скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций"

Анализ Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций"

1

анализ Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций"

Не успел еще Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" 1 (далее - Указ № 178) вступить в силу, как вокруг него стали все громче и громче раздаваться голоса, желающих подискутировать по поводу применения этого долгожданного законодательного акта.

Одним из вопросов полемики является вопрос распространения (вернее, нераспространения) действия Указа №178 на отдельные финансовые операции, обладающие всеми признаками внешнеторговых операций.

В п. 1.2 Указа № 178 четко и однозначно перечисляются внешнеторговые операции, на которые действия данного Указа не распространяются. К ним относятся операции:

· проводимые представительствами (филиалами) резидентов, дипломатическими и иными официальными представительствами, консульскими учреждениями Республики Беларусь, находящимися за пределами Республики Беларусь, для собственных нужд, необходимых для обеспечения их функционирования;

· проводимые на территории Республики Беларусь через розничную сеть резидентами с представительствами (филиалами) нерезидентов и физическими лицами - нерезидентами;

· расчеты по которым осуществляются физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, наличными денежными средствами за пределами Республики Беларусь;

· расчеты по которым осуществляются через банки-нерезиденты.

Данный перечень имеет закрытый характер, но, тем не менее, есть такие операции, которые подпадают под действия Указа № 178 частично либо не подпадают вовсе.

Возьмем для примера страхование.

Во многих нормативных правовых актах страхование называют услугой. А если страхователем или страховщиком выступает нерезидент, то это не просто услуга, а услуга, имеющая черты внешнеторговой операции. Если же это внешнеторговая операция, то к ней применимы понятия "даты прекращения обязательства" и "сроки прекращения обязательства".

Напомним, что в соответствии с п. 1.1 Указа № 178 датой выполнения работ (оказания услуг, получения или передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) является дата подписания сторонами акта о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг, полученной охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо иного документа, предусмотренного законодательством, подтверждающего факт исполнения обязательства по внешнеторговой операции.

Также согласно п. 1.4 Указа № 178 резиденты обязаны обеспечить прекращение обязательств нерезидентами в полном объеме в следующие сроки:

· при экспорте - не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;

· при импорте - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.

Таким образом, по внешнеторговым договорам страхования резидент должен выполнить требования законодательства в отношении, прежде всего, сроков прекращения обязательств по внешнеторговым операциям, которыми являются страховые услуги.

Обратимся к другому виду законодательства - гражданскому.

В соответствии со ст. 819 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) по договору страхования одна сторона (страховщик) обязуется при наступлении предусмотренного законодательством или договором события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или третьему лицу (застрахованному лицу, выгодоприобретателю), в пользу которого заключен договор, причиненный вследствие этого события ущерб застрахованным по договору имущественным интересам (произвести страховую выплату в виде страхового возмещения или страхового обеспечения) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы, лимита ответственности), а другая сторона (страхователь) обязуется уплатить обусловленную договором сумму (страховой взнос, страховую премию).

Статья 832 ГК определяет существенные условия договора страхования.

Так, при заключении договора имущественного страхования или страхования ответственности между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

1) об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;

2) о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);

3) о размере страховой суммы (лимита ответственности);

4) о сумме страхового взноса (страховой премии) и сроках его уплаты;

5) о сроке действия договора.

При заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

· о застрахованном лице;

· о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая);

· о размере страховой суммы (лимита ответственности);

· о сумме страхового взноса (страховой премии) и сроках его уплаты;

· о сроке действия договора.

Возникает вопрос: каким образом определить дату начала страховой услуги как внешнеторговой операции, если учесть, что договор страхования вступает в силу со дня уплаты страхового взноса (страховой премии) или первой его части, если в законодательных актах или правилах соответствующего вида страхования, утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков и согласованных с органом, осуществляющим государственный надзор за страховой деятельностью, не предусмотрено иное?

В соответствии с Указом № 178 началом операции является дата проведения платежа за услугу. Но в чем выражается услуга по страхованию? Видимо, в том, что страховщик берет на себя обязательство с момента уплаты страхового взноса взять страхователя, так сказать, под свою опеку. Страхователь платит за то, что в любой момент, когда наступит страховой случай, ему будет выплачено страховое возмещение. Но случай - это категория типично вероятностная: может наступить, а может и не наступить. Как же тогда исчислять срок внешнеторговой операции, а тем более, исполнить его в 60-дневный срок? Что понимать под оказанием услуги - подписание договора страхования либо наступление страхового случая? Кто может ответить?

А если рассматривать несколько глубже юридические вопросы, то вполне вероятно, что может получиться такая ситуация: страхование-то и не услуга вовсе, а отдельный вид обязательств по гражданскому законодательству. Ведь возмездное оказание услуг - это гл. 39 ГК, а страхование - гл. 48 ГК. Почему они разделены? Не потому ли, что имеют различную правовую природу? И не потому ли нормы Указа № 178 не могут быть одинаково отнесены к страхованию и к услуге, а понятие "страховая услуга" больше напоминает традиционное словосочетание.

В любом случае говорить об однозначности применимости норм Указа № 178 к страхованию дело рискованное. Необходимы четкие юридические разъяснения, но, к сожалению, Указ № 178 и на этот раз такого права ни одному органу не предоставил.

Еще один вид экономических взаимоотношений - финансовая аренда (лизинг).

Чтобы приступить к анализу лизинга в рамках Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций", следует еще раз взглянуть на этот вид хозяйственной деятельности с юридической точки зрения.

Финансовый лизинг - это такой вид операции (его можно рассматривать как разновидность прямых инвестиций), при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца, передать данное имущество лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных в договоре финансового лизинга условиях во временное владение и пользование.

То есть при реализации механизма финансового лизинга лизинговая компания по заявке лизингополучателя приобретает оборудование и передает его лизингополучателю во временное пользование (в лизинг).

Срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его.

Как правило, эксплуатируя оборудование, лизингополучатель поэтапно уплачивает лизинговые платежи, включающие в себя стоимость оборудования, затраты по привлечению кредитных средств банков, комиссию лизинговой компании.

Лизинг представляется довольно выгодным видом деятельности по разным причинам. Так, например, в соответствии с законодательством по отношению к оборудованию, передаваемому по договору финансового лизинга, применяется механизм ускоренной амортизации с коэффициентом ускорения, что позволяет лизингополучателю существенно уменьшить сумму уплачиваемых налогов и сэкономить значительную часть финансовых средств.

Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга.

В лизинге участвуют три субъекта лизинговой сделки:

· лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование;

· лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование в соответствии с договором лизинга;

· продавец (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем, продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга.

Преимущества лизинга заключаются в том, что в ситуации, когда банковская система недостаточно развита, и возможности получения инвестиционных кредитов ограничены, лизинг является одним из наиболее доступных и эффективных способов финансирования развития производства.

Лизинг - это уникальный инвестиционный инструмент, который способствует повышению конкурентоспособности промышленности, напрямую стимулирует процесс замещения импортной продукции качественными отечественными аналогами, повышению занятости населения, росту доходов частного бизнеса и государства.

Существует несколько видов лизинга.

Оперативный лизинг - вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование.

При истечении срока действия договора лизинга и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором, предмет лизинга возвращается. При оперативном лизинге он может быть передан в лизинг неоднократно в течение полного срока его амортизации. Оперативный лизинг называют также операционным, или эксплуатационным лизингом.

Суть финансового лизинга заключается в инвестировании временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда лизингодатель приобретает в собственность обусловленное договором купли-продажи имущество у определенного продавца и предоставляет это имущество в соответствии с договором лизинга лизингополучателю за плату во временное владение и пользование.

Международный лизинг - понятие, возникшее, когда лизинг вышел на международный уровень. Делится, соответственно, на экспортный и импортный.

Согласно договору экспортного лизинга лизинговая фирма приобретает имущества у национальной фирмы, а затем передает его в пользование на договорных началах иностранному лизингополучателю. Импортный лизинг предполагает обратную ситуацию, когда оборудование лизингодатель закупает у иностранного субъекта хозяйственной деятельности, а затем предоставляет его на правах лизинга отечественному лизингополучателю.

Лизинговая сделка классифицируется как сделка международного лизинга в том случае, если лизингодатель (лизинговая компания) и лизингополучатель являются резидентами различных государств. Резидентом какого государства в данном случае является поставщик оборудования, не имеет значения. Наиболее сложные сделки международного лизинга могут включать неограниченное число задействованных стран. Главный критерий принадлежности сделки лизинга к сделке международного лизинга заключается в том, являются ли лизингодатель и лизингополучатель резидентами одной страны.

Выгодность применения сделок международного лизинга - в использовании благоприятного налогового режима, установленного в той или иной стране. Это можно представить как экспорт налоговых льгот из страны лизингодателя в страну лизингополучателя.

Сделки международного лизинга также являются распространенным механизмом продаж оборудования, производимого предприятиями страны лизингодателя. Данный механизм реализации продукции является довольно действенным для производителей, так как практически полностью сделка может быть профинансирована посредством лизинговой схемы. Лизингополучатели, в свою очередь, получают преимущества из-за того, что в стране лизингодателя можно привлечь финансирование под более низкие проценты, чем в своей стране, что, естественно, отражается на стоимости всей сделки.

Основная цель валютного регулирования - устойчивая равновесная ситуация на валютном и связанных с ним рынках. Незаконный отток капитала, правонарушения в валютной сфере наносят значительный ущерб государству и гражданам, поэтому валютный контроль на данном этапе развития экономики государства необходим. Тем не менее, валютный контроль в том виде, в каком он существует в настоящее время в Республике Беларусь, в будущем может утратить значение эффективного рычага, с помощью которого достигаются реальные результаты, если его не реформировать и не трансформировать в такой вид контроля, при котором решались бы основные задачи, поставленные Главой государства и Правительством Республики Беларусь в области проведения валютных операций.

Уровень валютного контроля должен соответствовать уровню развития экономики, тем не менее, следует постепенно переходить к современным рыночным стандартам управления валютной политикой и введению системы валютного контроля, наиболее соответствующую общемировым стандартам.

Необходим валютный контроль, способствующий эффективному взаимодействию предприятий и организаций с банками как агентами валютного контроля и не создающий необоснованных препятствий для работы экспортеров и импортеров.

Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее - Указ) и нормативные правовые акты, принятые во исполнение требований данного Указа призваны решить задачу упрощения валютного контроля, а именно в отношении регистрации паспортов сделок, оформления и представления в банк необходимых документов, получения разрешений на продление сроков внешнеторговых операций, способов прекращения обязательств по внешнеторговым договорам и иных процедур, связанных с исполнением условий внешнеторговых договоров.

Таким образом, совершенствование в ближайшей перспективе валютного законодательства для внешнеторговой деятельности государства и для функционирования бизнеса в Республике Беларусь (как государственного, так и частного) имеет большое значение - это большой шаг на пути совершенствования законодательства в данной сфере и залог более динамичного и эффективного развития международной торговли. При этом сохраняется обеспеченность внешнеторговых операций должным контролем, который в свою очередь, хотя и в минимальной степени, осложняет процедуру осуществления внешнеэкономических сделок, но все же способствует на данном этапе развития экономики государства сохранению стабильности как на внешнеторговом, так и на валютном рынке государства.

В целях приведения в соответствие с Указом нормативных правовых актов Национального банка, регулирующих контроль банками внешнеторговых операций, а также установления требований по оформлению внешнеторговых операций резидентами Республики Беларусь принято постановление Правления Национального банка от 2 сентября 2008 г. № 130 "Об утверждении Инструкции о порядке регистрации паспорта сделки и контроля банками за проведением резидентами внешнеторговых операций" (далее - Инструкция).

Инструкция разработана и принята на основании таких законодательных актов, как Указ, Банковский кодекс Республики Беларусь и закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле".

Следует обратить внимание на то, что требования Инструкции не могут быть применены к договорам аренды (в том числе финансовой аренды), поскольку в соответствии с Указом данный вид обязательств, отраженный в таких договорах, не является объектом применения норм Указа в силу отсутствия такого понятия в составе экспорта и импорта.

Также требования Инструкции не могут быть применены к договорам страхования, поскольку по таким договорам невозможно установить сроки прекращения обязательств в контексте Указа.

Нормы Инструкции в отношении регистрации паспортов сделок применяются только к тем товарам, по которым в соответствии с таможенным законодательством производится таможенное оформление.

Также необходимо отметить, что по договорам смешанного типа (например, договор подряда, по условиям которого осуществляется поставка товаров, необходимых для производства работ) паспорта сделки регистрируются только на те товары, количество и цена либо стоимость которых отражены в договоре и оплачиваются отдельно от оплаты работ либо услуг.

Основные нормы и требования данного нормативного правового акта следующие.

Все разъяснения по порядку применения норм Инструкции, утвержденной указанным Постановлением, могут быть даны за подписью заместителя Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, направляющего деятельность Главного управления валютного регулирования и валютного контроля.

При оформлении документов валютного контроля по внешнеторговым договорам, по которым паспорт сделки зарегистрирован до вступления в силу Указа, банки используют последний по дате регистрации паспорт сделки, а в случае одновременной регистрации нескольких паспортов сделок - любой из них по усмотрению резидента.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.