скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ государственной семейной политики в России

д) формирования и укрепления комиссий по защите прав несовершеннолетних;

е) создания системы специализированных социальных служб для безнадзорных детей и подростков (подкинутых; утративших семейные, родственные и другие социальные связи; отказавшихся жить в семье или в учебно-воспитательных учреждениях; оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих; не имеющих постоянного места жительства, средств к существованию; задержанных за бродяжничество; подвергшихся любым формам физического или психического насилия);

ж) совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов образования и здравоохранения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

V. Механизмы реализации Основных направлений государственной семейной политики

22. Для обеспечения постоянно действующего механизма управления необходимо укрепить или создать в составе федеральных органов исполнительной власти социальной направленности специальные подразделения для разработки и реализации мер государственной семейной политики (в пределах их компетенции).

23. Обеспечивать государственную поддержку деятельности общественных объединений, благотворительных фондов, занимающихся проблемами семьи.

24. Обеспечивать своевременную и полную реализацию всех федеральных и региональных социальных целевых программ, в том числе федеральной программы "Дети России", имеющей статус президентской.

25. Создать надежный механизм финансирования государственной семейной политики. Рассмотреть возможность финансирования в перспективе из федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов мер государственной семейной политики, определенных в качестве федеральных социальных гарантий. Активно привлекать внебюджетные средства, в том числе средства частных и благотворительных фондов, страховых фондов.

26. Провести экспертизу законодательства Российской Федерации, разработать предложения по обеспечению его соответствия изложенным в Основных направлениях государственной семейной политики принципам государственной семейной политики.

27. Осуществлять экспертизу всех законопроектов с точки зрения оценки влияния принимаемых мер на положение семьи, условия реализации ею своих функций.

28. Разработать и реализовать программы правового просвещения семьи, разъясняющие права семьи и ее членов на государственную поддержку, в том числе в сфере труда, здравоохранения, образования, социального обеспечения и социального обслуживания, и другие.

29. Обеспечить изучение экономических, демографических, правовых, педагогических, социально-психологических проблем российских семей.

Предусмотреть координацию и финансирование научных исследований.

30. Осуществлять постоянный мониторинг положения российских семей. В целях обеспечения информирования федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о проблемах семей подготавливать национальные доклады о положении российских семей.

31. Совершенствовать социальную и демографическую статистику, характеризирующую положение российских семей.

Обеспечить своевременную и полную разработку материалов предстоящей Всероссийской переписи населения 1999 года в части социально-экономических и демографических характеристик семей как важнейшего источника данных о положении семей.

32. Сотрудничать со средствами массовой информации в целях обеспечения широкого и объективного освещения в них проблем семьи.

33. В целях кадрового обеспечения разработки и реализации государственной семейной политики осуществлять в необходимых количествах подготовку и переподготовку научных и преподавательских кадров, а также специалистов широкого профиля по работе с семьей: социальных работников, педагогов, юристов, демографов, медиков, психологов, социологов и других.

Разрабатывать специальные учебные программы, обеспечивать их научной и методической литературой, справочными пособиями.[3]

Глава 2 Семейно-демографическая политика

2.1 Основные положения семейной политики

Год семьи в Москве. Основные положения

Программа проведения Года семьи в городе Москве разработана исходя из понимания непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, достижении общественной стабильности и прогресса.

Вопросы улучшения положения московских семей, обеспечения охраны здоровья матери и ребенка, расширения предоставления адресной социальной помощи семье "группы риска" являются приоритетными для Правительства Москвы.

Реализуются конкретные городские программы по социальной защите семьи, женщин и детей, постоянно совершенствуется механизм обеспечения государственных гарантий семьям, имеющим детей.

Дополнительно к федеральным выплатам и компенсациям за счет средств городского бюджета семьям с детьми предоставляются различные льготы и натуральная помощь, оказывается значительная материальная поддержка в виде единовременных, ежемесячных и ежегодных городских компенсационных выплат, размеры и количество которых увеличивается. Особое внимание уделяется социально незащищенным семьям - многодетным, неполным и семьям с детьми с ограниченными возможностями, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В связи с объявлением 2008 года Годом семьи и усилением внимания города к коренным интересам московской семьи требуется принятие специальных мер их социальной поддержки, разработки идеологии, основных целей и первоочередных мер в области социальной политики в отношении семьи со стороны законодательной и исполнительной власти, органов управления.

Основные принципы, заложенные в Программе

Ориентация на социальную политику семьи как основы общества - законодательное оформление семейной политики в качестве приоритетного направления деятельности законодательной и исполнительной власти города в целях создания благоприятных условий для функционирования семьи.

Семья - один из основных объектов и субъектов социальной политики. При планировании изменений в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении, политике доходов и занятости, в аграрной и жилищной политике следует учитывать необходимость обеспечения позитивного воздействия принимаемых мер в отношении конкретной семьи.

Семья автономна в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и другие меры семейной политики должны не регламентировать ее поведение, а способствовать самостоятельному развитию семьи, предоставлять ей возможность самостоятельного выбора форм поддержки.

Правительство Москвы признает равенство каждой семьи и всех ее членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности и религиозных убеждений.

Новизна Программы в том, что она закладывает фундамент для серьезных проектов и программ по всем направлениям жизнедеятельности семьи на среднесрочный и дальнесрочный периоды.

Реализация мероприятий Программы строится на принципах межведомственного взаимодействия, социального партнерства. Ответственность за семью разделяется с гражданскими институтами и всеми гражданами на основе сотрудничества с общественными организациями, церковью, благотворительными организациями и предпринимателями, выражающими интересы различных социальных групп населения.

Основные цели и задачи Программы

Создание основ для формирования городской инновационной модели семейной политики, разработка среднесрочной системы деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти и неотложных мер в области семейной политики.

Укрепление семьи как социального института, активизация ее внутренних ресурсов. Создание условий на территории города устойчивого развития и повышения доходности семьи на базе реализации ее социальной активности.

Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека.

Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства.

Создание необходимых условий для стабилизации семейнобрачных отношений, успешной реализации семьей репродуктивной, жизнеохранительной, экономической, социокультурной, воспитательной и других ее функций, активного формирования в обществе высокого престижа семейных ценностей и семейного образа жизни.

Сроки реализации Программы: в течение 2008 года.

Ожидаемые результаты проведения Года семьи в Москве:

· Укрепление института семьи, повышение статуса семьи в обществе.

· Повышение благосостояния семьи с несовершеннолетними детьми; расширение предпосылок для обеспечения благосостояния семьи на трудовой основе. Более полная реализация семьей репродуктивных намерений.

· Снижение детской, младенческой и материнской смертности, инфекционных заболеваний среди детей.

· Сокращение масштабов социального сиротства, обеспечение преимущественного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в семейных условиях.

· Создание условий для воспитания в семье и успешной последующей интеграции в общество детей-инвалидов.

· Уменьшение детской безнадзорности и числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

· Повышение физического, психического и социального здоровья населения Москвы.

Система организации контроля реализации Программы.

С целью обеспечения согласованных действий всех заинтересованных участников, оперативного решения вопросов, связанных с реализацией мероприятий и повышения эффективности управления Программой проведения Года семьи в Москве, создается Межведомственный совет (далее - Совет). Совет является коллегиальным органом. В состав Совета входят полномочные представители органов исполнительной и законодательной ветвей власти, бизнеса, ведущих научных и образовательных организаций, социозащитных учреждений города, некоммерческих, общественных объединений и средств массовой информации, деятели культуры и спорта.

Межведомственный совет:

* координирует взаимодействие всех заинтересованных участников Программы;

* курирует вопросы, связанные с ресурсным обеспечением Программы;

* координирует работу по организации и проведению городских мероприятий, предусмотренных Программой;

* уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;

* утверждает перечень целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы.

Для повышения эффективности межведомственного взаимодействия по реализации отдельных направлений и мероприятий Программы создается рабочая группа при Департаменте семейной и молодежной политики города Москвы.

Рабочая группа:

* обеспечивает проведение мониторинга программных мероприятий и готовит информацию о ходе реализации Программы;

* проводит межведомственные мероприятия (совещания, круглые столы и т.п.) с исполнителями по вопросам реализации Программы;

* несет ответственность за своевременную и качественную подготовку предложений по корректировке Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

* вырабатывает и готовит проекты распорядительных документов для оптимизации межведомственного взаимодействия структур, отвечающих за реализацию отдельных направлений Программы;

* разрабатывает показатели эффективности реализации мероприятий Программы;

* подготавливает аналитический бюллетень по итогам реализации Программы.

Основные исполнители Программы анализируют и представляют отчеты о ходе реализации мероприятий Программы в Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, который координирует и контролирует ход ее исполнения и в установленные сроки представляет отчет об итогах реализации Программы Правительству Москвы. Исполнители Программы размещают заказы на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

2.2 Результаты реализации года семьи в России

2008 год, объявленный в России Годом семьи, призван объединить усилия государства, общества и бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей.

После объявления 2008 года Годом семьи был принят и уже вступил в силу ряд законов, направленных на защиту семьи и самых социально незащищенных ее членов. Это, во-первых, Указ Президента России от 14 июля 2007 года "О создании Фонда по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации". На обеспечение деятельности этого фонда в 2008 году из федерального бюджета выделено более 5 млрд рублей.

Кроме того, в апреле 2008 года был принят Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" - первый в России единый документ, регулирующий отношения опекунов, попечителей и их подопечных, который вступил в силу 1 сентября. Закон упорядочивает процедуры установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства, определяет полномочия органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, а также определяет формы их поддержки государством.22

"Российская газета" - Спецвыпуск №4786 от 6 ноября 2008 г.

Основной целью проведения Года семьи является возрождение авторитета российской семьи, укрепление базовых семейных ценностей и традиций. Ведь семья - это важнейший институт общества, основа и опора государства, отвечающий за социализацию, "введение в жизнь" новых поколений.

В семье закладываются основы нравственного воспитания человека, культурно-духовного развития, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность.

Одним из проектов явилась реализация программы "Родовой сертификат", которая охватила уже более 92% всех рожениц в стране. Также в рамках нацпроекта были введены массовые обследования новорожденных и диспансерное наблюдение за ребенком первого года жизни, улучшились результаты раннего выявления больных детей с тяжелыми наследственными и врожденными заболеваниями. Доля получателей пособия на вторых и последующих детей увеличилась с 36% в 2007 году до 43% в 2008-м. Впервые были назначены пособия для неработающих женщин. Было введено два новых пособия, предназначенных семьям призывников, ранее имевших отсрочку. Это единовременное пособие жене срочника при сроке беременности не менее 180 дней в размере 14 тыс. руб. и ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до трех лет в размере 6 тыс. рублей.

В марте был открыт Фонд по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность этого фонда направлена на реализацию мер по профилактике семейного неблагополучия, семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и развитию системы индивидуального и социального сопровождения семьи и детей.

Безусловно, в рамках Года семьи проведено большое количество федеральных и региональных мероприятий. В то же время осталось много нерешенных проблем: низкий уровень среднего числа детей в семье, уровень здоровья семей в России продолжает снижаться, особенно это касается детского здоровья.

Все это говорит о том, что необходимо сформировать условия создания и сохранения благополучной семьи как главного фактора решения демографических проблем России.

Государство должно участвовать в предоставлении необходимого социального стандарта. Сейчас не определены ни типология семьи, ни социальные стандарты потребления различных семей с детьми, ни стоимость жизни для каждой семьи. Многие меры социальной защиты государство предоставляет, но они посчитаны, исходя не из потребностей семьи и современного образа жизни в России, а из финансовых возможностей государства.

Однако одних только усилий государственных органов власти недостаточно. Из Послания Президента можно увидеть очевидную истину - только через объединение усилий "государства, общества, бизнеса" можно достигнуть должных результатов в укреплении российской семьи.

Перед Россией стоит демографическая проблема. Автор "Семейной парадигмы" Федот Тумусов привел некоторые статистические данные, которые заставляют задуматься и искать пути скорейшего разрешения этой проблемы. "По статистике, к 2050 году (если ситуация не изменится) из 140 миллионов россиян останется чуть более трети. В этом случае Россия просто не сможет управлять своей огромной территорией и подвергнется распаду". Необходимы незамедлительные комплексные, системные меры, которые укажут пути решения социальных проблем, связанных с семьей, считает депутат Госдумы РФ Федот Тумусов.11 http://www.moschools.ru

Главный вывод, который был озвучен: год для такого рода государственных социальных программ - это слишком мало, лучше было бы сразу ориентироваться на пятилетку. Но кое-какие программы все же удалось реализовать. Правда, успех их объясняется во многом тем, что реально государство начало вкладывать средства в поддержку "семейных ценностей" еще в 2006 году, например в рамках нацпроекта "Здоровье". Именно тогда появился родовой сертификат, который существенно изменил ситуацию на рынке оказания услуг по родовспоможению. Впервые россиянки смогли реально "проголосовать рублем" за добросовестных врачей и родильные дома. Также в рамках нацпроекта были введены массовые обследования новорожденных и диспансерное наблюдение за ребенком первого года жизни, увеличились масштабы раннего выявления больных детей с тяжелыми наследственными и врожденными заболеваниями.

В свою очередь, в 2007 году значительно увеличились пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Из выступления г-на Топилина и других докладов чиновников выходило, что все меры, связанные с материальной стороной семейной жизни, были реализованы ведомством и правительством в 2007 году.

В 2008 году власти, наверное, подумали, что материальные проблемы уже во многом решены, и взялись за пропаганду семейных ценностей. В том числе и через моральное стимулирование. Повысить престиж многодетных семей должна в том числе и новая государственная награда - орден "Родительская слава". Введение этой награды в ответ на многочисленные обращения общественности положит начало новой традиции отличать заслуги не только многодетных матерей, но и отцов и, что наиболее важно, усыновителей, которые воспитывают или воспитали четырех и более детей, граждан России.

Особую важность играет создание нового Фонда по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, о создании которого было объявлено еще в марте. Надеемся, что деятельность этого фонда будет способствовать более полной реализации мер по профилактике семейного неблагополучия, семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и развитию системы индивидуального и социального сопровождения семьи и детей. Правда, реальные проекты этот фонд начнет осуществлять после окончания Года семьи, хотя средства под них были заложены еще в бюджет 2008 года. Чиновникам с весны так и не удалось решить внутренние организационные проблемы этого фонда.

На необходимость решать материальные вопросы параллельно с информационно-пропагандистскими мероприятиями обратила внимание чиновников глава комиссии Общественной палаты по вопросам социального развития Александра Очирова. В своем докладе она уделила особое внимание понятию экономической устойчивости семьи и необходимости законодательного закрепления стандартов качества жизни семьи. Таким образом предполагается закрепить в законе прожиточный минимум "ячейки общества", если в ней есть дети. И обязать региональные власти следить за соблюдением этого социального норматива.

Без принятия целого пакета "семейных" законов и ввода понятия "семья" в законодательное поле большинство проблем останутся неразрешимыми. Из более чем 30 "семейных" законопроектов, разработанных в Госдуме, за этот год была рассмотрена только четвертая часть. Понятно, конечно, что за один год все проблемы решить невозможно, хорошо уже, что члены правительственного оргкомитета Года семьи понимают значимость семейной темы.11 http://www.demoscope.ru

Заключение

Семья сталкивается с рядом острейших проблем, часть из которых она не может разрешить без помощи государства. Функции по оказанию помощи семьям выполняют все люди и организации, включенные в этот процесс. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику, органы местного самоуправления, общественные объединения и фонды. Потребность населения в социальных услугах растет, но муниципальные и государственные учреждения зачастую не имеют возможности предоставлять их в необходимом объеме, качественно и своевременно.

Развитие систем социального обеспечения семей является необходимым звеном в системе мер, которые направлены на улучшение положение детей и семьи в России. На данный момент семьи получили широкие возможности использовать услуги развивающейся системы социальных служб, которые направлены на особенности семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей и жизнедеятельности личности.

На фоне расстройства финансовой системы в России дети и семья являются наиболее нуждающейся и уязвимой категорией в мерах социальной защиты. Семейная государственная политика имеет большое значение в современной России, в том время как исторические процессы преобразования семьи, сами по себе проходящие противоречиво и болезненно, пересекаются с острыми проблемами, вызванными кризисом в социально-экономической сфере. Нужда в сильной семейной государственной политике вызвана, прежде всего, общественными потребностями. По своему предназначению и природе семья является союзником общества в решении его главных проблем, социализации детей, утверждении нравственных устоев, развития экономики и культуры. На данный момент общество заинтересовано в активно действующей семье, которая способна выработать свою собственную жизненную стратегию и реализовать ее, а так же обеспечить помимо своего выживания и развитие.

Список использованной литературы

1. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.- с.159.

2. http://www.kolybel-ekb.ru

3. "Об основных направлениях государственной семейной политики", указ президента РФ N 712 от 14 мая 1996 года (РГ 96-94) (с изменениями на 5 октября 2002 года)

4. http://www.mosgorzdrav.ru

5. Антонов А.И., Медков В. М., Архангельский В. Н. Демографические процессы в России, М., 2002, с. 17.

6. А. И. Антонов. "Судьба семьи в России XXI века", М.2000, с.34

7. http://ru.wikipedia.org

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.