скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ понятия и юридической значимости международных договоров

Первичные (суверенные) субъекты международного права - государства, борющиеся за свою независимость колониальные нации и народы - заключают международные договора практически по любым вопросам международно-правового регулирования. Производные (несуверенные) субъекты международного права - международные межгосударственные организации, государственно-подобные образования - имеют такую же правоспособность, но ограниченную их учредительными документами. Государство, согласившееся на обязательство договора независимо от вступления его в силу, именуется договаривающимся государством [11, с.49].

Действие договоров тесно связано с проблемой третьих государств или третьих международных организаций, под которыми понимаются такие государства или организации, которые не являются участниками договора [10].

Категории третьих организаций:

а) организация, не имеющая никакого отношения к договору, т.е. абсолютно третья организация. Для такой организации договор не порождает никаких правовых последствий (res inter alios acta);

б) участвовавшая в переговорах организация - организация, которая принимала участие в составлении и принятии текста. Такая организация имеет право подписать договор, выразить согласие на его обязательность, принимать оговорки или возражать против них, участвовать в назначении депозитария. Депозитарий препровождает таким организациям заверенные копии договора, уведомляет их о получении всех документов, относящихся к договору;

в) договаривающаяся организация - организация, которая согласилась на обязательность для нее договора, независимо от того, вступил ли договор в силу. Такая организация имеет кроме указанных право быть уведомленной о любом предложении, касающемся поправок к многостороннему договору, и принимать участие в решении вопроса о его принятии. Особое значение имеет то, что в этом случае организация обязана не лишать договор его объекта и цели до вступления его в силу (ст.18). Многосторонний договор может быть прекращен "по консультации" с договаривающимися организациями.

В принципе договор не создает обязательств или прав для третьих государств или международных организаций без их на то согласия. В то же время государства или другие субъекты международного права, заключая договор, нередко предусматривают права и обязанности для третьих сторон. Право для третьего государства возникает из положения договора, если его участники имели такое намерение и если само третье государство соглашается с этим [10]. Третьи государства или третьи международные организации не могут применять положения договора в качестве обычных норм международного права. Если же международный договор заключается с участием лиц, не являющихся субъектами международного права, он будет международно-правовым в части отношений между субъектами международного права и частно-правовым - в области отношений между субъектами международного права и лицами, не являющимися таковыми.

По кругу участников международные договоры подразделяются на [7]:

двусторонние (т.е. договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько);

многосторонние:

с неограниченным числом участников (универсальные или общие)

с ограниченным числом участников (региональные или партикулярные).

Закон Республики Беларусь "О международных договорах республики Беларусь" в ст.1 определяет двусторонний международный договор как международный договор, заключенный между двумя и более государствами и (или) международными организациями, которые выступают в качестве двух самостоятельных сторон международного договора. В той же статье определяется многосторонний международный договор как международный договор, заключенный тремя и более государствами и (или) международными организациями, которые выступают в качестве трех и более самостоятельных сторон международного договора [5, с.8]. К универсальным договорам относятся договоры, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты международного права. Иными словами, объект таких договоров представляет интерес для всех субъектов международного права. Договоры с ограниченным числом участников, которые называются региональными или партикулярными, это такие договоры, число участников которых ограничено [16].

По возможности присоединения договоры подразделяют на открытые и закрытые [5, с.8]. К закрытым договорам относятся, как правило, уставы организаций, двусторонние договоры. Участие в таких договорах для третьих государств предполагает согласие их участников. В открытых договорах может участвовать любой субъект международного права и такое участие не зависит от согласия сторон договора [16]. Подавляющее число договоров являются закрытыми, открытые договоры встречаются крайне редко, например: Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями 1986 года и др.

В зависимости от субъекта, заключающего договор, различают три вида международных договоров [13]:

межгосударственные - заключаются от имени государства,

межправительственные - заключаются от имени правительства,

межведомственные, от имени ведомств - заключаются от имени органов исполнительной власти.

Что касается Республики Беларусь, несмотря на такую классификацию, такие договоры, заключенные с Республикой Беларусь, будут считаться договорами Республики Беларусь, независимо от того, какой государственный орган заключил договор, и этот договор создает права и налагает обязанности на государство в целом.

Различают, также следующие виды договоров [15]:

соглашения, устанавливающие общие правила поведения субъектов международного права (например, устав ООН),

соглашения, регулирующие конкретные отношения между государствами: например, договор об оказании взаимопомощи.

Также международные договоры классифицируются: на политические, экономические и соглашения по культурным вопросам. К политическим договорам относятся: союзные договоры, договоры о взаимной помощи, пакты о не нападении, соглашения о нейтралитете, мирные договоры. Союзные договоры - это политическое соглашение в силу которых заключающие их государства, договариваются об охране существующего политического положения (создание военного блока). Договоры о взаимной помощи - это политическое соглашение, которое обязывает участников этих договоров оказывать друг другу определённую взаимную помощь. Пакты о ненападении - это политические соглашения, по которым страны обязуются воздержаться от нападения на другое государство. Соглашение о нейтралитете - это политический договор между государствами, который обязывает их не участвовать в войне в случаи её возникновения, между договорившимися государствами и третьими государствами. Мирный договор - это политический договор, который прекращает состояние войны и устанавливает между государствами политические, экономические и иные отношения. Экономические соглашения - это договоры между субъектами, которые устанавливают определённый режим в сфере международно-экономических отношений [15].

Таким образом, субъектами права международных договоров могут быть только субъекты международного права, которые имеют равную правоспособность заключать договоры. Решение вопроса об участии в договоре принимает само государство в зависимости от его заинтересованности. Международный договор обязателен для всех участников договора. По кругу участников международные договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние. По возможности присоединения договоры бывают открытые и закрытые. В зависимости от субъекта, заключающего договор, различают межгосударственные, межправительственные и межведомственные международные договора.

Глава 3. Республика Беларусь и международные договоры

3.1 Республика Беларусь и международные договоры

27 июля 1990 г. Верховный Совет Республики Беларусь издал Декларацию о государственном суверенитете Республики Беларусь. Определенное внимание в Декларации было уделено международному праву. Так, в Преамбуле была торжественно провозглашен полный государственный суверенитет Республики Беларусь, "действуя в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепризнанными международно-правовыми актами" [17]. Таким образом, Республика Беларусь выразила opinio juris в отношении Всеобщей декларации прав человека. Многие положения Всеобщей декларации впоследствии были трансформированы в Конституцию Республики Беларусь, равно как и положения Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь имела статус конституционного закона, который она утратила со вступлением в силу Конституции Республики Беларусь 30 марта 1994 г.

Статья 8 Конституции Республики Беларусь гласит: "Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, в соответствии с нормами международного права она может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции". Статья 18 Конституции предусматривает, что "Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права".

В законодательстве республики в вопросе международного права наблюдается определенный прогресс. С 1990 г. в Республике Беларусь было издано значительное число законов, содержащих отсылки к международным договорам. Большинство законов включают статью о приоритете положений международных договоров Республики Беларусь в случае коллизии с положениями законов.

Можно привести следующую схему иерархического соотношения нормативных актов, входящих в правовую систему Республики Беларусь [17]:

1) общепризнанные принципы международного права;

2) Конституция Республики Беларусь;

3) ратифицированные договоры;

4) законы, декреты, указы Президента, международные обязательства Республики Беларусь, вытекающие из договоров, не подлежащих ратификации, и обычных норм международного права;

5) акты межгосударственных образований, участником которых является Республика Беларусь, подзаконные нормативные акты, принятые Советом Министров, Верховным судом, Высшим хозяйственным судом, Генеральным прокурором.

Кроме Конституции немаловажное значение имеет Закон Республики Беларусь "О международных договорах Республики Беларусь" от 23.07.2008г. (далее Закон): он определяет место международных договоров в системе белорусского права, органы, имеющие право заключать подобные договоры, порядок ратификации международных договоров и т.д. В частности, Закон подробно регулирует такие вопросы как порядок заключения, выполнения, прекращения и приостановления действия международных договоров, а также порядок регистрации в международных органах, хранения подлинников международных договоров и официальной публикации. Закон содержит положения о подготовке проектов международных договоров, в соответствии с которыми государственные органы Республики Беларусь имеют возможность проведения консультаций с органами иностранного государства или с международной организацией в целях определения возможности заключения международного договора, уточнения намерений сторон относительно объекта, цели и содержания международного договора, а также определения предварительного порядка и сроков работы по подготовке проекта международного договора. В статьях Закона уточнено содержание обоснования целесообразности заключения международного договора, которое должно содержать оценку финансовых и (или) экономических, политических и иных последствий для Республики Беларусь в случае заключения международного договора. Законом определены основания для ратификации международных договоров и порядок правопреемства Республики Беларусь в отношении международных договоров СССР. Закон включает положения о поправках к международным договорам, в него включены положения, закрепляющие функции государственных органов Республики Беларусь в отношении международных договоров государства [3].

Следует сказать, что существующий механизм регулирования международных отношений в Республике Беларусь еще недостаточно совершенен. Однако, несмотря на это, имеются основания ожидать, что в будущем эти недостатки будут устранены. Об этом свидетельствует ориентация белорусского законодателя на международное право: Конституцией закреплен приоритет общепризнанных принципов международного права; Государство достаточно внимательно относится к своим международно-правовым обязательствам; Заключению каждого международного соглашения предшествует тщательная правовая экспертиза. Повышению в республике авторитета международного права способствует также его преподавание в вузах страны.

Таким образом, для успешного взаимодействия нашего государства в области международного права еще необходимо проделать значительную работу, которая должна коснуться едва ли не всех отраслей национального права. Для того чтобы "подключить" международное право к правовой системе Республики Беларусь, понадобятся усилия не только юристов-международников. Как представляется, особенно ценным был бы также вклад специалистов по конституционному праву, гражданскому, хозяйственному и уголовному праву и процессу, а также административному и финансовому праву.

Заключение

Таким образом, подводя итоги данному исследованию, можно сказать следующее.

Международный договор является типичной юридической формой установления сотрудничества между субъектами международного права. Существуют различные наименования международных договоров: пакт, трактат, конвенция, протокол, соглашение, декларация, договор - эти различия не имеют юридического значения и на практике критерий их применения не выработан. Стороны при заключении договоров самостоятельно решают, которое название дать договору.

Как и всякая объективная реальность, договор действует во времени и пространстве. Договор определяет, в каком месте и в какое время предписанное им поведение должно осуществляться, и тем самым его действие имеет одновременно временной и пространственный характер. Даже в тех случаях, когда в договоре не указаны время и место действия, это не значит, что он независим от времени и места действия, ибо явления, которым он посвящен, происходят в определенном месте и в определенное время.

Международный договор обязателен для всех участников договора. Субъектами права международных договоров могут быть только субъекты международного права, которые имеют равную правоспособность заключать договоры. Решение вопроса об участии в договоре принимает само государство в зависимости от его заинтересованности.

Различают международные договора:

по кругу участников: двусторонние и многосторонние (с неограниченным числом участников (универсальные или общие) и с ограниченным числом участников (региональные или партикулярные));

по возможности присоединения: открытые и закрытые;

в зависимости от субъекта, заключающего договор: межгосударственные, межправительственные и межведомственные;

по сфере регулирования: соглашения, устанавливающие общие правила поведения субъектов международного права и соглашения, регулирующие конкретные отношения между государствами.

по вопросам, регулируемым договором: политические, экономические и соглашения по культурным вопросам.

Что касается Республики Беларусь, несмотря на такую классификацию, такие договоры, заключенные с Республикой Беларусь, будут считаться договорами Республики Беларусь, независимо от того, какой государственный орган заключил договор, и этот договор создает права и налагает обязанности на государство в целом.

В законодательстве Республики Беларусь в вопросе международного права наблюдается определенный прогресс. Конституции Республики Беларусь, а также Закон Республики Беларусь "О международных договорах Республики Беларусь" определяют место международных договоров в системе белорусского права, органы, имеющие право заключать подобные договоры, порядок ратификации международных договоров и т.д.

Существующий механизм регулирования международных отношений в Республике Беларусь еще недостаточно совершенен. Для успешного взаимодействия нашего государства в области международного права еще необходимо проделать значительную работу, которая должна коснуться едва ли не всех отраслей национального права.

Список использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г. №2875 (с изменениями и дополнениями) // Газета "Звязда". - 1996г. - №276. - С.1;

2. О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23.07.2008. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.tamby. info/zakon/zakon-421_2008. htm - Дата доступа: 10.08.2010г.;

3. Комментарий к Закону Республики Беларусь "О международных договорах Республики Беларусь". Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.center.gov. by/article69.html. - Дата доступа: 23.08.2010г.;

4. Лебедев А.Д. Международное публичное право: учеб. - метод. комплекс для студентов юридических специальностей / А.Д. Лебедев; Минский институт управления. - Мн.: Изд-во МИУ, 2006. - 432 с.;

5. Международное публичное право (Особенная часть): курс лекций / А.В. Гурин. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2010. - 177 с.;

6. Актуальная правовая информация. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.lawmix.ru/comm/1411/. - Дата доступа: 12.08.2010г.;

7. Википедия. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki/Международный_акт#. D0.9A. D0. BB. D0. B0. D1.81. D1.81. D0. B8. D1.84. D0. B8. D0. BA. D0. B0. D1.86. D0. B8. D1.8F_. D0. BF. D0. BE_. D0. BA. D1.80. D1.83. D0. B3. D1.83_. D1.83. D1.87. D0. B0. D1.81. D1.82. D0. BD. D0. B8. D0. BA. D0. BE. D0. B2 - Дата доступа: 10.08.2010г.;

8. Вирко Н.А. Международное право. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/n_a_virko/mejdunarodnoe_ pravo/read_online.html? page=2#part_191 - Дата доступа: 10.08.2010г.;

9. В помощь студенту. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://test. texttohtml.ru/? q=node/6023. - Дата доступа 11.08.2010г.;

10. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://iir-mp. narod.ru/books/intlaw_book/ - Дата доступа: 10.08.2010г.;

11. Кудинов О.А. Международное публичное право: Учебно-практическое пособие, руководство по изучению дисциплины / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2004. - 200 с.;

12. Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Том II. Действие международных договоров. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.pravo. vuzlib.net/book_z1058_page_16.html. - Дата доступа: 10.08.2010г.;

13. Международное право. Бирюков П.Н. Учебное пособие. Часть 1. М.: Юристъ. 1998г. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law/news. php? newsid=910. - Дата доступа: 10.08.2010г.;

14. Первая полнотекстная справочная. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.hf1.ru/biografii/5991-ponjatie-iklassifikatsija-mezhdunarodnyh-dogovorov.html - Дата доступа: 12.08.2010г.;

15. Rafererru. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://works. tarefer.ru/52/100054/index.html. - Дата доступа 11.08.2010г.;

16. Сайт рефератов. Понятие международного договора. - Режим доступа: http://www.ref. by/refs/51/40153/1.html - Дата доступа: 10.08.2010г.;

17. Белорусский журнал международного права и международных отношений 2001 - № 4. Алексей Барбук. Имплементация международного права в Республике Беларусь. Режим доступа: http://www.evolutio. info/index. php? option=com_content&task=view&id=449&Itemid=52. - Дата доступа: 28.08.2010г.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.