, а также в подготовке и повышении квалификации медицинских кадров.

Функция 2: организация эффективного привлечения ресурсов и финансирования в рамках выделенных бюджетных средств, необходимых для выполнения программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Самарской области. Цель, достигаемая путем реализации функции: обеспечение государственных гарантий предоставления населению области бесплатной медицинской и лекарственной помощи.

Показатели результативности, характеризующие степень достижения цели:

- среднее время пребывания больного на койке;

- среднее число дней занятости койки в году в круглосуточных стационарах;

- среднее число дней занятости койки в году в дневных стационарах;

- количество вызовов скорой медицинской помощи на 1000 жителей;

- доля платных услуг в государственных и муниципальных медицинских учреждениях;

- целевое исполнение бюджета;

- удельный вес средств, инвестированных в сферу здравоохранения.

Методы и средства, используемые для достижения цели:

- разработка предложений по проекту закона Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год по определению доли расходов на здравоохранение;

- осуществление функций государственного заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений государственных учреждений здравоохранения области;

- осуществление функций государственного заказчика в рамках выделяемых средств областного бюджета на реализацию областных целевых программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в сфере охраны здоровья;

- осуществление функций государственного заказчика в рамках выделенных средств по централизованной закупке донорской крови и ее препаратов, медицинского, санитарно-хозяйственного и других видов имущества в соответствии с действующим законодательством;

- развитие системы добровольного медицинского страхования, платных медицинских услуг, участие в международных и межрегиональных проектах, разработке проектов федеральных целевых программ;

- прогнозирование потребности области в медицинских кадрах;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников в медицинских образовательных учреждениях области;

- организация проведения аттестации врачей и среднего медицинского персонала области и принятие решений по ее результатам;

- составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям средств, рассмотрение и утверждение смет подведомственных учреждений;

- подготовка финансово-экономического обоснования с оформлением в установленном порядке бюджетных заявок о потребности в объемах финансирования из федерального и областного бюджетов на соответствующий финансовый год для обеспечения функционирования Министерства, подведомственных учреждений, а также реализации мероприятий и целевых программ в сфере здравоохранения;

- согласование финансового плана подведомственных учреждений по внебюджетным источникам. 

Функция 3: реализация государственной политики и основных направлений деятельности органов государственной власти Самарской области в сфере охраны здоровья населения. Цели, достигаемые путем реализации функции: обеспечение доступности и своевременности, качества и эффективности медицинской помощи; сохранение и улучшение здоровья населения области.

Показатели результативности, характеризующие степень достижения цели:

- уровень младенческой смертности на 1000 родившихся живыми;

- уровень материнской смертности на 100000 родившихся живыми;

- уровень реабилитации трудоспособного населения (доля пациентов трудоспособного возраста, вернувшихся к трудовой деятельности);

- удельный вес больных туберкулезом, выявленных при профилактических осмотрах;

- удельный вес запущенных форм злокачественных новообразований, выявленных при профилактических осмотрах;

- доля запущенных форм злокачественных новообразований наружных локализаций;

- число абортов на 1000 женщин фертильного возраста;

- инфекционная заболеваемость;

- обеспеченность медицинскими кадрами в расчете на 10000 населения.

Методы и средства, используемые для достижения цели:
- внедрение в практику мероприятий по организации медицинской и лекарственной помощи, в том числе стационарозамещающих, телемедицинских технологий, института врача общей практики, обучающих школ для пациентов, хирургии одного дня;

- разработка нормативных правовых актов Самарской области по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

- организация медицинской помощи, санаторно-курортного дела и льготного лекарственного обеспечения населения Самарской области;

- разработка и организация исполнения территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи;

- разработка и организация исполнения концепций, целевых программ в сфере здравоохранения;

- разработка и организация исполнения ежегодного комплексного плана совместной работы с Самарским государственным медицинским университетом, Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Самарской области, территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области;

- организация контроля в пределах своей компетенции за фармацевтической деятельностью, качеством и сертификацией лекарственных средств на территории области;

- организация управления качеством медицинской помощи;

- участие в коллегии, комиссиях и советах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

- участие в работе призывной комиссии Самарской области;

- оказание организационно-методической помощи органам исполнительной власти Самарской области, органам местного самоуправления, подведомственным организациям по вопросам, находящимся в компетенции Министерства;

- организация проведения совещаний, коллегий Министерства, конференций по вопросам здравоохранения с участием органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения области;

- взаимодействие с международными организациями по вопросам охраны здоровья;

- осуществление координации по межрегиональному, межсекторальному и межведомственному взаимодействию в целях охраны здоровья населения области, в том числе профилактики инфекционных заболеваний;

- осуществление разработки аналитических материалов о деятельности учреждений здравоохранения и состоянии здоровья населения области;

- внесение предложений в проект итогов социально-экономического развития области;

- принятие нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

- организация профилактической работы и пропаганда здорового образа жизни;

- осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением нормативных правовых актов в области охраны здоровья граждан юридическими и физическими лицами на территории области;

- осуществление полномочий соучредителя государственных учреждений здравоохранения и средних медицинских учебных заведений в соответствии с законодательством Самарской области;

- участие в согласовании тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования области;

- организация разработки территориальных перечней жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения для лечения больных в амбулаторных и стационарных условиях;

- организация и проведение мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки;

- организация медицинского обеспечения населения области при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время;

- организация оказания медицинской помощи лицам, подвергшимся техногенному и радиационному воздействию, больным отдельными видами заболеваний, а также отдельным категориям лиц, имеющим установленные законодательством льготы на медицинскую, лекарственную помощь, слухопротезирование и зубопротезирование;

- организация обеспечения детей медицинской помощью в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, в период проведения летней детской оздоровительной кампании в санаториях и оздоровительных центрах области;

- осуществление координации деятельности по обеспечению врачебного контроля в сфере физической культуры и спорта;

- организация медицинского обследования лиц призывного возраста;

- представление Губернатору Самарской области и Правительств) Самарской области информации о чрезвычайных происшествиях в сфере здравоохранения и принимаемых мерах;

- информирование населения области о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

- подготовка ответов на запросы, обращения, заявления, жалобы граждан области по вопросам, относящимся к компетенции Министерства: организация в установленном порядке оказания дорогостоящих видов медицинской помощи и направление больных в федеральные, межрегиональные медицинские центры и за рубеж;

- выдача диплома целителя.

Развитие областного здравоохранения осуществляется в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и государственной политики в области укрепления здоровья населения Самарской области, которая служит корректировке целей и подходов к здравоохранению, конкретизации задач и объектов реформ.

Ее основными приоритетами являются: охрана здоровья женщин и детей, медико-социальная защита семьи; увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний; охрана здоровья работающих; предупреждение инвалидности и смертности в трудоспособном возрасте; развитие медицинской помощи пожилым людям; борьба с инфекционными заболеваниями; борьба с социально-опасными болезнями (туберкулез, СПИД, заболевания, передаваемые половым путем, наркомания, алкоголизм); развитие сельского здравоохранения; профилактика и лечение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, травматизма, сахарного диабета; развитие медицинской науки; внедрение передовых медицинских технологий; развитие санаторно-курортной помощи.

 

Глава 3. Проблемы совершенствования государственного управления в системе здравоохранения на примере городского округа Самара

В результате проведенного анализа в качестве основных проблем управления здравоохранением в г.о. Самара можно выделить следующие:

- Координация работы Министерства здравоохранения и Территориального фонда ОМС ослабляется из-за отсутствия в Министерстве подразделения, курирующего вопросы медицинского страхования.

- Отсутствие консолидации бюджетов всех уровней, что не позволяет более эффективно управлять финансовыми потоками в условиях недостаточного финансирования.

- Отсутствие информационно-аналитической системы для осуществления мониторинга состояния здоровья населения и эффективности функционирования системы здравоохранения г.о. Самара.

- Отсутствует эффективное информационное взаимодействие между Министерством и ТФОМС. Каждая из структур самостоятельно собирает информацию о потребностях населения в медицинской помощи, что иногда приводит к нерациональному использованию финансовых ресурсов.

- У Министерства и ТФОМСа отсутствует согласованная политика в финансировании системы здравоохранения, единая позиция по внедрению новых медицинских технологий.

- Отсутствуют эффективные механизмы контроля качества медицинской помощи, оказываемой частными медицинскими организациями.

- Отсутствует договорная система отношений между органами управления здравоохранением и ЛПУ.

Среди проблем организации управления здравоохранением на муници-пальном уровне можно отметить следующие:

- Отсутствие эффективного взаимодействия по вопросам оказания медицинской помощи в районах, где центром является относительно крупный город, между администрацией города и администрацией округа снижает доступность медицинской помощи населению соответствующего района;

- В сельских округах главные врачи ЦРБ (руководители муниципального здравоохранения) не являются сотрудниками местных администраций, не участвуют в заседаниях местной администрации и не воспринимаются главами местного самоуправления как обладающие должным статусом руководители, что с одной стороны препятствует активному участию руководителей ЦРБ в разработке и принятии стратегических решений, с другой стороны приводит к необоснованному вмешательству со стороны глав местных администраций в процесс управления ЛПУ.

Приоритетными направлениями совершенствования системы управления здравоохранением на региональном уровне являются:

- введение принципов федерализма в управлении системой здравоохра-нения, основанное на более четком распределении ответственности органов управления различных уровней за развитие системы;

- более четкое разграничение ролей, функций и ответственности между органами управления здравоохранением и системой ОМС;

- введение единых принципов планирования и регулирования системы здравоохранения;

- разработка системы стратегического планирования;

- совершенствование организационной структуры органов управления здравоохранением.

Заключение

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Государственное управление - это вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти.

Институт государственной службы регламентирует формирование государственно-служебного правоотношения; государственные должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства (а также от имени органов местного самоуправления) его функции; правовой статус служащего; прохождение службы; прекращение государственно-служебного отношения.

Следует отметить, что реформа государственной службы должна осуществляться не только на основе разработанной программы (концепции), но и на базе соответствующих нормативных актов. Например, Положение о федеральной государственной службе впервые разделило служащих на «государственных» и «негосударственных», что явилось следствием изменений, произошедших в государственном устройстве России. Это положило начало введения менеджмента в государственное управление.

Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей. Государственное управление призвано создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально _ актуального ведения любых видов человеческой деятельности.

Основным органом, ответственным за разработку и проведение государствен-ной политики по вопросам охраны здоровья граждан, является Министерство здравоохранения РФ.

Система здравоохранения Самарской области включает - 96 больничных учреждений на 28197 коек; 62 амбулаторно-поликлинических учреждения, общей мощностью 71129 посещений в смену; 81 дневной стационар при амбулаторно-поликлинических учреждениях с общим количеством мест 5132; 34 станции скорой медицинской помощи, 6 санаториев.

В качестве основных проблем управления здравоохранением в г.о. Самара можно выделить следующие:

- Координация работы Министерства здравоохранения и Территориального фонда ОМС ослабляется из-за отсутствия в Министерстве подразделения, курирующего вопросы медицинского страхования.

- Отсутствие консолидации бюджетов всех уровней.

- Отсутствие информационно-аналитической системы для осуществления мониторинга состояния здоровья населения и эффективности функционирования системы здравоохранения г.о. Самара.

- Отсутствует эффективное информационное взаимодействие между Министерством и ТФОМС.

- У Министерства и ТФОМСа отсутствует согласованная политика в финансировании системы здравоохранения, единая позиция по внедрению новых медицинских технологий.

- Отсутствуют эффективные механизмы контроля качества медицинской помощи, оказываемой частными медицинскими организациями.

- Отсутствует договорная система отношений между органами управления здравоохранением и ЛПУ.

Приоритетными направлениями совершенствования системы управления здравоохранением на региональном уровне являются:

- введение принципов федерализма в управлении системой здравоохра-нения, основанное на более четком распределении ответственности органов управления различных уровней за развитие системы;

- более четкое разграничение ролей, функций и ответственности между органами управления здравоохранением и системой ОМС;

- введение единых принципов планирования и регулирования системы здравоохранения;

- разработка системы стратегического планирования;

- совершенствование организационной структуры органов управления здравоохранением.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ.

2. ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.07.1993 г.

3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о министерстве здравоохранения и социального развития РФ» № 321 от 30.06.2004 г.

4. Алехин А.П. Административное право. - М.: ТЕИС, 2006.

5. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М.: Юрид. лит., 2006.

6. Александрова З.О. Настольная книга государственного служащего. - М.: НОРМА, 2005.

7. Бабун Р.В. Вопросы муниципальной экономики. - М., 2007.

8. Занадворов В.С. Экономика города. - М.: Магистр, 2007.

9. Местные сообщества в местном самоуправлении. Учебное пособие для муниципальных управляющих. - М.: Московский общественный научный фонд, 2007.

10. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 2007.

11. Пихоя Р.Г. История государственного управления в России. - М.: ЮНИТИ, 2009.

12. Карякин Н.Н. Развитие муниципального здравоохранения в современных условиях / Советник, 2008, № 5.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.