скачать рефераты

МЕНЮ


Авторский договор как основание правомерного использования произведения

Авторский договор как основание правомерного использования произведения

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО « Мелеузовский механико-технологический техникум»

Авторский договор как основание правомерного использования произведения

ММТТ.КР.030503.25.2010

Курсовая работа

по дисциплине «Гражданское право»

Студент: М.А. Ямщикова

Руководитель

работы: С.В. Неведрова

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время стали часто возникать споры между авторами произведений и издателями по вопросу о том, кому принадлежат права на опубликованные статьи, книги и иные литературные произведения.

Как правило, причиной подобных недоразумений являются небрежно составленные договоры о передаче авторских прав, или же вообще отсутствие каких-либо письменных соглашений. Если во времена Советского Союза существовали типовые договоры, которые являлись образцом для любого соглашения, то в настоящее время в целях обеспечения свободы договора (ст. 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации) инициатива сторон не связывается какими-либо нормами типовых договоров.

Таким образом, стороны сами должны составлять соглашение, ориентируясь лишь на закон и, возможно, на сложившуюся практику установления отношений между автором и пользователем (заказчиком).

Предварительно следует сказать, что в нашей стране авторское право регулируется существенно меньшим числом нормативных актов, нежели иные области права. Однако и то незначительное количество норм, существующих на данный момент, далеко от совершенства и содержит довольно много пробелов и неточностей, порождающих необходимость толкования и разъяснения. На сегодняшний день основной массив норм, регулирующих сферу авторского права, содержится во Всемирной конвенции об авторском праве, Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Конституции РФ, Гражданском Кодексе РФ, Законе "Об авторском праве и смежных правах", Федеральном законе, Гражданском Кодексе РСФСР (раздел 4, в части, не противоречащей законодательству РФ), (напомним, что согласно п.4 ст.15 Конституции РФ международные договоры России являются составной частью ее правовой системы и имеют приоритет над российскими законами). Этим определяется актуальность выбранной темы.

Цель данного исследования - рассмотреть авторский договор как основание правомерного использования произведения, определить понятие, виды и юридическую природу авторского договора, исследовать условия авторского договора и вытекающие из них права и обязанности сторон, проанализировать исполнение обязанностей по авторскому договору, установить основания изменения и прекращения авторского договора.

В структурном плане работа состоит из введения, четырех глав теоретической части, заключения и списка литературы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Понятия, виды и юридическая природа авторского договора

1.1.1 Виды и классификации авторских договоров

В литературе встречается достаточно предложений о классификации авторских договоров (авторский договор об издании произведения; авторский договор о публичном исполнении произведения, авторский договор об использовании произведения в кинематографии; авторский договор об использовании произведения на телевидении и радио; авторский договор о публичном показе произведения; авторский договор об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного искусства.) В зависимости от способа использования произведения могут заключаться и иные авторские договоры.

Большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров в зависимости от способа использования произведения. Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор, в соответствии с которым стороны осуществляют издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений и т.д. (2.7 стр.40)

Нередки случаи, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение, здесь возникает вопрос о заключении постановочного договора. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками и т.р.) путем постановки на сцене. Особый акцент следует сделать на том, что произведения, в отношении которых заключается постановочный договор, могут быть как необнародованными, так и уже известными публике.

В области кино и телевидения действуют сценарные договоры, которые возможно разделить, основываясь на виде произведения: кинофильм художественный, документальный, научно-популярный, видовой и др. Суть сценарного договора определяется тем, что отношения, которые он регламентирует. Порождаются необходимостью использования текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д.

При передаче произведения на хранение в специальный информационный орган, заключается договор о депонировании рукописи, которым регулируются условия и порядок обнародования и дальнейшего использования произведения.

С целью публичной демонстрации произведений изобразительного искусства, заключается договор художественного заказа. Его предметом являются произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность последних.

Ранее практике были известны договоры на готовое произведение и договоры заказа. Иными словами, эти виды авторских договоров характеризовались степенью готовности произведения. Содержащееся в ст. 503 ГК РСФСР 1964 г., определение авторского договора объединяло договор на готовое произведение и договор заказа. То же происходило и с типовыми авторскими договорами. Например, согласно Типовому издательскому договору на литературные произведения 1975 г., автор передавал или обязывался создать и передать издательству для издания и переиздания свое произведение.

1.1.2 Стороны авторского договора

Субъектами авторского договора являются автор или его правопреемник с одной стороны и пользователь произведения с другой.

Автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Совершеннолетние дееспособные авторы заключают авторские договоры самостоятельно либо действуют через поверенных и агентов. За малолетних (недееспособных) авторов авторские договоры подписывают их родители (опекуны).

Несовершеннолетние авторы в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют свои авторские права самостоятельно, в том числе заключают авторские договоры, самостоятельно, без контроля родителей и попечителей.

Авторские договоры по поводу использования коллективных произведений заключается со всеми соавторами. При этом все они могут принимать участие в согласовании условий и подписании договора либо это может быть поручено ими одному из соавторов. При подготовке сборника соответствующие договоры должны заключаться не только с составителем, но и с авторами всех охраняемых законом произведений, включаемых в сборник.

После смерти автора договор об использовании произведения заключается с его наследниками по закону или завещанию, обладающими гражданской дееспособностью. Если наследников несколько, для заключения авторского договора необходимо их общее согласие. Возникающий спор между наследниками разрешается в судебном порядке по иску любого из них.

Другой стороной авторского договора выступает пользователь произведения, т. е. специализированная организация, основной функцией которой является осуществление издательской, театрально-зрелищной, выставочной или аналогичной деятельности. В роли пользователя может выступать и индивидуальный предприниматель, имеющий право заниматься воспроизведением и распространением произведений как самостоятельным видом предпринимательства.

Иногда договорные отношения по поводу творческих произведений устанавливаются между авторами этих произведений и лицами, которые приобретают права на эти произведения не для последующего их использования в коммерческих целях, а для удовлетворения собственных нужд. Данные договоры ни в коей мере не противоречат действующему законодательству, однако, носят не авторский, а подрядный характер, хотя сам творческий результат, безусловно, охраняется нормами авторского права.

Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Необходимо отметить также, что все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.

Согласно Закону права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором.

1.1.3 Договор о передаче исключительных и неисключительных прав

Авторский договор о передаче исключительных прав (1.7 п.2 ст.30) определен как соглашение, разрешающее использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.

Авторский договор о передаче неисключительных прав (1.7 п.3 ст.30) определен как соглашение, разрешающее пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.

1.1.4 Договоры заказа и договоры на готовое произведение

Авторский договор заказа (1.7 ст. 33) - договор, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику.

Систематический анализ норм закона и приведенных выше определений, позволят сформулировать «собирательное» определение авторского договора - это соглашение о передаче или обязанности передачи автором пользователю (приобретателю) своих прав на использование произведения в рамках и на условиях, согласованных сторонами.(2.5 стр. 97)

Как видно из данного определения, базисной категорией в дефиниции авторского договора является понятие «произведение». В национальном законодательстве Российской Федерации категория «произведения, являющиеся объектами авторского права» включает:

- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

- хореографические произведения и пантомимы;

- музыкальные произведения с текстом или без текста;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

- другие произведения.

Важное значение имеет определение момента начала использования произведения. Началом использования произведения следует считать время выпуска его в свет. (3.1) Сдача рукописи литературного произведения в набор, репетиция спектакля и другие действия по подготовке произведения к выпуску в свет не могут считаться использованием произведения.

В законе авторского договора заказа не исключает того, что автор самостоятельно может обратиться в организацию (издательство, театр, студию), предложив ей свое готовое произведение.

Поскольку рукопись произведения в этом случае передается без заключенного договора, автор подвергается большому риску. Организация не связана обязательством по соблюдению срока рассмотрения поступившей рукописи и выполнения решения по ней(2.1 стр. 129).

Разумеется, издательства и иные организации, которые принимают к предварительному рассмотрению произведения, представленные по инициативе авторов, еще не вступают с последними в юридические отношения и не несут перед ними договорных обязанностей (3.2).

Тем не менее, принятое произведение должно быть рассмотрено организацией по существу в установленный договором срок. Организация в течение этого срока должна письменно известить автора либо об одобрении произведения, либо о его отклонении по основаниям, предусмотренным договором, либо о необходимости внести в произведение поправки с точным указанием существа требуемых исправлений в пределах условий договора. Иногда необходимость получения специального заключения по представленному произведению предусматривается нормативными актами (2.10 стр. 236).

Таким образом, юридическая природа авторского договора заключается в том что, авторский договор является разновидностью гражданско-правового договора, он носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров.

Авторский договор отличается от других гражданско-правовых договоров классификационным многообразием - существует очень много видов авторского договора, в основном это договоры заказа и договоры на готовое произведение.

Так же руководствуясь выше изложенным можно дать договору определение как волевому акту, основанному на взаимном соглашении сторон, направленному на возникновение, изменение или прекращение юридических отношений.

1.2 Условия авторского договора и вытекающие из них права и обязанности сторон

1.2.1 Условия авторского договора

Можно выделить несколько основных вопросов, ответы на которые должны быть согласованы сторонами при заключении авторского договора. Часть из них в случае отсутствия восполняется специально предусмотренными законом презумпциями (законодательными предположениями) или диспозитивными нормами, которые действуют, если сторонами договора не будут предусмотрены иные положения. Однако можно настоятельно рекомендовать при заключении договоров, связанных с передачей авторских прав и использованием произведений, включать непосредственно в их текст все основные условия, поскольку их отсутствие может весьма затруднить толкование договора в дальнейшем. (2.2 стр. 256)

Основные условия авторского договора:

- о передаваемых по авторскому договору видах прав и разрешаемых по такому договору способах использования произведения;

- об исключительности передаваемых прав, т.е. о передаче прав на исключительной либо на неисключительной основе (передаче исключительных или неисключительных прав);

- о сроке, на который передаются права по авторскому договору;

- о территории, для использования на которой передаются права по авторскому договору;

- о возможности дальнейшей передаче прав, т.е. о возможности или невозможности передаче полученных прав другим лицам;

- о вознаграждении - размерах, порядке выплаты и т.д.(2.2 стр.95).

Дополнительно следует обратить внимание на форму заключения авторского договора. В любом случае крайне желательно заключать такой договор в письменной форме, а если договор заключается с физическими лицами, то позаботиться также о нотариальном удостоверении во избежание сложностей в случае возникновения спора.

1.2.2 Права передаваемые по авторскому договору пользователю

Так, в ст. 16 Закона об Авторском Праве определяется перечень исключительных прав, которые позволяют автору или его правопреемникам разрешать или запрещать те или иные действия в отношении произведения (право на воспроизведение, право на распространение, право на передачу в эфир, право на публичное исполнение, право на перевод и т. д.).

Указание наиболее полного перечня передаваемых исключительных прав является особенно важным, поскольку закон предусматривает, что «все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными» (1.7 п. 2 ст. 31).

В соответствии с настоящим договором Правообладатель передает Правопреемнику Права, необходимые для использования Произведений указанными в настоящем договоре способами, в том числе:

1) право на воспроизведение;

2) право на распространение.

В зависимости от конкретных намерений издателя ему может потребоваться также право на импорт (если изготовленный тираж будет перевозиться из страны в страну, например ввозиться на территорию Российской Федерации), право на перевод (если книга будет переводиться на различные языки), право на переработку (если книга будет перерабатываться и использоваться, например, в виде комиксов или в сокращенном виде) и т. д.

В случае если передаются абсолютно все права на произведение, следует перечислить их все, а также не забыть о некоторых дополнительных возможностях, в том числе с учетом ожидающегося развития законодательства.

В соответствии с настоящим договором Правообладатель передает Правопреемнику все исключительные Права для использования Произведения любым способом и в любой форме, в том числе:

право на воспроизведение; право на распространение, право на сдачу в прокат и право на передачу в безвозмездное временное пользование; право на импорт; право на публичное исполнение; право на публичный показ; право на передачу в эфир; право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю; право на доведение до всеобщего сведения; право на перевод; право на переработку, включая случаи использования при создании аудиовизуальных произведений, а также права на субтитрирование и дублирование таких произведений; право на использование в качестве составных произведений и включение в иные составные произведения (включение в базы данных); право на регистрацию в качестве товарных знаков, знаков обслуживания и другие виды использования, соответствующие законодательству Российской Федерации.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.