скачать рефераты

МЕНЮ


Антидемпинговый процесс по законодательству России и праву ВТО

Ущерб «отрасли национальной экономики» оценивается на основе того, каков объем импорта, как он растет, каковы последствия такого импорта (ст.ст. 3.1. - 3.4. АК). В заявлении, как правило, указывается, насколько возрос ежемесячный импорт товара за определенный предшествующий период, как упала цена на единицу аналогичного/подобного товара на рынке страны-импортера, насколько уменьшилось его производство.

В России по вопросу ущерба принят специальный подзаконный акт - Постановление Правительства № 183 от 16 февраля 1999 года. Постановлением утверждено Положение «Об особенностях определения существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта».

Ущерб от демпинга может выражаться также в замедлении становления отрасли национальной экономики. Тематика угрозы ущерба и замедления становления отрасли от демпинга не имеет, по сути, пока детальной регламентации ни в праве ВТО, ни во внутреннем праве большинства государств.

Самое важное: обязательно должна иметь место причинная связь между демпинговым импортом и ущербом национальной отрасли промышленности. В Антидемпинговом кодексе (ст.ст. 3.5 - 3.7 АК) установлено много критериев для того, чтобы определить эту причинную связь.

В принципе возможны две ситуации:

а) низкие цены на иностранный товар (демпинговый товар) непосредственно сокращают спрос на отечественные аналогичные/подобные товары. В этой ситуации связь между демпинговым товаром и ущербом отрасли экономики - очевидна;

б) низкие цены на иностранный товар (демпинговый товар) не сказываются на спросе на отечественные товары и, значит, в этой ситуации нет прямой связи между демпингом и состоянием отрасли отечественной экономики.

Кто и как инициирует антидемпинговые процедуры? В Антидемпинговом кодексе предусмотрен порядок возбуждения антидемпингового дела. Начинаться оно может двумя путями:

- с «письменного заявления», поданного «отечественной отраслью или от ее имени» (ст. 5 АК);

- согласно Постановлению Правительства РФ № 274 от 11.3. 1999 г. - «от имени отрасли российской экономики». Подать такое заявление может ассоциация отраслевых предприятий, торгово-промышленная палата, профсоюз и т.п. В этом случае заявление должно поддерживаться отечественными производителями, чья совокупная продукция составляет более 50 процентов всего объема производства аналогичного товара;

- в особых обстоятельствах, как предусмотрено Антидемпинговым кодексом, инициатором решения о расследовании может выступить соответствующий компетентный орган государства. В указанном выше Постановлении Правительства № 274 предусматривается, что возбуждение антидемпингового дела может быть произведено по заявлению органа исполнительной власти субъекта Федерации.

Каких-то специальных требований к форме заявления в Антидемпинговом кодексе нет, кроме требования простой письменной формы. Международная практика исходит из того, что заявление и порядок его оформления определяются сложившимися в соответствующей стране традициями подачи официальных (публичных) документов.

В то же время имеется ряд требований к содержательной стороне заявления. Оно в обязательном порядке должно содержать доказательства демпинга, ущерба от демпинга и причинно-следственной связи между демпингом и ущербом (ст. 5.2. АК). Простого утверждения о демпинге, не подкрепленного доказательствами, недостаточно.

Стоимостные показатели в заявлении в целях сопоставимости следует указывать как в рублевом, так и долларовом исчислении (по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент их определения).

Представляемая информация заверяется руководителями организаций, поддерживающих заявление, и их сотрудниками, ответственными за ведение бухгалтерской отчетности.

Заявление подается в компетентные государственные органы. В России в качестве такого органа определено Министерство экономического развития и торговли (Постановление Правительства № 990 от 21.12.2000 г.).

Министерство рассматривает заявление, изучает точность и адекватность представленных доказательств. Датой принятия заявления к рассмотрению считается дата регистрации заявления в Министерстве.

В течение 30 дней после принятия заявления Министерство должно внести предложение о проведении расследования или об отказе в расследовании в Комиссию по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.

30-дневный срок рассмотрения заявления может быть продлен, если представленных материалов будет недостаточно. В этом случае Министерство запрашивает у заявителя по почте или непосредственно дополнительные сведения. Такие сведения должны быть представлены также в течение 30 календарных дней (с возможностью продления еще на 10 дней).

Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике была создана Постановлением Правительства РФ № 890 от 17 июля 1997 года.

Именно эта Комиссия принимает решения о начале расследований, предшествующих введению антидемпинговых мер. О принятии Комиссией соответствующего решения Министерство экономического развития и торговли сообщает заявителю.

Дата принятия Комиссией решения о проведении расследования считается датой начала расследования. В случае представления заявителем дополнительной информации датой принятия заявления считается дата регистрации таких дополнений.

Заявление о демпинге, касающееся возбуждения антидемпингового расследования, должно быть отклонено, если соответствующие компетентные органы не нашли достаточных доказательств демпинга либо ущерба.

Заявление о применении антидемпинговых мер не может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей товара, поддерживающих такое заявление, приходится менее чем 25 % общего объема производства аналогичного (или непосредственно конкурирующего) товара в России.

В рассмотрении заявления может быть отказано Министерством (в письменной форме), если заявитель не представил в надлежащие сроки запрошенные дополнительные сведения.

Заявителю может быть отказано в рассмотрении заявления, если он представил в Министерство недостоверные сведения. Повторное заявление в отношении того же товара принимается к рассмотрению не ранее чем через год с даты отказа.

Расследование не может быть начато, если демпинговая маржа меньше, чем 2 %, и объем демпингового импорта товара незначителен.

Под «демпинговой маржой» понимается отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене. Минимально допустимая демпинговая маржа составляет 2 %.

Незначительным признается демпинговый импорт товара при двух условиях:

- если на долю государства экспортера приходится менее 3 % объема импорта такого товара в Россию;

- если импорт такого товара из всех государств, на долю каждого из которых приходится менее 3 % объема импорта такого товара в Россию, в сумме не превышает 7 % общего объема импорта такого товара.

Расследование не должно проводиться в отношении товара, происходящего из наименее развитых государств, признанных таковыми Организацией Объединенных Наций.

Международная практика показывает, что на стадии возбуждения антидемпингового дела отклоняется до 50 % поданных заявлений.

Заявление может быть отозвано заявителем до принятия решения о начале расследования. В этом случае такое заявление считается не подававшимся.

В определенных случаях обязательным условием проведения расследования является наличие заключения Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В таком заключении должны быть отражены последствия введения антидемпинговых мер на конкуренцию в России.

К случаям, требующим заключения Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, относятся следующие:

- если на одного российского производителя, поддержавшего заявление, приходится более чем 35 % производства аналогичного (непосредственно конкурирующего) товара;

- если общий объем импорта демпингового товара составляет менее 25 % общего объема реализации аналогичного (непосредственно конкурирующего) товара на российском рынке.

Пока не принято решение о возбуждении антидемпингового расследования, компетентные органы должны избегать любого разглашения заявления с просьбой о возбуждении расследования. Российское Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, по действующему законодательству, не имеет права разглашать содержание заявления, факт его получения и сведения о его рассмотрении.

Практическое значение могут иметь для российских предприятий и некоторые специальные положения, содержащиеся в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией (вступило в силу после ратификации в декабре 1997 году). В Соглашении (ст. 18) указывается, что «в отношении расследований демпинга… каждая сторона соглашается изучать представления другой стороны и информировать заинтересованные стороны о существенных фактах и соображениях на основе которых будет приниматься окончательное решение. Перед введением окончательных антидемпинговых пошлин … стороны предпринимают все возможное для нахождения конструктивного решения проблемы».

При этом стороны Соглашения согласились, что «при установлении нормальной цены должное внимание уделяется … любым естественным конкурентным преимуществам, продемонстрированным соответствующими производителями товаров, таким как доступ к сырьевым материалам, процесс производства, близость производства к потребителям и специальные характеристики товара».

Как известно, антидемпинговое право ЕС разработано очень глубоко и детализированно. В право ВТО вошли государственные интересы и идеология, заложенные, главным образом, ЕС и США.

Причем, в некоторых аспектах антидемпинговое право ЕС само по себе обладает существенными концептуальными особенностями.

Важно также отметить, что определенная координация в том что касается антидемпинговой практики наметилась в рамках ЕврАзЭс (в Сообщество входят: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан; Украина и Молдавия имеют статус наблюдателей).

Стадия расследования и принятия решения по результатам расследования

Начало расследования, таким образом, не является ни автоматическим, ни произвольным. Решение о расследовании должно быть обоснованным и серьёзным. До завершения расследования нельзя осуществлять никакие защитные меры, кроме временных (ст. 7 АК). Расследование должно быть завершено в течение 12 месяцев.

Антидемпинговое расследование проводится с использованием общепринятых и специальных методов. Главная задача данного этапа - дать ответы на три вопроса:

- есть ли в действительности демпинг?

- имеется ли существенный ущерб?

- существует ли причинно-следственная связь между демпингом и ущербом?

На стадии расследования компетентный государственный орган исследует представленные доказательства демпинга и ущерба от него и выносит решение по делу. Важно, что орган, который проводит расследование, не вправе самостоятельно принимать решение по результатам расследования (статья 5.6 АК).

Условно стадию расследования иногда подразделяют на два этапа: этап предварительного расследования и этап заключительного (окончательного) расследования. Так, в ст. 12 Административного кодекса речь идет о предварительном и об окончательном решении.

Возможно и более детализированное подразделение стадии расследования на этапы или отдельные процессуальные действия, например следующим образом:

- уведомление заинтересованных лиц о принятом решении; на этом этапе компетентный государственный орган направляет заинтересованным лицам письменное уведомление о принятом решении, просит представить дополнительную информацию, продлевает срок рассмотрения заявления, доводит решения до сведения общественности;

- исследование представленных документов;

- проведение слушаний сторон и представление доказательств;

- представление Министерством экономического развития и торговли предварительного заключения;

- введение временных мер;

- прекращение расследования;

- представление Министерством экономического развития и торговли окончательного доклада.

В России антидемпинговое расследование начинается с даты принятия решения об этом Комиссией Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Однако преобладающая доля «рабочей нагрузки» на этой стадии приходится на Министерство экономического развития и торговли.

В ходе расследования Министерство проводит консультации и переговоры с заинтересованными лицами; анализирует собранные материалы; знакомится с образцами демпингового товара; рассчитывает демпинговую маржу, чтобы определить размер ущерба; уточняет объемы демпингового импорта, в том числе на основе метода кумуляции объемов импорта из нескольких стран или, наоборот, выборки экспортеров/производителей демпингового товара; предпринимает иные меры в целях проведения расследования.

Министерство обязано в течение 30 календарных дней со дня принятия решения о начале расследования уведомить заинтересованных лиц о предстоящем расследовании.

Антидемпинговый кодекс (ст.ст. 5.5, 12) требует в этом вопросе определенной информационной открытости: о начале расследования должно быть сделано публичное извещение с пояснением принятого решения.

Общие условия и требования к стадии расследования можно было бы, исходя из норм права ВТО и российского законодательства, сформулировать следующим образом:

- срок проведения расследования в любом случае (с учетом возможного продления 12-месячного срока) не может превышать 18 месяцев с даты открытия расследования (статья 5.10. АК);

- рассмотрение дела в компетентных органах должно быть состязательным (статья 6.2. АК). Стороны процесса должны иметь право представлять любые допустимые доказательства (статья 6.1. АК). Кстати, промышленные потребители соответствующего товара и ассоциации потребителей также вправе представлять сведения со своей стороны (статья 6.12. АК);

- сведения конфиденциального характера не подлежат разглашению (статья 6.5. АК), хотя сам ход расследования должен широко освещаться, насколько это позволяет позиция «заинтересованных сторон» (статья 6.11. АК). Приказом Минторга РФ (теперь Министерства экономического развития и торговли) № 396 от 03.09.1999 года было утверждено Положение о порядке предоставления заинтересованным лицам информации, полученной в ходе расследования и не являющейся конфиденциальной;

- расследование не должно препятствовать таможенному оформлению и выпуску на таможенную территорию России товара, являющегося объектом расследования. В то же время Правительство России может осуществлять лицензирование ввоза на таможенную территорию страны демпингового товара без применения количественных ограничений;

- если одновременно проводятся несколько антидемпинговых расследований в отношении импорта какого-либо товара в Россию из нескольких иностранных государств, то указанные расследования могут быть объединены в одно.

При этом расчет ущерба производится исходя из того, что демпинговая маржа в отношении каждого иностранного государства должна быть больше минимально допустимой демпинговой маржи, а объем демпингового импорта товара из каждого иностранного государства - больше, чем «незначительный».

На этапе уведомления Министерство экономического развития и торговли направляет уведомление заинтересованным сторонам и одновременно направляет известным иностранным экспортерам и (или) производителям товара перечень вопросов, на которые им следует ответить. Ответы на эти вопросы (в письменном виде на русском языке) должны быть даны в течение 30 календарных дней.

Уведомление и (или) перечень вопросов считаются полученными стороной через семь календарных дней после отправки их по почте или в момент передачи непосредственно представителю заинтересованного лица.

Как должны выглядеть вопросы и «вопросники» - российским законодательством не определено: это будет диктоваться конкретными обстоятельствами и усмотрением Министерства. Ответы на вопросы считаются полученными, если они поступили в Министерство по почте или были переданы непосредственно не позднее 7 семи календарных дней по истечении отведенного тридцатидневного срока.

Заинтересованными лицами признаются: заявитель; российский производитель аналогичного (непосредственно конкурирующего) товара; объединение российских производителей, большинство участников которого производят такой товар; иностранный экспортер товара и иностранный производитель товара, являющегося объектом расследования; российский импортер товара или объединение российских импортеров, большинство участников которого являются импортерами такого товара; правительство иностранного государства; уполномоченный орган страны происхождения товара или экспорта такого товара; уполномоченный орган союза иностранных государств, в который входят страны происхождения такого товара или его экспорта; потребитель или объединение потребителей товара; федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; иные лица, права и интересы которых затрагиваются данным расследованием; лица, которые способны оказать содействие в проведении расследования.

Под «известными иностранными экспортерами и производителями товара» понимаются иностранные экспортеры и производители, о которых имеется информация в материалах дела.

Если в расследование вовлечено более двух иностранных экспортеров и (или) производителей, Министерство экономического развития и торговли вправе уведомить о принятии решения о расследовании только уполномоченные органы стран происхождения или стран экспорта демпингового товара (либо уполномоченный орган союза иностранных государств, в который входят страны происхождения или страны экспорта товара).

С момента получения уведомления о проведении расследования заинтересованные лица вправе предоставлять в письменной форме все доказательства, которые, по их мнению, имеют отношение к проводимому расследованию.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.